Открытый урок литературы по теме: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Дума"»

Разделы: Литература


Цель урока: ввести учащихся в сложный, трагический мир поэзии М.Ю.Лермонтова; обучить анализу стихотворения; показать глубокое чувство одиночества поэта.

Оборудование урока: два портрета М.Ю.Лермонтова для сравнительного анализа; романсы на стихи М.Ю.Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”, “Парус”.

Эпиграф:

Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас,
всю трагическую сторону нашего существования –
а между тем наши страдания – почка, из которой
разовьется их счастье. Поймут ли они, отчего мы
лентяи, отчего руки не подымаются на большой
труд? Отчего в минуты восторга не забываем тоски?

А.И.Герцен “Былое и думы”

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

Перед последним отъездом Лермонтова из Петербурга на Кавказ писатель Одоевский передал ему записную книжку с надписью, в которой высказал пожелание, чтобы поэт привез ее с Кавказа всю исписанную. После смерти Лермонтова в книжке, подаренной Одоевским, нашли несколько стихотворений, написанных во время пребывания в Пятигорске, и среди них “Выхожу один я на дорогу”. Положенное вскоре на музыку оно приобрело широкую известность. Это одно из тех “вечных” стихотворений, которые не поддаются влиянию времени. Красота и сила чувств нашли здесь такое совершенное воплощение в стихе, ритме, мелодии, что сколько бы раз не слушал “Выхожу один я на дорогу” - всегда невольно поддаешься его поэтическому обаянию, не устаешь удивляться поразительному таланту Лермонтова. (Звучит романс “Выхожу один я на дорогу”.)
Два лирических образа – поэт и природа – с первых же строчек выступают в том нерасторжимом единстве, которое так характерно для поэзии Лермонтова. Великолепие мира заставляет поэта искренне и восторженно воскликнуть:

В небесах торжественно и чудно,
Спит земля в сиянье голубом…

И на фоне этого прекрасного мира по контрасту особенно остро ощущаются боль и страдание поэта: “Что же мне так больно и так трудно?”

Больно… Боль… Болезнь…
Болезнь целого поколения.

Ответ на этот вопрос мы попытаемся найти в другом стихотворении Лермонтова “Дума”.

II. Сообщение ученицы

Характеристика 30-х годов XIX века

Молодое поколение дворян 30-х годов XIX века выросло и сформировалось в годы реакции, после поражения восстания декабристов. Это был цвет образованной части русского общества. На это поколение возлагалась ответственность за изменение жизни. Оно должно было возглавить борьбу за общественное переустройство: в России продолжался первый дворянский период освободительного движения. Еще свежи были воспоминания 1825 года, когда лучшие из молодых дворян с оружием в руках пытались добиться свободы для человека. Однако, после поражения декабрьского восстания борьба стала невозможной. Дворянские интеллигенты пытались замкнуться в себе, уйти во внутренний мир, надеясь там найти спасение от существующего порядка. Но “внутренняя свобода” иллюзорна. Мысль стала роковым мученьем и единственной реальной силой, способной возвратить живого человека к деятельности и борьбе. Не случайно современник Лермонтова А.И.Герцен писал в своем дневнике ... (ученица комментирует эпиграф к уроку).
В 1838 году Лермонтов пишет стихотворение “Дума”.
Каждая строчка этого стихотворения кричит о душевной боли. Это почувствовал, прочитав “Думу”, В.Г.Белинский: “Кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него своим воплем, своим стоном!”

III. Чтение наизусть стихотворения “Дума” заранее подготовленным учеником

IV. Анализ стихотворения

Учащиеся работают устно и письменно. На доске с левой стороны заранее записаны вопросы, с правой стороны учитель кратко записывает ответы. Эта наглядная информация понадобится в конце урока, когда учащиеся будут делать выводы по всему сказанному.

