Современная школа активно переходит на предпрофильное и профильное обучение. Время диктует свои требования к знаниям, полученным выпускниками общеобразовательных учреждений разных типов. Перед учителями, работающими в профильных классах, в процессе обучения встают вопросы, связанные с тем, как учить и чему учить. На выходе из старшей школы мы должны видеть ученика, умеющего легко ориентироваться в современном мире, спокойно адаптирующегося к требованиям, предъявляемым действительностью. Как проверить такие умения? Как увидеть, что результаты предпрофильной и профильной подготовки?
Данная задача ориентирована на изучение компетенций учащихся, таких как:
- Учебная (связывать воедино и использовать отдельные части знания)
- Исследовательская (получение и обработка информации, использование документов и их использование в самостоятельно организованной деятельности)
- Социально-личностная (понимать произведения литературы, критически рассматривать тот или иной аспект развития общества, видеть связи между настоящим и прошлым событиями)
- Коммуникативная (самовыражать себя в литературном произведении)
Текст задания
Лев Николаевич Толстой
ВОЙНА И МИР
Том 4. Часть 3. Глава 1
...
Представим себе двух людей, вышедших на поединок с шпагами по всем правилам фехтовального искусства: фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, почувствовав себя раненым - поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею. Но представим себе, что противник, так разумно употребивший лучшее и простейшее средство для достижения цели, вместе с тем воодушевленный преданиями рыцарства, захотел бы скрыть сущность дела и настаивал бы на том, что он по всем правилам искусства победил на шпагах. Можно себе представить, какая путаница и неясность произошла бы от такого описания происшедшего поединка.
Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские; люди, старающиеся объяснить все по правилам фехтования, - историки, которые писали об этом событии.
Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война - все это были отступления от правил.
Наполеон чувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной позе фехтовальщика остановился в Москве и вместо шпаги противника увидал поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам (как будто существовали какие-то правила для того, чтобы убивать людей). Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что русским, высшим по положению людям казалось почему-то стыдным драться дубиной, а хотелось по всем правилам стать в позицию четвертую(*) или третью(*), сделать искусное выпадение в первую(*) и т. д., - дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.
И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передает ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью.
<1863-1869>
(*) Перевод с французского Лев Николаевич Толстой
Задания
Задание 1:
- Сформулируйте основную идею данного отрывка. Она выражена явно или опосредованно?
- Как вы думаете, с какой целью написаны эти строки?
Задание 2: Идея данного отрывка выражает общепризнанные взгляды на жизнь или противопоставляются им? Дает ли эта идея новое видение или освежает и углубляет традиционные представления о жизни?
Задание 3: Какие художественные приемы использует автор в данном отрывке? Объясните их роль в тексте?
Задание 4: Предлагает ли автор способ выхода из описанной им жизненной ситуации или он предлагает свое видение ее? Прокомментируйте свою точку зрения.
Задание 5: Кто является героями данного отрывка? В чем состоят конфликты рассматриваемого эпизода? Какие это конфликты – материальные, интеллектуальные, моральные или эмоциональные?
Задание 6: О каком исторически значимом событии идет речь в данном отрывке? Проанализируйте его с точки зрения истории, политики, экономки, права (Используйте дополнительный материал: “Декларация прав человека”, “Кодекс Наполеона”, “Приказ Александра I по русской армии”,)
Задание 7: В чем отличались подходы к изучаемой проблеме Наполеона, французского полководца, и Кутузова, русского полководца?
Задание 8: Сформулируйте 2 вопроса, один из которых вы бы задали Наполеону, другой – Кутузову.
Задание 9: Ответьте на вопрос: “С какими из положений учения Толстого вы согласны, а какие отрицаете? Почему?”
Отрывки из статьи Л. Н. Толстого “В чем моя вера?”:
“Злом нельзя уничтожить зло, единственное средство борьбы с насилием: - воздержание от насилия: только добро, встречаясь со злом, но не заражаясь им, способно в активном духовном противостоянии злу победить его”;
“…допускаю, что вопиющий факт насилия или убийства может заставить человека ответить на это насилием. Но подобная ситуация - частный случай. Насилие не должно провозглашаться как принцип жизни, как закон ее”;
“На отступлениях от нравственных норм нельзя утверждать правила жизни, нельзя формулировать ее законы”;
“По характеру деятельности своей, заключающейся в насилии, правительства состоят из людей, наиболее далеких от святости - дерзких, грубых, развращенных. Захватывать и удерживать власть никак не могут добрые люди, ибо властолюбие соединяется не с добротой, а с гордостью, хитростью и жестокостью…. История двух тысячелетий демонстрирует нарастающий контраст между повышением нравственного уровня народа и понижением нравственной сути государства, а это значит, что круг, из которого отбираются чиновники, становится все уже и все низменнее. По уму, по образованности, а главное - по нравственным качествам - люди, стоящие у власти, не только не составляют цвет общества, но находятся значительно ниже его среднего уровня. И сколько бы правительство не меняло своих чиновников, они будут корыстные и продажные…, поэтому гармоническое устройство общества недостижимо с помощью политических преобразований или революционной борьбы за власть… государство должно быть упразднено. Упразднение государства произойдет не с помощью насилия, а путем мирного воздержания и уклонения людей, путем отказа каждого члена общества от всех государственных обязанностей и должностей, от всех видов политической деятельности. Прекращение повиновения правительствам и уход с государственных должностей и служб вызовет сокращение городского населения и резкое увеличение удельного веса трудовой земледельческой жизни. А земледельческая жизнь приведет к самому естественному общинному самоуправлению. Мир превратится в федерацию небольших сельских общин. При этом произойдет упрощение форм жизни и опрощение человека, избавление его от ненужных, искусственных потребностей, привитых развращенной цивилизацией, культивирующей в человеке плотские инстинкты ”
Задание 10: Какие выводы можно сделать на основании проведенных исследований?
Данное задание предлагается ученикам заранее, для того чтобы они показали свое умение добывать информацию, работать с ней. На занятии может быть предложен пакет документов, который будет использован как вспомогательный материал. (Приложение 1)