ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лингворечевой компонент по русской литературе включает всю речемыслительную деятельность учащихся, которую учитель организовывал 11 лет на уроках в связи с изучением предусмотренных программой литературных произведений. По окончанию третьей четверти в выпускном классе в рамках контроля знаний и умений в работе с текстом, изложения, риторике, публичной речи, литературном творчестве проводиться урок-зачет публично. К такому открытому уроку готовятся заранее, получив руководство к действию на уроке - консультации, где учитель говорит, что "как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией" (Бенджамин Дизраэли).
В рамках программы "Открытым сердцем к книге прикоснись" мы подготовим урок на тему "Жизнь она особенный предмет : без истины стыдно жить". Эпиграфом к уроку возьмем слова Роберта Рождественского: " Эй, люди! Подумайте
Очень серьезно,
Как жить на Земле".
О том , что в жизни уживается рядом добро и зло все знают. Эти две вечные темы хорошо преподносятся подрастающему поколению классиками мировой литературы. Всем вышедшим на финишную прямую в школьном обучении нужно решить главную задачу:
"5 Само"!!
Это самопознание, самообразование, самовоспитание, самоопределение и тогда придет самореализация.
Вот вопросник на тему: "Как жить на Земле?".
Пользуясь жизненным опытом, знанием мировой литературы, подготовьте выступление - ответ на один из 14 вопросов.
Будьте готовы к диспуту, дебатам, к тому что выступать нужно перед серьезной аудиторией.
По итогам урока попробуем ответить Л.Н. Толстому и себе: "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что такое смерть? Какая сила управляет всеми?"
Выработаем какие-то нормы правильной жизни. Хотя бойтесь прямолинейных оценок и за руководство в подготовке ответа возьмите слова Юлиана Семенова из "Ненаписанного романа: ,,Стремление к однозначным оценкам скрывает неуверенность в себе или страх перед мыслью: Лишь те выводы, к которым человек приходит самостоятельно, единственно и формируют нравственную позицию". Наша задача на открытом уроке как раз показать свою нравственную позицию, дать своего рода рекламу русской литературе, которая является учебником жизни. В ходе разговора о жизни, я думаю, мы согласимся с Даниилом Граниным, что "жизнь обладает одним чудесным свойством: она, как хлеб, не приедается".
В назначенное время на урок приходят администрация школы, учителя - филологи, заинтересованные родители и десятиклассники гуманитарного класса. Урок проходит в актовом зале, где на стенах: фотовыставка "Портреты современников", иллюстрации к произведениям, выставка книг, плакаты с высказываниями о жизни, цитаты из произведений.
На магнитной доске:
Тема урока: "Жизнь она особенный предмет: без истины стыдно жить". (Андрей Платонов).
Эпиграф к уроку:
"Эй, люди! Подумайте
Очень серьезно,
Как жить на Земле".
(Р.Рождественский).
План урока, Вопросы, данные ученикам для подготовки, по которому и будет проходить урок-диспут, урок-беседа. Каждый выступающий, подводя итог своего высказывания, на большом белом листе (прикрепленному к магнитной доске) фломастером (маркером) пишет свой вывод. В итоге урока получиться свод правил жизни. Это и будет показатель нравственной позиции выпускников. Домашнее задание на уроке будет творческое, а именно сочинение рассуждение на одну из тем:
- "О чем заставил меня задуматься урок ",
- "Мировая классическая литература - это учебник жизни",
- "Можно ли написать рецепт правильной жизни?" и подготовка речи или монолога на темы:
- "А я не согласен : "
- "Готов сдавать экзамены по литературе потому, что :".
Сам урок начинается с музыки, которая настраивает на тему беседы. Звучит песня в исполнении Иосифа Кобзона "Я люблю тебя жизнь", народная песня "кукушка", которую обрывает учитель на фразе: "200 лет, кукушка, ах как же это мало".
ПЛАН УРОКА
1) Организационный музыкальный момент.
2) Вступительное слово учителя.
Ход беседы
- Слово ученицы о добре и зле, которые живут на страницах книг (Н.В. Гоголь "Шинель").
- Ученица говорит о человеколюбии на материале стихотворения М.Ю. Лермонтова "Нищий".
- Учитель: "Не хлебом единым жив человек:"
- Ученица говорит о Ломоносове и Пушкине.
- Ученица говорит о преподавателях по повести Чингиза Айтматова "Первый учитель".
- Беседу о учителях продолжает ученица и делает вывод с записью на доске слов А.С. Пушкина: "Учись, мой сын : "
- Учитель спрашивает: "Если ты родился в богатой семье?"
- Ученица напоминает о Пушкинском Евгении Онегине, Гоголевском Манилове ("труд бесплодный ").
- Ученица говорит о пьесе А.Н. Островского "Гроза".
- Инсценирование отрывка из пьесы "Гроза" А.Н. Островского ("уважайте человека за труд").
- Ученица говорит о рассказе Андрея Платонова "Никита" - делает вывод словами А.Н. Радищева: "Труд счастливый"!
- Слово учителя: "Плохо человеку, когда он один:"
- Ученица говорит о повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая". (Вывод словами Р.Гамзатова)
- Учитель говорит о словах - штампах: "Желаю жизнь прожить:"
- Ученица о Печорине и Андрее Болконском.
- Ученица говорит о акции "Мы наследники Победы".
- Инсценирование эпизода из повести Б. Васильева "А зори здесь тихие:"
- Ученица пробует объяснить, почему умирать приходилось словами Шолоховского героя Андрея Соколова. Делает вывод: ": чтобы не было стыдно за прожитое".
- Учитель о семье, родителях.
- Ученица по творчеству Некрасова говорит стихами о матери.
- Выразительное чтение "Письмо матери " С. Есенина.
- Ученица о родителях в повести Василия Быкова "Сотников".
- Ученица о гражданской позиции человека.
- Ученик о любви к Отечеству, патриотизму. (по роману Л.Н. Толстова "Война и мир". Диалог Пьера Безухова и Андрея Болконского перед Бородинским сражением).
- Учитель говорит о дефиците человеческой любви.
- Инсценирование рассказа Василия Шукшина "Обида".
