Литература
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева" 2007
Предлагаемые материалы можно использовать на уроках литературы в 7-х и 10-х классах при изучении творчества И.С. Тургенева. К уроку прилагается компьютерная презентация, содержащая интересные сведения о жизни и творчестве писателя, есть музыкальное оформление.
-
Открытый урок по теме: "Ты вспомни первую любовь…" (стихи о любви, созданные А.С. Пушкиным в лицейский период, посвященные Е.П. Бакуниной) 2007
Программа по литературе не предусматривает изучение стихотворений о любви, созданных в 1811–1816 годах А.С. Пушкиным. Между тем они могут быть интересны современным юношам и девушкам – ведь их создал учащийся-лицеист, 16-летний юноша, их ровесник.
-
Сценарий гостиной "Первый наш историк и последний летописец", посвященной Н.М. Карамзину 2007
Николаю Михайловичу Карамзину посвящаем гостиную "Первый наш историк и последний летописец". Современники сравнивали его с Петром Великим. Это, конечно, метафора, одно из тех пышных поэтических уподоблений, на которые был столь щедр век Ломоносова и Державина. Однако вся жизнь Карамзина, его блистательные начинания и свершения, оказавшие огромное преобразующее воздействие на развитие отечественной культуры, были и в самом деле столь необыкновенны, что вполне допускали самые смелые исторические аналогии.
-
Сценарий устного журнала "Любитель русского слова" (к 205-летию со дня рождения В.И.Даля) 2007
Владимиру Ивановичу Далю, прожившему 70 лет, удалось столько успеть! Он был врачом и морским офицером, чиновником по особым поручениям и писателем, географом и этнографом, отцом пятерых детей, а главное - собирателем "Толкового словаря живого великорусского языка". "Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык", - говорил В.И. Даль. Познакомьтесь с удивительной жизнью этого человека – и вы ему поверите. А поможет вам наш устный журнал.
-
Сценарий гостиной "Имя, без которого невозможна Россия" (к 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачёва) 2007
2006 год объявлен ЮНЕСКО Годом Д.С. Лихачёва. Это год столетнего юбилея великого ученого, академика, члена Австрийской, Британской, Итальянской, Геттингенской академий, кавалера ордена Св. Константина Великого, Человека с большой буквы - Дмитрия Сергеевича Лихачёва. 100-летию со дня рождения великого философа XX века, гуманиста, гражданина, патриота своей Родины посвящается наша гостиная "Имя, без которого невозможна Россия".
-
Тема урока: "Наперсница волшебной старины" (сценарий занятия-спектакля, посвященного няне А.С. Пушкина) 2007
Наше занятие-спектакль посвящено удивительной женщине, которую, по утверждению Марины Цветаевой, Пушкин любил больше всех женщин на свете, которую великий поэт называл "мамушкой", которой он посвятил столько нежных поэтических строк: оно посвящено любимой няне Александра Сергеевича - Арине Родионовне. Сегодня мы попытаемся восстановить историческую справедливость: прочитать судьбу одного из самых родных и духовно близких Пушкину людей, его ангела-хранителя, "наперсницы волшебной старины"; той, что воспитала, взлелеяла в Пушкине его русскую душу, его русский дух; той, что открыла для Пушкина удивительный мир русской народной культуры, ибо этот мир, по утверждению биографов великого поэта, "был известен ей как нельзя короче".
-
Лекция на тему: "Пушкин в портретах" 2007
"Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная", - писал Пушкин. Если мы держим в памяти образ великого человека, созданный хорошим художником, как это оживляет и углубляет "самую занимательную науку"! Но и художник увлечен той же наукой: он следует за мыслями великого человека с кистью в руке, улавливая и исследуя его живой образ. Мы с первого дня начинаем жить в окружении пушкинских портретов, с первых дней своих знаем его неповторимый облик. А люди, которые живут в одно время с поэтом, твердят, как клятву, оду "Вольность", "К Чаадаеву"; люди, ходящие с Пушкиным под одним небом, по одному городу, по одним улицам, могут встретить Пушкина и пройти мимо, не угадать. Фотография не изобретена: первый простейший фотографический снимок – дагероскоп – появился уже после смерти Пушкина.
-
Развитие речи на уроке чтения и во внеурочное время в 1-м классе (из опыта работы) 2007
Уроки литературного чтения предназначены для образования и воспитания подрастающего поколения. Развитие младших школьников в процессе обучения ставит перед учителем определённые задачи: владение навыком и умением работать с книгой, определение круга чтения учащихся, формирование познавательного интереса, развитие эстетических чувств и эмоций, развитие творческого воображения и литературных способностей детей.
