Цели:
- Закрепить усвоение понятия “лирический герой”;
- Развить речь учащихся;
- Обратить внимание детей на особенности лирики С. Есенина;
- Воспитывать любовь к Родине и интерес к творчеству поэта.
Оформление доски:
1. Портрет
2. Картины природы
3. Учебные задачи для учащихся (в форме вопросов, на которые нужно ответить в процессе урока):
- Каковы главные темы стихов С. Есенина?
- Какие изобразительные средства поэтического языка характерны для лирики поэта?
- Что волнует, радует и огорчает лирического героя поэзии С. Есенина?
Оборудование:
- ПК.
- Мультимедийный проектор.
- CD-ROM:
- “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 5 – 11 кл.” ООО “Кирилл и Мефодий”, 2005
- “Отечественная история, литература и искусство. ХIХ в”
- “Отечественная история, литература и искусство. ХХ в”
Методические приемы:
- Живое слово учителя
- Беседа
- Обучение анализу поэтического текста
- Подготовленные сообщения учащихся
- Просмотр слайдов, прослушивание текстов стихотворений и песен с DV-ROM
- Выразительное чтение стихотворений.
ХОД УРОКА
I. Сообщение темы и цели урока
– Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ждет встреча с замечательным русским поэтом – Сергеем Есениным. На прошлых уроках звучали стихи А.К. Толстого и Федора Николаевича Глинки; вы познакомились с новым литературоведческим термином “лирический герой”. Я думаю, что и сегодняшний наш урок не пройдет бесследно. Я хочу пригласить вас в гости к талантливейшему поэту С. Есенину!
II. Беседа
Вопросы для беседы:
- Вы любите ходить вы гости?
- Согласны отправиться со мной?
- Обычно в гости мы ходим к близким, хорошо знакомым нам людям. А если предстоит встреча с пока еще мало знакомым человеком то, что нужно сделать до того, как отправиться к нему?
- Правильно, нужно постараться, как можно больше узнать о нем заранее: о его вкусах, привычках, увлечениях.
- А если наш предполагаемый хозяин-поэт, то, кто, как нельзя лучше расскажет нам о нем? Кто является “поэтическим двойником”?
- Верно. Лирический герой. Поэтому прежде чем попадем к Есенину нам нужно сегодня ответить на данные (см. доска) вопросы. На один из них мы уже ответили.
- Итак, что обозначает в литературоведии понятие “лирический герой”?
III. Слово учителя, показ слайдов с CD-ROM
– Сегодня мы должны с вами почувствовать, как
сливаются два вида искусства: живое слово поэта и
музыка.
Сергей Александрович Есенин родился в 1895 г. (т.е.
более ста лет тому назад).
Он почти не писал специально для детей, но его
творчество – это достояние каждой растущей души,
стремящейся понять, обнять окружающей ее мир.
Самое главное, что хотел сказать поэт своим
творчеством: надо любить Родину. И конечно же –
людей. Близких и далеких. Самые тонкие, светлые
лирические его стихотворения обращены к матери,
близким:
– Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. |
– Эти строчки заставляют нас заглянуть в себя:
всегда ли мы с нежностью и признательностью
относимся к тем, кто рядом, кто помогает нам в
радостной, но и в сложной поре жизни – тогда,
когда мы растем.
Особое место в его творчестве занимают животные.
“Для зверей приятель хороший”, - писал Есенин, и
они прочно вошли в его лирику:
“Ах, как много на свете кошек” |
“Корова” |
“Табун” |
“Лисица” |
– уже сами названия говорят, о ком пойдет речь в
стихотворениях.
Сергей Есенин – гордость нашей страны, это такое
же ее достояние, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь,
Толстой.
Много лет назад жил поэт. Но и сейчас он открыто
приходит к нам, уча добру, честности, любви к
людям, к природе, ко всему, что составляет для
каждого понятие “Родина”.
IV. Словарная работа
– А как мы называем человека, любящего свою родину? (Патриот)
V. Проверка домашнего задания
Показ слайдов, картин, изображающих природу, звучит музыка Чайковского “Времена года” и живое слово учителя:
Есенин очень любил незатейливую природу
среднерусской полосы. Вы видите ее на картинах.
В русской поэзии есть много стихов о родной
природе, но С. Есенин по-новому показал ее
просторы: поля, луга, деревушки. Его лирика по
простоте образов, прозрачности слова,
красочности близка народным произведениям.
Дома вы должны были прочитать стихи Есенина или
заучить понравившиеся строки наизусть.
Я сейчас расскажу вам сказку, а вы, может быть,
вспомните, какое-либо стихотворение на эту тему:
Давным-давно жила на свете одна девушка. И была
она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная;
коса золотая до земли. Ласковая была,
приветливая. Все ее любили, только о ней и
говорили.
Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи:
не с ней говорят, ею любуются. Решила она извести
ту девушку, и превратила злая колдунья ее в
дерево.
А то дерево тоже выросло красоты необыкновенной:
белоствольное, ветки зеленые, как косы
перевились. Шумит ласково, путников от жары в
своей тени укрывает. Люди любуются нежным
деревом.
А колдунья еще пуще злится. Напустила она лютого
холоду. Только деревце по-новому красавицей
обернулось. В горностаевой шубке стоит, косы
серебристым инеем искрятся.
– О каком деревце идет речь?
– Кто знает о нем стихотворение?
– Красивы народная сказка и стихотворение Есенина?
