Цели:
1) создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений Грина, для пробуждения “дара воображения”, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека и писателя;
- обучать анализу текста, интерпретации текста;
- помочь выявлению чувства, которое возникает после прочтения; показать личностное восприятие текста;
2) развивать творческие способности обучающихся; использовать теоретико - литературные понятия, формировать умение мыслить, делать самостоятельно выводы;
3) воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, добру и красоте, целеустремленность, волю, мужество, твердость духа, благородство, взаимопонимание, веру в мечту, любовь.
3 группы:
- Гриноведы;
- Ассоль;
- Грэй;
Оборудование:
Повесть - феерия “Алые паруса” А. Грина, словарь С.И.Ожегова “Словарь русского языка” (толковый), рецензия на феерию (инд.з.), отзыв о прочитанных произведениях Грина (инд.з), эпиграфы к феерии, суперобложка к феерии, музыкальный фон, словарь (на доске), кроссворд “История любви” (инд.з), оркестр под управлением Поля Мариа, рецензия на феерию (инд.з); критическая литература (гриноведы, юные исследователи).
Эпиграфы:
Будущее, к которому мы
стремимся, рождается из
непобедимого человеческого свойства
- умения мечтать и любить. (К.Паустовский)
В человеке заложена
вечная, возвышающая
его потребность любить. (Анатоль Франс)
Ход урока
I. Оргмомент. Проверка учителем готовности обучающихся к уроку.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Слово учителя. На прошлом уроке мы познакомились с биографией А.С.Грина. Говорили о его жизненном и творческом пути, о замысле произведения и его необычном жанре - феерии. Дома вы прочитали текст “Алые паруса”. Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня поделились своими впечатлениями от прочитанных страниц феерии “Алые паруса”.
IV. Беседа по тексту (со всем классом).
- О ком и о чем вы прочитали? (Об Ассоль и Грэе, о взаимоотношениях юноши и девушки).
- Что вас удивило, и что вам особенно понравилось в феерии? (Особенно понравилось то, как красиво и возвышенно описывается первая любовь Ассоль и Грэя, чистота их чувств, без притворства. Любовь описана здесь как светлое, нежное, самое прекрасное чувство).
- Что мечта Ассоль сбылась, она счастлива, она дождалась своего принца, как и предсказал ей собиратель песен и легенд Эгль. Счастье юных героев меня очень взволновало. Принц приплыл на белом корабле за своей принцессой и осчастливил ее. Обучающиеся делятся своими впечатлениями.
V. Пересказ близко к тексту следующих эпизодов:
- Встречи юных героев
- Эпизод, когда Грэй одевает ей кольцо на мизинец.
- Артур Грэй закупает ткань для алых парусов.
VI. Беседа по тексту. Зачитайте слова, отдельные выражения, которые вам понравились:
- “Прекрасная неизвестность” (говорит Эгль об Ассоль)
- “Мокрая драгоценность” (автор)
- “Дивное художественное полотно” (матрос Летика)
- В ней две девушки, две Ассоль; одна - дочь матроса, ремесленника, другая - живое стихотворение
- У нее богатое воображение, - говорит угольщику Филиппу, “корзина зацветет”
- Счастье сидело в ней пушистым котенком, (когда увидела кольцо на своей руке) (метафора)
- Палуба была, как небесный сад (сравнение)
- Море спало, обведенное по горизонту золотой нитью (метафора)
- Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки (сравнение) Она разговаривала с деревьями, жучками, в этом ее необычность.
- А Грэй понравился?
- (Да. Он тоже очень романтичный, мечтательный. Он родился с живой душой)
Вывод Он о чем - то мечтал, и она мечтала. Оба жили в мире грез, фантазий, снов.
- В мире каких грез живет Ассоль?
А Грэй? Они оба романтика по своему отношению к жизни, по своему мироощущению. Разные по своему происхождению, у каждого свой мир фантазий.
- Давайте их представим. Каковы их портреты, мысли, чувства, поступки, мечты?