-
Литературное творчество учащихся как основа духовно-нравственного воспитания 2007
Современный учитель, развивая творческий потенциал учащихся, способствует формированию всесторонне развитой, высокодуховной, творческой личности, обладающей высоким уровнем мышления, легко ориентирующейся в современном постоянно меняющемся мире, умеющей находить правильные решения в жизненных нестандартных ситуациях, имеющей конкретную цель, способной реализовать себя в деле.
-
Программа элективного курса "Виртуальный литературный музей" 2007
Данный элективный курс "Виртуальный литературный музей", на занятиях которого предполагается знакомство с интернет-коллекциями знаменитых литературных музеев мира, позволит учащимся ощутить как "живут" экспонаты, и даст возможность почувствовать себя зрителем в музее. Программа элективного курса рассчитана на 34 часа, предназначена для учащихся 10–11-х классов филологического профиля. По окончании курса учащиеся должны знать структуру литературного музея, уметь подобрать для такого виртуального музея экспонаты, дать им оценку, проникнуть в глубину художественно-образного замысла писателя, художника или композитора; применять полученные знания и умения в разработке различных творческих проектов, в организации праздников, конкурсов, в создании презентаций.
-
Любовная интрига комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" глазами учащихся 2007
Концепция технологии развития критического мышления (ТРКМ) основана на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Эта технология помогает учащимся творчески осмыслить текст художественного произведения, понять замысел автора, выработать собственное мнение. Некоторые методы и приемы работы по ТРКМ показаны на примере темы «Любовная интрига комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"».
-
Интегрированный урок народной культуры, литературы и художественного труда по теме: "Новогодие" 2007
Основные цели данного урока – формирование понятия о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси и создание условий для воспитания уважительного отношения к культуре своих предков. Урок построен на сочетании наглядных словесных практических методов обучения, использовании элементов театрализации и игры, что не только способствует успешному усвоению материала, но позволяет обратиться к жизненному опыту учащихся, создаёт ситуацию успеха, новизны и занимательности, даёт ребятам возможность проявить себя, развить свой творческий потенциал и коммуникативные умения.
-
Урок-экскурсия на тему: "Лермонтовская Москва" 2007
Заботясь о духовном здоровье моих учеников, я пытаюсь разбудить в них самые лучшие чувства, доставить им много счастливых минут в тот момент, когда они прикасаются к истокам творчества поэтов и писателей, постигают самые сокровенные тайны человеческой души.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему: "Басня как литературный жанр" 2007
Урок - возвращение к прочитанному, основной целью которого являются повторение основных особенностей басни как литературного жанра, выявление природы слова «басня», построение басенного дерева, выяснение истоков данного жанра. Поставленная цель реализуется с помощью анализа басни Ивана Андреевича Крылова «Две собаки».
-
Тема урока: «М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка "Премудрый пескарь". Обличение мещанства, обывательщины, бесполезности и эгоизма» 2007
В последнее время интерес к урокам русского языка и литературы заметно упал. Чтобы урок получился интересным, развивающим творческие способности учащихся, а их участие в уроке – активным, нужно применять на уроках русского языка и литературы различные формы и методы.
-
"Уроки нравственного прозрения, или Болевые точки преподавания литературы" (опыт преподавания литературы в старших классах) 2007
Уроки литературы раскрывают перед учениками психологический мир персонажей и побуждают их к нравственной оценке. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, ученик открывает мир новых эмоций, красоту природы, иначе говоря - путь в себя. Если мы хотим, чтобы в России были люди нравственные, отличающие добро от зла, надо, чтобы уроки литературы были самыми интересными для учеников. Для этого надо быть интересными для своих учеников. Какими будем мы, учителя литературы, таким и будет духовное состояние нашего общества.
-
Урок литературы в 5-м классе по программе "Школа-2100" на тему: "Каждый из нас в ответе перед будущим" 2007
Урок литературы в пятом классе по программе "Школа-2100" по учебнику "Шаг за горизонт". Авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Тема урока: "Каждый из нас в ответе перед будущим". (По рассказу Рэя Брэдбери "И грянул гром".) Ведущая задача урока - воспитывать ответственность за свои поступки.
-
Урок литературы в аспекте риторической культуры 2007
Предлагаемый конспект урока разработан на основе риторической образовательной технологии, автором которой является Е.А. Юнина – доктор философских наук, профессор педагогики. Эта технология объединяет ряд актуальных для современного образования направлений, каждое из которых является следствием определённого закона риторики.
-
Тема урока: "Научить читать не глазами, а сердцем" 2007
Литература через воображение оказывает на человека такое же влияние, как и окружающая его действительность. Литературу и нужно изучать для того, чтобы человек попытался перестроить свою судьбу, попробовал творить жизнь, творить свою духовность.
