Педагогическая мастерская "Петербург Пушкина" (по поэме "Медный всадник" )

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Показать интерес А.С.Пушкина к историческому прошлому России; выявить позиции автора по отношению к Петербургу.
  • Развивать навыки аналитической работы с художественным текстом, ассоциативное мышление учащихся, умение анализировать мысли и чувства не только автора произведения, но и свои.
  • Показать учащимся непреходящую ценность произведений А.С.Пушкина (на примере анализа поэмы “Медный всадник”); создать благоприятные условия для эстетического восприятия произведения.

Оборудование: Урок проводится в кабинете информатики (компьютеры, проектор для слайдовой презентации, принтеры для распечатки ответов учащихся; в ходе урока звучат музыкальные фрагменты).

Комментарий. Тема рассчитана на 2 часа. Первый урок (педмастерская) посвящен Петербургу Пушкина (образу города), изображенному в поэме “Медный всадник”, второй – семинар “Два бунта” (жанр, композиция произведения, конфликт: власть, стихия, человек).

Ход урока

Слово учителя.

- А.С.Пушкин открыл для русской литературы тему Петербурга, разработал и развил её и Н.В. Гоголь, и Ф.М.Достоевский. Город Петра стал темой и многих стихотворений поэтов Серебряного века.

1. Индукция. Создание эмоционального настроя (включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения).

Учитель:

- Настройтесь эмоционально на урок, прослушайте отрывок из произведения. Обратите внимание на вопрос.

На фонфе музыки звучит отрывок “Люблю тебя, Петра творенье” в исполнении А.Шварца

- Какое слово или словосочетание в авторской оценке Петербурга можно считать ключевым? (Ключевое словосочетание – “Петра творенье…”)

- Кто продолжит чтение отрывка наизусть до конца?

2. Самоконструкция. Задание:

- Откройте страницу в Word и запишите ассоциативные ряды к словосочетанию “Петра творенье…”, в которых содержалась бы разная по оценке информация (позитивная и негативная). Сохраните работу.

- Обсуждение работы. Помощь учителя (Приложение 4 - презентация).

Позитивная информация: (1 слайд) Приложение

Негативная информация: (2 слайд) Приложение

3. Социоконструкция. (Работа учащихся в группах).

- Составить схемы – тезисы своих ответов на странице в Word.

Задания для групп:

1 группа: (слайд 3) Приложение

2 группа: (слайд 4) Приложение

3 группа: (слайд 5) Приложение

4 группа: (слайд 6) Приложение

4. Социализация. Работа учеников распечатывается на принтере.

(Выступление ученика от каждой группы – сопоставление, сверка, оценка, коррекция).

5. Афиширование . Вывешивание работ учеников (схем, проектов). Обсуждение полученных в групповой работе результатов. Учащиеся задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий. Учитель дает пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

6. Разрыв. Ликвидация разрыва. (Внутренне осознание учеником неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому).

Учитель организует работу учащихся в группах с источником информации, позволяющим разрешить возникшие противоречия.

Прослушивание сообщений учащихся.

(Сообщение ученика: знакомство с историей создания поэмы “Медный всадник”. Приложение 1. Приложение 2.

Учитель:

- Что же представлял из себя ландшафт в эпоху, предшествующую основанию Петербурга?

(По мшистым топким берегам// Чернели избы тут и там,// Приют убогого чухонца).

- Петр Великий, конечно, был прекрасно осведомлен о значении устья Невы и мысль об основании здесь города-крепости должна была созреть в его уме задолго до начала Северной войны.(Отсель грозить мы будем шведу.//Здесь будет город заложен//На зло надменному соседу,//Природой здесь нам суждено//В Европу прорубить окно,//Ногою твердой стать при море).

Слово ученикам-историкам.

