Методическая разработка урока литературы по теме: "Рассказ И.С. Тургенева "Живые мощи". Акцентный анализ". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели урока:

Обучающая – знакомство обучающихся с произведением мастера слова, мало изучаемым в средней школе; расширение их представлений о творческой мастерской писателя.

Развивающая – создание условий для формирования умений и навыков аналитического и рефлексивного характера; умения «чувствовать» художественное слово; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию.

Воспитательная – воспитание любви к русской литературе, чувства патриотизма, чувства милосердия, способности сопереживать, сострадать; умения работать в команде.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Основной метод: эвристическая беседа с элементами проблемного поиска.

Основные приемы: акцентный анализ текста, работа в группах.

Оборудование:

  1. Портрет И.С. Тургенева работы художника В. Прадеда (Рис. 2),
  2. текст рассказа «Живые мощи»,
  3. репродукция картины Ф.А. Бруни «Моление о чаше»,
  4. примерный план анализа прозаического текста рабочая тетрадь по литературе,
  5. «Словарь литературоведческих терминов» (Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев).

Оформление доски:

  1. портрет писателя,
  2. эпиграф,
  3. тема урока,
  4. проблемный вопрос,
  5. словарь к теме,
  6. план анализа,
  7. репродукция картины Ф.А. Бруни.

Эпиграф к теме урока:

Да, удивительно умирают русские люди.

И.С. Тургенев

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. Объявление темы урока и целеполагание:

Предметом нашего сегодняшнего разговора будет рассказ И.С. Тургенева из хорошо известного вам цикла «Записки охотника» «Живые мощи», а целью - разрешение проблемной ситуации, заключенной в вопросе: «Снимает ли христианская вера в жизнь в Небесном Царстве вопрос о тяжести телесных страданий здесь, на Земле?».

3. Эвристическая беседа, в ходе которой анализируется текст по опорным вопросам:

- Анализ поэтики названия.
- Сравнительный анализ эпиграфов к рассказу и к уроку.
- Анализ композиции.
- Акцентная характеристика образа Лукерьи.
- Образ автора-повествователя.
- Сны Лукерьи в сюжете произведения.
- Разрешение проблемной ситуации

Учитель: Что мы можем сказать о названии рассказа «Живые мощи»?

Обращаемся (подготовленный ученик) к понятию «мощи»: «Это нетленные останки святых, обладающие способностью творить чудеса». (В названии содержится определенное противоречие, заключенное в сочетании противоречивых понятий).

Учитель: В названии используется стилистическая фигура, которая называется «оксюморон» (см. Приложение 1).

Учитель: На что обращает наше внимание название? На тему, идею или главного героя?

(Название рассказа заключает авторскую оценку главной героини рассказа).

Учитель: Какой эпиграф предпослал автор рассказу? («Край родной долготерпенья – // Край ты русского народа!». Ф.И. Тютчев).

Учитель: Что общего между эпиграфом к рассказу и эпиграфом к теме урока? (В обоих эпиграфах речь идет о русском крае и о чертах русского национального характера).

Учитель: Не кроется ли здесь, на ваш взгляд, особая авторская точка зрения на поставленную нами проблему? (Русский край, по мнению писателя, - особый край, и населяют его особые люди, наделенные небывалой духовной силой).

Учитель: Какова композиция рассказа? (Линейная с элементами ретроспекции) (см. Приложение 1).

Учитель: Как мотивирует автор встречу рассказчика с Лукерьей? Вводится понятие «прием мотивировки» (см. Приложение 1). (Рассказчик – охотник, которого застала в лесу непогода, и он решил переждать ее на хуторке).

Учитель: Чьими глазами мы смотрим на главную героиню? (Автора-повествователя – это и сам И.С. Тургенев, на что указывают отдельные биографические совпадения, и еще некто, близкий и понятный читателю).

Учитель: Что связывало рассказчика и Лукерью в прошлом? (Она была крепостной девушкой его матушки, а он был по-юношески влюблен в нее).

Учитель: Какое чувство было первым из испытанных рассказчиком при встрече с Лукерьей? (Изумление, настолько отличалась Лукерья из его воспоминаний с нынешней Лукерьей).

Учитель: А какой помнит рассказчик Лукерью? (Красивой, веселой, талантливой девушкой, счастливо влюбленной: «…первая красавица,.. высокая, полная, белая, румяная, хохотунья, плясунья, певунья!.. умница Лукерья,.. по которой я сам втайне вздыхал…»).

Учитель: А чем изумлен рассказчик, когда героиня, в ответ на его расспросы, рассказывает свою историю? (Он изумлен тем, как героиня рассказывает о себе – «почти весело», не жалуясь на судьбу и на людей).

Учитель: Каково движение мыслей, чувств, настроения рассказчика от первой встречи до момента прощания? (От удивления высшей степени – «изумления», даже испуга, ошеломления, растерянности, потрясения – через жалость и сострадание – «…моя бедная Лукерья!» - к сопереживанию – «Каменная неподвижность лежавшего передо мною живого несчастного, существа сообщилось и мне: я тоже словно оцепенел» - к желанию помочь, облегчить страдания несчастной обреченной девушки).

Учитель: Каким оценочным эпитетом чаще всего Лукерья определяет людей, окружающих ее? («Добрый»: «…матушка ваша по доброте своей…», «А жену он нашел себе хорошую, добрую…», «А добрые люди здесь есть тоже …», «Барин…он добрый…»).

