Литература
-
Интегрированный урок по литературе и химии на тему: "Последние дни" (М.Булгаков). Дуэль и смерть Пушкина 2007
Работа представляет исследование: можно ли было спасти А.С. Пушкина.
-
Интегрированный урок по литературе и химии на тему: "…оград узор чугунный" 2007
Неповторим архитектурный облик Петербурга – его ансамбли, набережные, мосты… В нём нашли отражение важнейшие этапы развития русского зодчества XVIII–XX столетий. Неотъемлемой его частью является удивительно разнообразное по рисунку «чугунное кружево» – садовые ограды, перила набережных и мостов, балконные решётки, ворота, фонари, флагштоки…
-
"Цветной туман" мечты и приключений (главы из романа А.Грина "Золотая цепь") 2007
На данном уроке учащиеся знакомятся с творчеством Александра Грина, анализируют главы из его романа «Золотая цепь». Отвечая на поставленные вопросы, ученики приходят к выводу, что мир мечтаний и грез нередко помогает человеку пережить горести и скорби, а порой – стать творцом своей судьбы.
-
Урок внеклассного чтения в 7-м классе по теме: "Герой тургеневских произведений – не только русский народ, но и русский язык" 2007
Данный урок можно проводить после изучения рассказа "Бежин луг" или как внеклассное мероприятие по предмету (заседание литературной гостиной), причем учитель может подобрать рассказы, руководствуясь интересами учащихся или опираясь на цели, которые он преследует. Урок, который представлен на суд читателей, был проведен в малокомплектной школе, поэтому и тематика рассказов несколько ограничена. При желании можно включить в урок большее количество рассказов, стихотворений в прозе, а также историю создания "Записок охотника".
-
Интеллектуальный марафон "Захарово – Большие Вязёмы – поэтическая родина А.С. Пушкина" 2007
Одинцовский район известен тем, что на его земле находится охраняемый государством музей-заповедник А.С. Пушкина, включающий в себя усадебный комплекс Большие Вязёмы и Захарово. Ежегодно музей проводит творческие встречи юных поэтов, на которых выступают воспитанники нашего лицея. Мои ученики - частые гости музея. В 2007 году городу Одинцово исполняется 50 лет. Хотя город и молод, но имеет богатую историю. Литературное краеведение Одинцовского района очень разнообразно и заслуживает пристального внимания. Заинтересовать ребят историей края помогают различные интеллектуальные игры, в процессе которых они постигают красоту и богатство малой родины. Думаю, что это очень важно для сегодняшнего поколения - иметь духовную опору. Предлагаемый в статье интеллектуальный марафон рассчитан на глубокое знакомство с историей Больших Вязём и Захарова.
-
Урок-мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А.П. Чехова "Вишнёвый сад" 2007
Урок-мастерская построения знаний и творческого письма, который проводится после предполагаемого прочтения пьесы А.П. Чехова дома. Позади - определённый опыт работы с чеховскими произведениями, сведения из биографии автора, чтение писем писателя. Всё это даёт возможность говорить о формировании личного отношения к творчеству А.П. Чехова и помогает строить разговор о такой простой и в то же время непростой пьесе, как "Вишнёвый сад".
-
Интегрированный урок по литературе и истории на тему: "Повесть о Петре и Февронии" Ермалая-Еразма (по произведению древнерусской литературы) 2007
Интегрированный урок история + литература с использованием компьютерной презентации на тему "Повесть о Петре и Февронии" Ермалая-Еразма. На уроке анализируется произведение в контексте культурной и политической жизни Руси в период феодальной раздробленности.
-
Литературная игра для учащихся 8-го класса, посвященная жизни и творчеству Н.В. Гоголя 2007
Игра может быть использована учителями литературы средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий в качестве мероприятия для проведения литературной недели.
-
Методическая разработка урока литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ "После бала"» 2007
Цели урока: показать учащимся роль Ясной Поляны в жизни Л.Н. Толстого; изучить жизненные источники рассказа "После бала", особенности композиции рассказа; провести наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева" 2007
Предлагаемые материалы можно использовать на уроках литературы в 7-х и 10-х классах при изучении творчества И.С. Тургенева. К уроку прилагается компьютерная презентация, содержащая интересные сведения о жизни и творчестве писателя, есть музыкальное оформление.
-
Открытый урок по теме: "Ты вспомни первую любовь…" (стихи о любви, созданные А.С. Пушкиным в лицейский период, посвященные Е.П. Бакуниной) 2007
Программа по литературе не предусматривает изучение стихотворений о любви, созданных в 1811–1816 годах А.С. Пушкиным. Между тем они могут быть интересны современным юношам и девушкам – ведь их создал учащийся-лицеист, 16-летний юноша, их ровесник.