Вопросы к анализу стихотворения, которые необходимо задать сразу после выразительного чтения стихотворения:

  • Каково эмоциональное пространство стихотворения? (Текст предельно эмоционален.)
  • Назовите ключевые слова, выражающие эмоции поэта. (Печально, жизнь томит, к добру и злу постыдно равнодушны, вянем, презренные рабы, потомок оскорбит презрительным стихом и т.д.)
  • Каково художественное пространство стихотворения? (Эмоции на пределе. Пространство психологическое, замкнутое во внутреннем мире героя.)
  • Как бы вы назвали такое восприятие мира? Что происходит в душе поэта? (Самоанализ, рефлексия.)

Да, действительно, человек сам анализирует собственные качества, осмысливает собственные действия, его сознание сосредоточено на самом себе, это было своеобразной формой общественного протеста. Но обратите внимание, как местоимение “я” переходит в “мы”. Процитируйте эти строки. Да, действительно, субъективное перерастает в объективное.
Весь тон лермонтовской “Думы” воспроизводит эмоцию социального отчаяния, охватившего современников поэта и его самого. Эта эмоция ключ к разгадке смысла и поэтики стихотворения.

  • Представьте себе, что начало “Думы” звучит так: “Печально я гляжу на ваше поколение”. Существенно ли меняется смысл строки? Если да, то в чем? (Поэт берет на себя ответственность за бездействие современников, разделяет их участь.)
  • Сочувствие, сопереживание, сострадание…Что выражает приставка со-? (Вместе чувствуем, переживаем, страдаем.)
  • Каково художественное время стихотворения? Выпишите глаголы, стоящие в прошедшем, настоящем, будущем времени. (Разом данное время, прошедшее, настоящее, будущее мыслится одновременно.)
  • Обратимся к композиции. Из скольких строк состоит предложение? (Из четверостиший, т.е. из катрена.)

– Да, это целый катрен. Выполните письменную самостоятельную работу. Выпишите строки, которыми завершается каждое четверостишье. (“В бездействии состарится оно” и т.д.)

  • О чем говорят эти поэтические концовки? (Они показывают логику авторского раздумья от элегической интонации к мрачному трагическому обобщению, от романтической ноты к горькой иронии.)
  • Назовите стилистическую фигуру, которая предполагает усиление противопоставления от одного компонента к другому. (Градация.)
  • Эмоциональность “Думы” связана с высокой романтической традицией. Стихотворение насыщено романтическими метафорами. Найдите их в тексте. (“Иссушили ум наукою бесплодной”, “тощий плод”, “чаша наслаждения”; vетафорические эпитеты: “плодовитая мысль”, “огонь кипит в крови”, “царствует холод”.)
  • Какие еще тропы и стилистические фигуры привлекли ваше внимание? Какие языковые средства доминируют? Исследуйте текст. (Сравнения, эпитеты, антитеза, ирония, инверсия, однородные члены предложения, восклицательные предложения.)
  • Каковы особенности лермонтовской лирики? (Мотивы одиночества, интимная лирика.)
  • Какой цели хотел достичь автор, используя эти художественные средства? (Донести до читателя основную идею: духовно нищее поколение ничего не может оставить после себя. Оно лишилось способности чувствовать, сопереживать, их проклянет потомство. Это может быть своеобразный реквием поколению, и в то же время обращение к будущим потомкам.)

– Давайте вспомним Пушкина, ведь для него этапы отдельной человеческой жизни (рождение, зрелость, смерть) естественны и закономерны. Как естественна и закономерна смена поколений и времен, но для Лермонтова все представляется в ином качестве. Пушкин – светлый в печали – приветствует и утверждает естественный ход жизни, он принимает эстафету из рук ушедшего поколения и передает ее будущему:

Так наше ветреное время
Растет, волнуется, кипит
И к гробу прадедов теснит.
Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!

Или вспомните пушкинское: “Здравствуй, племя, младое, незнакомое!” Совсем другой настрой у Лермонтова, который осмыслил поколение. Как обреченное, впитавшее мертвый, а не живой сок прошлого. По его словам, поколение ждет справедливое историческое наказание.

Подберите более жесткий синоним к этому слову. (Возмездие.)