- Ученица говорит о Евангельских заповедях: "Поступай так:"
- Учитель о духовном начале человека.
- Ученица говорит о рассказе А.П. Чехова "Крыжовник" (бездуховность).
- Ученица о Гончаровском Обломове. (выразительное чтение отрывка из романа)
- Ученица советует упрочить человеческую духовность через знание Евангелия.
- Учитель: "Сколько человек живет, столько борется за правду:"
- Ученица анализирует "Сказку о репке" Евгения Евтушенко.
- Заключительное слово учителя.
Экспресс-опрос.
Творческое домашние задание:
А) Сочинение - рассуждение на тему:
1) "О чем заставил меня задуматься урок ".
2)"Мировая классическая литература - это учебник жизни".
3)"Можно ли написать рецепт правильной жизни?" (по выбору)
Б) Речь на тему "А я не согласен :" или монолог на тему "Готов сдавать экзамены по литературе потому, что:"
КОНСПЕКТ УРОКА
Урок-зачет по литературе в XI гуманитарных классах на тему:
": Жизнь - она особенный предмет:
без истины стыдно жить".
(Андрей Платонов. "Котлован")
Цель
- вывести учащихся в мир литературы, изучаемой в курсе гуманитарного цикла;
- наметить ведущие проблемы литературы и некоторые возможные пути их разрешения;
- представляя книги русских писателей, вызвать у ребят интерес к программным произведениям;
- пробудить потребность к чтению;
- приобщить старшеклассников к древнейшему источнику мудрости - Евангелию;
- пробудить их задуматься над общечеловеческими ценностями, примерить их на себя;
- диалог, монолог, выразительное чтение, риторика - закрепления умений и навыков.
Оборудование:
- Выставки книг. Портреты писателей.
- Иллюстрации к произведениям.
- Плакаты:
1). План (беседы) урока.
2). Эпиграф к уроку.
3). Фотовыставка "Мои современники", "Жизнь во всех ее проявлениях".
ХОД УРОКА
I. Музыка:
А) Звучит песня в исполнении Иосифа Кобзона "Я люблю тебя жизнь".
Б) Звучит песня:
"Двести лет кукушка
Мне жить куковала.
Что меня обрадует - знала наперед:
Но 200 лет, кукушечка, ах, как же это мало:"
II. Слово учителя: Школьная программа совсем недавно считала, что обязательные 9 лет для обучения достаточны, чтобы человек всю оставшуюся жизнь трудился изредка вспоминая чему учили в школе. Со следующего 2009 года Казахстан переходит на обязательное 12 летнее обучение и своей целью ставит научит детей учиться, чтобы потом они учились всю жизнь, шагая в ногу со временем. Из всех учебных предметов, мы, взрослея, постепенно вырастаем, если они не становятся, как у меня, специальностью, профессией - учитель - филолог. Но есть предмет особенный, который "впору" нам всегда, который мы изучаем постоянно, независимо от возраста. Название ему жизнь. Постигая этот предмет, мы ищем ответы на многие вопросы от математического "сколько" и кончая нравственным "как"? Кто скажет нам "Как жить на Земле"? Слова Роберта Рождественского взяты главной мыслью урока. И не случайно сегодня к нам приглашены ваши родители и сверстники и учителя. Как гуманитарии мы много читаем, а значит, и обладаем определенным багажом знания, что дает нам возможность немного приоткрыть занавес и увидеть как многогранна, обширна и неоднозначна наша с вами жизнь. Для этого я предлагаю вам повторить все, что мы уже устели изучить с вами в рамках школьной программы и поискать там ответ на поставленный вопрос. Для чего мы все эти годы читали произведения людей с большой буквы в мире литературы? Или читали, чтобы читать и ни чему не учась? И вообще: Разве это не все равно - кто как живет??
Яна Осипова: "С первых уроков чтения в школе, все прочитанное мы обсуждали в классе. Наверное все помнят и сказка - ложь, но уроком для детей служат и персонажи произведений и их ситуационное поведение. Персонажи, как сказок, так и других произведений нас чему- нибудь учат личностным примером. Так героиня повести "В тылу как в тылу" Анатолия Алексина часто повторяла: "С добром надо спешить, иначе оно может остаться без адреса". Я считаю, что это главная мысль всей школьной программы изученной по литературе. Добро и зло постоянно "живут" на страницах произведений русских писателей. Я предлагаю вам еще раз вслушаться и вдуматься в житейскую ситуацию описанную Николаем Васильевичем Гоголем в повести "Шинель". Акакий Акакиевич Башмачкин служит переписчиком бумаг и Объектом насмешек: "Молодые чиновники подсмеивались и острили над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали туту же перед ним разные составленные про него истории: сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятие его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил : "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" А в самом деле, зачем они его обижали? Гоголь рассчитывал на думающего читателя и в своей повести продолжает: "Как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грусти в утонченной, образованной светскости, и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным".
Елена Скупова: Тема которую затронула Яна в творчестве Гоголя запечатлена у Михаила Юрьевича Лермонтова в стихотворении "Нищий":
"У врат обители святой стоял просящий подаянья
Бедняк иссохшийся, чуть живой от глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку, и кто-то камень положил
В его протянутую руку".
Давайте, повторим вопрос гоголевского героя, опять спросим себя: "А зачем "кто - то " так поступает"? Может быть, вы подумаете, что подобные сцены были описаны писателями и поэтами давным-давно, а в нашей сегодняшней жизни ничего похожего не происходит. Тогда я предлагаю Вам вслушаться в стихотворение нашего современника, поэта Василия Федорова "Слепой": "Людей не видя перед собой,
Не замечая в сквере лавочки, по улице идет слепой,
Потрагивая землю палочкой.
Его толкнут, Пройдут вперед, и тот час,
Торопясь вмешаться, какой-то зрячий призовет
Быть чуткими и не толкаться.
Но слышу голос я его, негромкий в человечьем гуде:
"Толкайтесь: Это ничего: Я буду знать, что рядом люди ".
- Что вы услышали в этих стоках?
- Только ли таким способом можно дать человеку почувствовать, что рядом с ним - люди?
