Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: творческая лаборатория.
В уроке прослеживается преемственность урока общеобразовательной программы по музыке и дополнительного образования детей в «Пушкинской школе».
Данный урок представляет собой совершенствование своего прежнего музыкально-педагогического опыта.
Вид творческой деятельности, в результате которой был рожден урок – это модификационное творчество.
Цель урока:
В результате частного характера сопоставлений идей замысла, образных характеристик героев, средств выразительности музыки и литературы прийти к выводу о значимости художественной ценности этих произведений. Дети должны постичь высоко-нравственную сущность произведения, прочувствовать музыку «маленьких шедевров» Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель».
Воспитательная задача:
На высокохудожественных примерах повести А.С. Пушкина «Метель» и музыкальных иллюстраций Г.В.Свиридова формировать возвышенное чувство прекрасного, сердечности, задушевности, любви к классике.
Развивающая задача:
Учить осознанно воспринимать музыку, чувствовать ее, определять характеры музыкальных образов, развивать познавательный интерес учащихся.
Образовательная задача:
Формировать умение анализировать музыкальные произведения, разбираться в средствах выразительности музыки и умение петь и запоминать главные темы произведения Г.В. Свиридова.
Ведущим методом данного урока является метод сравнения и сопоставления.
Интонационность выступает как ведущий принцип: введение ученика в мир музыки через интонации, темы и пушкинские образы.
Оборудование:
1. Портрет Г.В. Свиридова и А.С. Пушкина.
2. Повесть «Метель» А.С. Пушкина.
3. Нотный текст музыкальных иллюстраций повести «Метель» А.С. Пушкина.
4. Художественные иллюстрации:
- Н.Ульянов «Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу».
- Н.Кузьмин «Пушкин и Натали», «Пушкин на балу».
- Е.Зверьков «Половодье», «Золотая осень».
- В.Верещагин «Конец Бородинского сражения».
- Портреты героев Отечественной войны 1812 г.:
М.Орлов, С.Волконский, А.Сеславин
- Венчание. Со стариной гравюры. Фрагмент.
5. Аудиозапись в аудиокассете музыки произведения Г.В. Свиридова «Музыкальные иллюстрации» к повести А.С. Пушкина «Метель».
Ход урока
Звучит музыка – «Зимняя дорога» с аудиокассеты «Метель».
Учитель: Наш урок сегодня станет творческой лабораторией, работа которой предполагает поиск ответов на вопросы:
- почему повесть «Метель» и музыкальные иллюстрации к ней Г.В. Свиридова живут и волнуют сердца?
- что главное в музыке Г.В. Свиридова и слове А.С. Пушкина в его повести «Метель»?
- почему музыкальные иллюстрации к «Метели» А.С. Пушкина называют «маленькими шедеврами» Г.В. Свиридова?
В работе творческой лаборатории принимают участие актерская группа и две исследовательские группы: музыковедов и литературоведов.
Музыкальные иллюстрации Георгия Васильевича Свиридова (1915 – 1998) к повести А. Пушкина «Метель» широко известны слушателям не только в России, но и во всем мире. Эта музыка пронизана интонациями русской песенности, танцевальности и маршевости. Она не только воссоздает колорит пушкинской эпохи, но и раскрывает мир чувств и переживаний героев небольшого литературного произведения.
Эти два шедевра русской культуры отделены друг от друга промежутком времени, который измеряется почти ста пятьюдесятью годами.
События в повести Пушкина происходят в начале ХIХ – в 1811-1812 годах, в период войны русского народа с армией Наполеона.
Ранее мы познакомились с содержанием повести «Метель» и теперь вопросы к группе литературоведов:
- почему эту повесть А.Пушкин назвал «Метель»?
- какие события сопровождает метель в повести?
1-ый ученик: А.С. Пушкин не случайно назвал повесть «Метель». Природная стихия играет главную роль. Сюжет повести развивается, движется благодаря метели.
2-ой ученик: Метель оказывает немаловажное влияние на судьбу трех главных героев: Маши, Владимира и Бурмина. Метель в этой повести является «вестником судьбы». Она изменяет жизнь героев этого произведения. Кто знает, как бы сложилась жизнь героев, не случись метели.