Найдите в стихотворении строки, подтверждающие эту мысль. (“И прах наш с строгостью судьи и гражданина” и т.д.)

  • К какому жанру тяготеет это стихотворение? (Элегия.)
  • Но можно ли сказать, что это элегия в чистом виде? (Нет. Для элегии характерно единство стиля и интонации. Здесь же можно услышать и философскую лексику: “познания”, “сомненья”, “власть” и т.д., гражданскую оду, ораторские приемы: “судья”, “гражданин”, “грядущее”, интимную лирику “вянем без борьбы”, “позорно малодушны”, “жадно бережем остаток чувства”. Здесь Лермонтов выступает как новатор, т.к. его “Дума” не традиционная элегия, а смешение стилистических пластов. Кроме печального настроения, все же звучит призыв к молодому поколению о том, что еще не все потеряно.)

– Вокруг жанра “Думы” разгорелись жаркие споры: литературные критики давали разноречивые оценки “Думе”. К какой точке зрения присоединитесь вы?

  • Швырев: “Ужасная эпитафия молодому поколению”.
  • Белинский: “Дума” есть сатира”.
  • Фохт: “Дума” – социальная элегия”.

– Летом 2006 года исполнилось 165 лет со дня гибели поэта. Представьте себе, что вам доверили подобрать репродукции картин, посвященных Лермонтову в томик стихотворений на страницу, где помещена “Дума”. Какая репродукция, по-вашему, больше подошла бы к идейному содержанию стихотворения и почему?

Предлагаются 2 репродукции:

А.С. Пруцких М.Ю.Лермонтов.

Н.П. Ульянов М.Ю.Лермонтов.

– Итак, подведем итоги урока. Сегодня мы проанализировали стихотворение “Дума”. Я думаю, что вы почувствовали, что оно, действительно, по словам Белинского, “Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти”. В центре внимания поэта – судьба передовой дворянской интеллигенции, ее настроения, мысли, чувства. Печально, что даже лучшие из этого поколения не знали, как в условиях жесточайшей тирании, преследований применить свои дарования.
Это поколение, действительно, можно назвать “потерянным поколением”.

– Много было сказано о тех молодых людях, изображенных в “Думе”. А в чем актуальность этого стихотворения для вас? (Для нас это сильное, мятежное стихотворение. Оно не может не заставить задуматься о смысле собственной жизни, о своем предназначении.)

– Думается, что вы тоже получили удовольствие от лермонтовского стиха, это стихотворение является прологом к изучению романа Лермонтова “Герой нашего времени”. А то, что поэзия Лермонтова актуальна и в наши дни доказывают стихотворения наших современников. Послушайте стихотворение Геннадия Ростовского “Лермонтовский урок”.

Конспект написан мелким – мелким почерком.
Затрачено три ночи и три дня.
Урок по теме “Жизненный и творческий
Путь Лермонтова” – вот что у меня.
Гул голосов и крики в коридоре.
Короткой перемены торжество.
Смеется кто-то. Кто-то громко спорит.
Не вижу и не слышу ничего.
Нет вижу. Утомленного корнета.
Он спит. Он не убрал со лба волос.
Квартира в полусумраке рассвета,
Две строчки, убегающие вкось…
Судьба поэта! Словно острым током,
Меня пронзают горечь и тоска.
Один урок, всегда один – и только.
Рассказ мой от звонка и до звонка.
На жизнь, на пламя яростных прозрений, –
На царский пряник и на царский кнут,
На стих, облитый болью и презреньем, –
Лишь сорок пять стремительных минут!
Лишь сорок пять… а сердце кровоточит.
Дантес довольным давится смешком,
И над любовью женщина хохочет,
И молния блестит над Машуком!
Не классиком, закованным в кольчугу
Проржавленных критических статей,
А нашим современником и другом
Войдите в класс мой, Лермонтов, скорей!

– Творчество Лермонтова сродни мятежному парусу, просящему бури.

Прослушивание записи романса “Белеет парус одинокий”.

V, Домашнее задание. Самостоятельный письменный анализ стихотворения “Желание”, 1831 год.