Вот и ответ на тему нашего урока "Как жить на земле?" = Жить на Земле - это строить свою жизнь на основах человеколюбия, упражняя в доброте свою душу и сердце. А как это сделать - подскажут многие книги, которые нам предстоит прочитать. И еще я хочу всем присутствующим напомнить слова Д.И. Фонвизина сказанные еще в 18 веке, но так современны сегодня:
"Имей сердце, имей душу, и будешь человеком во всякое время".
III. Слово учителя: Множество таких советов, "как жит на земле", вы найдете, перечитывая пьесу Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль". Откуда Лена взяла эту фразу, а за одно и вспомнила главных героев пьесы. При их деньгах можно было бы жит не тужить, но что приходилось делать Митрофанушке? Это требуется нам не просто ежедневно, но и регулярно да еще желательно в разнообразных видах? Да! Человеку для жизни нужны не только, хлеб и молоко, мясо и сладости, но и что-то более существенное, необходимое не только для настоящего, но и для будущего, нужно как в молодости, так и в старости? Что я имею в виду?
Виоллета Буробина: "Ответ на ваш вопрос я дам небольшим отрывком из стихотворного произведения Михаила Васильевича Ломоносова, написанного еще в 18 веке. Попробуйте его понять:
"Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут:"
("Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны". 1747 год)
Для тех, кто не понял мысли Ломоносова, можно обратиться к А.С.Пушкину, уже в 19 веке, поэт делиться своими мыслями об образовании, рассказывая о детстве и юности своего любимого героя в поэме "Евгений Онегин".
"Судьба Евгения хранила: Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил. Ребенок был резов, но мил.
Monsieur L'Abbo француз убогий, чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя... Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь. Так воспитаньем,
Слава богу, у нас не мудрено блеснуть".
Такое впечатленье что это сегодня сказано одни из наших современников.
Лена Будниченко: 7 ноября 2007 года исполнилось 90 лет Октябрьской революции. О том. Как учили и воспитывали детей в первые послереволюционные годы, мы будем говорить на уроках посвященным повести Чингиза Айтматова "Первый учитель", но уже сейчас я прочитаю отрывок Прислушайтесь и попробуйте понять то время.. И ответить на вопрос: имел ли право этот человек учить детей?
"-Я научу вас, дети, читать и считать, покажу, как пишутся буквы и цифры, - говорил Дюйшен. - Буду учит вас всему, что знаю сам: И действительно, он учил нас всему , что знал сам, проявляя при этом удивительное терпение: Думаю я сейчас об этом и диву даюсь: как это малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, не имевший под рукой ни единого учебника даже самого обыкновенного букваря, как он мог отважиться на такое поистине великое дело. Шутка ли учить детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были неграмотные.
Дюйшен учил нас так, как умел, как мог, как казалось ему нужным: Сам того не ведая. Он совершил подвиг. В те дни люди по темноте соей не придавали значения учебе, а Дюйшена считали чудаком, который возиться с ребятишками от нечего делать. А все - таки следовало, конечно, нашему народу призадуматься: ради чего этот молодой парень, который ни чем не хуже и не глупее других, ради чего он, терпя трудности и лишения, снося насмешки и оскорбления, учит детей, да и еще с таким необыкновенным упорством, с такой нечеловеческой настойчивостью?!".
Яна Осипова: Если мерить учительское звание сегодняшними мерками - высшее образование высшая категория, то Дюйшен - авантюрист малограмотный. Но если вслушаться в текст Чингиза Айтматова, то он совершил подвиг, вынося насмешки и проявляя нечеловеческую настойчивость. И это еще один урок, как нужно жить на Земле: Жить на Земле - значит постоянно питать не только свое тело, но и ум, наращивать не только силу мускулов, но и силу знаний. И мне на память приходит обращение А.С. Пушкина: "Учись, мой сын: науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни".
Слово учителя: Хорошие слова вспомнила Яна из трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов", там много мудрых советов.
Много мудрых сказок у Пушкина, предлагаю вспомнить детство и сказку о Золотом Петушке, который советовал царю: "Царствуй лежа на боку:"
Время было такое, власть, деньги - живи, не хочу. Удачно родился в богатой семье тот же Евгений Онегин. И попытки что-либо сделать ничем хорошим не заканчивались. Кто помнит эту ситуацию?
Наташа Оленина:
"Онегин дома заперся,
Зевая, за перо взялся,
Хоте писать - но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его:"
Евгений Онегин жил с помещиком Маниловым из поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" в одно время, общественное положение и, условия жизни были похожи. Вот что мы читаем в тексте:
"У всякого есть свой задор:, но у Манилова ничего не было. Хозяйством нельзя сказать, чтоб он занимался: хозяйство шло как-то само собою. Когда приказчик говорил: "Хорошо бы, барин, то и то сделать", - "Да, недурно", - отвечал он обыкновенно: Иногда, глядя с крыльца на двор и пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и подавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение, впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами. В его кабинете всегда лежала какая-нибудь книжка, заложенная закладкой на 14 странице, которую он постоянно читал уже два года".
По-разному живут люди на земле, различный смысл вкладывают в слово "жить", в разных вещах находят жизненные удовольствия одни трудятся, принося пользу для других, а есть люди, у которых труд оказывается бесплодным.
Сценка. 3 ученика из 11 класса читают отрывок из пьесы А.Н.Островского "Гроз".
Ерик: Труд тысячелетия назад сделала человека человеком. Конечно же, труд - то дело, которым каждый должен был заниматься: сначала просто чтобы выжить, затем - чтобы жить, а кроме того - получать удовольствие, радость, ощущать себя счастливым. Книгу, которую мы недавно прочитали на уроках литературы прежде всего я запомнил из-за Кулигина. Литературный герой так любит свою механику, хотя самоучка, мечтает в своем городе поставить механические часы, денег у него нет, но желание сильнее насмешек и издевательств купца Дикого. Послушайте диалог Кулигина и Дикого, где он упрашивает богатея дать денег для общей пользы.
Кулигин: Савелий Прокофьевич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.
Дикой: Поди ты прочь! Польза! Кому нужна эта польза!