-
Сценарий гостиной "Первый наш историк и последний летописец", посвященной Н.М. Карамзину 2007
Николаю Михайловичу Карамзину посвящаем гостиную "Первый наш историк и последний летописец". Современники сравнивали его с Петром Великим. Это, конечно, метафора, одно из тех пышных поэтических уподоблений, на которые был столь щедр век Ломоносова и Державина. Однако вся жизнь Карамзина, его блистательные начинания и свершения, оказавшие огромное преобразующее воздействие на развитие отечественной культуры, были и в самом деле столь необыкновенны, что вполне допускали самые смелые исторические аналогии.
-
Сценарий устного журнала "Любитель русского слова" (к 205-летию со дня рождения В.И.Даля) 2007
Владимиру Ивановичу Далю, прожившему 70 лет, удалось столько успеть! Он был врачом и морским офицером, чиновником по особым поручениям и писателем, географом и этнографом, отцом пятерых детей, а главное - собирателем "Толкового словаря живого великорусского языка". "Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык", - говорил В.И. Даль. Познакомьтесь с удивительной жизнью этого человека – и вы ему поверите. А поможет вам наш устный журнал.
-
Сценарий гостиной "Имя, без которого невозможна Россия" (к 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачёва) 2007
2006 год объявлен ЮНЕСКО Годом Д.С. Лихачёва. Это год столетнего юбилея великого ученого, академика, члена Австрийской, Британской, Итальянской, Геттингенской академий, кавалера ордена Св. Константина Великого, Человека с большой буквы - Дмитрия Сергеевича Лихачёва. 100-летию со дня рождения великого философа XX века, гуманиста, гражданина, патриота своей Родины посвящается наша гостиная "Имя, без которого невозможна Россия".
-
Тема урока: "Наперсница волшебной старины" (сценарий занятия-спектакля, посвященного няне А.С. Пушкина) 2007
Наше занятие-спектакль посвящено удивительной женщине, которую, по утверждению Марины Цветаевой, Пушкин любил больше всех женщин на свете, которую великий поэт называл "мамушкой", которой он посвятил столько нежных поэтических строк: оно посвящено любимой няне Александра Сергеевича - Арине Родионовне. Сегодня мы попытаемся восстановить историческую справедливость: прочитать судьбу одного из самых родных и духовно близких Пушкину людей, его ангела-хранителя, "наперсницы волшебной старины"; той, что воспитала, взлелеяла в Пушкине его русскую душу, его русский дух; той, что открыла для Пушкина удивительный мир русской народной культуры, ибо этот мир, по утверждению биографов великого поэта, "был известен ей как нельзя короче".
-
Лекция на тему: "Пушкин в портретах" 2007
"Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная", - писал Пушкин. Если мы держим в памяти образ великого человека, созданный хорошим художником, как это оживляет и углубляет "самую занимательную науку"! Но и художник увлечен той же наукой: он следует за мыслями великого человека с кистью в руке, улавливая и исследуя его живой образ. Мы с первого дня начинаем жить в окружении пушкинских портретов, с первых дней своих знаем его неповторимый облик. А люди, которые живут в одно время с поэтом, твердят, как клятву, оду "Вольность", "К Чаадаеву"; люди, ходящие с Пушкиным под одним небом, по одному городу, по одним улицам, могут встретить Пушкина и пройти мимо, не угадать. Фотография не изобретена: первый простейший фотографический снимок – дагероскоп – появился уже после смерти Пушкина.
-
Развитие речи на уроке чтения и во внеурочное время в 1-м классе (из опыта работы) 2007
Уроки литературного чтения предназначены для образования и воспитания подрастающего поколения. Развитие младших школьников в процессе обучения ставит перед учителем определённые задачи: владение навыком и умением работать с книгой, определение круга чтения учащихся, формирование познавательного интереса, развитие эстетических чувств и эмоций, развитие творческого воображения и литературных способностей детей.
-
Литературное творчество учащихся как основа духовно-нравственного воспитания 2007
Современный учитель, развивая творческий потенциал учащихся, способствует формированию всесторонне развитой, высокодуховной, творческой личности, обладающей высоким уровнем мышления, легко ориентирующейся в современном постоянно меняющемся мире, умеющей находить правильные решения в жизненных нестандартных ситуациях, имеющей конкретную цель, способной реализовать себя в деле.
-
Программа элективного курса "Виртуальный литературный музей" 2007
Данный элективный курс "Виртуальный литературный музей", на занятиях которого предполагается знакомство с интернет-коллекциями знаменитых литературных музеев мира, позволит учащимся ощутить как "живут" экспонаты, и даст возможность почувствовать себя зрителем в музее. Программа элективного курса рассчитана на 34 часа, предназначена для учащихся 10–11-х классов филологического профиля. По окончании курса учащиеся должны знать структуру литературного музея, уметь подобрать для такого виртуального музея экспонаты, дать им оценку, проникнуть в глубину художественно-образного замысла писателя, художника или композитора; применять полученные знания и умения в разработке различных творческих проектов, в организации праздников, конкурсов, в создании презентаций.
