Литература
-
Приемы педагогической техники на уроках русского языка и литературы 2008
Речевая деятельность учащихся многообразна: слушание, чтение, говорение, письмо. Наше время требует грамотного, осмысленного овладения не просто речью, а хорошей речью. У кого же учиться, как не у мастеров слова - писателей и поэтов.
-
Урок-экскурсия "Формулы вокруг нас" 2008
Урок-игра развивает у учащихся математические способности, имеет практическое применение. Ученики, посетив родной город, увидели повсюду применение тех формул, которые изучили на уроке. Знание формул поможет им ориентироваться в окружающей среде. Безопасность движения – одна из основных задач в школе.
-
Урок по литературе, 7-й класс. "Детский фольклор" 2008
Урок знакомит учащихся с жанрами детского фольклора, развивает творческие способности, расширяет кругозор, воспитывает интерес к изучению творческого наследия русского народа.
-
Исследовательская работа по литературе: "Пушкин и Сибирь" 2008
Цель работы: проследить связь Пушкина с Сибирью и его влияние на развитие сибирской литературы; выявить, были ли у Пушкина "сибирские корни"; в каких произведениях поэта отражена тема Сибири; очертить круг писателей, живущих в Сибири и поддерживающих связь с Пушкиным, каково было влияние Пушкина на них? Работа может быть интересна преподавателям литературы, учащимся школ, студентам.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Природа Алтая в стихах Николая Рубцова: свет, цвет, звук, запах" 2008
Урок посвящен пейзажной "алтайской" лирике Н. Рубцова. Выделяя её "составляющие": свет, запахи и т.д., приходим к пониманию природы как ЖИВОГО, изменяющегося организма, живущего в тесной связи с человеком - её неотъемлемой частью.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "Культурное наследие Д.С. Лихачева. Письма о добром и прекрасном. О добре и зле" 2008
Предлагаемый материал содержит информацию о Д.С. Лихачеве, углубляет представление шестиклассников о понятиях "добро", "забота", стимулирует у детей нравственные мотивы поведения на примере выдающихся личностей, их жизни и деятельности.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Теория Раскольникова и ее связь с образом жизни в "петербургских углах" 2008
Представлен конспет урока литературы в 10-м классе по теме "Теория Раскольникова и ее связь с образом жизни в "петербургских углах"".
-
Урок литературы с использованием технологии встречных усилий и ИКТ по теме "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…" (Ф.И. Тютчев) 2008
Педагоги, преподающие литературу в старших классах, думаю, сталкивались с проблемой вводных лекций. Как преподнести ученикам события в личной и творческой жизни писателей, чтобы за датами, названиями сборников они увидели, почувствовали человека, с его радостями и бедами, надеждами и разочарованиями, взлетами и падениями? Чтобы исключить формальный подход к изучению биографий писателей, использую на таких уроках технологию встречных усилий и ИКТ. Уроки-презентации позволяют расширить рамки знакомства с судьбой, творчеством писателей, способствуют созданию целостного образа художника слова, мотивируют учащихся на творческую деятельность.
-
Конспект урока литературы по повести Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо" на тему "Судьба. У каждой собаки – своя судьба" 2008
Представлен конспект урока литературы в 8-м классе по теме: "Судьба. У каждой собаки - своя судьба...". По повести Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо".
-
Литературно-музыкальная композиция "Узнай меня по…" 2008
Литературно-музыкальная композиция "Узнавай меня по..." помогает ощутить женскую таинственность, очарование. Композиция в себя литературные произведения разных времен. В композиции участвуют старшеклассники.
-
Открытый урок в 6-м классе по творчеству А.С. Пушкина 2008
Пушкин – добрый спутник нашей жизни. Кажется, знаешь его наизусть с детских лет, со школы, и все же каждый раз раскрывая как бы наудачу привычную, издавна любимую книгу, находишь в ней что-то новое, неизведанное, как бы сверкнувшее впервые.