Кулигин: Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савелий Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой. Уж я все это прилажу и цифры вырежу же все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять, или прочие, которые гуляющие, сейчас подойдете и видите, который час. У нас тоже ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение - для глаз оно приятней.
Дикой: Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Что я тебе - ровный, что ли! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.
Кулигин: Кабы я со своим делом лез, ну, тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше степенство.
Дикой: Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты?
Кулигин: Никакой я грубости вам, сударь, не делаю, а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была бы только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.
Дикой: (гордо) Всё суета!
Кулигин: Да какая же суета, когда опыты были?
Дикой: Какие такие там у тебя громовые отводы?
Кулигин: Стальные.
Дикой: (с гневом) Ну, еще что?
Кулигин: Шесты стальные.
Дикой: (сердясь) Слышал. Что шесты, аспид ты этакой; да ещё-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?
Кулигин: Ничего больше.
Дикой: Да гроза - то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.
Кулигин: Электричество.
Дикой: (топнув ногой) Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказанье посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться.
Кулигин: Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда и поговорим.
Ерик: Труженик, мастер - золотые руки - Кулигин, механик самоучка в классовом обществе бесправный и бедный вынужден покорятся. Но ситуация здесь озвученная современна и сегодня. Деньги играют большую роль в нашей жизни!!
Но так же современно и счастье о любви к своему делу. Я думаю, что можно поставить знак равенства между понятием способность человека "возлюбить" свое дело и счастье!!
И, соответственно, равносильно несчастью, жизненной трагедии безразличие человека к своему делу или - более того - нелюбовь к нему. Уважают человека за его отношение к труду!!!
Лена Скупова: Труд, работа, дело - так или иначе обо всем этом думают, этим живут разные герои книг, в то числе писателя Андрея Платонова. Труд у него превращает живое в неживое, возвышает душу. В рассказе "Никита" мы читаем: "Днем отец стругал доски в сарае, чтобы перестелить заново пол в избе, а маленькому сыну Никите он тоже дал работу - выпрямлять молотком кривые гвозди. Никита с охотой, как большой, начал работать молотком. Когда он выпрямил первый гвоздь, он увидел в нем маленького доброго человечика, улыбавшегося ему из-под своей железной шапки. Никита показал его отцу и сказал ему: "А от чего другие злые были - и лопух был злой, и пень - голова, и водяные люди, а этот добрый человек? Отец погладил светлые волосы сына и ответил ему: - Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого и злые. А этого гвоздя - человечика ты сам трудом сработал, он и добрый для тебя. Никита задумался. - Давай все трудом работать, и все живые будут".
Может быть наивно, но очень правильно Никита в жизни расценил: Помогает жить на Земле людям труд созидательный, без него невозможна полноценная и счастливая жизнь. Вот благодаря Андрею Платонову и его герою мы приходим еще к одному выводу:
Жить на Земле - это заполнять свою жизнь ежедневным трудом, делать свое дело с полной отдачей. И позвольте маленькое пожелание о писателя 18 века Александра Николаевича Радищева сказать, который в книге "Путешествие из Петербурга в Москву" выражает надежду: "Если бы так должность исполняли, как об ней твердят, всякое состояние людей: было бы совершенно счастливо". Как видите, и у Радищева сказано о труде и счастье, а также еще о многом другом, что входит в понятие "жить на Земле".
Слово учителя: "Плохо человеку, когда он один, - писал Владимир Владимирович Маяковский. А почему - плохо, если человек силен и смел, умен и здоров?? Все каналы телевидения не устают показывать супербоевики, где герои одиночки творят бог знает что, а вот киллер вообще сегодня герой Нашего времени, наверно?!
Но вот из глубины веков, из 12-го столетия, дошел до нас голос безымянного автора, нарисовавшего картину отъединенности, междоусобицы, отчужденности людей друг от друга, вражды между ними. В древнерусской поэме "Слово о полку Игореве", которую мы прочитали в 9-м классе, хочу напомнить строки: "От усобиц княжьих - гибель Руси.
Братья спорят: то моё и это!
Зол, раздор из малых слов заводят,
На себя куют крамолу сами,
А на Русь с победами приходят
Отовсюду вороги лихие!".
Больше десяти веков назад безымянный автор возвысил голос против братоубийственной вражды, за единение народов. Это голос дошел до нас "сквозь столетия и дали".
В Казахстане 1 мая празднуется как День Единства Народов. А в литературе - эта тема считается одной из главных. Кто приведет пример?
Катя Радько: У современного русского писателя Анатолия Приставкина есть повесть, она экранизирована - это повесть "Ночевала тучка золотая". Маленький герой повести, десятилетний Колька, один из братьев - близнецов Кузьменышей, теряет брата Сашку, которого чеченцы, мстя русским за приход на их исконные земли, жестоко растерзали. Везя своего мертвого брата, Колька рассуждает, как бы мысленно разговаривает с братом: "Едут Чеченов убивать. И того, кто тебя распял, тоже убьют. А вот если бы он мне попался я знаешь, Сашка, не стал бы его губить. Я только в глаза посмотрел бы: зверь он или человек? Есть ли в нем живого чего? А если бы я живое увидел, то спросил бы его, зачем он разбойничает? Зачем все кругом убивает? Разве мы ему чего сделали? Я бы сказал: " Слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве ты не видишь, что мы с Сашкой против тебя не воюем! Нас привезли сюда жить, так мы и живем, а потом мы бы уехали все равно. А теперь видишь, как выходит: ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют. А ты солдат станешь убивать, и все: и они, и ты - погибнете. А разве не лучше было бы то, чтобы ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже, чтоб жили? Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, а все люди были живые, вон как мы, собранные в колонии, рядышком живем?"
Эта повесть многому учит. Первое, что напоминает, что право на жизнь имеет каждый - это право прописано в Конституции страны. И ещё люди придумали ООН и Ассамблею Народов Казахстана, чтобы все житейские вопросы решать путем переговоров. Надо усвоить хорошую истину - Жить на земле - это значит строит свою жизнь на основах единения с другими людьми и народами, уважать не только свою нацию, но и другие национальности. И лучше чем Расул Гамзатов в стихотворении "Проклятие" по этому поводу не скажешь:
"Мне все народы очень нравятся,
И трижды будет проклят тот,
Кто вздумает, кто попытается
Чернить какой-нибудь народ".