-
Любовная интрига комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" глазами учащихся 2007
Концепция технологии развития критического мышления (ТРКМ) основана на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Эта технология помогает учащимся творчески осмыслить текст художественного произведения, понять замысел автора, выработать собственное мнение. Некоторые методы и приемы работы по ТРКМ показаны на примере темы «Любовная интрига комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"».
-
Интегрированный урок народной культуры, литературы и художественного труда по теме: "Новогодие" 2007
Основные цели данного урока – формирование понятия о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси и создание условий для воспитания уважительного отношения к культуре своих предков. Урок построен на сочетании наглядных словесных практических методов обучения, использовании элементов театрализации и игры, что не только способствует успешному усвоению материала, но позволяет обратиться к жизненному опыту учащихся, создаёт ситуацию успеха, новизны и занимательности, даёт ребятам возможность проявить себя, развить свой творческий потенциал и коммуникативные умения.
-
Урок-экскурсия на тему: "Лермонтовская Москва" 2007
Заботясь о духовном здоровье моих учеников, я пытаюсь разбудить в них самые лучшие чувства, доставить им много счастливых минут в тот момент, когда они прикасаются к истокам творчества поэтов и писателей, постигают самые сокровенные тайны человеческой души.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему: "Басня как литературный жанр" 2007
Урок - возвращение к прочитанному, основной целью которого являются повторение основных особенностей басни как литературного жанра, выявление природы слова «басня», построение басенного дерева, выяснение истоков данного жанра. Поставленная цель реализуется с помощью анализа басни Ивана Андреевича Крылова «Две собаки».
-
Тема урока: «М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка "Премудрый пескарь". Обличение мещанства, обывательщины, бесполезности и эгоизма» 2007
В последнее время интерес к урокам русского языка и литературы заметно упал. Чтобы урок получился интересным, развивающим творческие способности учащихся, а их участие в уроке – активным, нужно применять на уроках русского языка и литературы различные формы и методы.
-
"Уроки нравственного прозрения, или Болевые точки преподавания литературы" (опыт преподавания литературы в старших классах) 2007
Уроки литературы раскрывают перед учениками психологический мир персонажей и побуждают их к нравственной оценке. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, ученик открывает мир новых эмоций, красоту природы, иначе говоря - путь в себя. Если мы хотим, чтобы в России были люди нравственные, отличающие добро от зла, надо, чтобы уроки литературы были самыми интересными для учеников. Для этого надо быть интересными для своих учеников. Какими будем мы, учителя литературы, таким и будет духовное состояние нашего общества.
-
Урок литературы в 5-м классе по программе "Школа-2100" на тему: "Каждый из нас в ответе перед будущим" 2007
Урок литературы в пятом классе по программе "Школа-2100" по учебнику "Шаг за горизонт". Авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Тема урока: "Каждый из нас в ответе перед будущим". (По рассказу Рэя Брэдбери "И грянул гром".) Ведущая задача урока - воспитывать ответственность за свои поступки.
-
Урок литературы в аспекте риторической культуры 2007
Предлагаемый конспект урока разработан на основе риторической образовательной технологии, автором которой является Е.А. Юнина – доктор философских наук, профессор педагогики. Эта технология объединяет ряд актуальных для современного образования направлений, каждое из которых является следствием определённого закона риторики.
-
Тема урока: "Научить читать не глазами, а сердцем" 2007
Литература через воображение оказывает на человека такое же влияние, как и окружающая его действительность. Литературу и нужно изучать для того, чтобы человек попытался перестроить свою судьбу, попробовал творить жизнь, творить свою духовность.
-
Тема урока: "Достоевский и музыка" 2007
Урок «Достоевский и музыка» - это интегрированный урок литературы и музыки. Изучение духовного мира писателя и его творчества будет неполным, если не показать его связи с музыкой. Связь творчества Достоевского с музыкой многогранна. С одной стороны, это музыка и музыканты в жизни писателя, с другой стороны – музыка на страницах его произведений, воплощение его творчества в музыке. Конечно, в рамках одного урока невозможно осветить все проблемы, связанные с темой «Достоевский и музыка». Однако такой урок поможет глубже понять как личность писателя, так и его творчество.
-
Интегрированное занятие кружка по истории и литературы "Волшебный зоопарк" для учащихся 5-го класса на тему: "Единорог – чудесный зверь" (образ единорога в культуре народов мира) 2007
Занятие интегрированного кружка в 5-м классе даёт представление об образе единорога в культуре народов мира, развивает монологическую речь, творческие способности, аналитическое мышление, умение работать в группах.