VII. Работа с обучающимися в группах.
Первая группа: Ассоль
Вторая группа : Грэй
Третья группа: гриноведы (юные исследователи)
I группа
I группа рассказывает об Ассоль (3 портретные характеристики: глазами Эгля (1гл.); глазами отца (гл.1 стр.152) (4гл.стр.187. глазами автора).
Можно сделать вывод, что автор любуется своей героиней, не случайно подобрано слово “очарование”.
VIII. Прием. Устное словесное рисование.
- Давайте представим себе воображаемый портрет Ассоль.
Какой бы вы ее нарисовали?
(Сидящей на берегу моря и внимательно всматривающейся вдаль, не появится ли там белый корабль с алыми парусами. Глаза очень грустные и одновременно лучистые, искрятся, в них надежда на скорую встречу со своим принцем, возлюбленным, со своим капитаном).
- А посмотрите, пожалуйста, на доску. Вашему вниманию представлены рисунки ребят. Ассоль, по их представлению, вот такая. (Звучат комментарии к рисункам. Каждый из ребят объясняет свой рисунок).
- Вам понравились рисунки? (Да).
- Вывод. Итак, Ассоль мечтательная, романтичная, живет в мире своих грез и фантазий, ждет своего возлюбленного, когда он приплывает к ней на корабле с алыми парусами и увезет ее в свое сказочное царство.
IХ. Исследование финальной сцены.
- Как вы считаете, каким элементом сюжета можно считать их встречу? (Кульминацией)
- А развязкой? (Конец феерии, когда Циммер (музыкант) сидит на корме с виолончелью и думает о счастье...).
- А завязка где? (Когда Грэй надевает кольцо на палец Ассоль).
- А где начало мечты Ассоль? (Когда она в 8 лет шла по лесу и увидела ручей, решила свою игрушку - яхточку с алыми парусами пустить поплавать. Уже тогда она вообразила, что это белый корабль с алыми парусами и даже разговаривала с капитаном, откуда он, и что он везет. И также протягивала руки к кораблю, как и при встрече с Грэем.)
- А после того, как Эгль рассказал ей сказку про принца, это зерно ее могучей мечты он еще больше укрепил (заронил).
II группа
Х. Сообщение о Грэе.
- А Грэй? Каким вы его представляете? (Он очень “сильно любил море, а любовь не любит педантов”. Под влиянием этого возвышенного чувства он был очень счастлив “между небом и землей”. Для него это был рай, а она ждала чуда, и он подарит это чудо).
- На мой взгляд, Грэй является центральным героем в феерии, т.к. с ним писатель - романтик связывает решение главной идеи книги, которая заключена в словах о “нехитрой истине”: “Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками”. В образе Грэя мы видим вполне земного человека, а не сказочного. В нем хорошо развито духовное начало. Грэя с детства лишили общества сверстников, т.к. его мама считала, что общение с детьми прислуги замка окажет на него дурное влияние. Таким образом, Грэй жил в своем мире, один на задворках замка, на пустыре среди бурьяна и цветов.
Вывод. Эти экзотические места развивали воображение мальчика, раскрепощали его мысль. Он благородно поступил по отношению к Бетси (служанке).
- Как вы считаете, что предопределило его судьбу? (Я думаю, встреча с картиной в библиотеке. Вероятно, с одним из полотен Ивана Айвазовского “Буря” или “Девятый вал”, или “Бурное море” и др. Встреча с картиной неизвестного художника предопределила его судьбу, заронила зерно его могучей мечты. Он не раз ходил в библиотеку, читал книги про моря и странствия по океанам, воображал себя капитаном. И мечта его сбылась. Он стал хорошим капитаном, пройдя и изучив все основы навигации и кораблестроения за 5 лет). (И, вообще, он осуществил две мечты:
1. Мечту Ассоль, увез её на корабле в свое сказочное царство, в свой рай;
2. Стал капитаном, к чему и стремился. Подобрал красивую музыку. Ведь это лучший аккомпанемент для любящих сердец).
- Что вы еще можете добавить о Грэе?
(За 5 лет плаваний по морям и океанам Артур Грэй вырос и возмужал, что заметно отразилось и на его внешнем облике. От робкого неумелого юнги ничего не осталось, кроме “странной летящей души”.