Слово учителя: Сегодня индустрия сервиса к праздникам заготовила много видов поздравлений, и когда мы хотим поздравить родных, близких, товарищей и друзей, то просто покупаем яркую открытку, а на ней уже написаны, а иногда и золотом тесненные стихи, и красивые слова с пожеланиями. Чаще всего это штампы: "Желаю здоровья, счастья, долгих лет жизни:"
А если взглянуть на эту привычную "церемонию" в свете сегодняшней темы урока, то наверное, надо бы еще желать близким нам людям жизни осмысленной, содержательной, полезной, чтобы человек жил, конечно, как можно дольше, но понимал, зачем он живет, и нем мучился от сознания бесполезно прожитой жизни.
Люда Панасюк: Когда мы готовили урок - суд по роману Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой Нашего Времени" мне вдруг стало обидно за Григория Александровича Печорина, красивый, богатый, умный дворянину из высшего общества, русский офицер накануне дуэли в своем дневнике пишет: "Пробегаю в памяти все моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?... А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные: но я не угадал этого назначения, я увлекся приманкой страстей пустых и неблагородных: Моя любовь ни кому не принесла счастья, потому что ни чем не жертвовала для тех, кого любил: я любил себя, собственного удовольствия. И, может быть, я завтра умру!... и не останется на Земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я есть в самом деле: Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет можно. После этого стоит ли труда - жить? А все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то: Смешно и досадно!"
Прочитав эти строки невольно спрашиваешь себя неужели все люди живут только "из любопытства". Обидно за Печорина, что после себя ничего не оставил. И спасибо Лермонтову , который своим романом уже 250 лет заставляет задуматься : Что сделал в жизни ты! Какой след останется после тебя! Во имя чего умирать? Эту тему в русской классической литературе продолжил Лев Николаевич Толстой. Его любимый герой в романе "Война и мир" Пьер Безухов на протяжении всей жизни себя спрашивал: Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? Этот роман Толстого четырежды экранизирован, американские, французские и русские артисты по - своему играют Пьера Безухова, но во всех вариантах остается Толстовская мучительная проблема: правильно ли я живу на Земле. И нам ее тоже нужно решать, если мы думающие, самодостаточные личности.
Андреева Катя: В рамках международной акции "Мы наследники победы" (29 октября из Белоруссии в Алматы пришла эстафета , приехало 150 человек, в том числе и из Москвы приехала дочь легендарного Панфилова. В акции принимало участие 21 государство, затем эта эстафета ушла в Армению) по телевидению показывали фильм "А зори здесь тихие:". По одноименной повести Бориса Васильева. Эта обязательная школьная программа и отрывок этой повести есть в двухтомной хрестоматии для старшеклассников. Из нее в сегодняшнему уроку я выписала вот такую сцену: Диалог между смертельно раненой немцами Ритой Осяниной и старшиной Васковым: "- Здесь у меня болит! - Он ткнул в грудь. Здесь свербит, Рита! : Положил ведь я вас , всех пятерых положил, а за что ? За десяток фрицев. - Ну, зачем так: Все ж понятно, война:
- Пока война понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не смогли? Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал имени товарища Сталина? Да ведь там тоже, люди, охрана, там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом! - Не надо, - тихо сказала она. - Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не от туда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом - канал".
Вовк Инна: Война - это, прежде всего жертвы! Смерть. Я предлагаю вам послушать еще одну смерть, описанную Шолоховым в рассказе "Судьба человека". Вслушаетесь и попробуете понять "почему умирать приходилось". Повествование идет от лица рассказчика Андрея Соколова.
"Русские военнопленные согнаны в церковь для ночевки завтра же нас сосчитают, проверят и погонят дальше: Слышу я рядом с собой такой тихий разговор. Один говорит: "Если завтра, перед тем как гнать нас дальше, нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты, взводный, не прячься! Из этого дела у тебя ни чего не выйдет. Ты думаешь, если гимнастерку снял так за рядового сойдешь! Не выйдет! Я за тебя отвечать не намерен. Я первый укажу на тебя! Я же знаю, что ты коммунист и меня агитировал вступить в партию, вот и отвечай за свои дела." Это говорит ближний ко мне, какой рядом со мной сидит, с лево, а с другой стороны от него чей- то молодой голос отвечает: "Я всегда подозревал, что ты, Крыжнев, не хороший человек. Особенно, когда ты отказался вступать в партию, ссылаясь на свою неграмотность , но ни когда я не думал, что ты сможешь стать предателем". Долго они молчали, потом по голосу, взводный тихо так и говорит: "Не выдавай меня, товарищ Крыжнев". А тот засмеялся тихонько, "Товарищи, - говорит, - остались за линией фронта, а я тебе не товарищ, и ты меня не проси - все равно укажу на тебя, своя рубашка к телу ближе". Они замолчали, а меня озноб колотить от такой подлости. "Нет, - думаю, - не дам я тебе сучьему сыну выдать своего командира! Ты у меня с этой церкви не выйдешь, а вытянут тебя за ноги!" Чуть-чуть рассвело - вижу рядом со мной лежит на спине мордастый парень: а около него сидит худенький такой, курносенький парнишка и очень собою бледный. "Ну, - думаю,- не справится этот парнишка с таким толстым мерином. Придется мне его кончать". Тронул я его рукою спрашиваю шепотом: "Ты - взводный?" Он ничего не ответил, только головою кивнул. "Этот хочет тебя выдать?" - показываю я на лежачего парня. Он обратно головой кивнул. "Ну, - говорю, - держи ему ноги, чтоб не брыкался! Да поживей!" - а сам упал на этого парня, и замерли мои пальцы у него на глотке. Он и крикнуть не успел "Подержал его над собой минут на несколько, приподнялся. Готов приятель, и язык набок! До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил: Первый раз в жизни убил, и то своего: Да какой же он свой?"