-
Разработка урока по литературе в 11-м классе по теме "Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина "В ту же землю"" 2008
Одно из главных направлений в преподавании литературы - это развитие личности ученика, способного задумываться над проблемами художественного произведения. Прочитав рассказ В.Г. Распутина "В ту же землю", учащиеся с особой остротой понимают, к чему могут привести потеря памяти, равнодушие, утрата вековых традиций.
-
Урок по теме "От жадности и скупости к деградации личности". Скупой рыцарь из одноименной трагедии А.С. Пушкина и Плюшкин из поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2008
Скупой рыцарь, из одноименной трагедии А.С. Пушкина и Плюшкин, из поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души". Что объединяет их?
-
"Кот в мировой литературе", (5-й класс) 2008
Представлен конспект занятия для 5-го класса: "Кот в мировой литературе".
-
Литературная игра по пьесе Александра Вампилова "Утиная охота", 7-й класс 2008
Представлен конспект литературной игры по пьесе А.Вампилова "Утиная охота", 7-й класс (преподавание литературы). В процессе игры, любой учебный материал, усваивается более качественно. Большой интерес вызывает у учеников игровые уроки. Игра дает возможность воссоздать ту атмосферу, где ребята смогут представить себе героев литературного произведения.
-
Урок по рассказу А.П. Чехова "Смерть чиновника" 2008
На представленном уроке продолжается работа по творчеству А.П. Чехова.
-
Урок по литературе в 11-м классе "Жил артист, жил поэт, жил певец среди нас…" (о жизни и творчестве Вл. Высоцкого) 2008
Совсем недавно, 25 января исполнилось бы 70 лет со дня рождения Владимира Высоцкого. Этот урок - не дань моде, а дань памяти. Памяти о человеке, поэте, который воплотил в себе боль и совесть своего времени. Целью этого урока является знакомство с жизнью и творчеством Вл. Высоцкого через воспоминания людей, которые жили рядом с ним, знали и любили его. Через воспоминания различных людей, близких и не очень, хорошо знавших Вл. Высоцкого, восхищавшихся его песнями, учащиеся должны понять: Каким он был?
-
О лирическом начале в рассказе И.А. Бунина "Танька" 2008
Исследователи считают, что первые опыты в прозе И.А. Бунина были несовершенны, но всё же уже ощущалась особая манера писателя, к новациям раннего Бунина обычно относят и лиризацию прозы. По мнению литературоведов, вершиной раннего творчества Бунина является рассказ "Антоновские яблоки". На наш взгляд, лирическое начало присутствует уже в рассказе "Танька". Статья может быть интересна преподавателям литературы.
-
Урок-проект русской литературы по теме "Загадочная судьба М.Ю. Лермонтова". Этап представления результатов работы над проектом 2008
Конспект урока, завершающего проект, который учащиеся 9-го класса вели в течение месяца. Результаты проектной деятельности: презентация "Страницы жизни М.Ю. Лермонтова", рефераты о поворотных событиях в жизни Лермонтова, кроссворд "Лермонтов", музыкальная подборка романсов на стихи Лермонтова, "Картинная галерея" стали основой данного урока.
-
Урок внеклассного чтения по литературе в 11-м классе "О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень!" 2008
Для проведения урока было выбрано малоизвестное произведение В.Николаева "Живый в помощи. Записки "афганца" и тема, которая редко затрагивается при изучении современной литературы. Открытый урок рассчитан на два академических часа и представляет собой интеграцию двух учебных предметов: литературы и православной культуры. Учащимся были предложены для прочтения отдельные главы книги.
