Цель: помочь учащимся постичь мир творчества Н.А. Некрасова, показать многоплановость и сложность социально-психологических картин действительности, развивать навыки выразительного чтения.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Одной из любимых тем лирики Некрасова было изображение города. В Петербурге Некрасов прожил 40 лет, в молодости ему пришлось влачить жизнь голодного бедняка, на себе испытать нужду и лишения, а также узнать все превратности жизни в трущобах столицы. Если до него поэты и писатели изображали, в основном, парадный город, его внешнее великолепие, то Некрасов показал социальные противоречия столицы, ее вопиющие контрасты. Великолепный, строгий и стройный Петербург предстал перед читателем резко разделенным на два мира – владельцев “роскошных палат” и обитателей подвалов, “счастливцев” и “несчастливцев”.
Попытаемся представить город таким, каким видел его Некрасов. И помогут совершить эту экскурсию произведения поэта
2. Чтение учеником фрагмента из повести Н.А.Некрасова “Жизнь и похождения Тихона Тростникова” 1843 г.
“Петербург – город великолепный и обширный! Здесь,- думал я,- настоящая жизнь, здесь и нигде более счастье! – и как ребенок радовался, что я в Петербурге. Но прошло несколько лет… Я узнал, что у великолепных и огромных домов, в которых я замечал прежде только бархат и золото, дорогие изваяния и картины, есть чердаки и подвалы, где воздух сыр и зловреден, где душно и темно и где… влачится нищета, несчастье и преступление. Узнал, что есть несчастливцы, которым нет места даже на чердаках и подвалах, потому сто есть счастливцы, которым тесны целые дома…”
3. Ученики читают фрагменты из ранних стихов поэта.
Я отроком покинул отчий дом,
(За славой я в столицу торопился),
В шестнадцать лет я жил своим трудом
И между тем урывками учился.
Лет двадцати, с усталой головой,
Ни жив, ни мертв (я голодал подолгу),
Но горделив – приехал я домой.Столица наша чудная
Богата через край,
Житье в ней нищим трудное,
Миллионерам - рай…
4. Учитель:
С сердечной болью описывал Некрасов петербургские углы и ютящихся в них нищих, голодный люд. (Анализ и чтение стихотворения “ Еду ли ночью по улице темной”, 1847 г)
5. Учитель:
Вместо роскошных дворцов и великолепных ансамблей Петербурга Некрасов показал окраины, где “каждый дом золотухой страдает”, где “штукатурка валится и бьет тротуаром идущий народ”, где мерзнут дети на “ложе своем”. На улицах красивого города он видит прежде всего людей униженных и обиженных, видит такие картины, которые до него старательно обходили поэты: у памятника Петру I он замечает “сотни сотен крестьянских дровней, которые у присутственных мест дожидаются” (чтение фрагмента из стихотворения “Размышление у парадного подъезда” читает ученик)
6. Учитель:
Он видит голодного, больного бедняка: голод и безработица толкнули его на воровство, солдата, несущего детский гроб, дворника с огромной вязанкой дров, квартального с пьяницей, старика рассыльного, измученного вечной ходьбой, бедные похороны горемыки-чиновника, жестоко избиваемую, безобразно тощую клячу. Один из циклов своих городских стихотворений Некрасов назвал “На улице” или “Уличные впечатления”
Ученики читают выразительно стихи из этого цикла по выбору, не наизусть. “Вор”. “Проводы”, “Гробок”, “Ванька”. После чтения делаем вывод словами Некрасова: “Мерещится мне всюду драма”
7. Учитель:
Одним из первых в русской литературе Некрасов показал дымные фабричные окраины Петербурга, жизнь рабочих, губительный для здоровья труд и страшную эксплуатацию детей на капиталистических фабриках. ( выразительное чтение учащимися стихотворения “Плач детей”)
Обратить внимание на цикл “О погоде”, в стихотворении “Сумерки” читаем:
В нашей улице жизнь трудовая:
Начинают ни свет, ни заря
Свой ужасный концерт, припевая,
Токари, резчики, слесаря.Все сливается, стонет, гудит,
Как-то глухо и грозно рокочет,
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет.