Это отрывок из художественного произведения, но литература как зеркало отображает жизнь во всех ее проявлениях. И не случайно она в школьной программе занимает ведущее место, так как учит детей, у которых формируется характер, индивидуальные черты, тип личности учиться на героях произведений, что нужно взять для себя. Жить на земле, учат классики, надо ежедневно так, чтобы не было стыдно за жизнь, прожитую без цели и смысла, ни чем не заполненную и никому не послужившую. Жизнь осмысленная и бесцельная, смерть славная и позорная не раз еще встретиться нам на страницах книг.
Но мне нравятся слова поэта 18 века Гавриила Романовича Державина по теме сегодняшнего разговора: "А слова тех не умирает, кто за отечество умрет".
Слово учителя: Какие родственные, однокоренные слова вы можете назвать к слову Отечество? Отечественная -> отец -> родной нам человек. А цепочка однокоренных слов от родной, Родина, родственник, родители приводят нас к семье, где мама и папа. Нет такого поэта, который не посвятил бы своей маме слова признательности. В 10 классе мы недавно закончили говорить о творчестве Николая Алексеевича Некрасова, кто помнит, что он писал о родителях?
Наташа Каширина: В поэме "Рыцарь на час" и "Мать" Некрасов вспоминал безвременно ушедшую из жизни маму: "Неумел я с собой совладать,
Не осилил я думы жестокой:
В эту ночь я хотел бы рыдать на могиле далекой,
Где лежит моя бедная мать:
Я кручину мою многолетнюю
На родимую грудь изолью,
Я тебе мою песню последнюю,
Мою горько песню спою. О прости!
То не песнь утешения, я заставлю страдать тебя вновь,
Но я гибну - и ради спасения
Я твою призываю любовь!
Я пою тебе песнь покаяния,
Чтобы кроткие очи твои
Смыли жаркой слезою страдания
Все позорные пятна мои!
Чтоб ту силу сводную, гордую,
Чтоб в мою заложила ты грудь,
Укрепила ты волею твердою
И на правый поставила путь:.
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты -
О мать моя! Подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!"
Лиске Алена: Сергей Есенин написал письмо матери (выразительное чтение стихотворения).
Зоя Риде: По - разному предстают родители живущие или уже ушедшие из жизни, в сознании и в памяти своих детей. Страницы, посвященные отцам и детям, их взаимоотношениям мне нравятся в повести Василия Быкова "Сотников". Сидя в гитлеровских застенках главный герой вспоминает, как в далеком-далеком детстве он тайком взял у отца именной маузер и, желая только проиграться им неожиданно выстрелил мать посоветовала чистосердечно обо всем рассказать отцу, не трусить, говоря правду. Он рассказал отцу о случившемся, но скрыл, что сделать это ему посоветовала мать. И очень переживал из-за этого. ":С того времени он ни в чем и никогда не соврал ни отцу, ни кому-либо другому, за все держал ответ, глядя людям в глаза".
Нравственности нас учат дома родители своим житейским примером и точно так же, как у нас есть свои корни - родители, у литературы есть первая мудрая книга. Библия, Евангелие, где прописано человеческая заповедь: Возлюби ближнего. Почитай отца твоего и мать. И если мы собираемся жить на земле по человеческим заповедям, помнить свои корни, оставаться человеком, жить по-людски, важно иметь и не утерять чувства любви к родителям, земле, на которой родился, к родине.
Алена Горевищенко: О любви к Отечеству, о служении ему много размышлял в своих произведениях Некрасов. Таково его стихотворение "Поэт и гражданин":
"Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой
Ему нет горше укоризны:
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь:
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! Будет с нас у купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно, нам граждан!"
Важно жить на Земле с сознанием, что "Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан".
Ажибаев Кайрат: О любви к Отечеству и о гражданственности лучше Льва Толстого никто не сказал. Перечитайте роман "Война и мир". Накануне Бородинского сражения разговаривают князь Болконский и граф Безухов:
"- Успех никогда не зависел и не будет зависеть, ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.
- А отчего же?
- Оттого чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате.
- Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы по Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равна с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, - и проиграли. А завтра мы этого не скажем. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войско сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злее драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!
- Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная - проговорил Тимохин. - Что себя жалеть теперь!!!
Тот вопрос, который во весь это день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным. Все, что он видел в это день осветилось для него новым светом. Он понял ту скрытую теплоту патриотизма, которая была во всех людях, которых он видел, и которая ясно объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти".
Если попробовать расшифровать толстовское выражение "скрытая теплота патриотизма" вероятно, всегда доставляет счастье любить. Патриоты любят свое Отечество, просто за то, что оно есть. А уж богатое оно или бедное, сильное или слабое, не первостепенно. Любят и ценят тебя в этом отечестве - это не важно в годину испытаний, в военное время.
Слово учителя: Я согласна с этой мыслью и повторюсь: любят Отечество со всеми его светлыми и темными сторонами, любят просто за то, что оно - свое Отечество. Ведь чаще всего так же совсем "ни за что" любят своих родителей. С умением "возлюбить" своих родителей, берет начало и умение, способность "возлюбить свою Родину. В Евангелие о Луки в главе 16 есть такие строки: "Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом". Перейдем от любви большой к любви повседневной. Каждый из нас сегодня испытывает на себе дефицит человеческой любви, от которой мы страдаем несомненно больше, чем от дефицита красивой одежды или изысканной еды. По поводу такого "расчеловечивания" человека давно бьют тревогу писатели в русской литературе, один из низ - Васили Шукшин. Я предлагаю послушать его рассказ "Обида".
(Сашка - Риде Алена, автор - Радченко Наташа, продавец - Люба Горбатенко).
"Сашу Ермолаева обидели. Ну, обидели и обидели - случается. Никто не призывает бессловесно сносить обиды, но сразу из-за этого переоценивать все ценности человеческие: самый смысл жизни - это тоже, знаете: роскошь. - Что случилось? В субботу утром Сашка собрал пустые бутылки из-под молока дочери сказал: "Маша, пойдешь со мной?
- Куда? Гагазинчик? - обрадовалась маленькая девочка.
- В магазинчик. Молочка купим. А то мамка ругается, что мы в магазин не ходим, пойдем сходим.
- В кои-то века! - сказала озабоченная "мамка".
- Посмотрите там еще рыбу - нототению. Если есть, возьмите с полкило.
