Урок-размышление "А что есть красота?" (по сказке О.Уайльда "Мальчик-звезда"), 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели:

  • Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира;
  • Показать необходимость для человека отвечать за свои слова и поступки;
  • Побудить ребят задуматься над тем, что красота может нести миру и как нелегко быть человеком, которого считают некрасивым;
  • Обогащать представление ребят о композиции, о художественной детали.

Оформление урока:

Эпиграф:

Теперь, мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди.
Б. Шоу

Словарная работа:

ГАРМОНИЯ – 1. выразительное средство в музыке; 2. согласованность, стройность в сочетании чего-либо. (Г. звуков, Г. красок, Г. души).

Рисунки ребят, иллюстрации к сказке.

Пословицы:

  • Не все то золото, что блестит;
  • Молодец красив, да на душу крив;
  • Лицом детина, да разумом скотина;
  • Поглядишь – картина, а разглядишь – скотина;
  • Говорит бело, да делает черно;
  • Красна ягодка, да на вкус горька;
  • Не ищи красоты, ищи доброты;
  • С лица воду не пить.

На доске портрет О. Уайльда и звезда с множеством лучей.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
  2. Выявление ассоциаций.
  3. Аналитическая работа по тексту.
  4. Словарная работа. Представление рисунков.
  5. Моя формула человеческой красоты.
  6. Работа с афоризмами.
  7. Народная мудрость – пословицы.
  8. Творческая работа.
  9. Вывод. Домашнее задание. Оценивание.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, посмотрите на тему нашего урока и его эпиграф. Подумайте, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Что мы должны узнать?

Да, действительно, главный вопрос сегодняшнего урока:

“А что есть красота,

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота

Или огонь, мерцающий в сосуде?”

Каждое произведение литературы – это всегда загадка. А отгадывает их, прежде всего, тот, кто внимательно читает и следит за “подсказками” автора.

Часто бывает, что в названии содержится подсказка.

Сказка английского писателя О.Уайльда озаглавлена необычно:

“Мальчик – звезда”. Попробуем разгадать загадку заглавия и другие загадки, которые есть в сказке.

2. Выявление ассоциаций

Приведите ассоциации, которые возникают у вас при слове “звезда”. (Ребята рисуют в тетради звезду и напротив каждого луча записывают слово. Учитель делает то же на доске.)

(Очень красивое, далекое, яркое, недостижимое, холодное, знаменитое… Это слово напоминает нам о неземной красоте. Бывает “путеводная звезда”, значит, она может быть образцом и вести за собой).

3. Аналитическая работа с текстом.

1. Вспомните, каким вы представляли себе главного героя перед чтением сказки?

2. Оправдались ли ваши надежды?

3. На первых страницах книги вы повстречали красивых героев? (Лесоруб и его семья)

4. В чем их красота?

5. Его жена долго колебалась, прежде чем принять в свою семью чужого ребенка. У нее действительно “каменное” сердце? Что ее останавливало?

Найдите ответы на эти вопросы в тексте. (Свои дети голодные. В ее колебаниях – большая ответственность за свою семью и за этого ребенка).

6. Каким вырос дитя – звезда? Какова его внешность? Поступки?

7. Что принесла ему красота?

(Зло, т.к. он вырос себялюбивым, гордым, жестоким, бессердечным и одиноким. Он считает себя выше других, сам не испытывает теплых чувств и его сердце каменеет. Он теряет способность к сочувствию и радости. Он разрушает себя и свою красоту – жестокость злоба искажают красивые черты лица, и оно перестает быть прекрасным).

8. Что принесла его красота окружающим? Семье лесоруба? Их селению?

9. А как вы думаете, стал бы он таким, если бы его сверстники не повиновались ему, не поддерживали его во всем?

( Помните урок светофорчика Светика из сказки Т.Александровой?

Внутри каждого должен быть механизм, способный вовремя сказать “Нет!”

Повиноваться легче, чем противостоять жестокости)

10. У каких персонажей (одушевленных и неодушевленных) вы еще заметили противоречие внешности и внутреннего мира?

(У нищенки и прокаженного, у рыцаря в кольчуге и шлеме, в описании лесов)

11. Вспомните эпизод разговора мальчика-звезды с матерью.

Почему она, по его мнению, не могла быть его матерью?

Найдите яркие строчки.

12. Действительно ли она некрасива? Найдите описание ее внешности.

13. Мальчик- звезда понес наказание. За что и какое?

Можно ли считать, что он сам себя наказал?

14. Изменился ли герой в конце сказки? Какие эпизоды показывают его внутреннее изменение?

15. А какие эпизоды вам было больно читать? ( Это говорит о теплоте ваших сердец)

16. Как и любая сказка, наша имеет счастливый конец. “Он правил недолго,…”

Но зато как?! Подтвердите цитатами из текста.

4. Словарная работа. Выставка рисунков.

ГАРМОНИЯ – (см. выше)

Вывод: Наш герой стал красив только тогда, когда в нем стали сочетаться внешность и внутренние качества души. Истинная красота подразумевает многое. Это гармония внешности, души, сердце не каменное, а “живое, теплое, страдающее” и прекрасные поступки.

5. Моя формула человеческой красоты.

Попробуйте составить свою формулу красивого человека.

…….+…….+……..+……..=КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

(Например, Душа + Сердечность + Помыслы + Поступки + Ответственность + Внешность = КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК)

6. Работа с афоризмами

Прочтите афоризмы и подумайте, все ли мысли, выраженные в них, нашли отражение на уроке. Выберите один из них и прокомментируйте. Свой ответ обоснуйте.

  • Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. (Фалес)
  • Одним из дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев. (Ч.Бакстон)
  • При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. (И. Шевелев)

7. Работа с пословицами.

Назовите пословицы, которые вы знаете о человеческой красоте.

Посмотрите на те, которые подобрала я, объясните их значение.

Какая из них более всего отражает смысл сказки?

8. Творческая работа. (5 минут) Озвучивание некоторых работ.

Продолжите фразу: Красота – это сокровище….

9. Подведение итогов урока. Оценивание.

Домашнее задание: письменное размышление на тему: “Какого человека я считаю красивым?”