:Что есть красота?
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Цель: Донести до учащихся проблему внутренней и внешней красоты средствами литературы и искусства.
Мизансцена
Г.Ю. Ребята, когда я училась в 9 классе, у нас в школе проходил диспут "Какого человека можно считать красивым?". Мне поручили выучить стихотворение малоизвестного мне тогда поэта Н. Заболоцкого "Некрасивая девочка". Это стихотворение удивило меня своей концовкой, вернее вопросом, которым оно заканчивалось. Эти слова перед вами, они стали эпиграфом нашего урока. Какие вопросы о красоте вы хотели бы задать друг другу, мне, Анастасии Александровне? Сформулируйте их вслух.
А.А. Я являюсь студенткой 5 курса Сибирского Федерального Университета Филологического факультета, поэтому регулярно читаю журналы филологического направления, просматриваю журналы мод, стилистики, интерьера и часто встречаю объявления, вот одно из них: "Модельное агентство "StarModel" объявляет открытый кастинг для девушек с параметрами, приближенными к 90-60-90, рост от 170 см, в возрасте от 16 до 25 лет, не состоявшими в браке, привлекательной и эффектной внешности, независимо от наличия профессионального обучения и места проживания". Вот такие критерии красоты у нас сегодня!
Г.Ю Красота! С какими словами она ассоциируется у вас, ребята?
Ученики отвечают:
Красота поэтической речи? А еще?
Ученики отвечают:
Г.Ю. Недавно в словаре синонимов мне встретилось интересное выражение о красоте лица человека - счастливая внешность или наружность.
А.А. А мне известны такие синонимы к слову красота - лепота, благолепие. Но, к сожалению, эти слова считаются устаревшими.
Г.Ю. Сегодня же, ребята, мы с вами хотим поговорить о вечном. Великие поэты, художники оставили в вечности свой гимн женщине - её внутренней и внешней красоте, поэтому тема нашего урока: "О красоте человеческих лиц". Эту строчку мы тоже взяли из стихотворения Н. Заболоцкого. Вот как об этой проблеме сказал М.Ю Лермонтов.
Ученик читает стихотворение.
А.А. Ребята, вспомните имена тех, кто творил историю мирового изобразительного искусства. В основном они принадлежат мужчинам. Потому-то и воспета так ярко и вдохновенно красота и грация женщины в живописи и скульптуре всех народов. В образ женщины живописцы вложили свои представления об идеале, всю глубину знаний об окружающем мире. Вот перед вами знаменитый портрет. Ребята, а кто это изображен и кто автор?
Ученики отвечают:
А.А. Да, эта картина Леонардо да Винчи - венный символ женственности и тайны женской души. А эта картина Рафаэля "Донна Велата". О ней послушаем С. Таню:
Сообщение ученицы.
НА ЭКРАНЕ "Сикстинская Мадонна" Рафаэля.
Г.Ю. Это одно из самых прославленных произведений художника.
Василий Андреевич Жуковский признавался в изумлении: "Не понимаю, как могла ограниченная живопись произвести необъяснимое" :Когда я смотрю на Сикстинскую Мадонну Рафаэля, несущую своё дитя людям, заведомо зная его судьбу, то испытываю боль невосполнимой утраты. Истинная красота женщины, утверждает Рафаэль, - в материнстве.
А.А. А для меня образ Марии исполнен сдержанного волнения. Посмотрите как, серьезно и печально смотрит она вдаль "Её благородный облик полон душевной чистоты и красоты. "Сикстинская Мадонна" гармонически сочетает в себе настроение тревоги и глубочайшей нежности. Вот как об этом произведении сказано в поэзии.
Ученица читает стихотворение.
Задание:
(Федор Степанович Рокотов "Неизвестная")
А.А. Ребята, сейчас перед вами репродукции с картин художников 18 в. Один из исследователей их творчества назвал их портретами - симфониями. А что такое симфония?
Ученики отвечают:
А.А. Послушайте одно из описаний портрета, и вы поймёте, почему это симфония, кроме того, ребята, попытайтесь определить о каком портрете идёт речь и объяснить, почему вы так считаете:
На портрете запечатлена миловидная девушка с нежными, почти детскими чертами лица. Гамма розовых и серебристо-серых тонов, сообщает образу целомудренную чистоту. Незабываемо выражение лица неизвестной: полуулыбка, скользящая на губах, взгляд затененных миндалевидных глаз. Здесь и доверчивость и какая-то недоговоренность, быть может, своя сердечная тайна.
