Литература
-
Интегрированный медиаурок внеклассного чтения "Чтоб в XXI век вошла моя Россия возрожденной". (Духовные основы русской классической литературы и якутской национальной культуры) 2007
Содержание урока построено с учётом того, что наши дети по национальности якуты, живут в улусном центре, где нет православной церкви и часовни. Православие - яркая примета российской культуры. Один из основных акцентов урока - рассказ о возникновении в России в конце XIX века удивительного феномена - русской религиозной философии и её влиянии на многих думающих людей. Другой акцент содержания урока - христианские мотивы в русской поэзии XIX–XX веков, начиная с Пушкина и кончая поэтами Серебряного века.
-
Тема урока: "Философские взгляды на мир народа саха" 2007
Урок состоит из двух частей: теоретическая часть содержит тексты материалов по философии народа саха, практическая часть снабжена цветными фотографиями, рисунками народных художников, мастеров народного творчества; каждый слайд имеет свой стиль, содержание, свою музыку. В структуре урока также использована авторская работа моего ученика Павлова Ивана, одиннадцатиклассника Майинской гимназии.
-
Урок-конференция: В.Шекспир "Ромео и Джульетта". 10-й класс 2007
Предложенный урок-конфереция проверяет, как учащиеся умеют анализировать драматическое произведение, работать с текстом, пользоваться дополнительной литературой.
-
План урока по литературе "Общечеловеческая тема "блудных детей" в литературе" . 6-й класс 2007
Представленный урок литературы завершает изучение повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". Цель урока - выяснить особенности изображения истории блудного сына в произведении А.С.Пушкина, древнерусской "Повести о Горе-Злочастии", картине Рембрандта "Возвращение блудного сына" и сравнить их с первоисточником - библейской "Притчей о блудном сыне". В конце урока ученики отвечают на вопрос: почему эта тема является общечеловеческой? Урок заставляет детей задуматься над такими нравственными понятиями, как любовь к родителям, долг перед ними, сострадание, доброта.
-
Урок литературы. Умное искусство человеческого общения (по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" и повести В.Кондратьева "Привет с фронта") 2007
Предлагается урок литературы по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" и повести В.Л. Кондратьева "Привет с фронта". Цель урока - рассмотреть особенности структуры и стилистики писем литературных героев в указанных повестях; объяснить вторжение эпистолярной формы в художественную прозу, способствовать повышению интереса учащихся к бытовому письму. Форма урока - урок-размышление по письмам литературных героев.
-
Вечер "Москва – столица России" 2007
Вечер по теме "Москва - столица России" посвящен 860-летию Москвы.
-
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" 2007
Оренбургский край связан с войной 1812 года. Оренбургские казаки принимали участие в войне, многие получили награды. Оренбуржцы собрали для воинов деньги, отправили лошадей, сукно и т.д. В Оренбуржье жили плененные и сосланные французы и есть немало мест, имеющих французские названия. Имена Л.Толстого и И.Крылова, чьи произведения читаем к уроку, тоже связаны с Оренбуржьем (они здесь бывали). Поэтому, изучая в 5-м классе "Бородино" Лермонтова, я провожу интеллектуальную игру "Умники и умницы" и включаю краеведческий материал.
-
Первый урок по повести М.Булгакова "Собачье сердце" по теме "Москва старая и новая. Булгаков и эпоха" 2007
Урок познакомит с фактами биографии М.Булгакова, определит особенности изображения Москвы в повести.
-
Урок мудрости по сказке В.М. Шукшина "До третьих петухов" 2007
Готовясь к уроку, учащиеся выполняют групповые и индивидуальные разноуровневые задания, предполагающие самостоятельное исследование, аналитическую работу. Этапы урока: литературная викторина, инсценировка, эвристическая беседа, анализ произведения, презентация мультимедийного проекта, рефлексия. На этом уроке присутствуют и активный диалог, и дискуссия, и рассуждения, и оценка разных точек зрения. Представлены разные модели совместной деятельности.
-
Урок-конкурс "Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет" 2007
Материалы урока-конкурса "Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет" с использованием web-сайта и компьютерных тестов позволяют не только закрепить и проверить изученное на уроках, но и побудить учащихся в ходе игры проявить собственную эрудицию и сообразительность, расширить кругозор, повысить свой интеллектуальный уровень. Музыкальные фрагменты из произведений разных композиторов, портреты Пушкина, изображение памятников поэту, стихи о Пушкине Ахматовой, Цветаевой – всё это дает возможность заинтересовать детей личностью поэта и его творчеством.