Учитель: А каковы отношения Лукерьи с природой? (Чувствует ее душой и сердцем, понимает, прислушивается ко всему живому вокруг: «…вижу прекрасно и все слышу, все… И запах я всякий чувствовать могу…). Эпизод: Вышла слушать соловья, когда с ней приключилась беда

Учитель: Кто окружает Лукерью, «населяет» ее мир теперь, когда она не может жить полноценной жизнью? (Ее мир населяют не столько и не только люди, а цветы, растущие злаки, птицы, животные, звуки и запахи природы: : «крот роется», «гречиха, липа цветут», «пчелы жужжат», «голубь на крыше заворкует», «курица с цыплятами», «воробей», «бабочка», «ласточка», «заяц», «сверчок», «мышь». Она всех слышит, всем радуется).

Учитель: Как относится героиня к своему несчастью? Как об этом говорит писатель? (С христианским смирением и покорностью: «…привыкла, обтерпелась – ничего; иным еще хуже бывает», «… многим хуже моего бывает», «Сама ничего не требует, а напротив – за все благодарна…», «Ничего мне не нужно; всем довольна, слава Богу…»).

Учитель: Почему Лукерью не огорчает, что она знает «мало молитв»? («Да и на что я стану Господу Богу наскучать? О чем я Его просить могу?…Послал крест – значит меня он любит». Не задумывается над вопросом «А за что мне этот крест?».

Учитель: Что означают слова Лукерьи «сам себе человек помогай»? (В человеке – вопросы и ответы, концы и начала его земной жизни и посмертной славы).

Учитель: Почему звучат из уст героини слова: «…только думается мне: будь около меня люди – ничего бы этого не было и ничего бы я не чувствовала, окромя своего несчастья», «Только одна я - живая!» (Жалость людей заслоняла бы от нее внутренний, глубинный смысл ее жизни, ее подвижничества. Она тоже стала бы жалеть себя, оплакивать свою судьбу, и от этого стала бы по-настоящему несчастна).

Учитель: Как вы поняли сны Лукерьи? Каким дополнительным светом они освещают ее одухотворенную и трагическую фигуру? (Пояснение категории «сна» в художественном произведении, не случайность появления сна или снов).

Как сама героиня называет свои сны? («…хорошие сны», «…чудный сон»).

Как бы мы их назвали? (Вещие, аллегорические. Актуализируем понятие «Аллегория»).

4. Работа в группах: Пересказ и акцентный анализ аллегорических снов героини с помощью учителя.

1-я группа, 1-й сон: Самой Лукерьей расшифрован лишь один образ – образ маленькой, но злой (но даже она для Лукерьи не «собака», а «собачка»!) – это ее страшная, злая болезнь.

Поле, по которому ходит героиня, это ее жизнь и вообще жизнь («Жизнь прожить – не поле перейти»).

Венок из васильков плетет Лукерья для своего земного жениха.

Иисус – ее небесный жених («Видно, он меня любит!») . Обратить внимание на замечательный по своим мягким краскам образ Иисуса Христа.

2-я группа, 2-й сон: Искупление грехов людских невинной и смиренной душой.

3-я группа, 3-й сон: Лукерья искренне верит в то, что жизнь не только не заканчивается со смертью, а наоборот, начинается самый счастливый ее период – там не буде места ни боли, ни болезни, ни одиночеству.

Знание праведно живущим человеком сроков своей земной жизни.

Выводы (делаются обучающимися совместно с учителем): Таким образом, сны дают нам ответ и на вопрос, почему Лукерья не боится смерти, а радуется встрече с ней? (Твердо знает, что смерти нет).

Земная судьба Лукерьи, земной путь ее души – это путь страданий, а значит путь очищения, подготовка души к пути и жизни небесной. Так гласит христианская вера. Чем больше страданий здесь – тем больше готова душа к жизни там, в Небесном Царстве.

Образ главной героини представляется нам воплощением духовной красоты, смирения, покорности обстоятельствам, кротости, заботы о других, души тонкой, чуткой и деликатной.

Учитель: Как сделанные нами выводы связаны с эпиграфами к теме урока и к рассказу, с названием произведения? (Главная героиня рассказа является, по мнению автора, носительницей коренных национальных черт русского народа. Более того, это женщина-подвижница, святая, по мнению автора).

Таким образом, в конце рассказа происходит совмещение точек зрения, позиций реального автора, автора- повествователя и нас, читателей.

Ответ на проблемный вопрос урока: Как мы ответим на проблемный вопрос урока на основе проведенного акцентного анализа литературного произведения «Снимает ли христианская вера в жизнь в Небесном Царстве вопрос о тяжести телесных страданий здесь, на Земле»? (Нет, не снимает. Земная судьба Лукерьи, земной путь ее души – это путь страданий, а значит путь очищения, подготовка души к небесному пути и жизни небесной. Так гласит христианская вера. Чем больше страданий здесь – тем больше готова душа к жизни там, в Небесном Царстве.).

Демонстрация репродукции картины Ф.А. Бруни «Моление о чаше» (см. Рисунок 1).

4. Подведение итогов урока посредством заполнения «Индивидуальных карт обратной связи», которые потом анализируются учителем (см. Приложение 2).

6. Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на тему: «Что показалось мне наиболее интересным в рассказе И.С. Тургенева «Живые мощи».