3-ий ученик: В начале повести мы видим чисто идиллическую книжную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюбленные решают бежать. Такие ситуации часто служили началом любовных романов. Но автор показывает, что жизнь сложнее и интересней книжных ситуаций. Поэтому, когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь – плохая погода, метель. Она как бы не пускает Машу, ветер дует ей в лицо, силясь остановить ее.
Владимира же метель пытается запутать, увести его подальше от Жадрино.
Историю третьего героя в повести «Метель» - Бурмина – мы узнаем в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. «Метель не утихла», «между тем метель не унималась» и тому подобное. Но теперь метель ведет героя навстречу его судьбе.
Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей – Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего – Владимира.
Учитель: Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести «Метель» - это взгляд нашего современника на Россию ХIХ века. Музыка семи пьес для симфонического оркестра впитала в себя разнообразные интонации и ритмы пушкинского времени и выразила их в зарисовках природы («Тройка», «Весна и осень», «Пастораль»), бытовых танцах («Вальс»), романсах («Романс»), маршах («Военный марш»), сценах из жизни действующих лиц повести («Венчание»).
Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса «Тройка».
Ученик в роли чтеца:
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…
В. Жуковский.
Учитель: Прежде чем послушать музыку, прочитаем два эпизода из повести. Рассказ автора:
2-ой ученик в роли актера: …Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла в мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землей. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу, лошадь спутала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались… Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось.
3-ий ученик в роли актера: Рассказ Бурмина:
Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою…Берега были занесены… Буря не утихала…
Учитель: Послушайте главные мелодии первой пьесы музыкальных иллюстраций Свиридова – «Тройка».
- Какими чертами наделил композитор эти мелодии?
Дети: Первая мелодия звучала нежно, напевно, широко, раздольно.
Вторая мелодия звучала тревожно, взволнованно, энергично, отчаянно.
Учитель: - Давайте споем эти темы с движением, выразительно. (Поем две темы).
- Теперь послушаем всю пьесу «Тройка».
- Как вы думаете, чем вступление по своему характеру отличается от первой темы пьесы?
Что хотел передать композитор в этой музыке?
Дети: Вступление звучит грозно, сурово, как бы говоря о судьбоносной роли метели в жизни героев повести «Метель».
Учитель: - Какими приемами развития Г.Свиридов достигает драматизма звучания пьесы?
Дети: Приемом повтора двух тем, а также тембровым контрастом в звучаниях тем.
Учитель: Какие средства выразительности использует композитор для развития главного образа пьесы
- от спокойной, неторопливой первой темы до драматически насыщенного звучания второй?
Дети: К средствам выразительности можно отнести драматическое развитие чувств действующих лиц (Маши, Владимира, Бурмина), показанных в интонациях мелодий, в характере музыки, в минорной тональности, в быстром темпе.
Учитель: - В какой форме написана эта пьеса?
Дети: В сквозной вариационной форме.
Учитель: Какое известное вам стихотворение А.С. Пушкина может послужить литературным аналогом этой пьесы?
Дети: «Зимняя дорога».
Учитель: Молодцы, вы ответили на все вопросы и мы переходим ко второй пьесе – «Вальс».
Ученик-актер: «Женщины, русские женщины были тогда бесподобны! Обыкновенная холодность их исчезала. Восторг их был истинно упоителен, когда, встречая победителей, кричали они: ура!.. Кто из тогдашних офицеров не сознается, что русской женщине обязан он был лучшей, драгоценнейшей наградою?.. Но в уездах и деревнях общий восторг, может быть, был еще сильнее. Появление в сих местах офицера было для него настоящим торжеством…», - пишет А. Пушкин в повести «Метель».
Учитель: Хотя в повести нет описания бала, но рассказ о восторженном отношении женщин к воинам-победителям дал повод Г. Свиридову для создания образа бала в своих музыкальных иллюстрациях. Этот образ композитор воплотил в одном из самых любимых и популярных жанров музыки – вальсе.
Учитель: Давайте послушаем «Вальс». Какие картины рисует ваше воображение? Обратите свое внимание на иллюстрации – картину Н.Ульянова «Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу» и рисунки Н.Кузьмина «Пушкин и Натали», «Пушкин на балу».
Учитель: Вспомните, сколько мелодий получают свое развитие в музыке «Вальса». Почему композитор не ограничился развитием лишь одной мелодии?