Перед нами закаленный, многоопытный, видавший виды моряк, стал широк костью и крепок мускулами, бледность заменил темным загаром. Перемены во внешности Грэя хорошо отражают перемены в его характере, образе мышления).
- Чем же отличается Грэй от Ассоль?
(Мы уже сказали, что оба мечтательные, романтичные. Но Грэй - человек поступков, он действует, он активно борется за свое счастье, добивается ее руки. Перед нами волевой, мужественный человек, прошедший большую трудовую школу, преодолевший немалые трудности в постижении морских знаний, знающий цену слову и делу, уверенный в своих решениях и поступках).
Вывод. Встреча с Ассоль помогла ему глубже познать жизнь. Решение взять в жены Ассоль приходит как естественное движение души, без натяжек и случайностей.
ХI. Прием: устное словесное рисование.
Давайте нарисуем воображаемый портрет.
Я бы нарисовал его темноволосым с короткой стрижкой, крепкого телеосложения, среднего роста, широкоплечим, с умным, внимательным, любящим взглядом, волевым подбородком.
- А вот портрет Грэя на доске (рисунки)
Прокомментируйте их. (Защита рисунков)
А как вы поняли, что это романтический герой?
(В нем дух свободы, порыва, он мужчина, рыцарь, он действует активно, добивается своей цели, он очень целеустремленный. Такие герои характерны для писателей - романтиков. Это человек - борец, умеющий противопоставить себя враждебной ему атмосфере).
III группа
ХII. Сообщения гриноведов.
- А что приготовили нам гриноведы, наши юные исследователи? Они работали с дополнительной литературой, критикой. У них полярные мнения. (Обучающиеся зачитывают свои материалы, делают обобщения.)
Выступления юных исследователей - гриноведов. Они использовали дополнительный материал. Вот различные точки зрения известных критиков, которые помогут нашим юным исследователям увидеть главное и сделать обобщения.
Н. Кобзев “…С появлением Ассоль на страницах произведения заметно меняется стиль повествования. Он как бы обретает лиричность, задушевность, особого рода теплоту. Информативность описания сменяется нарастающей картинностью. Особой поэтичностью отличается уже первый портрет Ассоль (в феерии их шесть). Это импрессивный портрет, т.к. передаётся в заметно эмоциональном восприятии Эгля. Описание преисполнено беспредельного лиризма и нежности: “каждая черта Ассоль была выразительна легка и чиста, как полёт ласточки”, а имя её “так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины”. Понятие “импрессион” в переводе с французского языка “впечатление”. Не случайно впечатление от созерцания внешности Ассоль открыло Эглю главное в её духовном содержании. “Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы…” открыло и подтолкнуло к мифотворчеству, настроило на создание романтической сказки о морской дали, где однажды сверкнёт под солнцем алый парус, о принце, который увидит во сне Ассоль и приедет за ней, чтобы “навсегда увезти в своё царство”, “в блистательную страну, где восходит солнце”. Так были брошены семена крупной мечты на благодатную почву души Ассоль. Сказка оказалась пророческим предсказанием.
В этом моменте необходимо ещё раз обратить внимание на то, как у Грина романтическое и реалистическое тесно сближаются и переплетаются. Для писателя эти явления в атмосфере человеческого бытия нерасторжимы, взаимопроникающи и взаимообусловлены. Одно является продолжением другого и наоборот. Одно не существует без другого. И в этом нет ничего удивительного. Так Грин настойчиво и последовательно готовит сознание читателя, к тому, что чудесное не есть случайное, а вполне закономерное явление в реальной человеческой жизни.