-
Урок литературы в 7-м классе. Ермолай – Еразм "Повесть о Петре и Февронии Муромских" 2008
Урок развивающего обучения по литературе направлен на развитие познавательных потребностей: например, выявить новаторство в создании характера главной героини. Усвоение знаний проходит через повторение основных понятий, литературных терминов: "фольклор", "литературное произведение", "эпизод", "эпическое", "повесть", "сказка", "житие", "стиль писателя", "средства языка", "пейзаж", "интерьер", " зачин", " финал", "эпитет", "образ", "тема", "идея".
-
Круглый стол по теме "Проблема ХХ века с точки зрения А.Вампилова" в 11-м классе (интеграция литературы и истории) 2008
Тема урока: "Проблемы 20 века с точки зрения А. Вампилова". Интегрированный урок в форме круглого стола (литература и история) Цели урока: на основе анализа творчества А.В. Вампилова и социально-политического развития России во второй половине XX века сделать выводы о точке зрения А. Вампилова на проблемы XX века и влиянии его жизненной и творческой позиции на духовное развитие и воспитание молодежи в России.
-
Урок литературы в 10-м классе. Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание". Вступительный урок. Символика романа. Знакомство с главным героем 2008
Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" представляет известную сложность для учащихся. Важно с первого урока заинтересовать ребят, создать условия для внимательного чтения, а не просто слежения за сюжетом. Этому в немалой степени способствует знакомство со значимыми художественными деталями. Такими являются цветовая, числовая, топографическая символика, а также символика имен. Предварительные задания по наблюдению за использованием определенных деталей, а также подробный анализ 1 главы послужат примером вдумчивого чтения.
-
Урок литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" в 5-м классе. Тема "В дела ты добрые вложи все лучшее своей души" 2008
Текст художественного произведения помогает ребятам задуматься над вечными проблемами добра и зла на земле, об ответственности человека за свои поступки, о смысле жизни. Ученик стремится активно работать сам. Эта побудительная сила и обеспечивает развитие личности. Опираясь на уроке на могучее слово писателя, я учу детей слушать и слышать других, понимать чужие страдания, активно отстаивать свою позицию в жизни.
-
Элементы театрализации на уроках литературы 2008
Что значит театрализация в рамках учебного процесса в общеобразовательной школе? Мы всегда, так или иначе, используем театрализацию, правда несколько ограниченно и в самых простых формах. Можно назвать и поставить на первое место такие элементы театрализации, как: актёрская, режиссёрская, оформительская деятельность и главное - инсценирование.
-
"Дикая собака Динго…" — книга, написанная по велению сердца 2008
Статья посвящена известному произведению Рувима Исаевича Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». В работе раскрывается история создания произведения, дана характеристика главных героев, рассказывается об особенностях изображения автором мира детской души с её необъяснимыми порывами, мечтами, восхищением жизнью, ненавистью, радостями и горестями, которые открывает перед нами писатель.
-
Сценарий литературного праздника, посвященного творчеству А.С. Пушкина 2008
Представлен сценарий литературного праздника, посвященного творчеству А.С. Пушкина. Сценарий составлен по произведениям Пушкина с использованием литературы о поэте.
-
Урок внеклассного чтения "Свет доброты и человечности" (по роману Альберта Лиханова "Мой генерал"), 6-й класс 2008
Урок позволяет через обсуждение поступков и слов главных героев донести до ребят главные нравственные уроки, воспитывать активную жизненную позицию, способность сочувствовать и неравнодушно относиться к окружающим людям.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Колодец русскости" 2008
Урок посвящен анализу книги И.С. Шмелева "Лето Господне". Основная цель урока - сформировать представление учащихся о художественной модели мира в романе, познакомить учащихся с индивидуальным стилем и языком писателя, рассмотреть изображение патриархального быта России в романе и на картинах Кустодиева. На уроке звучит музыка, под которую выразительно читаются отрывки из книги, используются компьютер и проектор.
-
Интегрированный урок МХК и литературы "Искусство в годы Великой Отечественной войны" 2008
Этот урок - первый из цикла уроков, посвященных изучению литературы периода Великой Отечественной войны.