Дети: Три мелодии получают свое развитие в музыке «Вальса». Композитор не ограничился развитием одной мелодии, потому что жизнь музыки «Вальса» гармонично сочетает в себе различное состояние чувств.
Учитель: Пожалуйста, давайте напоем эти мелодии и сравним их друг с другом. Какие образы они характеризуют?
Дети: Первая мелодия – легкая, полетная, изящная, игривая, радостная по характеру. Вторая – яркая, праздничная, увлекающая своим движением. Третья – энергичная, торжественная, полнозвучная, более широкого характера движения танца.
Учитель: Прослушаем еще небольшой фрагмент «Вальса». Представьте себя на балу, и продирижируйте началом «Вальса». Постарайтесь движениями рук передать контраст вступления и первой темы вальса.
(Дети слушают всю пьесу «Вальс»)
Учитель: В какой форме написан «Вальс»?
Дети: В сложной трехчастной форме.
Учитель: Третьей пьесой в музыкальных иллюстрациях стала пьеса «Весна и осень».
Ученик-литературовед: В повести А. Пушкина читатели смогут найти лишь несколько фрагментов, в которых писатель рисует природу во время во время метели. Образы полей, реки, дороги, рощи, родных русских пейзажей, занесенных снегом, усиливают эмоциональное состояние героев – безысходность и тоску Владимира, тревожное ожидание Марьи Гавриловны, безрассудство Бурмина.
Ученик-музыковед: Г.Свиридов вводит в свои музыкальные иллюстрации к повести одухотворенные зарисовки природы: «Весна и осень», «Пастораль», которые не только вносят в развитие действия лирический оттенок, покой, но и усиливают драматизм чувств и переживаний действующих лиц.
Учитель: Споем мелодии «Весны и осени». Сравним их друг с другом. Что в них общего? Что их отличает друг от друга?
Дети: Темы весны и осени очень напевны, проникновенны. Музыка звучит легко, нежно, красиво, лирично.
Однако в них есть различие: тема весны – мажорна, а тема осени – минорна. Лад создает яркий контраст в музыке этих двух тем. Музыка весны звучит солнечно, улыбчиво, тепло. А музыка осени – печально, задумчиво, сердечно.
Учитель: Как тембры инструментов оркестра подчеркивают весенний и осенний колорит музыки?
Дети: В теме весны солирует флейта. Ее тембр передает воздушность, легкость. В теме осени солирует скрипка. Это голос души человека. И минорная мелодия осени печалью своею глубоко проникает в сердце.
Учитель: Сравните музыкальный язык пьес с живописным языком картин художника Е.Зверькова «Половодье» и «Золотая осень».
Дети: Картины художника Е.Зверькова созвучны с музыкальной палитрой пьес «Весна и осень» Г.Свиридова.
Учитель: Следующая пьеса музыкальных иллюстраций Г.Свиридова – «Романс».
Ученик-литературовед: Внимательные читатели пушкинской «Метели» вряд ли вспомнят ситуацию, в которой кто-либо из главных героев пел романс.
Ученик-музыковед: В «Романсе» точно воспроизведены интонации, ритмы, сопровождение любимого жанра городского музицирования той поры. Композитор не только использует характерные особенности музыкального языка романсов ХIХ века, но и, уловив их привлекательность для слушателей, насыщает музыку глубокими чувствами, что помогает лучше понять характеры главных героев повести.
Учитель: Послушайте начало романса «Побудь со мною» Н.Зубова.
Сравните интонации этого романса и «Романса» Г.Свиридова. Что в них общего?
Дети: Начала мелодий этих романсов похожи, но размер разный: у Н.Зубова – 3, а у Свиридова – 4, т.е. чуть дольше звучат половинные ноты, против четвертной доли в мелодии Н.Зубова. Поэтому мелодия «Романса» Свиридова более распевная, лиричная, нежели страстная и взволнованная мелодия романса Н.Зубова.
Учитель: Послушайте «Романс» Г.Свиридова. По интонациям диалога, беседы, разговора определите, музыкальные портреты каких героев рисует эта пьеса.
Дети: Музыка рисует портреты Марьи Гавриловны и Бурмина.
Учитель: В полной форме написан «Романс»? Почему в кульминации пьесы проведение главной темы композитор поручает трубе?
Дети: «Романс» написан в сквозной вариационной форме. Тембр трубы придает мелодии силу звучания, выражая глубокие искренние чувства любви героев. И «Романс» становится гимном любви.
