Анализ стихотворения – сложный для учащихся вид работы. Обучать серьёзному исследованию стихотворения надо с младших классов. Помогает путь “от формы к содержанию”, который исправляет типичную ошибку сочинений по лирическому произведению – вначале объяснять содержательный план текста, а затем “прикладывать” к нему набор найденных изобразительных средств. Урок-конкурс проводится после изучения стихотворений И. Бунина и уроков по поэзии других авторов, на которых отрабатывается план анализа лирического стихотворения и выразительные средства языка.
Цели урока:
- проверить умение анализировать лирическое стихотворение – пейзаж в единстве формы и содержания
- обучать сотрудничеству в исследовательской группе
- показать философскую глубину произведения И. А. Бунина
- формировать интерес к поэзии и ответственность за результат урока
Оформление урока: портрет И.А. Бунина, зимние пейзажи и фотографии, тексты стихотворения, иллюстрации учеников к стихотворению, распечатанные на каждого таблица и задание “Верно – неверно”, оценочные “медали” красного, жёлтого, зелёного цвета.
Эпиграф - постановка проблемного вопроса к уроку “Близки ли нам художественные поиски поэта Бунина, заявившего:
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного?
Ход урока
1. Слово учителя.
На уроках стиховедения мы познакомились с пейзажной лирикой и сравнили её с искусством живописи. Мы продолжили изучать изобразительные средства поэтического языка, узнали о стихотворных размерах и фигурах речи. Материалом для последних уроков стала поэзия Бунина. Сегодня мы продолжаем изучение творчества этого удивительного художника слова и поэта-философа.
Сегодняшний урок - соревнование эрудитов-литературоведов, которые будут исследовать одно стихотворения Бунина.
Правила конкурса:
1) Соревноваться будут представители каждого ряда в одиночку, парами и группой. Все остальные ребята тоже могут заработать баллы, выполняя задания для класса или помогая группе. Можно заработать красную, жёлтую или зелёную “медаль”, что соответствует “5”, “4” и “3”.
2) Каждый получает таблицу для исследования и заполняет её в течение урока.
Обратите внимание на эпиграф урока “Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного”. Понятны ли вам эти слова Бунина? Почему так важна для человека красота природы?
Для урока выбрано стихотворение, которое поможет ответить на эти вопросы.
2. Мелодекламация. Чтение учителем стихотворения “Крещенская ночь” под музыку Вивальди.
И.А. Бунин “Крещенская ночь.” |
|
Тёмный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, В блёстках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, берёзы. Неподвижно
застыли их ветки, Высоко он поднялся над лесом, Замело чащи леса метелью, - Убаюкала вьюга седая Спят таинственно стройные чащи, |
Тишина, - даже ветка не хрустнет! А, быть может, за этим оврагом Пробирается волк по сугробам Осторожным и вкрадчивым шагом. Тишина, - а быть
может, он близко… В дальних чащах, где ветви и тени Огонёк из лесной караулки Бриллиантом лучистым и ярким, А над лесом всё выше и выше |
3. Конкурсы:
1) Индивидуальный тур. Знание поэтического мира И.А.Бунина. Выбрать верные утверждения.
Верно – неверно?
|
2) Конкурс для групп “Роль изобразительных средств”. У каждой группы своё задание. (см. таблицу)
- Во время выполнения задания класс слушает творческие домашние работы “Какую картину я представляю, читая стихотворение И.А. Бунина “Крещенская ночь”.
3) Конкурс для групп “Фигуры речи и лексические особенности стихотворения”. (см. таблицу)
- В это время класс определяет размер стихотворения.
4) Конкурс “Лирический герой стихотворения” (см. таблицу)
5) Индивидуальный тур “Проблемные вопросы” (см. таблицу). Предварительно слушаем сообщения (домашнее задание) о смысле праздника Крещенья – богоявления.
- В этом конкурсе ведущая роль принадлежит учителю, который, организуя дискуссию и отмечая находки детей, во время обсуждения создаёт опорную схему “Почему ночь – крещенская?” Эта схема показывает, как связаны символ “огонь человека” с символом огня господнего. Они соединяются и происходит приобщение не просто к красоте, а к тайне и чуду гармонии мира.
Таким образом, крещенская ночь - осознание через красоту её творца, а величественное “хрустальное царство” - богоявление.
- Подведение итогов урока. Характеристика иллюстраций к уроку
- Рефлексия – письменное размышление “Открылось ли мне сегодня прекрасное и вечное ?”
Таблица для заполнения в ходе урока.
Мастерство поэта-художника в стихотворении И.А. Бунина “Крещенская ночь”. | ||
1 группа | Найти в первых двух строфах все сравнения. Что общего между ними, какой образ зимнего леса они создают? | |
2 группа | Какую роль играют олицетворения в первых 4 строфах? | |
3 группа | Найдите в последней строфе метафору. Как вы объясните её смысл? Воспользуйтесь толковым словарём. | |
1 группа | Какие строфы начинаются одинаково? (найдите анафору). Зачем это нужно автору? Прочитайте выразительно этот отрывок. | |
2 группа | Какие цвета присутствуют в бунинском пейзаже? Есть ли у них символическое значение? | |
3 группа | Найдите в 5 и 6 строфе повтор. Чего достигает автор повторением этого слова? Прочитайте эту часть выразительно. Найдите в предыдущих строфах глаголы, создающие образ волшебного сна. | |
Задание для класса | Определите размер стихотворения. Как он связан с темой ночи? | |
1 группа | Кем чувствует себя лирический герой – взрослым или ребёнком? | |
2 группа | Какие чувства испытывает лирический герой, каким вы представляете этого человека? | |
3 группа | Художественное пространство стихотворения. Где находится автор? | |
Задание для всех | В чём необычность образа звезды в конце стихотворения? Какой образ и почему появляется вместе со звездой? | |
Задание для всех | Смысл названия стихотворения. Почему ночь – крещенская? | |
Задание для всех | Прочитайте последнюю строфу. Какое настроение она передаёт? Найдите синтаксический способ выражения чувств поэта. |