Цели урока:
Обучающая – знакомство обучающихся с произведением мастера слова, мало изучаемым в средней школе; расширение их представлений о творческой мастерской писателя.
Развивающая – создание условий для формирования умений и навыков аналитического и рефлексивного характера; умения «чувствовать» художественное слово; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию.
Воспитательная – воспитание любви к русской литературе, чувства патриотизма, чувства милосердия, способности сопереживать, сострадать; умения работать в команде.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Основной метод: эвристическая беседа с элементами проблемного поиска.
Основные приемы: акцентный анализ текста, работа в группах.
Оборудование:
- Портрет И.С. Тургенева работы художника В. Прадеда (Рис. 2),
- текст рассказа «Живые мощи»,
- репродукция картины Ф.А. Бруни «Моление о чаше»,
- примерный план анализа прозаического текста рабочая тетрадь по литературе,
- «Словарь литературоведческих терминов» (Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев).
Оформление доски:
- портрет писателя,
- эпиграф,
- тема урока,
- проблемный вопрос,
- словарь к теме,
- план анализа,
- репродукция картины Ф.А. Бруни.
Эпиграф к теме урока:
Да, удивительно умирают русские люди.
И.С. Тургенев
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя. Объявление темы урока и целеполагание:
Предметом нашего сегодняшнего разговора будет рассказ И.С. Тургенева из хорошо известного вам цикла «Записки охотника» «Живые мощи», а целью - разрешение проблемной ситуации, заключенной в вопросе: «Снимает ли христианская вера в жизнь в Небесном Царстве вопрос о тяжести телесных страданий здесь, на Земле?».
3. Эвристическая беседа, в ходе которой анализируется текст по опорным вопросам:
- Анализ поэтики названия.
- Сравнительный анализ эпиграфов к рассказу и к уроку.
- Анализ композиции.
- Акцентная характеристика образа Лукерьи.
- Образ автора-повествователя.
- Сны Лукерьи в сюжете произведения.
- Разрешение проблемной ситуации
Учитель: Что мы можем сказать о названии рассказа «Живые мощи»?
Обращаемся (подготовленный ученик) к понятию «мощи»: «Это нетленные останки святых, обладающие способностью творить чудеса». (В названии содержится определенное противоречие, заключенное в сочетании противоречивых понятий).
Учитель: В названии используется стилистическая фигура, которая называется «оксюморон» (см. Приложение 1).
Учитель: На что обращает наше внимание название? На тему, идею или главного героя?
(Название рассказа заключает авторскую оценку главной героини рассказа).
Учитель: Какой эпиграф предпослал автор рассказу? («Край родной долготерпенья – // Край ты русского народа!». Ф.И. Тютчев).
Учитель: Что общего между эпиграфом к рассказу и эпиграфом к теме урока? (В обоих эпиграфах речь идет о русском крае и о чертах русского национального характера).
Учитель: Не кроется ли здесь, на ваш взгляд, особая авторская точка зрения на поставленную нами проблему? (Русский край, по мнению писателя, - особый край, и населяют его особые люди, наделенные небывалой духовной силой).
Учитель: Какова композиция рассказа? (Линейная с элементами ретроспекции) (см. Приложение 1).
Учитель: Как мотивирует автор встречу рассказчика с Лукерьей? Вводится понятие «прием мотивировки» (см. Приложение 1). (Рассказчик – охотник, которого застала в лесу непогода, и он решил переждать ее на хуторке).
Учитель: Чьими глазами мы смотрим на главную героиню? (Автора-повествователя – это и сам И.С. Тургенев, на что указывают отдельные биографические совпадения, и еще некто, близкий и понятный читателю).
Учитель: Что связывало рассказчика и Лукерью в прошлом? (Она была крепостной девушкой его матушки, а он был по-юношески влюблен в нее).
Учитель: Какое чувство было первым из испытанных рассказчиком при встрече с Лукерьей? (Изумление, настолько отличалась Лукерья из его воспоминаний с нынешней Лукерьей).
Учитель: А какой помнит рассказчик Лукерью? (Красивой, веселой, талантливой девушкой, счастливо влюбленной: «…первая красавица,.. высокая, полная, белая, румяная, хохотунья, плясунья, певунья!.. умница Лукерья,.. по которой я сам втайне вздыхал…»).
Учитель: А чем изумлен рассказчик, когда героиня, в ответ на его расспросы, рассказывает свою историю? (Он изумлен тем, как героиня рассказывает о себе – «почти весело», не жалуясь на судьбу и на людей).
Учитель: Каково движение мыслей, чувств, настроения рассказчика от первой встречи до момента прощания? (От удивления высшей степени – «изумления», даже испуга, ошеломления, растерянности, потрясения – через жалость и сострадание – «…моя бедная Лукерья!» - к сопереживанию – «Каменная неподвижность лежавшего передо мною живого несчастного, существа сообщилось и мне: я тоже словно оцепенел» - к желанию помочь, облегчить страдания несчастной обреченной девушки).
Учитель: Каким оценочным эпитетом чаще всего Лукерья определяет людей, окружающих ее? («Добрый»: «…матушка ваша по доброте своей…», «А жену он нашел себе хорошую, добрую…», «А добрые люди здесь есть тоже …», «Барин…он добрый…»).