-
Тема урока: "Достоевский и музыка" 2007
Урок «Достоевский и музыка» - это интегрированный урок литературы и музыки. Изучение духовного мира писателя и его творчества будет неполным, если не показать его связи с музыкой. Связь творчества Достоевского с музыкой многогранна. С одной стороны, это музыка и музыканты в жизни писателя, с другой стороны – музыка на страницах его произведений, воплощение его творчества в музыке. Конечно, в рамках одного урока невозможно осветить все проблемы, связанные с темой «Достоевский и музыка». Однако такой урок поможет глубже понять как личность писателя, так и его творчество.
-
Интегрированное занятие кружка по истории и литературы "Волшебный зоопарк" для учащихся 5-го класса на тему: "Единорог – чудесный зверь" (образ единорога в культуре народов мира) 2007
Занятие интегрированного кружка в 5-м классе даёт представление об образе единорога в культуре народов мира, развивает монологическую речь, творческие способности, аналитическое мышление, умение работать в группах.
-
Интегрированное обучение русскому языку по программе "Занимательная лингвистика" 2007
Овладеть языком – означает не просто выучить слова, грамматические правила и правила произношения. Это значит – быть способным активно применять свои знания в различных ситуациях. Освоить устройство чужого языка легче, если хорошо разбираешься в особенностях родного языка. Помочь в этом могут и общелингвистические знания. В языке отражаются представления народа о жизни, об устройстве мира. Чтобы овладеть языком, полезно узнать историю страны, культурные традиции народа.
-
Бином фантазии 2007
Книга итальянского писателя Джанни Родари “Грамматика фантазии” вызвала мой интерес оригинальностью взглядов автора на различные способы развития у детей творческих начал и фантазии. Писатель доходчиво и интересно доказал, насколько необходима в жизни детей словесная игра, в которой мы, взрослые, должны принимать самое активное участие. Я решила попробовать на своих уроках в 5-м классе развивать детское воображение и фантазию.
-
Попытка внимательного прочтения стихотворений О.Э. Мандельштама 2007
Урок литературы в 11-м классе. Основная идея урока – попытаться понять поэтический мир феномена русской поэзии начала прошлого века О.Э. Мандельштама.
-
Урок словесности по эссе С. Цвейга "Благодарность книгам" в 9-м классе: "Благодарность книгам…" 2007
Каждый педагог понимает, что вырастить ребёнка без влияния книги невозможно. Чтение активно формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность. Урок словесности по эссе Стефана Цвейга "Благодарность книгам" поможет учащимся совершенствовать свои умения в анализе художественного текста, доставит эстетическое наслаждение от общения с гениальным произведением и его автором. На уроке используются такие современные образовательные технологии, как критическое мышление и информационно-коммуникативные.
-
Урок внеклассного чтения на тему «"Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В. Гоголя». 7-й класс 2007
Данная работа представляет собой разработку урока (2 часа) по "Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Материал содержит интересные сведения о сборнике "Миргород", позволяющие прочтение повести "Тарас Бульба" воспринять в контексте замысла Н.В. Гоголя. На уроке используются разнообразные методы и приемы, помогающие изучить произведение на высоком познавательном уровне. Основным методом изучения является анализ текста, что на уроках литературы особенно актуально.
-
Мастерская художника слова. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Фонтан" (урок внеклассного чтения в 7-м классе) 2007
Современному человеку для успешной самореализации необходимо многое: не только довольно обширный багаж знаний в определенной области, не только овладение информационными технологиями, но и высокий уровень речевой компетенции, креативность, владение навыками исследовательской деятельности, наконец, безупречный вкус. В формировании последних компонентов трудно переоценить роль уроков литературы в школе. Комплексный анализ художественного текста, задания исследовательского характера позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся и воспитывать яркую, развитую личность.
-
Тема урока: "Сейте разумное, доброе, вечное!" (урок по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского" в 6-м классе) 2007
Урок по литературе для 6-го класса. Именно в ходе этого урока раскрывается основная мысль рассказа, проявляется позиция автора, происходит дальнейшее освоение шестиклассниками нравственной проблематики произведения В.Г. Распутина, этических категорий «добро», «бескорыстие», «ответственность».
-
Назначение поэзии и ее задачи в понимании А.А. Фета и Н.А. Некрасова 2007
Данный урок знакомит учащихся со взглядами А.А. Фета и Н.А. Некрасова на поэзию, выявляет их противоположные позиции по поводу назначения поэзии, в результате чего десятиклассники получают представление о двух противоборствующих направлениях в русской лирике XIX века.
-
Литературно-историческая игра: "За семью печатями". 9-й класс 2007
Данная игра построена по принципу популярной игры «За семью печатями», идущей на телеканале «Культура». В процессе игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, игроки разгадывают его имя. Кроме знаний истории и теории литературы, игрокам придется проявить свое знание географии.