Ученики дают ответы.
А.А. Да, это картина Федора Рокотова, которая называется "Неизвестная".
НА ЭКРАНЕ ПОРТРЕТ Струйской.
Г.Ю. Как известно, глаза - это зеркало души. Сейчас вы видите самый замечательный портрет Рокотова - Струйской Александры Петровны. Мы смотрим на портрет и слышим голос очарования. Это женщина добра, чутка, сиятельна. Не смог остаться равнодушным к этому портрету известный русский поэт 20 в. Николай Заболоцкий. Вот как он написал об этой картине:
Её глаза, как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза, как два обмана,
Покрытых мглою неудач.Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок
Предвосхищенье смертных мук.
А.А. Эти полотна посвящены самым прекрасным женщинам 18 в.
Г.Ю. А кто из известных женщин 19в. была признана первой красавицей Петербурга?
Ответ.
НА ЭКРАНЕ - портрет Н.Н. Гончаровой (художник Брюлов).
Что вам известно о ней..?
Ответы учащихся:
А.А. А что об этом портрете говорили современники Пушкина, расскажет Лера.
Г.Ю. Хочу добавить, что А.С. Пушкин в женщине ценил, прежде всего, внутреннею красоту и в письме он писал своей горячо любимой жене: "Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я ещё более твоего лица".
А.А. В 1842-1843 годах были написаны ещё два портрета прекрасной женщины художником Владимиром Гау. Он с большим мастерством и тщательностью написал тонкие черты лица, изящные линии шеи, плеч. Печальные глаза, разделённые на прямой пробор волосы, высокий чистый лоб. Родившая четырёх детей, перенёсшая смерть мужа - она сохранила свою красоту, изящество, женственность.
Г.Ю. Кроме счастья, много страданий выпало на долю жены А.С. Пушкина. С помощью писем, а также картин, оставленных нам великими художниками, можно воссоздать образ той, душу которой Пушкин любил более её прекрасного лица.
А.А. А я, глядя на женские портреты, вспоминаю слова Виктора Гюго: "Вы созерцаете звезду по двум причинам, потому, что она сверкает, и потому, что она непостижима. Но рядом с вами сияние более нежное и тайна более глубокая - женщина".
Г.Ю. Да, красивое сравнение с сияющей звездой, истинная красота не увядает, она исходит изнутри. Подтверждением этого для меня являются женские портреты одного из самых известных русских портретистов, нашего современника, Александра Шилова. Он пишет портреты не только известных людей, не только прекрасных внешне женщин, но и портреты безвестных старух. Может быть не каждый из вас, ребята, видит их внешнюю красоту, но вы не сможете не согласиться, что они прекрасны духовной жизнью
А.А. Да, женские портреты этого мастера удивительно привлекательны. Это гимн красоте, женственности, материнству. Например, этот портрет называется "Ожидание". Это светлый образ женщины, которая скоро станет матерью.
Г.Ю. Она подарит миру новую жизнь. Долго мать растит сына, но неизбежен час, когда она должна отдать его миру, поэтому с такой же глубиной проникновения Шилов пишет портреты старушек, глубоко лиричные, индивидуальные, однако, одновременно и обобщенные.
А.А. А эта картина называется "Ждет сына". Выцветшие глаза слезятся от старости и оттого, что устали без конца всматриваться в проселочную дорогу: не едет ли домой пропавший сын?
Г.Ю.
Я сейчас вспоминаю, давно это было:давно:
Утро. Осень метет, жмутся к небу озябшие птицы
Ты все смотришь в окно.Ты все смотришь и смотришь в окно
Хоть бы скрипнула дверь, хоть бы вздрогнули вдруг половицы, -
Сын из дома ушел! И когда он вернется теперь?
И потянутся дни. И слезы материнской не спрячут:
А.А. Да, Нельзя не заметить сходство живописных портретов с поэтическим (портрет "Зацвел багульник"). Это и тревога, и ожидание, и тоска, читающиеся в каждом лице, и глубокие морщины на них, и скорбные складки в углах рта, и по - старчески светлые глаза, и натруженные руки.
