Литература
-
Открытый урок в 6-м классе по творчеству А.С. Пушкина 2008
Пушкин – добрый спутник нашей жизни. Кажется, знаешь его наизусть с детских лет, со школы, и все же каждый раз раскрывая как бы наудачу привычную, издавна любимую книгу, находишь в ней что-то новое, неизведанное, как бы сверкнувшее впервые.
-
Разработка урока по литературе в 11-м классе по теме "Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина "В ту же землю"" 2008
Одно из главных направлений в преподавании литературы - это развитие личности ученика, способного задумываться над проблемами художественного произведения. Прочитав рассказ В.Г. Распутина "В ту же землю", учащиеся с особой остротой понимают, к чему могут привести потеря памяти, равнодушие, утрата вековых традиций.
-
Урок по теме "От жадности и скупости к деградации личности". Скупой рыцарь из одноименной трагедии А.С. Пушкина и Плюшкин из поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2008
Скупой рыцарь, из одноименной трагедии А.С. Пушкина и Плюшкин, из поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души". Что объединяет их?
-
"Кот в мировой литературе", (5-й класс) 2008
Представлен конспект занятия для 5-го класса: "Кот в мировой литературе".
-
Литературная игра по пьесе Александра Вампилова "Утиная охота", 7-й класс 2008
Представлен конспект литературной игры по пьесе А.Вампилова "Утиная охота", 7-й класс (преподавание литературы). В процессе игры, любой учебный материал, усваивается более качественно. Большой интерес вызывает у учеников игровые уроки. Игра дает возможность воссоздать ту атмосферу, где ребята смогут представить себе героев литературного произведения.
-
Урок по рассказу А.П. Чехова "Смерть чиновника" 2008
На представленном уроке продолжается работа по творчеству А.П. Чехова.
-
Урок по литературе в 11-м классе "Жил артист, жил поэт, жил певец среди нас…" (о жизни и творчестве Вл. Высоцкого) 2008
Совсем недавно, 25 января исполнилось бы 70 лет со дня рождения Владимира Высоцкого. Этот урок - не дань моде, а дань памяти. Памяти о человеке, поэте, который воплотил в себе боль и совесть своего времени. Целью этого урока является знакомство с жизнью и творчеством Вл. Высоцкого через воспоминания людей, которые жили рядом с ним, знали и любили его. Через воспоминания различных людей, близких и не очень, хорошо знавших Вл. Высоцкого, восхищавшихся его песнями, учащиеся должны понять: Каким он был?
-
О лирическом начале в рассказе И.А. Бунина "Танька" 2008
Исследователи считают, что первые опыты в прозе И.А. Бунина были несовершенны, но всё же уже ощущалась особая манера писателя, к новациям раннего Бунина обычно относят и лиризацию прозы. По мнению литературоведов, вершиной раннего творчества Бунина является рассказ "Антоновские яблоки". На наш взгляд, лирическое начало присутствует уже в рассказе "Танька". Статья может быть интересна преподавателям литературы.
-
Урок-проект русской литературы по теме "Загадочная судьба М.Ю. Лермонтова". Этап представления результатов работы над проектом 2008
Конспект урока, завершающего проект, который учащиеся 9-го класса вели в течение месяца. Результаты проектной деятельности: презентация "Страницы жизни М.Ю. Лермонтова", рефераты о поворотных событиях в жизни Лермонтова, кроссворд "Лермонтов", музыкальная подборка романсов на стихи Лермонтова, "Картинная галерея" стали основой данного урока.
-
Урок внеклассного чтения по литературе в 11-м классе "О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень!" 2008
Для проведения урока было выбрано малоизвестное произведение В.Николаева "Живый в помощи. Записки "афганца" и тема, которая редко затрагивается при изучении современной литературы. Открытый урок рассчитан на два академических часа и представляет собой интеграцию двух учебных предметов: литературы и православной культуры. Учащимся были предложены для прочтения отдельные главы книги.