И Сашка с Машей пошли в "гагазинчик". Взяли молока, взяли масла, пошли смотреть рыбу - нототению. Пришли в рыбный отдел, а там за прилавком - тетя! Тетя была хмурая, не выспалась, что ли и по чему-то ей показалось, что это стоит перед ней тот самый парень, который вчера здесь в магазине устроил пьяный дебош. Она спросила строго, зло:
- Ну, как - ничего?
- Что "ничего"?- не понял Сашка.
- Помнишь вчерашнее - то?
Сашка удивленно смотрит на тетю:
- Чего глядишь? Глядит! Ни чего не было, да ? Глядит , как Исусик:
Почему-то Сашка особенно оскорбился за этого "Исусика".
- Слушаете, - сказал Сашка, чувствуя, как у него сводит челюсть от обиды. - Вы наверно, сами с похмелья? Что вчера было?
Теперь обиделась тетя. Она засмеялась.
- Забыл?
- Что я забыл? Я вчера на работе был!!!
- Да? И сколько плотют за такую работу? На работе он был! Да еще стоит рот разевает: "С похмелья!" Сам не проспался еще.
Сашку затрясло. Может, от того он так остро почувствовал в то утро обиду, что последнее время наладился жить хорошо, мирно забыл даже, когда выпивал: И от того еще, что держал в руке маленькую родную руку дочери: Это при дочери его так! Но он не знал, что делать. Тут бы пожать плечами, повернуться и уйти к черту. Тетя - то уж больно того - не сгибаемая. Может она и не поняла, что обозналась, но не станет же она, в самом деле извиняться перед кем попало. С какой стати? А между тем сзади образовалась уже очередь. И стали раздаваться голоса: Да хватит вам: был, не был! - Отпускайте! - Но как же так? - повернулся Сашка к очереди.
- Я вчера и в магазине - то не был, а они мне какой-то скандал приписывают? Вы-то что ?!
Тут выступил один пожилой, в плаще: - Хватит - не был он в магазине! Вас тут каждый вечер не пробьешься. Соображают стоят. Раз говорят, значит , был.
- Что вы, они вечерами ни куда не ходят! - заговорили в очереди.
- Они газеты читают.
- Стоит - возмущается! Это на вас надо возмущаться. На вас надо возмущаться-то.
- Да вы что?- попытался было еще сказать Сашка, но понял, что бесполезно. Глупо. Эту стенку из людей ему не пройти. Они пошли с Машей домой. Дорогой Сашка все изумлялся про себя, все не мог ни как понять: что такое твориться с людьми?"
Наташа Радченко: В нашем обществе сегодня такое часто происходит. Ссорятся соседки, ссорятся в автобусе совсем не знакомые люди. Просто из жизни уходит элементарная людская доброта и человеческое умение любить людей. Может по тому, что не читали ни когда Евангелия от Матфея, где в 7 главе есть такие слова: ": Во всем, как хотите, что бы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". Отсюда еще одна заповедь: Если хочешь жить на Земле , то люби людей, потому что жить в обществе и быть свободным от морали общественной нельзя.
Слово учителя: Не припомните ли вы , с каким временем, с каким историческим периодом связано слова - РАБ, когда и где существовали рабы и рабовладельцы? А не замечали ли вы, что рабовладельцами могут быть не только конкретные люди, но и вещи, драгоценности, деньги, а порой и во все сущее пустяки? Их владения человеческими душами постепенное вытеснение в людях духовного начала давно подметила и запечатлена русская литература, которая призывает "возлюбить" духовное начало в себе. Кто знает о чем я?
Горбатенко Люба: В рассказе Антона Павловича Чехова "Крыжовник" повествует о своем брате: "Брат мой Николай, сидя у себя в канцелярии, мечтал о том, как он будет есть собственные щи : Сельскохозяйственные книжки и всякие эти советы в календарях составляли его радость, любимую духовную пищу; он любил читать и газету, но читал: одни только объявления о том, что продается столько-то десятин пашни и луга с усадьбой, редькой, садом: И рисовались у него в голове дорожки в саду, цветы, фрукты, караси в пруду: Эти воображаемые картины были различны: но почему-то в каждой из них непременно был крыжовник. Ни одной усадьбы он не мог себе представить без того, чтобы там не было крыжовника.
Жил он скупо: недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и все копил и копил в банк. Страшно жадничал. В прошлом году я поехал к нему проведать. Поеду, думаю, посмотрю, как и что там. Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом, постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянуться вперед, - того и гляди, хрюкнет в одеяло. Вечером, когда мы пили чай, кухарка подала к столу полную тарелку крыжовника. Это был не купленный, а свой собственный крыжовник:
Николай Иванович засмеялся и минуту глядел на крыжовник молча, со слезами , потом положил в рот одну ягоду: и сказал:
- Как вкусно!
И он с жадностью ел и все повторял:
- Ах, как вкусно! Ты попробуй!
Было жестко и кисло: Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась: К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему - то примешивается что-то грустное, теперь же при виде счастливого человека мною овладела тяжелое чувство, близкое к отчаянью".
Чеховский рассказ - это раздумья о бездуховности, погубившей, в общем-то хорошего человека.
Вера Горбатенко: Эта же тема у романа Ивана Александровича Гончарова "Обломов". Послушаете отрывок. И вспомните причину, по которой появилась у критиков фраза "обломовщина".
"Что же он делал дома? Читал? Писал? Учился? Да, если попадется под руку книга, газета, он ее прочтет. Услышит о каком-нибудь замечательном произведении - у него явиться - позыв познакомиться с ним, он ищет, просит книги, и если принесут скоро, он примется за нее, у него начнет формироваться идея о предмете; еще шаг - и он овладел бы им, а посмотришь, он уже лежит, глядит апатически в потолок, и книга лежит подле него недочитанная, недопонятая.