Ученик-литературовед: В повести «Метель» можно найти еще одно короткое упоминание о природе, на фоне которой происходит объяснение между Марьей Гавриловной и Бурминым: «Бурмин нашел Марью Гавриловну у пруда, под ивою, с книгою в руках и в белом платье, настоящею героинею романа».
Ученик-музыковед: Пастораль (pastoralis) в переводе с латинского означает пастушеский. Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.
Г.Свиридов расширил значение этого жанра в своих музыкальных иллюстрациях, наполнив пьесу, названную «Пастораль», трепетным человеческим чувством.
Учитель: Давайте напоем главную мелодию «Пасторали» и послушаем пьесу в исполнении симфонического оркестра. Какое эмоциональное состояние передает эта музыка?
Дети: Музыка «Пасторали» передает нежные, трепетные чувства влюбленного сердца.
Учитель: Какому герою повести А.Пушкина «Метель» созвучна эта пьеса?
Дети: Пьеса созвучна образу Марьи Гавриловны.
Учитель: Тембры каких инструментов помогают композитору создать лирический образ пьесы?
Дети: Создавая лирический образ пьесы, композитор использует тембры деревянных духовых (флейты, гобоя) и струнных инструментов.
Учитель: Какой принцип развития образа использует Г.Свиридов в «Пасторали»?
Дети: Принцип повтора темы в звучании разных инструментов.
Учитель: Следующая пьеса – «Военный марш».
Ученик-литературовед: «Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу. Музыка играла завоеванные песни: …тирольские вальсы и арии… Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами… Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество!»
Учитель: В другом сочинении А. Пушкина – в романе «Евгений Онегин» - звучали такие слова:
Чтец: Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Ученик-музыковед: В двух пьесах музыкальных иллюстраций Г.Свиридова – «Военный марш» и «Вальс» - ярко передана атмосфера торжеств, подъема патриотических чувств народа России.
Эта музыка косвенно связана с характеристиками главных героев повести: и Владимир, и Бурмин были участниками Отечественной войны 1812 года.
Учитель: Давайте послушаем «Военный марш». Какими интонациями насыщена эта музыка?
Дети: эта музыка насыщена маршевыми интонациями. Музыка «Военного марша» звучит бодро, энергично, торжественно.
Учитель: Какое выразительное значение имеет вступление к маршу?
Дети: Звучание трубы напоминает «военные сигналы» и тем самым создает особое боевое приподнятое настроение и сильный характер.
Учитель: Сравните по нотной записи две мелодии марша. Что их роднит? А что различает?
Дети: Обе мелодии маршевого характера, слышится четкий шаг, но вторая мелодия более напевная, что вносит контраст образов.
Учитель: В какой форме написан «Военный марш»? Каким образом такая композиция подчеркивает значимость образных характеристик марша?
Дети: Марш написан в трехчастной форме АВА. И мелодия первой и третьей части закрепляет значимость образных характеристик марша: торжественно победного, праздничного.
Учитель: Седьмая пьеса – «Венчание».
Описание сцены венчания завершает повесть А. Пушкина «Метель». Бурмин с раскаянием рассказывает Марье Гавриловне о своей жестокой шутке.
(Дети слушают в аудиозаписи отрывок из пушкинской «Метели» в исполнении Народного артиста СССР Алексея Баталова).
«… Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню, в деревянной церкви был огонь… Я молча выпрыгнул из саней и вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви… Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» - «Начинайте, начинайте, батюшка», - отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна… Непонятная, непростительная ветреность… я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали… Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать… Она вскрикнула: «Ай, не он! Не он!» - и упала без памяти… Я повернулся, вышел из церкви… бросился в кибитку и закричал: «пошел!»
…Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности в преступной моей проказе… так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.
-Боже мой, боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его за руку; - так это были вы! И вы не узнаете меня?
Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…
Учитель: Послушаем пьесу «Венчание». Какой образ создает эта музыка? Почему композитор заканчивает цикл именно этой иллюстрацией?
Дети: Г.В. Свиридов создает драматический образ, полный внутренних переживаний героев. Г.В. Свиридов заканчивает цикл «Венчанием», как бы подчеркивая идею А.С. Пушкина, «что ничего в жизни не может быть случайным. Все предначертано кем-то или чем-то свыше, как проявление мудрого замысла Провидения, Промысла». И в роли исполнителя этой высшей воли и выступает метель в этой повести.
