Книги о Гарри Потере, безусловно, любимое чтение многих пятиклассников, и уроки по произведениям Роулинг воспринимаются ими с благодарностью и интересом. Несмотря на споры взрослых литературоведов, дети любят героев Роулинг, и преподаватели не могут игнорировать интересы своих учеников. Задача учителя литературы – воспитывать интерес именно к книге, а не фильму, формировать внимательного и думающего читателя. Поэтому форма урока КВН по первой книге о юном волшебнике даёт возможность и проверить знание текста, и организовать коллективную интересную работу, и оптимально выбрать материал для обсуждения. В центре урока – образ удивительного мальчика, который учится жить и бороться со злом.
Класс делится на 4 – 5 команд. В качестве членов жюри приглашаются старшеклассники, родители, учителя.
Цели урока:
- Обучать работе в группе.
- Осознать основные идеи книги “Гарри Поттер и философский камень”.
- Продолжить работу над умением характеризовать литературного героя.
- Воспитывать внимание к деталям текста.
- Показать важность и силу понятий “любовь”, “дружба”, “ответственность” в любом, даже волшебном мире.
Оформление урока:
Таблица для записи результатов КВН, кружки-медали красного, жёлтого и зелёного цвета (5, 4, 3 балла соответственно), “волшебные вещи”, фильм “Гарри Поттер и философский камень”
Тема урока записывается на доске так, чтобы в конце каждый ученик мог её продолжить:
Гарри Поттер – мальчик, который…….
1. Вступительное слово учителя
2. Команды выбирают название – слово из книги, например “Букля”, “Зелье”, “Единорог”, “Ловец”, объясняют свой выбор.
3. Конкурс – домашнее задание “Я, Гарри Поттер, расскажу вам о себе”.(выбрать самые важные факты из жизни героя и рассказать о нём от первого лица)
4. Конкурс “Узнай героя”. Каждая команда по очереди узнаёт своего героя, если не справляется, право ответа переходит другой команде.
Узнай героя
1. Он был высок, худ и очень стар, судя по серебру его волос и бороды – таких длинных, что их можно было заправить за пояс. Он был одет в длинный сюртук, поверх которого была наброшена лиловая мантия.
2. В дверном проёме стоял великан. Его лицо скрывалось за длинными спутанными прядями волос и огромной клочковатой бородой, но зато были видны его глаза, маленькие и блестящие, как чёрные жуки.
3. Кто признался Гарри, что направляется в Бразилию?
4. Кто пел эту песню:
Все помыслы ваши я вижу насквозь,
Не скрыть от меня ничего.
Наденьте меня, и я вам сообщу
С кем учиться вам суждено.
5. На заборе сидела сурового вида женщина в очках.
6. Его стригли чаще, чем одноклассников, но это не давало никакого результата, потому что его волосы так и торчали во все стороны, к тому же они очень быстро отрастали.
7. Голова отделилась от шеи и упала на плечо, словно держалась на пружине и приводилась в действие нажатием на ухо. Очевидно, кто-то пытался его обезглавить, но не довёл дело до конца.
5. Конкурс “Волшебные предметы”. По возможности, похожие предметы приносятся в класс и показываются детям. Ответы выполняются письменно каждой группой и сдаются жюри.
Кто подарил Гарри
- серебристую мантию-невидимку
- метлу “Нимбус-2000
- изумрудно-зелёный свитер
- мелкую монетку
- сову Буклю
Кому принадлежат?
- поросячий хвостик
- яйцо дракона
- перо феникса в волшебной палочке
- крыса Короста
- стопка волшебных учебников
- большой фиолетовый тюрбан
- миссис Норрис
- стеклянный шар-напоминалка
- знамя с изображением огромного льва
6. Конкурс “Трудные вопросы”. Викторина на знание текста. Группам выдаются листы с вопросами, место для ответа пропущено. Время выполнения ограничено результатом группы, которая справится с заданием первой.
Трудные вопросы.
- Почему на лбу у Гарри остался шрам?
- Как можно успокоить Пушка?
- Каким способом Гарри первый раз поймал снитч?
- Что изобрёл Николас Фламель?
- Кто выучил наизусть все учебники?
- Кто называл себя Дред и Фордж?
- Кто приютил Норберта, когда тот вырос?
- Что показывало зеркало Еиналеж?
- В какую игру любил играть Рональд Уизли?
- Кто считал самой важной книгой “Тысячу волшебных растений и грибов?”
- Зачем Волану –де-Морту философский камень?
- Чем отличались фотографии волшебников?
- Какие животные жили в Запретном лесу?
- Кого охраняют Крэбб и Гойл
- Почему Дадли был возмущён тем, что ему подарили 36 подарков?
7. Конкурс “Итоги года”
Хогвартс – школа, пусть даже волшебная. В конце учебного года полагается подвести итоги.Но мы будем оценивать не учёбу Гарри, а его достижения в познании себя и других людей. Чему научился и что узнал Гарри в школе волшебников за 1 год? Заполните свидетельство об окончании 1 курса. Командам выдаются красочные бланки с текстом:
Настоящее свидетельство выдано Гарри Поттеру в том, что за 1 год обучения в школе волшебников Хогвартс он достиг больших успехов. Надеемся, что этот год запомнится ему надолго, потому что этот юный волшебник: 1. 2. 3. |
Дети отвечали так:
1. Научился волшебству | 5. Победил Волан де Морта |
2. Узнал многое о своих родителях и увидел их в зеркале | 6. Обрёл настоящий дом |
3. Приобрёл настоящих друзей. | 7. Обеспечил победу факультета |
4. Стал ловцом команды по квиддичу | 8. Первый раз получил подарки |
8. Конкурс “Кино”. Режиссёр снимает фильм по книге. Он должен передать мысль писателя, а вы, зрители, должны понять, какую роль играют в фильме о Гарри Поттере те эпизоды, которые мы посмотрим. Сформулируйте главную мысль каждого эпизода.
Эпизод “Горный тролль” - Гермиона способна быть хорошим другом Рону и Гарри, мальчики проявляют благородство и спасают девочку, которая им сначала не нравится.
Эпизод “Дорога к философскому камню” - только вместе друзья смогли одолеть все преграды.
9. Конкурс “Пантомима”(подготовленное задание). Каждая команда без слов изображает эпизод из книги, остальные угадывают.
10. Подведение итогов КВНа. Команды завершают формулировку темы урока.
11. Домашнее задание - сочинение-миниатюра “Если бы я был волшебником…”