Сперва аз да буки-
потом все науки.
Пословица.
Цели урока:
- обобщить знания по теме «Фонетика»;
- развивать логическое мышление, внимание, речь и память;
- развивать коммуникативно - речевые умения;
- работать над расширением словарного запаса и правильностью речи;
- продолжать воспитывать интерес к предмету.
Оборудование:
- плакат с эпиграфом к уроку,
- словари Ожегова,
- дидактический материал.
ХОД УРОКА.
I. Оргмомент.
Психологическая подготовка к восприятию темы урока.
Вступительное слово учителя:
-Ребята, вы хотите отправиться в увлекательную поездку по одной из стран Филологии – Фонетике?
Показать свои знания о звуках русского языка, умение правильно писать, произносить слова, выполнять фонетический разбор слов и, конечно же, узнать много нового и интересного. Желаю приятного путешествия!
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение учителя с элементами беседы:
- Много разных звуков окружают человека: пенье птиц, лай собаки. Окружают нас и особые звуки, которые не с чем сравнить, - звуки речи. Объединяясь, они создают слова, за которыми закреплено понятное всем значение.
-Ребята, как вы думаете, сколько нужно звуков, чтобы составить несколько миллионов слов?
-На какие группы делятся звуки речи?
-Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?
-Счастливого пути!
2. Станция Познавательная.
-Ребята, почему необходимо изучать фонетику?
-Кому еще нужна фонетика?
3. Станция Логопедическая.
-Мы встретимся с ребятами, которые вовремя не побывали у логопеда
Сценка.
4. Станция Поэтическая.
Выразительное чтение стихотворения «Как церковный грамотей в старину учил детей».
Выразительное чтение стихотворения «Рассказ школьного портфеля».
-Ребята, а вы узнали себя?
-Продолжаем нашу экскурсию.
5. Город Азбука.
-Каков смысл пословицы «Сперва аз да буки- потом все науки ?»
Выразительное чтение стихотворения «Азбука»
6. Деревня Фольклорная.
-Что такое азбука?
-Что такое алфавит?
-Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
7. Озеро Фонетический разбор.
-Ребята, теперь мы находимся у озера Фонетический разбор. Как здесь красиво! Будем разговаривать на особом языке - фонетическом.
1
Фонетика-
-Сосчитайте, сколько раз встречается [З] в следующем предложении: Зина обратилась с просьбой к Лизе.
7. Физминутка.
Прогулка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на правой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнем,
Встанем и играть начнем.
8. Город Игровой.
Игра «Волшебный круг»
-Сколько слов сумеете прочитать по ходу и против часовой стрелки?
Ответ: колесо, око, сок, лес, кол, село, сокол, лесок
Игра «Кто больше?»
Задание: назовите родственников жителей Фонетики, подобрав слова с корнем – фон-
Ответ: телефон, магнитофон, фонема, граммофон, таксофон.
Игра «Заблудилась».
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
9. Город Звуковой.
-Могут ли быть отдельными словами отдельные звуки?
Ответ: я, у, в, к, а, и, о, с.
-Какое слово будет стоять в словаре раньше: зима или весна, зима или осень?
10. Станция Орфоэпическая.
-Ребята, чтобы пройти в автобус и занять свое место, необходимо предъявить контролеру свой билет, но билет необычный.
-Вы должны правильно расставить ударение в словах.
11. Наш Автобус отправляется до следующей станции Лингвистики.
Лингвистический диалог.
-Задуман согласный звук из следующего текста. Какой это звук?
Дыхание свободно в каждой гласной.
В гласных прерывается на миг…
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь.
А гласные тебе даны для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
С. Маршак
Диалог
-Мягкий или твердый? (Мягкий)
-Парный по твердости – мягкости? (Да)
-Встречается в слове, где один парный мягкий?(Нет)
-В слове только звонкие согласные? (Нет)
-Звонкий или глухой? (Глухой)
Ответ: [Т]
III. Подведение итогов урока.
-Зачем нужно изучать фонетику в школе?
-Что нового узнали на уроке-экскурсии?
-Была ли интересной наша экскурсия?
-Какая остановка запомнилась больше всего?
IV.Выставление оценок.
-Наша экскурсия заканчивается. Вы очень хорошо работали. Молодцы!