Цели:
- Дать широкую картину мира на основе науки и литературы как искусства.
- Развивать технику выразительного чтения на основе интереса к чтению, к данному произведению, учить детей читать литературу разных видов.
- Приобщать детей к искусству художественной литературы как к искусству слова.
- Прививать устремленность к духовности.
Оборудование:
- Портрет А. С. Пушкина.
- Репродукция картины худ. Ильина 1949 г. “Пушкин и няня”.
- Титульный лист первого издания поэмы “Руслан и Людмила”.
- Рисунки детей, посвященные Арине Родионовне Яковлевой-Матвеевой.
- Подсвечник, свечи, розы.
- Таблицы с литературными терминами.
№ 1. Пролог – один из видов вступления в литературном произведении: введение, знакомящее читателя с событиями, предшествующими событиям, изображенном в произведении, или общим замыслом автора.
№ 2. Инверсия (от лат. inversion – перестановка) – оборот поэтической речи, заключающийся в необычном порядке слов.
Ход урока
I. Звучит музыка.
1) На фоне музыки чтение слов с доски:
Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу. (Н. Доризо.)
Эти слова Николая Доризо стали замечательным эпиграфом ко всем нашим урокам, посвященным жизни и творчеству великого поэта.
И сегодня мы начнем урок со священного ритуала – символа памяти. Я зажигаю свечу. Ведь пока горит ее огонь, зажженный в память кого-либо, душа этого человека как бы присутствует рядом.
Эпиграфом же к сегодняшнему уроку мне бы хотелось взять слова самого поэта.
На доске:
Вечером слушаю сказки –
и вознаграждаю тем недостатки
проклятого своего воспитания. (А. С. Пушкин)
(из письма к брату из Михайловской ссылки)
Кто же рассказывал А. С. Пушкину сказки в Михайловском?
(ответы детей)
(чтение учителем отрывка из стихотворения “Арина” Т. Веселовой)
Что сказки? –
Вымысел один,
Скорее детям для острастки.
Но малолетний господин
В них видел более, чем сказки.А зорко око, чуткий слух
Не зря даны ему природой –
Он понимал:
Там русский дух!
Там Русью пахнет! И – свободой.Сама не ведая о том,
Она урок ему давала,
Простым крестьянским языком
Саму Россию диктовала!
Я прочитала вам строчки из стихотворения Т. Веселовского “Арина”.
3) Давайте поговорим о том, как “дитя господское” и крепостная крестьянка относились друг к другу?
- Ответы детей.
(А. С. Пушкин очень любил свою няню, посвящал ей стихи, называл “голубкой, мамой”)
И Арина Родионовна очень любила А. С. Пушкина.
Строчки из ее письма Пушкину прочитает…
(подготовленный ученик):
“Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только когда засну, то забуду вас… Я вас буду ожидать и молить бога, чтобы он дал нам свидеться… Приезжай, мой ангел, всех лошадей на дорогу выставлю. Остаюсь вас много любящая няня ваша Арина Родионовна”.
Учитель: Кучер Пушкина вспоминал: “он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уже и бежит ее глядеть: “Здорова ли, мама, - он ее все мама называл. А она ему на распев “Батюшка ты, за что меня все мамой зовешь, какая я тебе мать?” - “Разумеется, ты мне мать”.
(учитель зажигает вторую свечу)
Я хочу зажечь вторую свечу в память о той, которая воспитала в поэте русскую душу, его русский дух, ввела в прекрасный мир русского фольклора: народных песен, пословиц (ее речь так и сыпала пословицами, поговорками) и сказок.
(чтение наизусть стихотворение “Арина Родионовна” Н. Доризо)
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
…
Трудилась,
Господа не гневала,
Жила, как все…
Вставала рано.
Но без нее,
быть может,
не было б
У нас Людмилы и Руслана.
II. - Дети, вчера мы с вами читали отрывок из поэмы “Руслан и Людмила”
- А кто прочитал всю поэму?
1. - Какое впечатление произвела на вас поэма “Руслан и Людмила”?
- С каким чувством вы закрыли последнюю страницу?
(чтение наизусть отрывков из поэмы “Руслан и Людмила”)
2. Вспомним историю создания поэмы.