При глухом ропоте масс, сменившем отчаянные и бессильные попытки борьбы, при сочувствии немногих совершалось двести слишком лет тому назад обновление России. Его символом явился Петр. В его личности было много черт, в его жизни много моментов, глубоко поразивших и русских и иностранцев. Исторический образ грозного императора чрезвычайно благоприятствовал творимой легенде. Создавался образ одинокого титана, творящего новый мир, преодолевающего сопротивление косных, темных, хаотических сил.
Символом дела Петра явилась новая столица. Ее возникновение в результате многолетней борьбы со шведами было куплено дорогой ценой. Ее создание на “чухонской земле”, на “болоте”, стоившее жизни многочисленных рабочих, забутивших топь своими костями, увеличило народное нерасположение к “Питеру”, но в сочувствующих реформе новый город порождал осознание могучей, чудодейственной силы “основателя”. Сказочно быстрый рост Петербурга — города титанической борьбы — свидетельствовал о торжестве дела Петра. Образ царя-реформатора, усваиваясь религиозным сознанием, сочетался с древними, как культурный мир, образами космической борьбы творческого начала света с безликими, безобразными стихиями, образами, присущими всем векам и народам. Из этого соприкосновения исторических событий с мифотворческим сознанием родился миф (Приложение 3) о строителе чудотворном, получивший гениальное оформление в поэме Пушкина — Медный Всадник.

Учитель:

- Так почему же поэма “Медный всадник” не была опубликована при жизни А.С.Пушкина?

(Сообщение ученика).

История публикации

“Высочайший цензор” Пушкина, Николай I потребовал переделки ряда мест. 14 декабря 1833 года Пушкин записал в дневнике: “Мне возвращен ‘’Медный всадник‘’ с замечаниями государя. Слово кумир не пропущено высочайшей цензурой. Стихи: “И перед младшею столицей//Померкла старая Москва,//Как перед новою царицей//Порфироносная вдова”,- вымараны. Во многих местах поставлен (?)”. Поэт предпочел отказаться от опубликования поэмы; позднее начал было вносить исправления, но бросил это. При его жизни была напечатана в 1834 г. лишь часть вступления под названием “Петербург”. Отрывок из поэмы в журнале “Библиотека для чтения”.

“Медный всадник” был напечатан лишь после смерти Пушкина в “Современнике” 1837 г. (т.V, № 1) с рядом вынужденных, в соответствии с требованиями Николая I, поправок Жуковского (самой существенной было устранение центрального эпизода – “бунта” Евгения против “самодержавного великана”, что резко исказило основной смысл “петербургской повести”).

Полный текст поэмы впервые полностью опубликован только в советское время.

8. Учитель активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности.

- Стал ли вам понятен Петербург Пушкина? Признается он ему в любви или нет?

- Как вы чувствовали себя на каждом этапе урока?

- Что вам было интересно?

- О чём заставляет задуматься данный урок?

- Рецензия на урок.

Домашнее задание: Подготовиться к семинару “Два бунта”.

Вопросы к семинару по повести А. С. Пушкина “Медный всадник”

  1. История создания произведения.
  2. Почему “Медный всадник” повесть, а не поэма?
  3. Образ Медного всадника - смысл и символика.
  4. Развитие образа “маленького человека” - “Станционный смотритель”, “Гробовщик”, “Медный всадник”.
  5. Человек и стихия.
  6. Художественное исполнение образа природной стихии.
  7. “Бунт, бессмысленный и беспощадный...”.

Литература:

  • А. С. Пушкин “Медный всадник”.
  • Ю. М. Лотман “Учебник по русской литературе для средней школы”. - М., 2000 г.
  • Г. Краснов. “Поэма “Медный всадник” и ее традиции в русской поэзии”. - М., 1977 г.
  • Анциферов Н.П. “Непостижимый город…” Л., 1991.
  • А. Л. Осповат, Р. Д. Тименчик “Печальну повесть сохранить...”. -М., “Книга”, 1987 г.
  • Мультимедиа энциклопедия “А.С.Пушкин в зеркале двух столетий”.