Учитель: Почему Г.Свиридов использует в «Венчании» прием полифонического переплетения голосов?
Дети: скорее всего именно этот прием полифонического переплетения голосов реально соответствует жизни, в которой так часто сплетаются судьбы людей.
Учитель: Почему пьеса заканчивается звучанием струнных инструментов, напоминающим церковное песнопение, а минорная окраска в конце сменяется светлым мажорным аккордом?
Дети: Акт венчания состоялся и имеет счастливый конец в соединении двух судеб – Марьи Гавриловны и Бурмина.
Учитель: В заключении нашей работы мы должны дать ответ на поставленные в начале урока вопросы:
- почему повесть «Метель» и музыкальные иллюстрации к ней Г.В. Свиридова живут и волнуют сердца?
Дети: Пушкинская «Метель» - очень глубокое по содержанию произведение. М. Гертензон в книге «Мудрость Пушкина» пишет о том, что в этой повести изображена «жизнь-метель не только как властная над человеком стихия, но как стихия умная, мудрейшая самого человека». Образы пушкинских героев обрисованы правдиво, ярко, эмоционально, искренно. И может быть, поэтому повесть нашла свое жизненное продолжение в музыке Свиридова. Композитор наполнил пушкинские образы новыми мыслями и чувствами, созвучными современному слушателю.
Учитель: - Что главное в музыке Г.В. Свиридова и слове А.С. Пушкина?
Дети: На пушкинское слово, как утверждал Г.В. Свиридов, «душа воспринимающего искусство вибрирует особенно сильно». В своем дневнике он писал, что музыку он сочиняет «из глубины души», и содержание избираемых им текстов должно соответствовать его чувствам. Также смысл текста должен совпадать с тем, что он стремится высказать как композитор. Поэтому Пушкин близок ему.
Люди любят слушать слово А.С. Пушкина, музыку Г.В. Свиридова и ждут, говоря словами композитора, когда наступит «особенно яркий поворот мелодии, чтобы ощутить трепет сердца. Вот в чем дело!».
Учитель: Великий мелодист ХХ века Сергей Рахманинов так выразил свое понимание и ощущение музыки: «… Это то, что родится только от сердца и идет только к сердцу: это любовь…» Исходя из такого взгляда на музыку, можно сказать, что пушкинская лирика близка к сфере музыкальной. «Одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия»! (А.С. Пушкин)
Учитель: - Почему музыкальные иллюстрации к «Метели» А.С. Пушкина называют «маленькими шедеврами»?
Дети: Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл. Отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре, на эту музыку был поставлен балет.
Библиография.
1. Пушкин А.С. «Метель» // Болдинская осень. Стихотворения, поэмы, маленькие трагедии, повести, сказки, письма, критические статьи, написанные А.С. Пушкиным в селе Болдине Лукояновского уезда Нижегородской губернии осенью 1830 года – 2-е изд. /Сост. Н.В. Колосова; Предис. Т.Г. Цяловской; Сопровод. текст В.И. Порудоминского и Н.Я. Эйдельмана – М.: Мол. Гвардия, 1982. – с.205-217.
2. Блок В.М. и Португалов К.П. Русская и советская музыка. Хрестоматия для учащихся ст. классов. Сост.: В.М. Блок, К.П. Португалов. М., «Просвещение», 1977.
3. Золотов А.А. Книга о Свиридове Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки // Сост. А.Золотов. М.; Сов. Композитор, 1983 г.
4. Сергеева Г.П. Музыка: учеб. учащихся вкл. Общеобразовательных учреждений (Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
5. Влащенко «Загадка «Метели» // Журнал «Русская словесность, 1-2000.
6. Гудимов А. «Роль метели в повести А.С. Пушкин «Метель» // Газета Литература №25-26 /2003.
7. Золотов А. «Чистая музыка» // Литература в школе с приложением «Уроки литературы. – 2001 г. - №2.
8. Мельникова Н. «Роль метели в повести А.С. Пушкина «Метель» // газета «Литература» №25-26/2003.
9. Свиридов Г.В. «Об искусстве, времени, новаторстве и традициях. Из дневников // Литература в школе с приложением «Уроки литературы – 2001 г. - № 2.