В. Харчев обращает внимание нас, читателей, на “словесный портрет” Ассоль, который лишен точных реалистических подробностей, но черты несут отпечаток “особой духовности, устремлённости к чуду, погруженности в мир мечты. “Проблема соотношения романтического и реалистического раскрывается при анализе встречи Ассоль и Грэя как закономерного исполнения предсказания, живой мечты, в которой, “так тесно сплетены судьба, воля и свойство характеров”. Принцип изображения духовного через реальное воплотился в “своеобразном реалистическом романтизме”. “Рай”, т.е. счастье, достигнут в финале не только в союзе Грэя и Ассоль. Выйти из тьмы бездуховного существования – такая возможность заложена в каждом человеке. Автор убеждает нас, что, если труд будет одухотворён мечтой, он станет творчеством. “Алые паруса” как символ мечты и веры в её исполнение стали знаком XX века, который так страстно стремился к счастью, мечте, лучшему в человеке. Радостно, светло, трепетно и празднично любовь превращает мечту в реальность, чудо встречи, исполненной надежды, заслуженного счастья. Оказывается, сказки, феерии, стихи, мечты, герои, прекрасные судьбы рождаются из самой жизни, сложной, полной труда, преодоления, терпения, незаслуженных обид, испытаний.
“Пурпурный дым” - возмездие, победа и надежда на возможность преодолеть бездуховность в людях, смыть серый цвет с Каперны, открыть в каждом росток доброты, освободить душевную жизнь человека от зависти, злобы, жестокости. Ведь идеал Грина столь же романтичен, сколько и реалистичен: “сплавить в одно целое все сокровища жизни, сохранить неприкосновенным тончайший узор каждого отдельного счастья.
К. Паустовский “Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку нищему духом. Тот, кто испытал лёгкое головокружение от первого же глотка солёного и тёплого воздуха морских побережий, сразу почувствует подлинность гриновского пейзажа, широкое дыхание гриновских стран”.
Н. Вержбицкий “Как отрадно видеть, что за последние годы мы всё больше и больше привыкаем видеть в добре не отвлечённую “категорию”, а вполне материальный, осязаемый и ощутимый инструктаж жизни. Вот тут-то нам и помогает всё созданное Александром Степановичем Грином, потому что тон писал сердцем, горящим незатихающей любовью к людям, верил в мечту, обладал колоссальным воображением. Из так называемых нравственных качеств, которые я имел возможность отметить у Грина, меня больше всего привлекали: доброта, врождённая и естественная деликатность и то, что мы понимаем под словом порядочность, - душевная чистота. Меня всегда поражало, что в обстановке тогдашнего всеобщего озлобления, темноты и тупости всё же не огрубела душа этого человека. Больше того, он всё время хранил в ней и накапливал чудесный дар любви к добру и красоте. Вот это было поистине чудо, которое, не боясь преувеличения, можно назвать верхом духовного мужества и самообладания”.
В. Рождественский “Далеко не всем юным его читателям известно, какая нелёгкая, а порою горькая жизнь досталась на долю этому человеку, который умел давать другим столько радости, веры в свои творческие силы, учил истинному благородству чувств и способности мечтать, так как он сам был очень мечтательным и романтичным”.
М. Слонимский “Произведения Грина подчас куда ближе к сказке, чем к традиционной литературе. И форма сказки особенно удалась Грину в “Алых парусах”. В этой феерии есть оптимизм, лишённая мистицизма вера в возможность счастья на земле, вера в то, что счастье может быть организовано умом, сердцем, волей человека, его трудом”.
Л. Борисов “Упорство, воля, неистребимая любовь к своему произведению, вера в необходимость того, что ты делаешь, - всё это в совокупности помогло Грину не потерять и в неприкосновенности сохранить свой строй языка. Нужно было быть очень талантливым человеком, чтобы сохранить в себе то, что дорого нам сегодня в необыкновенном, редкостном наследии А. Грина”.
Н. Матвеева “Мир Грина – это тот мир, где плещут синие волны, цветут олеандры и происходят всякие чудеса. Чистота сердца – вот основа основ для Грина. И уже только потом – в синих морях, а не то – не бывать им такими синими. Чувство чести, долга, человеческого достоинства – всё это у Грина на первом месте. Мечта, любовь, счастье, труд – вот основа человеческой жизни”.
Вывод:
Учитель. Итак, необычные судьбы, необычные обстоятельства, необычный язык произведения и жанр необычный! (феерия)
ХIII. Индивидуальное задание. №1 Что это за жанр феерия?