-
Урок литературы в 7-м классе. Ермолай – Еразм "Повесть о Петре и Февронии Муромских" 2008
Урок развивающего обучения по литературе направлен на развитие познавательных потребностей: например, выявить новаторство в создании характера главной героини. Усвоение знаний проходит через повторение основных понятий, литературных терминов: "фольклор", "литературное произведение", "эпизод", "эпическое", "повесть", "сказка", "житие", "стиль писателя", "средства языка", "пейзаж", "интерьер", " зачин", " финал", "эпитет", "образ", "тема", "идея".
-
Круглый стол по теме "Проблема ХХ века с точки зрения А.Вампилова" в 11-м классе (интеграция литературы и истории) 2008
Тема урока: "Проблемы 20 века с точки зрения А. Вампилова". Интегрированный урок в форме круглого стола (литература и история) Цели урока: на основе анализа творчества А.В. Вампилова и социально-политического развития России во второй половине XX века сделать выводы о точке зрения А. Вампилова на проблемы XX века и влиянии его жизненной и творческой позиции на духовное развитие и воспитание молодежи в России.
-
Урок литературы в 10-м классе. Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание". Вступительный урок. Символика романа. Знакомство с главным героем 2008
Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" представляет известную сложность для учащихся. Важно с первого урока заинтересовать ребят, создать условия для внимательного чтения, а не просто слежения за сюжетом. Этому в немалой степени способствует знакомство со значимыми художественными деталями. Такими являются цветовая, числовая, топографическая символика, а также символика имен. Предварительные задания по наблюдению за использованием определенных деталей, а также подробный анализ 1 главы послужат примером вдумчивого чтения.
-
Урок литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" в 5-м классе. Тема "В дела ты добрые вложи все лучшее своей души" 2008
Текст художественного произведения помогает ребятам задуматься над вечными проблемами добра и зла на земле, об ответственности человека за свои поступки, о смысле жизни. Ученик стремится активно работать сам. Эта побудительная сила и обеспечивает развитие личности. Опираясь на уроке на могучее слово писателя, я учу детей слушать и слышать других, понимать чужие страдания, активно отстаивать свою позицию в жизни.
-
Элементы театрализации на уроках литературы 2008
Что значит театрализация в рамках учебного процесса в общеобразовательной школе? Мы всегда, так или иначе, используем театрализацию, правда несколько ограниченно и в самых простых формах. Можно назвать и поставить на первое место такие элементы театрализации, как: актёрская, режиссёрская, оформительская деятельность и главное - инсценирование.
-
"Дикая собака Динго…" — книга, написанная по велению сердца 2008
Статья посвящена известному произведению Рувима Исаевича Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». В работе раскрывается история создания произведения, дана характеристика главных героев, рассказывается об особенностях изображения автором мира детской души с её необъяснимыми порывами, мечтами, восхищением жизнью, ненавистью, радостями и горестями, которые открывает перед нами писатель.
-
Сценарий литературного праздника, посвященного творчеству А.С. Пушкина 2008
Представлен сценарий литературного праздника, посвященного творчеству А.С. Пушкина. Сценарий составлен по произведениям Пушкина с использованием литературы о поэте.
-
Урок внеклассного чтения "Свет доброты и человечности" (по роману Альберта Лиханова "Мой генерал"), 6-й класс 2008
Урок позволяет через обсуждение поступков и слов главных героев донести до ребят главные нравственные уроки, воспитывать активную жизненную позицию, способность сочувствовать и неравнодушно относиться к окружающим людям.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Колодец русскости" 2008
Урок посвящен анализу книги И.С. Шмелева "Лето Господне". Основная цель урока - сформировать представление учащихся о художественной модели мира в романе, познакомить учащихся с индивидуальным стилем и языком писателя, рассмотреть изображение патриархального быта России в романе и на картинах Кустодиева. На уроке звучит музыка, под которую выразительно читаются отрывки из книги, используются компьютер и проектор.
