Интегрированный урок по литературе, алгебре и началам анализа: "Базаров против Базарова"

Разделы: Математика, Литература


Форма урока: урок-исследование

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели урока:

  • Образовательная: с помощью симметрии проанализировать образ Базарова; обобщить и систематизировать знания учащихся по симметрии и тригонометрическим функциям и роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”
  • Воспитательная: воспитать нравственные качества, гуманность, эстетические взгляды и положительное отношение к знаниям;
  • Развивающая: самостоятельность, познавательность умений, частично – поисковую познавательную деятельность, развитие умений творчески подходить к решению поставленных задач.

Ход урока

I. Организационный момент. (2мин)

Взаимное приветствие учителя и учеников.

II. Вступительное слово. (3мин)

Учитель литературы:

Л. Н. Толстой в трилогии “Детство. Юность. Отрочество” признается “Стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? … Разве во всем в жизни есть симметрия?”

На нашем уроке мы предлагаем поразмышлять над этим вопросом.

Открыли тетради. Записали число…Классная работа.

Тема нашего урока: “Базаров против Базарова” (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”).

Цель урока: с помощью симметрии рассмотреть образ главного героя Евгения Базарова и выяснить, что лежит в основе архитектоники образа - гармония или дисгармония, симметрия или асимметрия. Обратите внимание на понятия, которые записаны на доске. Эти понятия будут ключевыми на сегодняшнем уроке.

Учитель математики: Известный математик Г. Вейль отмечал: “Симметрия является идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту, совершенство”.

Впрочем, не будем пытаться одной фразой сказать, что такое есть симметрия. Лучше давай посмотрим разные виды симметрии.

Здесь мы видим осевую, центральную симметрии. (Приложение1).

III. Сообщение учащегося. (3 мин)

О “Симметрии в графиках” нам расскажет….

(Выступление учащегося). (Приложение1).

IV. Работа в группах. (10 мин)

А теперь задание группам: построить график заданной функции и перечислить её свойства.

1 группа. Построить график функции у = cos x

2 группа. Построить график функции у = cos 2x, -х<0

3 группа. Построить график у = -cos x, 0<х

Перечислите свойства данных графиков:

1. Область определения.

2. Четность.

3. Непрерывность.

Обладает ли график данной функции симметрией? Если “да”, то какой?

Какие из этих графиков более приятны взгляду? Почему?

Как сказал Фейнман Р.

Для человеческого разума симметрия обладает, по - видимому, совершенно особой притягательной силой.

Учитель литературы: Действительно, стремление к гармонии свойственно человеку. Любое произведение гармонично, потому что в основе лежит сочетание идеи и темы. Образ героя художественного произведения обладает своей композицией. Стремление к равновесию, гармонии свойственно и И. С. Тургеневу.

V. Сообщение учащегося. (3мин)

VI. Работа в группах. (12мин)

Учитель литературы:

Архитектоника романа “Отцы и дети” создана путем строгого отбора сцен, соподчиненных главному герою.

Композиция еще примечательна и тем, что в ней воспроизводятся странствия героя. Какие места посещает Базаров?

Учитель литературы:

Автор здесь использует кольцевую композицию. С какой целью автор использует такую композицию?

(Тургенев дважды проводит героя по кругу к тем же людям, в схожие ситуации и каждый раз подвергает своего героя испытаниям).

Через какие испытания проходит герой?

Испытание чувством прекрасного (искусство и природа).

Испытание “пошлостью” (Кукшина и Ситников).

Испытание любовью (Одинцова).

Испытание временем (родители)

Что преобладает в Базарове в первом круге и во втором (вписать в круг).

Давайте посмотрим, каким предстает Базаров в первом странствии и во втором. А сделаем мы это, наблюдая за тем, как произносит Базаров слово “романтизм”.

С какой интонацией произносится это слово в разных эпизодах (об интеллектуальной и чувственной сфере).

Задание по группам (работа с цитатами).

VII. Проверка домашней работы по группам. (3мин)

Как вы думаете, сохраняет ли герой душевную гармонию или “ум” с сердцем не в ладу?

Как герой проходит эти испытания? Меняется ли он? Почему, как замечает отец героя, “не то что недоволен или сердит, а огорчен, грустен! Вот что ужасно”?

VIII. Итог урока. (7мин)

Учитель литературы: Тургенев проверяет на прочность взгляды Базарова - нигилиста. Изменился ли герой? Согласны ли вы, что в романе Базаров против Базарова?

Что одерживает победу? Прокомментируйте эпиграф.

“… в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане, чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было” (И. С. Тургенев)

“… ну, и равновесие нарушено” (И. С. Тургенев)

Согласны ли вы с тем, что равновесие героя нарушено?

Вывод.

(Выступления учащихся).

Действительно, гармония героя с окружающим миром нарушена. Во второй части внешний конфликт становится внутренним. Базаров нигилист борется против Базарова романтика, которого он осознал в себе, и не знает чем заполнить пустоту, которая образовалась в его жизненном чемодане.

(Вывод самостоятельно записать в тетради)

Учитель математики: В жизни не бывает абсолютной симметрии. Все ромашки на лугу одинаковы, но, конечно, они не совсем одинаковые. И каждая из них не совсем симметрична.

Вот и у нас два симметричных круга, но они не одинаковые, поскольку эти круги мы рассматриваем во временном пространстве, а Базаров со временем меняется, как меняется со временем и каждый человек.

Давайте посмотрим на графики, которые вы построили в начале урока. А ведь это - графический образ Базарова. Здесь и странствие по первому кругу, и душевные волнения, смятение чувств, пустота и уже изменившийся Базаров.

А что на графике может означать конечная точка графика?

Домашнее задание. (2мин)

Учитель литературы:

В чем причина гибели Базарова? Подумайте над вопросом: когда в романе впервые появляется тема смерти и кто погибает духовно?

Учитель математики:

Решить графически систему уравнений

Учитель математики:

Эпилог.

Как и в любом деле, абсолютизация одной идеи не могла привести ни к чему хорошему. Симметрия не составила исключения. Сведение красоты только к симметрии ограничивало богатство ее внутреннего содержания, лишало красоту жизни. Истинную красоту можно постичь только в единстве противоположностей. Вот почему именно единство симметрии и асимметрии определяет внутреннее содержание прекрасного. Симметрия воспринимается нами, как покой, скованность, закономерность, тогда как асимметрия означает движение, свободу, случайность.

В заключение урока мы посмотрим презентацию о симметрии в окружающем нас мире.

(Приложение2).

Выставление оценок.