Феерия - (фр.от fee -фея, волшебница, (два словаря: С.Ожегов и Горбачевич)
Давайте запишем в тетрадь. Феерия - (фр.от fee -фея, волшебница)
1) жанр спектаклей, в которых обычно изображаются фантастические или необыкновенные происшествия, применяются различные постановочные эффекты, сценические трюки, превращения и широко используются световое и звуковое оформление; как особый театральный жанр феерия возникла во Франции в XVII веке; получила распространение в России во второй половине XIX в, зрелищностью и изобретательностью отличались феерии режиссера М.В. Лентовского;
2) цирковое представление, иногда сюжетное, с использованием различных трюков.
Индивидуальное задание № 2.
Кто герои в нашей феерии? Как мы о них узнаём?
Герои | Как? |
Ассоль | портрет |
Грэй | поступки |
Лонгрен | мечты |
Летика | события |
Меннерс | авторское отношение |
Эгль | пейзаж |
Пантен | диалог |
угольщик Филипп | сюжет |
жители Каперны | завязка |
кульминация | |
развязка | |
галиот “Секрет” |
XIV. Беседа о языке произведения.
Каков язык произведения? Какие изобразительно – выразительные средства использует Грин, описывая наших юных героев?
(Сравнения, эпитеты, метафору).
Сравнения встречаются чаще: "теплый, как щека, воздух пахнул морем," "гребень вала напоминал крылья гигантской птицы", "раздавался шум как бы долгих обвалов", "и его речь стала краткой и точной, как удар чайки в струю воды," "ее страстный шепот был звучен, как полное биение сердца," "как масло, вылитое в скачущий разрыв волн, смиряет их бешенство" и др.
Метафора встречается реже.
"Пурпурный дым" - это звучит как возмездие, победа и надежда на возможность преодолеть бездуховность в людях, смыть серый цвет с Каперны, открыть в каждом росток доброты, освободить душевную жизнь человека от зависти, злобы, жестокости.
XV. Беседа. Почему символом первой любви является вот эта феерия “Алые паруса”?
(Потому что здесь показаны сильные романтические чувства, их мечтания, их общая устремленность в мир мечтаний и грез).
- Какое слово - образ автор включает в описания алых парусов?
(парус как атрибут фортуны (судьбы), ну а в цвете алом (теплом тоне) заключено теплое, нежное, самое святое чувство на земле - это любовь.
- Чем заканчивается феерия?
XVI. Вывод. Учитель (Запись в тетрадь)
Для нас, людей XXI- го века, “Алые паруса” - олицетворение не только высокой, чистой и нежной любви, но и символ осуществления всех надежд, мечтаний о больших и благородных делах во имя светлых идеалов человечества, т.е. такой мечты, которая взывает к активному действию, к борьбе за свое существование.
Открывать грани человеческого духа, постигать их, с тем чтобы приносить счастье людям - в этом пафос всего творчества романтика Грина и феерии “Алые паруса”.
Для него самое главное - сделать человека счастливым. Самая большая награда для человека - принести счастье другому человеку (как сделал Грэй для Ассоль)
- Ребята, а как вы понимаете слово счастье? Это ваше домашнее задание. Напишите самый лучший рецепт счастья.
Для вас, ребята, чем стала феерия? (Открытие романтического мира моря, свободы, отваги, мечты, любви, счастья.)
XVII. Итог урока. Итак, чему научил нас писатель? Какие нравственные вопросы ставит он перед нами? Чему учит?
Быть добрыми, не озлобляться, мужественными, совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен, бороться с несправедливостью. Автор помогает юным читателям взрослеть нравственно, готовит их к самостоятельной жизни. Он не гасит в сердце читателей огонек надежды, веры в людей, чудеса, в мечту, в любовь.
Феерия заканчивается на оптимистической ноте, герои не изменяют своей мечте, они верят в счастье. Эта книга учит молодых людей быть настоящими рыцарями, настоящими мужчинами.
Творческое задание (индивид)
- Защита рисунков.
- Отзывы об “Алых парусах”.
- Рецензии на феерию “Алые паруса”.
- Кроссворд “История любви”.
- Эпиграфы
- Исследовательская работа юных гриноведов.
(выписки из доп. литературы).