-
Интегрированный урок МХК и литературы "Искусство в годы Великой Отечественной войны" 2008
Этот урок - первый из цикла уроков, посвященных изучению литературы периода Великой Отечественной войны.
-
Урок-зачет "Вертушка" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" 2008
Данная групповая форма проведения зачёта очень нравится старшеклассникам. Состав групп постоянно меняется. Каждый ученик за каким-то столом играет роль ведущего. Готовясь к уроку, учащиеся выполняют групповые и индивидуальные разноуровневые задания, предполагающие самостоятельное исследование, аналитическую работу. На этом уроке присутствуют и активный диалог, и дискуссия, и рассуждения, и оценка разных точек зрения. Представлены разные модели совместной деятельности.
-
Павел Петрович Бажов — уральский сказитель. Сказ "Медной горы Хозяйка" (урок по литературе в 5-м классе) 2008
Представленный урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова, с его сказом «Медной горы Хозяйка». На материале сказа показано стремление писателя донести до читателя мысль, что почет и уважение человеку дается по труду, что любовь к Родине каждый из нас доказывает честной работой, что мощь нашего государства – в руках мастеровых людей, талантливых умельцев из простого народа.
-
Интегрированный урок литературы в 7-м классе на тему "Мир природы в лирике Ф.И. Тютчева, в музыке Ф.Листа и в картинах И.И. Левитана" 2008
Проблема интеграции стала одной из ведущих на уроках русского языка и литературы, так как перспективная цель таких уроков – показать ученикам глубокую взаимосвязь разных наук, развить общеучебные умения и навыки. Интеграция расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.
-
Изучение лирики С.А. Есенина в 11-м классе якутской школы 2008
В 11-м классе якутской школы изучение творчества С.Есенина можно проводить в сопоставлении с поэзией якутского поэта А.И. Софронова. Лирическая поэзия Софронова близка к есенинской по тематике, по ритмическому строю. Проведённые уроки по сопоставительному анализу подтвердили эффективность обучения русской литературе во взаимосвязи с родной литературой.
-
Преподавание литературы. Внеклассная работа 2008
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 10-го класса, на котором учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством поэтов-сибиряков И.Д. Рождественского и К. Лисовского. Данный классный час – первый в цикле, посвященный поэтам Сибири.
-
"Уездный город N в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" 2008
Урок-путешествие по теме "Уездный город N в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" разработан для учащихся 7–8-го классов (в зависимости от программы, по которой работает учитель) и направлен на то, чтобы обобщить знания о героях комедии, их поступках; познакомить учащихся с особенностями построения сочинения в жанре путевых заметок.
-
Статья "Павел Васильев. Забвению не подлежит" 2008
30-е годы XX века – самые кровавые и страшные в истории советской России. Невозможно быть счастливым человеком в обществе, которое построено на расправе с инакомыслящими. Об опальном поэте Павле Васильеве идёт разговор в данной статье.
-
Система уроков изучения творчества Б.Пастернака в 11-м классе 2008
Творчество Б.Пастернака в школе предлагается к изучению в 11-м классе, начиная с перестроечного периода. За последние двадцать лет создано и опубликовано немало методической литературы по данному вопросу. Представлен сценарий двух спаренных уроков по творчеству Б.Пастернака, в ходе которых предполагается изучение основных особенностей лирики поэта, его биографии, а также обращение к некоторым главам романа "Доктор Живаго".
-
Зачетный урок по теме "Литературные течения XX века" 2008
Урок проводится после изучения трёх литературных течений Серебряного века. Он способствует проверке усвоения материала учениками. Работа проводится в виде ролевой игры между группами.
-
Интеллектуальная игра на уроках литературы 2008
Интеллектуальные игры развивают самостоятельность. В 5-м классе в игре предлагаются задания по тексту, выразительное чтение, конкурсы грамотеев и художников. В 9-м классе игра по биографии и комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" проводится на более сложном и объемном материале. С режиссурой урока учителю помогают коллеги или старшеклассники.