Ответы детей.
(начал писать еще в Лицее, на стенах карцера, 1820 г. дописал. )
Одни критики единодушно увидели народность первой поэмы. Другие говорили о грубом демократизме, который, как им казалось, вступил в противоречие с прекрасным. Они поэму “Руслан и Людмила” сравнили с бородатым гостем в армяке и лаптях, который “втерся” в Московское благородное собрание.
3. Учитель:
Ответом на все эти споры по поводу его поэмы стал пролог. (Чтение таблицы с доски № 1)
- чтение пролога учителем
- Высказывания детей о своих впечатлениях, о своих чувствах, которые возникли при чтении пролога.
Как нужно читать это стихотворение?
4. Работа над партитурой произведения. (Работа над выразительным чтением)
(учитель читает по столбикам, дети записывают, как нужно читать)
1) У лукоморья дуб зеленый
(обратите внимание: нарушен порядок слов; определение – после определяемого слова)
ИНВЕРСИЯ – (чтение с доски табл. № 1)
Такая необычная расстановка слов останавливает внимание, выделяет, подчеркивает их, придает речи особую выразительность. Воображение рисует образ.
Златая цепь на дубе том
(церковнославянизм используется для создания высокого стиля;
эпитет золотой – любимый эпитет няни)
И днем и ночью кот ученый
(т. е. постоянно
беспрестанно! —>Передайте это голосом)
Все ходит по цепи кругом;
(логическое ударение, выделим голосом это слово)
Идет направо // - песнь заводит,
пауза
Налево // - сказку говорит.
(пауза, ожидание чуда: что же будет? Передайте голосом при чтении).
1) С. /р. Детей. Чтение про себя, работа над выразительным чтением.
2) Чтение вслух (кто хочет).
Там чу-де-са: там леший бродит
Закройте глазки. Послушайте. Сколько рисунков нарисуете? Пушкин использует мозаику. Мозаика – из отдельных кусочков составляем целое. Давайте увидим отдельные кусочки.
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
(Неведомые дорожки – это какие? Их никто никогда не видел, по ним не ходил)
Следы невиданных зверей
(вздох удивления. Что передадим голосом? Таинственность: этих зверей никто не видел).
Избушка там на курьих ножках
(уменьшительно-ласкательные суффиксы —> читаем с улыбкой).
Стоит без окон, без дверей.
(использование из. средств народного фольклора).
1) Самостоятельная работа детей. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением.
2) Чтение вслух (кто хочет)
3) Там лес и дол видений полны;
- создадим звуковой образ этой строки
[ Э О Э О]
- транскрипцию ударных гласных попробуем пропеть. Что слышится, представляется? – простор, бескрайность русской природы —> покажем это голосом.
Там [О] заре прихлынут волны
Кто попадал под волну? Какое ощущение?
Дух захватывает —> передадим это голосом.
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской
(брег, чредой – старославянизмы —> придают речи торжественность.
Как читаем? С каким чувством? —> с гордостью, любуясь!)
4) Чтение следующих 10 строк.
(Какие сказки вспоминаем?)
5) Там русский дух… Там Русью пахнет!
(Какое чувство вложил А. С. Пушкин в эти слова? – гордость за Россию —> передайте это голосом)
Учитель: У поэта русский дух – духовный мир народа, понимание народом прекрасного, как доброго.
6) Самостоятельное чтение последних шести строчек.
Что напоминают последние строчки?
- концовку русских народных сказок.
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Кто “под ним сидел”? – А. С. Пушкин.
Это предложение сложное.
Сравним:
(в русских народных сказках) И я там
был, мед – пиво пил, В фольклоре мед - пиво пил. Что пил? – напиток. |
(у Пушкина) И там я был, и мед я пил; У Пушкина мед я пил Можно ли пить мед? Это переносное значение “мед я пил” - наслаждался прелестью сказок |
Учитель:
В чудесный мир сказок Пушкин вошел навсегда, и расставаться с ним не желает!
7) Выразительное чтение пролога детьми.
Итог урока: В начале урока мы сказали, что пролог явился ответом на критику. Что же сказал А. С. Пушкин своим недоброжелателям?
Пролог утверждает, что и простонародное может быть прекрасным!