Литература
-
Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы "Гармония искусств на уроках литературы" 2007
Язык искусства – наиболее сложный из всех, которые известны миру. Сократ толковал о божественном происхождении искусства, Аристотель утверждал, что искусство глубже науки объясняет мир и совершает очищение человека (катарсис). И я свято верю в силу искусства слова, которое в гармонии с другими средствами эстетического воздействия способно разбудить ум и сердце ребенка.
-
Урок литературы в 7-м классе "Сергий Радонежский – молитвенник и заступник за Русскую землю" 2007
Урок по литературе для 7-го класса. Главная цель урока – дать учащимся представление об особенностях житийной литературы на примере "Жития Сергия Радонежского", рассмотреть этапы духовного пути игумена, выяснить, как создаётся идеальный образ святого в литературе.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Рок-поэзия. Константин Никольский" 2007
Урок проводится на заключительном этапе изучения синкретических направлений современной поэзии (авторская песня и рок-поэзия). Включение такой темы, как "Рок-поэзия", в программу 11-го класса вызывает недоумение у многих филологов. Но вот ученикам старших классов эта тема наиболее близка и понятна. Они сами активно готовят материалы о своих любимых рок-музыкантах, анализируя тексты песен.
-
Интегрированный урок литературы, риторики и театра "Военный совет в Филях. Как это было" 2007
Интеграция таких предметов, как литература, риторика и театр, создаёт благоприятные условия для формирования личностного восприятия произведения, развития поисковой и познавательной деятельности.
-
Тема урока: "Суд над Онегиным". 9-й класс 2007
Основная задача суда – не только осудить или оправдать Онегина, но в ходе процесса раскрыть моральный облик главных героев, оценить поступок героя глазами очевидцев и критиков, автора и современного читателя.
-
Литературный час "Природа и мы". 6-й класс 2007
В рамках регионального компонента в нашей школе проводится устный литературный журнал "Диалоги с В.П. Астафьевым". В 6-х классах литературный час назывался "Природа и мы" (по рассказам "Белогрудка", "Слезы тигра" и др.). В 7-х – "Защищая мир, они защищали будущее" (рассказ "Сибиряк"). В 8-х – "На Часовенной горке" (рассказ "Далёкая и близкая сказка"). Эпиграфом к страницам литературного журнала стали слова В.П. Астафьева: "Всему свой час и всякому делу под небесами..."
-
Литературная игра по роману И.А. Гончарова "Обломов" 2007
Урок в форме литературной игры (можно ее назвать и КВН), как способ проверки знания текста произведения учащимися, не единожды апробирован автором статьи и дает хорошие результаты на этапе первичной работы с произведением. В процессе игры уточняется содержание, выстраивается система героев, "выпячиваются" детали, на которые, возможно, учащиеся не обратили внимания; учитель же получает возможность отследить готовность класса к анализу произведения, узнать "слабые" места читателей-учащихся.
-
Урок развития речи по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" на тему "Честь – бремя или благо?" в 10-м классе 2007
Сдвоенные уроки развития речи, завершающие изучение романа "Война и мир". Цель: способствовать более глубокому прочтению произведения, развитию умения читать между строк, вырабатывать навык "сквозного постижения" авторской идеи, совершенствовать опыт самостоятельного поиска. Работа строится в виде эвристической беседы с одновременной записью кратких тезисов. Итог работы - домашнее сочинение.
-
Разработка уроков литературы по сказке-притче К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" (2 часа). 5-й класс 2007
Цели: общие - подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему миру, уметь видеть в нём не только хорошее, но и плохое; частные - познакомить пятиклассников со способами выражения авторского отношения к персонажу произведения; развивать монологическую речь учащихся.Основная идея темы: деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе.
-
Интегрированный медиаурок внеклассного чтения "Чтоб в XXI век вошла моя Россия возрожденной". (Духовные основы русской классической литературы и якутской национальной культуры) 2007
Содержание урока построено с учётом того, что наши дети по национальности якуты, живут в улусном центре, где нет православной церкви и часовни. Православие - яркая примета российской культуры. Один из основных акцентов урока - рассказ о возникновении в России в конце XIX века удивительного феномена - русской религиозной философии и её влиянии на многих думающих людей. Другой акцент содержания урока - христианские мотивы в русской поэзии XIX–XX веков, начиная с Пушкина и кончая поэтами Серебряного века.