Г.Ю.Опять же вспоминается Пушкин. Может быть вы, ребята, вспомните строки известного стихотворении Пушкина, которые можно бы было написать под этой картиной: "Голубка дряхлая моя!" и
"Глядишь в забытые вороты на черный отдаленный путь;
|Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь".
А.А.За всеми этими чертами стоит вечное терпение, любовь, ожидание, надежда "на помощь и отраду".
Г.Ю. Если иконописец, создавая образ Богоматери, величал Матерь Сына, который взял на себя грехи всего человечества, то поэты, посвящая стихи матери, говорят о величии Матери устами сыновей.
Ученик читает стихотворение.
Г.Ю. О красоте человека, о красоте человеческих лиц нельзя сказать лучше Николая Заболоцкого, своё стихотворение он так и назвал "О красоте человеческих лиц".
Ученица читает стихотворение.
Г.Ю. Да, множество человеческих лиц - это своеобразное живое зеркало, в котором отражается внутренняя жизнь человека, тончайший инструмент, который приоткрывает нам тайну человеческой души. Значит, мы можем дополнить, что красота - это и человеческое общение. Красота - это все красивое и прекрасное, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
А.А. Ребята, в каждой группе на ваших партах 4 афоризма о красоте. Вы должны выбрать 1 из четырех афоризмов, который, по вашему мнению, наиболее точно отвечает на вопрос: что есть красота, что есть прекрасное? И обоснуйте свое мнение. Пожалуйста, посовещайтесь 2 - 3 минуты.
Ученики представляют выбранные афоризмы у доски.
Г.Ю. Ребята, таким образом, мы с вами составили коллаж из афоризмов, видим коллаж из женских образов А. Шилова. Если вы заинтересовались его творчеством, можете обратиться к сайту "Галереи А. Шилова". А дома мы предлагаем вам составить коллаж из поэтических строк на тему "Как прекрасна Земля и на ней человек". Эти строки всегда помогут вам выразить свое отношение к чему - либо, чувства, настроение, а также помогут написать на экзаменах красивое сочинение - рассуждение на любую тему: природа, дружба, красота и другие.
Итоги: Я поставлю оценки всем, кто принял участие в обсуждении проблемы красоты. Но главные оценки всем вам без исключения будет ставить жизнь за умение видеть красоту и создавать красивое.
Приложение
Афоризмы:
1. Красота - это обещание счастья.
2.Леса учат человека понимать прекрасное.
3. Красавице никогда не удастся сделать того, чего добивается умница. Петр Андреевич Павленко
4. Жизнь прекрасна, если научиться жить. Менандр
5.Смысл моей Жизни - это идти к свету. Свет - это любовь. И нет предела совершенству!
6. Красивая женщина чувствует себя свободной. Иосиф Гейц
7. Пока мы не можем полюбить увечного, не надо говорить о том, что нас интересует внутренний мир человека, а не его внешность. Эриан Шульц
8. Насколько человек глубок, настолько он личность. Всегда и во всем - внутри должно быть больше, чем снаружи. Бальтасар Грасиан-и-Моралес
9. Есть две красоты: красота радости и красота печали. Вы, люди Запада, предпочитаете первую, мы - вторую. Потому что красота радости недолговечна, как полет бабочки. А красота печального прочнее камня. Кто помнит о миллионах счастливых влюбленных, что мирно прожили свою жизнь, состарились и умерли? А о трагической любви сочиняют пьесы, которые живут столетия. Борис Акунин "Алмазная колесница".
10. Все, что есть в мире прекрасного, красивого, идеального, насаждено не богом, а человеком, и умом человеческим. Ги (Анри Рене Альбер Ги) Мопассан
11. Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце, но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри. Э.Кюблер-Росс
12. Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастать внутри. Джеймс Фенимор Купер
13. Единственная красота, которую я знаю - это здоровье. Генрих Гейне
14. На всех уровнях жизни сердце человека томится по прекрасному; и то прекрасное, что ниспосылает нам Господь, предназначено равно для всех людей. Гарриет Бичер-Стоу
15. Лучше красивой женщины только красивая мысль. Неизвестный автор
16. С татую красит вид, а человека - деяния его. Пифагор
17. Нужно научиться быть счастливым в минуты отдохновения, когда помнишь о том, что ты жив, а не в минуты бурной жизнедеятельности, когда об этом забываешь. Иван Петрович Павлов
18. Счастье - это не жизнь без забот и печалей, счастье - это состояние души. Феликс Дзержинский