Охлаждение овладело им еще быстрее, нежели увлечение: он уже никогда не возвращался к покинутой книге. Он по необходимости сидел в классе прямо, слушал, что говорили учителя, потому что другого ничего было делать нельзя, и с трудом, с потом, со вздохами выучивал задаваемые ему уроки. Дальше той строки, под которой учитель, задавая урок, проводил ногтем черту, он не заглядывал, расспросов никаких ему не делал и пояснений не требовал. Они довольствовался тем, что написано в тетрадке, и докучливого любопытства не обнаруживал, даже когда и не все понимал, что слушал и читал. Не естественно и тяжело ему казалось такое неумеренное чтение. Зачем же все эти тетрадки, на которые изведешь пропасть бумаги, времени и чернил? Зачем учебные книги? Зачем же, наконец, 6-7 лет затворничества, все строгости:.сиденье и томленье над уроками: когда же все кончиться? "Когда же жить? - спрашивал он опять себя. - Когда же, наконец, пускать в оборот этот капитал знаний, из которых большая часть еще ни на что не понадобиться в жизни? Странно подействовало ученье на Илью Ильича: у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которую он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе. Настала одна из ясных сознательных минут в жизни Обломова. Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в посте нравственных сил: и зависть грызла его, что другие так полно и широко живут, а у него как будто тяжелый камень брошен на узкой и жалкой тропе его существования. А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыта, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно как золото в недрах горы и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой.
Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором. Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенный ему в дар миром и жизнью сокровище. Что-то помешало ему ринуться на поприще жизни лететь по нему на всех парусах ума и воли. Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения:" - Теперь понятно, что такое "обломовщина"!?
Анна Кровякова: Главный вопрос думающего человека: "Отчего я такой?" На ой взгляд главным действующим лицом в деле сохранения и упрочнения человеческой духовности - он сам, точно так же как и главный "деятель", создатель духовного начала в себе - сам человек.
Мечта любого из нас о сытой, вкусной и разнообразной пище, наше стремление к обладанию красивой одеждой, различными добротными, высококачественными вещами - это естественно и неотъемлемое право любого человека. Но если пища, вещи - то есть все, что мы именуем бытом заслоняет от человека основное, они постепенно утрачивает человеческое начало в себе, и начинается го движение назад, к животному состоянию. Наверное, не бесполезно будет вспомнить мысль Евангелия по этому поводу: "Не хлебом одним будет жит человек... Какая польза человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей повредит?!"
Слово учителя: Вам не приходилось задумываться над вопросом чего больше всего хотят люди живущие на Земле?!? Ровно столько времени, сколько, наверное, существует на земле человечество - все хотят и требуют ПРАВДЫ. Из-за правды шли на костер в эпоху инквизиции. При диктатуре борцов за правду держали в застенках тюрем или ссылали на каторгу, называли десидентами и выдворяли из родной страны. И, как свидетельствует наша русская литература, чем суровее жестче был запрет на правду, тем настойчивее, неукротимее была жажда ее. Ныне живущий поэт шестидесятник Евгений Евтушенко в 90-е годы написал "Сказку о золотой репке".
Её опубликовали, но, боясь, что ее не все правильно поймут. Сам поэт пишет пояснение: "Не хотел бы, чтобы: мое стихотворение из-за его сатирической направленности приняли за злорадство. Какое к черту злорадство - это же так больно, когда руководители еще вчера проклинаемых нами капиталистических стран сегодня озабоченно рассуждают как нас спасти".
Света Соколова, расскажи это стихотворение и что ты сама поняла пока учила его?
Света Соколова: "Сказка о золотой репке".
Была показуха.
Теперь унизуха.
Ибо трещит вся страна - развалюха,
А подпирают ей стены не гордо.
Как на субботнике шейхи и лорды,
Разве не стыдно тебе, государство.
Если чернобыльским детям лекарства
Шлет в реактивной своей неотложке
Классовый враг с крокодильской обложки?
Кончена сказка о ленинской кепке.
Вновь начинается сказка о репке
Стали мы в очередях обозленных
Репкой всех наций объединенных.
Тянут нас , что бы спасти от упадка,
Дедка - ковбой и "железная" бабка.
Тянут, натужившись, всей заграницей,
Раны замазывая нам пиццей.
Тянут нас брайтоновские внучки.
Тянут нас и люксембургские жучки.
Но под засели мы, видно крепко.
Капиталисты спешат на под могу,
А вот страну, как застрявшую репку,
Тянут-потянут, вытянут не могут.
Стихотворение было написано в 1990 году. Поэты чувствуют все острее, чем простые смертные и быстрее откликаются на события. И это стихотворение в самом деле продиктовано потребностью сказать правду о трудном времени и больной России.
Слово учителя: Сегодня на уроке мы попытались найти у классиков истину: Как жить на Земле. Побывали в эпицентре добра и зла. И должны понять, что это вечные спутницы жизни людей, перекочевывают из столетия в столетие.
Повесть Приставкина "Ночевала тучка золотая" погружает нас в ситуацию которая подтверждает, что вирус этот страшно живуч и может привести к подлинной эпидемии среди людей, ибо мы видим, что маленьких героев повести с детства окружает только одно: "дома каменные - люди железные". На этом и остановим наш разговор и немного напишем:
Экспресс-опрос, где всего три вопроса:
- О чем заставил задуматься меня сегодняшний урок?
- Что нового я для себя открыл в ходе урока?
- С чем я не соглашусь ни когда?
- Хочу сдавать экзамены по предметам:
Домашние задание: Составьте свой урок- пролог, основанный на монтажировании литературного материала (прозаического и стихотворного, художественного и документального) " посравнить", да посмотреть век нынешний и век минувший, что укрепляет "дней связующую нить" между вечными идеями и образами классической и современной литературы.
ВЫВОД К УРОКУ
" Литература" - человековедение, литература = книги живут благодаря читателям, о которых Анна Ахматова писала: " : каждый читатель как, тайна, как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний случай,
Всю жизнь Промолчавший подряд".
И, действительно пусть часть ребят промолчали сегодня на уроке, но это не значит, что их не трогает услышанное, чтобы, они заговорили составьте свои конспекты насыщенные интеллектуальностью, нравственностью и будучи гуманитариями проведите такие уроки сами у нас в классе. В конечном результате мы век живем - век учимся: Как жить на Земле. И в чем истинный смысл жизни Человека постигаем. Давайте помогать друг другу, чтобы меньше учиться на своих ошибках.
Спасибо всем за урок!