VI. Обучение анализу
– Прозвучали два произведения. Давайте немного поговорим о них. К каким жанрам они относятся? (Эпический – лирический.)
– В чем отличие лирики и эпоса? (Эпос – повествует о девушке и злой колдунье. Лирика – передает чувства и переживания человека.)
– Чьи чувства легли в основу стихотворения? (Поэта.)
– Мы можем сказать, что его героем является сам поэт? (Нет. Он отражает отношение к природе самого поэта.)
– А как называется в стихотворении образ поэта, который возникает в нашем воображении? (Лирический герой. Поэтический “двойник” автора.)
– А при помощи каких образных средств С. Есенин выражает свои чувства? (Эпитеты: пушистые ветки, снежною каймой золотой огонь.)
– А при помощи каких изобразительных средств удается Есенину выразить свои чувства? (Сравнение: снегом, точно серебром. Олицетворение: береза принакрылась; заря, лениво обходя кругом…)
Но по одному стихотворению невозможно представить образ лирического героя всей поэзии Есенина. Только, читая их одно за другим устанавливаем единство в восприятии мира, в характере переживаний, в художественном выражении. И только тогда, постепенно у нас сформируется образ духовного мира лирического героя поэзии Есенина.
Давайте послушаем другие стихотворения; попробуем определить главные чувства, мысли лирического героя.
– Чтение стихотворения учениками “Поет зима – аукает” и его анализ:
– Какие художественные средства (олицетворения, сравнения, эпитеты) мы можем определить в стихотворении?
– А вот куда мы отнесем такие слова, как “стозвон сосняка”? (Это – метафора. Замерзшие, замерзшие словно там спрятались невидимые колокола, прислушаемся и почувствуем их гул. Метафору можно заменить сравнением: сосны гудят на морозе, как колокола…)
– Стихи, которые мы сейчас услышали рисуют нам картины красавицы – зимы. А вот больше всех времен года Есенин любил осень. (Даже его фамилия созвучна этой поре: осень – ясень – синь – Есенин).
VII. Работа с ПК
– Посмотрите, на наши картины. (CD-ROM – показ слайдов: картины осени)
– Прослушивание стихотворения “Нивы сжаты, рощи голы” в исполнении О. Басилашвили (CD-ROM)
VIII. Беседа – анализ стихотворения
– Какое настроение навевают строчки стихотворения? (Тоска)
– Давайте поговорим только о двух строках:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани
(И эпитет, и метафора, и олицетворение сплелись в живописный узор.)
IX. Вывод (делают учащиеся с помощью учителя)
– Поэтический язык отличается от разговорного
тем, что в нем можно соединить слова, которые в
обычной жизни не соединяются.
Представьте, вы говорите товарищам: “Вчера я
видел месяц, запряженный в сани”? Что подумают
ваши товарищи?
А в поэзии так сказать можно.
– Так какова роль изобразительных средств в
поэзии?
Эпитеты, метафоры, сравнения – это не украшения,
как серьги или браслеты, это красота речи и
создает ее поэт.
X. Подготовленное сообщение учащегося
Необыкновенная музыкальность поэзии Есенина
Красота, созданная Есениным, не оставляет
никого равнодушным. Его поэзия сразу же
привлекла и привлекает до сих пор внимание
композиторов. Их покоряет “есенинское буйство
глаз и половодье чувств”, его отношение к
природе, Родине, жизни.
Свиридов, Хренников, Пономаренко, Соловьев-Седой
и многие другие композиторы не раз обращались в
своем творчестве к стихам Есенина. Более 200
музыкальных произведениях написано на стихи
поэта.
При этом отдельные произведения воплощены в
музыке разными композиторами: “Береза” – 17 раз,
“Не жалею, не зову, не плачу”, “С добрым утром”
– 10 раз.
27 произведений написал Георгий Свиридов. Ему
также принадлежит вокально-симфоническая поэма
“Памяти С. Есенина”, написанная на стихи “Край
ты мой заброшенный”, “Поет зима – аукает”,
“Крестьянские дети”…
– Эпиграфом к поэме Свиридов взял слова, которые стали эпиграфом нашего урока. Почему?
– Давайте послушаем песню композитора Бойко на стихи С. Есенина “Черемуха душистая” в исполнении В Токарева.
Звучит песня.
– Вслушайтесь, какое настроение навевают стихотворение и музыка?
– Радуют сердце самые первые цветы. Зашумело зеленое море. Заплыла белым пожаром черемуха. Нежность.
XI. Итог урока
– Итак, какая же тема прозвучала у нас сегодня на уроке? (Тема Родины, природы в творчестве С. Есенина.)
– Кто передает читателю чувства поэта? (Лирический герой.)
– Какие же чувства лирического героя взяты будто из самой природы? (Нежность весенней зелени; тоска глубокой осени; бесшабашность, озорство зимы.)
– Почему Есенин так образно, нежно писал о Родине, о родной природе? (Родина для нас – самое дорогое, сокровенное, и она нам помогает увидеть эту неповторимую красоту, ее величие, помогает почувствовать и нашу глубокую любовь к своей Родине.)
– Наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, вам понравилось в гостях у Сергея Есенина и дома вы продолжите знакомство с ним.
XII. Домашнее задание (на выбор учащихся)
– Написать сочинение “Моя Родина”, используя эпитеты, метафоры, сравнения.
– Нарисовать рисунок к любому стихотворению Есенина.