-
Тема урока: "Философские взгляды на мир народа саха" 2007
Урок состоит из двух частей: теоретическая часть содержит тексты материалов по философии народа саха, практическая часть снабжена цветными фотографиями, рисунками народных художников, мастеров народного творчества; каждый слайд имеет свой стиль, содержание, свою музыку. В структуре урока также использована авторская работа моего ученика Павлова Ивана, одиннадцатиклассника Майинской гимназии.
-
Урок-конференция: В.Шекспир "Ромео и Джульетта". 10-й класс 2007
Предложенный урок-конфереция проверяет, как учащиеся умеют анализировать драматическое произведение, работать с текстом, пользоваться дополнительной литературой.
-
План урока по литературе "Общечеловеческая тема "блудных детей" в литературе" . 6-й класс 2007
Представленный урок литературы завершает изучение повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". Цель урока - выяснить особенности изображения истории блудного сына в произведении А.С.Пушкина, древнерусской "Повести о Горе-Злочастии", картине Рембрандта "Возвращение блудного сына" и сравнить их с первоисточником - библейской "Притчей о блудном сыне". В конце урока ученики отвечают на вопрос: почему эта тема является общечеловеческой? Урок заставляет детей задуматься над такими нравственными понятиями, как любовь к родителям, долг перед ними, сострадание, доброта.
-
Урок литературы. Умное искусство человеческого общения (по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" и повести В.Кондратьева "Привет с фронта") 2007
Предлагается урок литературы по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" и повести В.Л. Кондратьева "Привет с фронта". Цель урока - рассмотреть особенности структуры и стилистики писем литературных героев в указанных повестях; объяснить вторжение эпистолярной формы в художественную прозу, способствовать повышению интереса учащихся к бытовому письму. Форма урока - урок-размышление по письмам литературных героев.
-
Вечер "Москва – столица России" 2007
Вечер по теме "Москва - столица России" посвящен 860-летию Москвы.
-
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" 2007
Оренбургский край связан с войной 1812 года. Оренбургские казаки принимали участие в войне, многие получили награды. Оренбуржцы собрали для воинов деньги, отправили лошадей, сукно и т.д. В Оренбуржье жили плененные и сосланные французы и есть немало мест, имеющих французские названия. Имена Л.Толстого и И.Крылова, чьи произведения читаем к уроку, тоже связаны с Оренбуржьем (они здесь бывали). Поэтому, изучая в 5-м классе "Бородино" Лермонтова, я провожу интеллектуальную игру "Умники и умницы" и включаю краеведческий материал.
-
Первый урок по повести М.Булгакова "Собачье сердце" по теме "Москва старая и новая. Булгаков и эпоха" 2007
Урок познакомит с фактами биографии М.Булгакова, определит особенности изображения Москвы в повести.
-
Урок мудрости по сказке В.М. Шукшина "До третьих петухов" 2007
Готовясь к уроку, учащиеся выполняют групповые и индивидуальные разноуровневые задания, предполагающие самостоятельное исследование, аналитическую работу. Этапы урока: литературная викторина, инсценировка, эвристическая беседа, анализ произведения, презентация мультимедийного проекта, рефлексия. На этом уроке присутствуют и активный диалог, и дискуссия, и рассуждения, и оценка разных точек зрения. Представлены разные модели совместной деятельности.
-
Урок-конкурс "Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет" 2007
Материалы урока-конкурса "Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет" с использованием web-сайта и компьютерных тестов позволяют не только закрепить и проверить изученное на уроках, но и побудить учащихся в ходе игры проявить собственную эрудицию и сообразительность, расширить кругозор, повысить свой интеллектуальный уровень. Музыкальные фрагменты из произведений разных композиторов, портреты Пушкина, изображение памятников поэту, стихи о Пушкине Ахматовой, Цветаевой – всё это дает возможность заинтересовать детей личностью поэта и его творчеством.
-
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке литературы 2007
Эффективная работа с информационно-коммуникационными средствами обучения позволяет разнообразить методы и формы обучения. Как об уроках будущего мы говорим сейчас о том времени, когда учитель будет иметь возможность проводить урок одновременно и с классом в школе, и с отсутствующим на уроке по болезни учеником – пример так называемого дистанционного обучения.
-
Лабораторная работа: "Роль эпизода в постижении авторской позиции мира и человека в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2007
Одной из наиболее трудных тем на выпускном экзамене в 11-м классе является анализ эпизода. В отличие от "проблемных" сочинений, где учащемуся нужно самому отобрать материал для раскрытия темы, сочинение - анализ эпизода требует иной логики: нужно показать умение анализировать микротекст художественного произведения. Анализ эпизода позволяет устанавливать многочисленные смысловые связи произведения и более глубоко проникать в идею произведения.