Учитель: А каковы отношения Лукерьи с природой? (Чувствует ее душой и сердцем, понимает, прислушивается ко всему живому вокруг: «…вижу прекрасно и все слышу, все… И запах я всякий чувствовать могу…). Эпизод: Вышла слушать соловья, когда с ней приключилась беда
Учитель: Кто окружает Лукерью, «населяет» ее мир теперь, когда она не может жить полноценной жизнью? (Ее мир населяют не столько и не только люди, а цветы, растущие злаки, птицы, животные, звуки и запахи природы: : «крот роется», «гречиха, липа цветут», «пчелы жужжат», «голубь на крыше заворкует», «курица с цыплятами», «воробей», «бабочка», «ласточка», «заяц», «сверчок», «мышь». Она всех слышит, всем радуется).
Учитель: Как относится героиня к своему несчастью? Как об этом говорит писатель? (С христианским смирением и покорностью: «…привыкла, обтерпелась – ничего; иным еще хуже бывает», «… многим хуже моего бывает», «Сама ничего не требует, а напротив – за все благодарна…», «Ничего мне не нужно; всем довольна, слава Богу…»).
Учитель: Почему Лукерью не огорчает, что она знает «мало молитв»? («Да и на что я стану Господу Богу наскучать? О чем я Его просить могу?…Послал крест – значит меня он любит». Не задумывается над вопросом «А за что мне этот крест?».
Учитель: Что означают слова Лукерьи «сам себе человек помогай»? (В человеке – вопросы и ответы, концы и начала его земной жизни и посмертной славы).
Учитель: Почему звучат из уст героини слова: «…только думается мне: будь около меня люди – ничего бы этого не было и ничего бы я не чувствовала, окромя своего несчастья», «Только одна я - живая!» (Жалость людей заслоняла бы от нее внутренний, глубинный смысл ее жизни, ее подвижничества. Она тоже стала бы жалеть себя, оплакивать свою судьбу, и от этого стала бы по-настоящему несчастна).
Учитель: Как вы поняли сны Лукерьи? Каким дополнительным светом они освещают ее одухотворенную и трагическую фигуру? (Пояснение категории «сна» в художественном произведении, не случайность появления сна или снов).
Как сама героиня называет свои сны? («…хорошие сны», «…чудный сон»).
Как бы мы их назвали? (Вещие, аллегорические. Актуализируем понятие «Аллегория»).
4. Работа в группах: Пересказ и акцентный анализ аллегорических снов героини с помощью учителя.
1-я группа, 1-й сон: Самой Лукерьей расшифрован лишь один образ – образ маленькой, но злой (но даже она для Лукерьи не «собака», а «собачка»!) – это ее страшная, злая болезнь.
Поле, по которому ходит героиня, это ее жизнь и вообще жизнь («Жизнь прожить – не поле перейти»).
Венок из васильков плетет Лукерья для своего земного жениха.
Иисус – ее небесный жених («Видно, он меня любит!») . Обратить внимание на замечательный по своим мягким краскам образ Иисуса Христа.
2-я группа, 2-й сон: Искупление грехов людских невинной и смиренной душой.
3-я группа, 3-й сон: Лукерья искренне верит в то, что жизнь не только не заканчивается со смертью, а наоборот, начинается самый счастливый ее период – там не буде места ни боли, ни болезни, ни одиночеству.
Знание праведно живущим человеком сроков своей земной жизни.
Выводы (делаются обучающимися совместно с учителем): Таким образом, сны дают нам ответ и на вопрос, почему Лукерья не боится смерти, а радуется встрече с ней? (Твердо знает, что смерти нет).
Земная судьба Лукерьи, земной путь ее души – это путь страданий, а значит путь очищения, подготовка души к пути и жизни небесной. Так гласит христианская вера. Чем больше страданий здесь – тем больше готова душа к жизни там, в Небесном Царстве.
Образ главной героини представляется нам воплощением духовной красоты, смирения, покорности обстоятельствам, кротости, заботы о других, души тонкой, чуткой и деликатной.
Учитель: Как сделанные нами выводы связаны с эпиграфами к теме урока и к рассказу, с названием произведения? (Главная героиня рассказа является, по мнению автора, носительницей коренных национальных черт русского народа. Более того, это женщина-подвижница, святая, по мнению автора).
Таким образом, в конце рассказа происходит совмещение точек зрения, позиций реального автора, автора- повествователя и нас, читателей.
Ответ на проблемный вопрос урока: Как мы ответим на проблемный вопрос урока на основе проведенного акцентного анализа литературного произведения «Снимает ли христианская вера в жизнь в Небесном Царстве вопрос о тяжести телесных страданий здесь, на Земле»? (Нет, не снимает. Земная судьба Лукерьи, земной путь ее души – это путь страданий, а значит путь очищения, подготовка души к небесному пути и жизни небесной. Так гласит христианская вера. Чем больше страданий здесь – тем больше готова душа к жизни там, в Небесном Царстве.).
Демонстрация репродукции картины Ф.А. Бруни «Моление о чаше» (см. Рисунок 1).
4. Подведение итогов урока посредством заполнения «Индивидуальных карт обратной связи», которые потом анализируются учителем (см. Приложение 2).
6. Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на тему: «Что показалось мне наиболее интересным в рассказе И.С. Тургенева «Живые мощи».