-
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке литературы 2007
Эффективная работа с информационно-коммуникационными средствами обучения позволяет разнообразить методы и формы обучения. Как об уроках будущего мы говорим сейчас о том времени, когда учитель будет иметь возможность проводить урок одновременно и с классом в школе, и с отсутствующим на уроке по болезни учеником – пример так называемого дистанционного обучения.
-
Лабораторная работа: "Роль эпизода в постижении авторской позиции мира и человека в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2007
Одной из наиболее трудных тем на выпускном экзамене в 11-м классе является анализ эпизода. В отличие от "проблемных" сочинений, где учащемуся нужно самому отобрать материал для раскрытия темы, сочинение - анализ эпизода требует иной логики: нужно показать умение анализировать микротекст художественного произведения. Анализ эпизода позволяет устанавливать многочисленные смысловые связи произведения и более глубоко проникать в идею произведения.
-
Конспект урока по литературе на тему "Повесть А.Приставкина "Ночевала тучка золотая" 2007
Урок внеклассного чтения по повести Приставкина требует более детального изучения в старших классах, но многое с пользой будет прочитано и осмыслено уже в 5-х классах.
-
Урок литературы в 5-м классе по рассказу А.И. Куприна "Тапёр" 2007
На уроке анализируется рассказ А.И. Куприна "Тапёр". Анализ ведётся в форме беседы, в процессе которой ребята получают представление о характере действующих лиц, об отношении к ним автора, учатся работать с текстом. Нам кажется, что этот рассказ чрезвычайно важен для пятиклассников, так как в процессе его чтения и анализа ребята получают ясное представление о добре и зле, об истинной и ложной красоте. Интерес ребят к рассказу усиливает тот факт, что главным героем является их ровесник, а речь в рассказе идёт о любимом детском празднике. Важным элементом урока является его музыкальное сопровождение, дающее ученикам возможность познакомиться с классической музыкой.
-
Интегрированный урок истории, литературы и краеведения 2007
Параллельное сосуществование исторического и литературного материала позволило реализовать идеи интеграции на обучающем, развивающем и воспитывающем уровнях. Основная идея учебного занятия - осмысление трагической судьбы страны и судьбы человека в период политических репрессий.
-
"Хранить чуткость к человеческому страданию…" В.Г. Короленко, "Парадокс". Факты жизни и художественное обобщение 2007
Содержание данного урока ориентировано на познавательные интересы детей подросткового периода. Дети учатся смотреть и видеть, слушать и слышать. Как показал наш опыт, вечные темы волнуют подростков гораздо сильнее, чем взрослых. Учащиеся способны, при организации "правильной" беседы, при помощи учителя, выйти на более высокий уровень в своих размышлениях. В ходе подготовки к уроку (сбор и обработка информации по теме "Моя семья и счастье", "Счастье моей семьи" и т.д.), в процессе беседы ребята выказывали неподдельный интерес к проблеме-парадоксу, заявленной писателем "большого сердца" В.Г. Короленко.
-
Научно-исследовательская работа на тему "Сиротство в художественной литературе" 2007
Научно-исследовательская работа, посвященная проблемам сиротства в литературе и жизни.
-
Интегрированное занятие элективного курса "Основные тенденции в развитии современной русской литературы" (информатика + литература) 2007
Интегрированное занятие элективного курса по литературе в 11-м классе. Новые подходы при изучении литературы. Обсуждение домашнего задания, оформленного в виде презентации. Сбор информации на электронных и бумажных носителях. Написание сочинения-синквейна как итога обсуждения произведения. Отражение собственного восприятия произведения в рисунке, выполненном в растровом графическом редакторе.
-
Элективный курс по литературе "Человеку не прожить без смеха…" (сатира и юмор в русской классике). 9-й класс 2007
Элективный курс по литературе для 9-го класса. Особенностью программы является её ориентированность на расширение знаний школьников в области комического в русской литературе, на углубление эстетической мысли и культуры чувств. Вместе с тем сдвиги в развитии школьников должны сказаться в реальной эстетической деятельности, важными видами которой являются выразительное чтение и рассказывание. Данный курс призван дать учащимся основы теории комического, помочь осознать универсальное значение смеха для человека. В программе элективного курса шире, чем на уроках, представлена художественная деятельность учащихся.
-
Урок на тему "Антитеза" . Предмет "Русская словесность" (программа Р.И. Альбетковой). 6-й класс 2007
Урок по "Русской словесности" на тему "Антитеза" разработан с учётом рекомендаций автора программы Р.И. Альбетковой, исходя из опыта учащихся. С этой целью использован частично-поисковый метод и групповая форма работы. Логический стержень урока: доказательство того, что антитеза – средство изобразительное и выразительное.
-
Итоговый урок-викторина "Мир русских былин" в 6-м классе 2007
Урок-викторина призван обобщить и систематизировать знания учащихся, развивать умения выразительно читать литературный текст, находить особенности определенного жанра, формировать навык внимательного, вдумчивого чтения. Кроме того, урок направлен на формирование активной гражданской позиции, интереса к историческому прошлому народа и способствует воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма.
-
Урок литературы в 7-м классе на тему "Как стать счастливым, несмотря на…" (по рассказу И.С. Тургенева "Живые мощи") 2007
Все люди хотят стать счастливыми. Однако человека на жизненном пути постоянно подстерегают различные бедствия, болезни, смерть. Как же тогда стать счастливым, несмотря на все обстоятельства жизни? Сопоставление жизненных позиций И.С. Тургенева и Г.-Х. Андерсена убеждает в способности человека через веру обретать духовную силу. Анализ жизни героини рассказа И.С. Тургенева "Живые мощи" показывает, что Лукерья стойко переносит страдания, так как вера составляет основу её личности. Тургенев был поражён силой православной веры, которая открылась ему в глубине народной души.
-
"Колокол тревоги" (урок-размышление по роману В. Астафьева "Печальный детектив" в 10–11-м классе) 2007
Роман В.П. Астафьева "Печальный детектив" (1986 г.) актуален для нашего времени. В центре внимания - нравственные вечные ценности, укрепляющие человека в его жизни на земле. Писатель спрашивает у читателя, до каких пор мы будем терпеть бездушие, хулиганство, безнаказанность преступлений, безответственность родителей за воспитание детей, одиночество стариков в обезлюдевшей деревне? Печально, что рушатся устои, на которых извечно держалась доброта, рвутся связи, требующие ответственности, совести. В романе вопросов больше, чем ответов. Он заставляет каждого спросить себя: "Не причастен ли я к тому, что происходит в городе?"
-
Сценарий музыкально-поэтического вечера "Русский романс второй половины XIX в.: "У любви есть слова…" 2007
Музыкально-поэтический вечер может стать как заключительным этапом изучения лирики русских поэтов второй половины XIX века, так и самостоятельным внеклассным мероприятием. Знакомясь с историей создания известных романсов, учащиеся попадают в "целый мир от красоты", создателями которого стали А.Фет, А.Толстой, Ф.Тютчев.
-
Литературная игра "Умники и умницы" (по "Повестям Белкина" А.С. Пушкина) 2007
Литературная игра проводится на обобщающем уроке после изучения "Повестей Белкина". Она не только проверяет знания учащихся, но и воспитывает внимательного, вдумчивого читателя, способного к творческому воображению. Урок, проводимый в игровой форме, стимулирует познавательную деятельность учащихся, развивает интерес к предмету.
-
Проектная деятельность на уроках литературы 2007
Сейчас все чаще на уроках используются проекты. Это связано прежде всего с тем, что школы стали компьютеризированными, и детям интересна такая форма работы. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
-
Урок литературы в 6-м классе с использованием компьютерных технологий "А.С. Пушкин "Песнь о Вещем Олеге" 2007
Урок литературы в 6-м классе знакомит учащихся с произведением А.С. Пушкина "Песнь о Вещем Олеге". На уроке анализируется картина В.М. Васнецова.
-
Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа Л.Н.Толстого "После бала" 2007
Урок литературы показывает учащимся, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого "После бала", раскрывает гуманистический пафос этого произведения.
-
Разработка урока по рассказу В.Шукшина "Волки" 2007
Предлагаемый урок проводится в 8-м классе как урок внеклассного чтения. Он продолжает знакомить учащихся с творчеством писателя В.Шукшина. До этого не было подробного изучения биографии писателя. Рассказ "Волки" интересен и как произведение с большим нравственным смыслом, и как произведение, дающее богатый материал для обучения художественному анализу текста.
-
Произведения клуба "Сайсарские искры" 2007
Цели: познакомить с работой учащихся "Портфолио"; повысить интерес учащихся к творческой деятельности; развивать творческие способности детей; воспитывать чувство толерантности и уважения к русской и якутской литературе; воспитывать интерес к чтению художественной литературы.