(учащиеся цитируют стихи из второй части этого цикла.)
8. В ряде городских стихов поэт нарисовал отталкивающие портреты торгашей, владельцев “роскошных палат”, ростовщиков, взяточников, используя для этого верное оружие – сатиру.
( учащиеся читают выразительно стихотворение “Современная ода”, 1845г)
Торжественно-иронический тон использован Некрасовым в ироническом плане. “Герой” оды стоит в одном ряду со “злодеем и гадиной”, его червонцы нажиты грабежом вдов и сирот, ради успеха в делах он не останавливается даже перед тем, чтобы продать честь дочери.
9. Учитель:
В пародийных целях Некрасов использует и другие жанры: песню, балладу. Он пишет “Колыбельную песню” - подражание Лермонтову, (выразительное чтение отрывков из “Колыбельной”) а затем стихотворение “Секрет” (опыт современной баллады). Баллады, обычно, носили романтический характер, а вот содержание этой баллады более чем прозаично. Остро звучит здесь авторский приговор:
И вот тебе, коршун, награда
За жизнь воровскую твою.
10. Учитель:
Жесткость, безнравственность, лицемерие разоблачает Некрасов в стихотворении “Нравственный человек”. Сатирически звучит заглавие, сатирически звучит рефрен, в котором с исключительной силой передано неприглядное лицо “главного героя”:
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.
Трус, загнавший в гроб жену, бездушный ханжа, погубивший в тюрьме друга, мракобес, доведший до самоубийства своего слугу, лицемер, продавший дочь, - вот он, нравственный человек.
( ученики читают выразительно фрагменты из стихотворения “Нравственный человек”)
11. Учитель:
Широта тем, желание отражать жизнь во всем ее многообразии привели Некрасова к необходимости соединения противоположных жанров: эпический рассказ, повествование сменяются у него лирической сценой, иногда даже драматическим диалогом.
Однако неправильно было бы утверждать, что Некрасов не замечал красоты Петербурга.
В одном из стихотворений поэта читаем: “Прекрасен ты в безмолвии полуночи безлунной” или такие строки:
Улицы, зданья, мосты
При волшебном сиянии газа
Получают печать красоты…
Все свежо, все эффектно зимой
Словно весь посеребренный, пышен
Петербург самобытной красой!
Серебром отливают колонны,
Орнаменты ворот и мостов…
Но беда в том, что эта красота не для голодного люда. Некрасов высоко ценил Петербург за то, что он был центром общественной мысли. С одной стороны, это “город роковой”, но с другой стороны – в Петербурге творили Пушкин и Гоголь, которых Некрасов так любил и так неутомимо пропагандировал. И обращаясь к этому Петербургу, поэт пишет:
…в стенах твоих
И есть и были в стары годы
Друзья народа и свободы,
А посреди могил немых
Найдутся громкие могилы.
Ты дорог нам – ты был всегда
Ареной деятельной силы,
Пытливой мысли и труда.
12. Подведение итогов урока.
Некрасовский Петербург – это принципиально новое явление в русской литературе. Роскошную столицу, один из красивейших городов мира, Некрасов увидел глазами бедняка и описал ее с горячим сочувствием к несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым, праздным и богатым. Он писал о Петербурге так, как до него было не принято, и подмечал стороны жизни, до него почти не привлекавшие внимания. Он испытал эту жизнь на себе (можно обратить внимание учащихся на прозу Некрасова, например, “Петербургские углы”, “Повесть о бедном Климе”, “Жизнь Александры Ивановны”).
13. Ученик читает выразительно фрагмент из книги Н.А.Некрасова “Петербургские улицы”.
“…И я спустился в душные подвалы, поднялся под крыши высоких домов и увидел нищету, падающую и падшую нищету, стыдливо прикрывавшую лохмотья свои, и нищету, с отвратительным расчетом выносящую их на показ.
И сильней поразили меня такие картины неизбежные в больших и кипящих народонаселением городах, глубже запали в душу, чем блеск и богатства твои, обманчивый Петербург! И не веселят уже меня твои гордые здания и все то, что есть в тебе блестящего и поразительного”.