-
Конспект урока по литературе на тему "Повесть А.Приставкина "Ночевала тучка золотая" 2007
Урок внеклассного чтения по повести Приставкина требует более детального изучения в старших классах, но многое с пользой будет прочитано и осмыслено уже в 5-х классах.
-
Урок литературы в 5-м классе по рассказу А.И. Куприна "Тапёр" 2007
На уроке анализируется рассказ А.И. Куприна "Тапёр". Анализ ведётся в форме беседы, в процессе которой ребята получают представление о характере действующих лиц, об отношении к ним автора, учатся работать с текстом. Нам кажется, что этот рассказ чрезвычайно важен для пятиклассников, так как в процессе его чтения и анализа ребята получают ясное представление о добре и зле, об истинной и ложной красоте. Интерес ребят к рассказу усиливает тот факт, что главным героем является их ровесник, а речь в рассказе идёт о любимом детском празднике. Важным элементом урока является его музыкальное сопровождение, дающее ученикам возможность познакомиться с классической музыкой.
-
Интегрированный урок истории, литературы и краеведения 2007
Параллельное сосуществование исторического и литературного материала позволило реализовать идеи интеграции на обучающем, развивающем и воспитывающем уровнях. Основная идея учебного занятия - осмысление трагической судьбы страны и судьбы человека в период политических репрессий.
-
"Хранить чуткость к человеческому страданию…" В.Г. Короленко, "Парадокс". Факты жизни и художественное обобщение 2007
Содержание данного урока ориентировано на познавательные интересы детей подросткового периода. Дети учатся смотреть и видеть, слушать и слышать. Как показал наш опыт, вечные темы волнуют подростков гораздо сильнее, чем взрослых. Учащиеся способны, при организации "правильной" беседы, при помощи учителя, выйти на более высокий уровень в своих размышлениях. В ходе подготовки к уроку (сбор и обработка информации по теме "Моя семья и счастье", "Счастье моей семьи" и т.д.), в процессе беседы ребята выказывали неподдельный интерес к проблеме-парадоксу, заявленной писателем "большого сердца" В.Г. Короленко.
-
Научно-исследовательская работа на тему "Сиротство в художественной литературе" 2007
Научно-исследовательская работа, посвященная проблемам сиротства в литературе и жизни.
-
Интегрированное занятие элективного курса "Основные тенденции в развитии современной русской литературы" (информатика + литература) 2007
Интегрированное занятие элективного курса по литературе в 11-м классе. Новые подходы при изучении литературы. Обсуждение домашнего задания, оформленного в виде презентации. Сбор информации на электронных и бумажных носителях. Написание сочинения-синквейна как итога обсуждения произведения. Отражение собственного восприятия произведения в рисунке, выполненном в растровом графическом редакторе.
-
Элективный курс по литературе "Человеку не прожить без смеха…" (сатира и юмор в русской классике). 9-й класс 2007
Элективный курс по литературе для 9-го класса. Особенностью программы является её ориентированность на расширение знаний школьников в области комического в русской литературе, на углубление эстетической мысли и культуры чувств. Вместе с тем сдвиги в развитии школьников должны сказаться в реальной эстетической деятельности, важными видами которой являются выразительное чтение и рассказывание. Данный курс призван дать учащимся основы теории комического, помочь осознать универсальное значение смеха для человека. В программе элективного курса шире, чем на уроках, представлена художественная деятельность учащихся.
-
Урок на тему "Антитеза" . Предмет "Русская словесность" (программа Р.И. Альбетковой). 6-й класс 2007
Урок по "Русской словесности" на тему "Антитеза" разработан с учётом рекомендаций автора программы Р.И. Альбетковой, исходя из опыта учащихся. С этой целью использован частично-поисковый метод и групповая форма работы. Логический стержень урока: доказательство того, что антитеза – средство изобразительное и выразительное.
-
Итоговый урок-викторина "Мир русских былин" в 6-м классе 2007
Урок-викторина призван обобщить и систематизировать знания учащихся, развивать умения выразительно читать литературный текст, находить особенности определенного жанра, формировать навык внимательного, вдумчивого чтения. Кроме того, урок направлен на формирование активной гражданской позиции, интереса к историческому прошлому народа и способствует воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма.