Урок внеклассного чтения по творчеству Байрона "Поэзия надорванного сердца…"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Методический комментарий

На уроке используются технологии групповых способов обучения, проблемного обучения и технологии личностно-ориентированного обучения.

Учащиеся распределены заранее по группам (всего четыре группы). Каждая группа школьников готовила к уроку внеклассного чтения задание-исследование и одну из поэм Д.Г.Н.Байрона: 1 группа - "Гяур", 2 группа - "Корсар", 3 группа - "Лара", 4 группа - "Манфред".

Тип урока - урок комплексного применения знаний.

II. Цели и задачи урока "Поэзия надорванного сердца:

Учебные:

  • формирование умения грамотно соотносить жизненные факты биографии поэта с воплощенными в произведение художественными фактами;
  • помочь школьникам перейти от уровня содержания самостоятельно прочитанных поэм Д.Г.Н.Байрона (пересказ) к уровню смысла;
  • формирование содержания понятий "романтизм", "романтический герой", "байронизм".

Развивающие:

  • развитие навыка публичного выступления с докладом, сообщением, обучение выразительному чтению.
  • продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • накопление читательского опыта восприятия, осмысления и оценки разнообразных литературных произведений.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетически подготовленного читателя;
  • формирование представлений о художественном творчестве как жизненно важной и глубоко специфической духовной деятельности;
  • формирование содержания понятий "гений", "злодей"
  • формирование навыков работать в группе;
  • воспитание уважения к мировой истории и культуре.

Оборудование:

1. Тексты поэм Д.Г.Н.Байрона "Гяур", "Корсар", "Лара", "Манфред".

2. На доске - портрет Д.Г.Байрона (в центре), а по обеим сторонам портрета и под портретом высказывания известных английских и русских поэтов о Байроне:

Современники

Россия

Он жил для Англии и мира,
Был, к удивленью века, он
Умом Сократ, душой Катон,
И победителем Шекспира.
К.Ф.Рылеев. На смерть Байрона

Байрон - гений: властитель наших дум, звук новой чудной лиры:
А.С.Пушкин

img1.jpg (12318 bytes)

Современники

Англия

И кажется, орлиный дух его
Был поражен глубокой слепотою
От созерцанья блеска своего.
П.Б.Шелли. Юлиан и Маддало

Байрон - глава "сатанинской школы" в поэзии, ниспровергатель моральных устоев общества, подрывающий коренной смысл категорий добра и зла и увлекающий человека на опасный путь вседозволенности.
Р.Саути, А.Ламартин

  Спустя 40 лет после гибели поэта:

Наш век, два поколенья наши
Им бредили. И стар и млад
Пил из его волшебной чаши
Струею сладкий мед и яд.
П.А.Вяземский. Байрон

Спустя 60 лет после гибели поэта:

Байрон хром, будь его нога пряма - он был бы спокойнее:Байронизм: великое, святое и необходимое явление в жизни европейского человечества, да и чуть ли не в жизни всего человечества.
Ф.М.Достоевский

 

План урока:

1. Введение в урок.

2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске.

3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему.

4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой".

5. Работа с текстами поэм Байрона по формированию умения перейти от уровня содержания самостоятельно прочитанных поэм Д.Г.Н.Байрона (пересказ) к уровню смысла. Формирование понятий " романтизм", "романтический герой".

6. Поведение итогов.

7. Объяснение домашнего задания.

8. Оценка работы на уроке.

Ход урока

1. Введение в урок

Слово учителя: Как вы помните, ключевой самообличающей фразой заключительного монолога Сальери, героя маленькой трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери", является следующая: "Гений и злодейство две вещи несовместные". Эту фразу можно назвать ключевой и для всей маленькой трагедии в целом. Более того, фраза эта ключевая и с точки зрения общечеловеческой морали и этики.

Гениальность и злодейство, по гуманным общечеловеческим представлениям, не могут одновременно уживаться в одном человеке: если ты гений, то ты не можешь, не должен быть злодеем и, наоборот.

Но всегда ли действует этот нравственный закон?

Обращаясь к страницам жизни и творчества Д.Г.Байрона, мы обнаруживаем в воспоминаниях современников, а также в отзывах людей, живших почти столетие спустя после смерти поэта, странный парадокс.

Одни современники, подражая поэту, одевались, писали стихи, любили, умирали и даже убивали "по Байрону". Гений?

Другие буквально холодели от ужаса перед тем, что они слышали о поэте, перед хором светской черни, которая обвиняла его в распутстве, необузданности страстей, нрава. И Байрон поддерживал эти слухи. Его биограф, друг, поэт Томас Мур писал, что "не было такого страшного преступления, в котором Байрон не обвинил бы себя, - единственно с целью поразить собеседника до глубины души, потрясти его воображение". ЗЛОДЕЙ?

2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске

- Какова тема этих высказываний? (Поэт Байрон, его поэзия).

Предлагается обсудить каждой из групп содержание высказываний (первой группе - высказывания, записанные слева от портрета, второй - справа, третьей - высказывание Вяземского, четвертой - Достоевского) и найти мотивы, по которым известные поэты создают репутацию Байрона. (На работу дается 2 минуты).

Каждая из групп зачитывает свои выводы.

- Можно ли по этим высказываниям дать однозначный ответ о репутации Байрона как ГЕНИЯ или ЗЛОДЕЯ?

Нет.

Слово учителя: Подготовка к уроку внеклассного чтения по творчеству Д.Г.Н.Байрона включала в себя задание-исследование для каждой из групп, связанное с поиском и изучением материала по следующим темам и его презентацией:

1. Исторические эпохальные события, которые не могли не оказать влияние на формирование Байрона-человека, Байрона-художника (историки).

2. Биографические события детства и юности поэта, которые не могли не оказать влияния на формирование Байрона-человека, Байрона-художника (биографы).

3. Невероятные, дерзновенные поступки Байрона, ставшие предметом обсуждения, подражания и осуждения современников, выражающие главное в характере Байрона (современники-очевидцы).

4. Качества личности поэта, характеризующие его как человека, принадлежащего своей эпохе (психологи).

3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему

1 группа подготовила фильм "Фотофакты Великой французской революции". Главные выводы: Французской революция - это то историческое событие, от которого ведет свой отсчет европейский, в частности, английский романтизм. По своей сути данная эпоха крайне противоречива: идея свободы возникает одновременно с осознанием беззащитности человека перед обществом. В связи с этим, основная характеристика данной эпохи - трагическая несовместимость таких категорий, как свобода и рабство, победа и кровь, война и мир, добро и зло.

2 группа подготовила "Фрагменты виртуального дневника поэта". Главные выводы: в участи Байрона постоянно повторялось, хотя и в разных формах, одно и то же парадоксальное положение, когда поэт мог чувствовать себя одновременно привилегированным и униженным, богатым и бедствующим. Всю жизнь он оказывался в одной и той же ситуации, которая как бы настойчиво подсказывала сквозную тему творчества - попранное достоинство, попранная сила, изуродованная красота, одиночество среди близких людей. Красота и хромота от рождения. Образ матери, любящей и мучающей. Родство с королевской фамилией и позднее получение поместья и титула:

3 группа подготовила заметки для газеты "Эдинбургские новости" о невероятных поступках Байрона, который, подражая легендарному Леандру, переплыл Дарданелльский пролив, участвовал в движении греческих повстанцев, выступил в палате лордов в защиту луддитов:

4 группа подготовила записки психолога, любителя изящной словесности "Парадокс личности великого Байрона". Главные выводы: "результаты наблюдений: позволили сделать некоторые противоречивые выводы: с одной стороны, это активная позиция тираноборца, остро ненавидящего гнет и деспотизм. С другой стороны, это пассивная позиция разочарованного в современной цивилизации человека: Очень похоже на то, что называют в литературных кругах "байронический герой": Может, он с себя пишет своих героев?.."

4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"

Слово учителя:

- А, может быть, действительно, Байрон "пишет своих героев с себя"?

- Подберите эпитеты, характеризующие суть главных героев, выбранных вами поэм, чтобы мы смогли наиболее полно описать содержание понятия "байронический герой" (одинокий, гордый, мрачный, загадочный, овеянный тайной, погруженный в хандру и скуку:).

- Кого из героев ваших произведений можно назвать тираноборцем (привести примеры из текста)?

- Кого - человеком, разочарованным "успехами" современной цивилизации (привести примеры из текста)?

- Как случилось, что в разные группы попали "одни и те же" герои, носящие разные имена?

Школьники делают выводы.

5. Работа с текстами поэм Байрона по формированию умения перейти от уровня содержания самостоятельно прочитанных поэм Д.Г.Н.Байрона (пересказ) к уровню смысла. Формирование понятий " романтизм", "романтический герой"

Слово учителя:

Главный закон романтизма, главный закон того времени, закон поэтики произведений Байрона можно выразить словами Г. Гейне: ":весь мир надорван по самой середине, а так как сердце поэта - центр мира, то в наше время оно должно самым жалостным образом надорваться:".

Другими словами, выразить трагическую надорванность мира может лишь сердце поэта. Но сердце, отражая этот мир, не может не надорваться.

Нужно обладать величайшей прозорливостью, гениальностью, но более всего мужеством и любовью ко всему человечеству, чтобы взять на себя все его пороки, показать, выразить эти пороки через свое раненое сердце. А поэзия Байрона-романтика - это ПОЭЗИЯ СЕРДЦА, это история человеческого мира через НАДОРВАННОЕ СЕРДЦЕ ПОЭТА.

Следующий этап нашей работы - это прочтение поэм сквозь призму данных метафор-проблем.

- Как вы считаете, какие аспекты художественного мира данных произведений помогут нам выйти на решение данных проблем? (Герой, его взаимоотношения с миром).

- Одним из характерологических свойств героя романтического произведения, как вы помните, является пейзаж. Какова его главная типологическая особенность? (Это бурный, как правило, морской пейзаж.)

Школьники выразительно зачитывают фрагменты из поэм.

- Почему романтики для характеристики своих героев чаще всего обращаются именно к морскому пейзажу? Кстати, Байрона называют "поэтом моря". (Символ свободы героя).

- Обратимся к не морскому пейзажу ("Гяур", вступление). Пейзаж этот красив, в чем его красота (в умирании, как неземное счастье, рай).

- В чем заключается причина умирания этой неземной красоты?

1.

Разгульной страстью там все кипит,
Порок и злоба там царит.

2.

Ее < Эллады> погибель предрешили:
|В презренной распре сыновей
Причина рабства и цепей...

- Какую роль выполняет этот пейзаж в романтической поэме? (Это пейзаж души, пейзаж человеческих отношений, пейзаж "поэзии надорванного сердца".)

- Не противоречит ли такой "небурный" пейзаж характерологическим особенностям романтического героя? Обратимся к главным героям поэм. Каждая группа работает с текстом одной поэмы.

- В чем состоит исключительность главных героев Байрона, как это выражено, каков смысл данного качества? (Школьников необходимо направить, если они не выходят на мысль о смысле данного качества как способа обнажить добро или зло.)

- Найти доброе, положительное начало, которое есть в этих героях.

- Найти злое, даже демоническое (вывести на понятие страсти, какие это страсти.)

- В чем заключается драматизм, точнее трагизм образов Гяура, Корсара, Лары, Манфреда?

- Все поэмы о любви и сопутствует ей ненависть. Что для героев Байрона любовь? Что - ненависть? Почему герои не могут быть счастливы?

- Можно ли назвать героев Байрона только ПРЕСТУПНИКАМИ, ЗЛОДЕЯМИ? (Нет.)

- А ГЕНИЯМИ? (Тоже нет.)

6. Подведение итогов

Слово учителя: ГЕНИЙ - это не только олицетворение добра, но и олицетворение высших человеческих способностей. Это относится не только к художнику, ученому. Это способность ТВОРИТЬ, СОЗДАВАТЬ СЕБЯ.

Сердце Байрона надрывается оттого, что люди за распрями, властолюбием, страстями, антагонизмом забыли, что высшее предназначение человека - СОЗДАВАТЬ СЕБЯ.

7. Объяснение домашнего задания

Однозначного ответа на вопрос о том, как метафорически можно назвать Д.Г.Н.Байрона, учитывая его творческую биографию, мы не дали. Это и не было целью нашего урока. Мы с вами лишь обнажили суть проблемы. Вам нужно "пожить" в этом материале, поразмышлять. Поэтому письменное домашнее задание будет связано с тремя темами. Вам нужно выбрать одну.

1. Это итог наших поисков - "Байрон - гений или злодей?". Ваши ответы покажут, с одной стороны, сколь активны и внимательны вы были на уроке. С другой стороны, позволят оценить ваше умение творчески обобщать.

2. Тема-размышление "Можно ли наше время и наш мир назвать "надорванным миром" - это ваши рассуждения по актуальным событиям современности. По жанру это может быть публицистический очерк. Без материала газет, общественно-публицистических журналов здесь не обойтись.

3. "Поэзия надорванного сердца о Великой отечественной войне". Это заявка на будущий урок внеклассного чтения. Раскрыть эту тему нужно на творчестве одного из поэтов XX века, у которого есть стихи о войне.

8. Оценка проведенного урока

  • оценка работы участников групп;
  • оценка работы команд;
  • оценка восприятия, деятельности и результативности класса в целом.