На уроках приемлемы любые виды деятельности, если они вызывают живой интерес у ребят. Поэтому большое внимание я уделяю нетрадиционным формам урока.
Организация викторины типа “Звездный час” и “Умники и умницы” на литературном материале способствует формированию у учащихся внимательного отношения к детали в художественном произведении, к ее роли и идейно-образной структуре. Кроме всего прочего, я получаю возможность в ненавязчивой форме выявить пресловутое знание текста.
Напомним правила игры.
Викторина состоит из трех этапов соревнования, в ходе которых из 9 участников в финал выйдут трое. Финальное состязание определит победителя.
За каждый правильный ответ участнику вручается визитка. В случае если учащийся затрудняется ответить или ответ его неверен, ведущий обращается к зрителям. Для зрителей, набравших наибольшее количество визиток, можно организовать дополнительный этап соревнования.
Определите группу, в которой вы хотели бы состязаться:
- у 1 группы самый короткий путь к победе, ибо участник игры должен ответить всего лишь на 2 вопроса; выбрав первую группу, участник подвергает себя наибольшему риску: он не имеет права на ошибку;
- во 2 группе участнику викторины ожидают 3 вопроса, для него допустима одна неточность в ответе;
- участникам 3 группы задаются 4 вопроса, он они имеют право ошибиться дважды.
Судит состязание комиссия.
А.С. Пушкин “Капитанская дочка”
1 этап.
- Вопросы для розыгрыша группы учащихся.
- Чем было это произведение – романом или повестью – в понимание самого Пушкина и в восприятии его современников?
- Какова форма повествования, и какое значение она имела для автора? (Мемуарная, она внушала уверенность в том, что все рассказываемое – истина).
- Какова историческая основа произведения? (Вся предыстория и история Пугачевского восстания).
Третья группа. Вопросы и задания.
- Согласно авторскому описанию, “с пятилетнего возраста Вы отданы были на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному Вам в дядьки”. Вы узнали себя?
- Уважаемый Петр Андреевич, расскажи, какой сон приснился тебе в кибитке, когда ты задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды. (Возращение под родительскую кровлю, но вместо отца увидел мужика с черною бородою).
- Куда Вы приехали после этого сна? (На постоялый двор).
- Какой разговор услышали Вы там? (Воровской, иносказательный).
- Что подарили Вы вожатому за оказанную помощь? (Заячий тулуп).
Вторая группа. Вопросы и задания.
- Вы “девушка лет осьмнадцати, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые так и горели”. Кто Вы? (Марья Ивановна Миронова).
- Какое Ваше любимое занятие? (Шить).
- Кому Вы говорите следующие слова и о ком они? “…но я уверена, что не вы зачинщик ссоры”.
- Кому предназначены следующие Ваши слова: “Но подумай хорошенько, со стороны твоих родных не будет ли препятствия”? (П.А. Гриневу).
Первая группа. Вопросы и задания.
- Вы уже “пятый год как переведены за смертоубийство в Белогорскую крепость”. Кто Вы? (Швабрин).
- Как Вы описали Гриневу Машу, капитанскую дочь? (Совершенною дурочкой).
- Кому предназначены Ваши слова: “Коли ты хочешь успеть, то советую действовать не песенками”.
2 этап.
Третья группа. Вопросы и задания.
- Эта пословица о Вас: “Незваный гость хуже татарина”. Кто вы? (Е. Пугачев).
- Как Вы были одеты, когда сидели в креслах на крыльце комендантского дома? (Красный казацкий кафтан, высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на сверкающие глаза).
- К кому обращены Ваши слова: “Как ты смел противиться мне, своему государю”? (К коменданту).
- О ком Вы говорите: “Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его”? (О Гриневе).
- Кто из героев “Капитанской дочки” обращается к Вам со следующими словами: “Нет. Я природный дворянин; я присягал государыне императрице; тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург”?
Вторая группа. Вопросы и задания.
- Про Вас говорят, что Вы “храбрая дама”. Кто Вы? (Василиса Егоровна).
- Кому Вы приказываете: “Отведи господину офицеру квартиру, да почище”? (Уряднику).
- Кому предназначены Ваши слова: Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь”? (Мужу, капитану Миронову).
- Кто о Вас говорит: “Как бог свят, Я Ивану Кузьмичу того не говорил. Василиса Егоровна выведала все от меня. Она всем и распорядилась без ведома коменданта”? (Иван Игнатьич).
Первая группа. Вопросы и задания.
- Вы “старик бодрый и высокого росту, в колпаке и китайчатом халате”. Кто Вы? (Иван Кузьмич, капитан крепости).
- Кто Вас характеризует следующим образом: “Иван Кузьмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый”? (П.А. Гринев).
- При каких обстоятельствах Вы отдаете следующие приказания: “Принять надлежащие меры. Пушку осмотреть да хорошенько вычистить. А пуще всего содержите все это в тайне, чтоб в крепости никто не мог о том узнать преждевременно”? (при получении секретного письма).
3 этап. Финал.
Третья группа.
Воспроизведите текст письма, в котором капитану Миронову сообщалось, что донской казак и раскольник Емельян Пугачев принял на себя имя императора Петра III.
Вторая группа.
Воспроизведите текст письма генерала, которое зачитали на суде.
Третья группа.
Чей диалог приведен ниже?
- Вы, верно не здешние?
- Точно так-с: я вчера только приехала из провинции.
- Вы приехали с Вашими родными?
- Никак нет-с. Я приехала одна.
- Одна! Но Вы так еще молоды.
- У меня нет ни отца, ни матери. (Марьи Ивановны с императрицей).
Финал.
Вопросы для финалистов.
- Какие исторические личности упоминаются в повести? (Е. Пугачев, граф Миних, Екатерина II).
- В чем заключается смысл названия повести? (Маша Миронова – идейный и художественный центр повести).
- Кому принадлежит высказывание: “Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленные и беспощадный…”? (Петру Андреевичу Гриневу – автору мемуаров).
Жюри подводит итоги, награждает победителя.