Литература
-
Урок литературы в 11-м классе на тему "Художественные особенности романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»" 2009
Урок является заключительным в изучении данного произведения. На нем обобщается материал, известный обучающимся по предыдущим урокам, а также определяется мастерство писателя в использовании различных символов и приемов сатирического изображения героев. На уроке формируется умение составлять тезисный план материала, совершенствуются навыки работы над анализом прозаического произведения.
-
Урок литературы по теме "Душа обязана трудиться…". Роман Юрия Бондарева "Выбор", 11-й класс 2009
Предлагаемый урок проводится в форме эвристической беседы. Актуальность темы обусловлена тем, что Ю.Бондарев в романе "Выбор" ведет "поиск истины в человеке", продолжая традиции Л.Н.Толстого. В наше время каждому из нас необходимо "заглянуть в свою душу", чтобы осознать, правильно ли он живет; каждый из нас должен научиться делать правильный выбор. 15 марта 2009 г. Ю.В. Бондареву исполнится 85 лет. Разговор об этом удивительном человеке, писателе, публицисте будет весьма полезен для учащихся 11-го класса.
-
Герои "Слова о полку Игореве" и позиция автора, сквозные образы; выявление фольклорных мотивов 2009
Поставленные задачи: обобщить содержание произведения, составить характеристики героев, выявить позицию автора, лиризм повествования, фольклорные мотивы в тексте, развивать умение учащихся писать конспект по критической литературе, устную и письменную речь, формировать эстетические взгляды, воспитывать толерантность, любовь и интерес к Родине, древнерусской литературе, музыке и искусству.
-
Анализ стихотворения Н.Рубцова "Видения на холмах", 8-й класс 2009
Аналитическое чтение стихотворения способствует развитию читательского опыта учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует умения интерпретации произведения. Данный урок - это урок сотворчества, открытия богатства смысловых пластов стихотворения Н.Рубцова, прикосновения к чуду, которое называется Поэзия. Эпиграфом к урокам по творчеству поэта стали строки из моего стихотворения: «К стихам Рубцова прикоснусь – из них живой воды напьюсь».
-
Информационные технологии на уроках литературы. Урок-игра "Литература Красноярского края", 5-й класс 2009
Урок проводится после изучения произведений устного народного творчества народов, проживающих на территории Красноярского края, художественных произведений писателей и поэтов Красноярского края. Цели и задачи этой игры - обобщить знания учащихся, развивать интерес к литературе родного края, создать условия, необходимые для самопознания, самореализации и самовыражения учащихся.
-
Акцентное вычитывание произведения по стихотворению Н.А. Некрасова "Крестьянские дети" 2009
Цель данного урока - проследить, как меняется настроение рассказчика на протяжении всего произведения. Урок построен на акцентном вычитывании текста, который включает в себя глубокое проникновение в художественное произведение и связано с творческим чтением. Метод акцентного вычитывания текста способствует творческой активности учащихся, развивает образное мышление, а это, в свою очередь, воспитывает у них культуру художественного восприятия и формирует эстетически развитого читателя.
-
Проект урока литературы в 5-м классе по теме: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму") 2009
Урок должен обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Герасима по рассказу И.С. Тургенева «Муму». Урок ориентирован на формирование деятельности: постановки учащимися учебных задач, обсуждение рациональных способов усвоения материала, формирование оценочной деятельности, рефлексивных умений.
-
Элективный курс по литературе "Погружаясь в глубину поэтического текста…" (Развитие теоретико-литературных понятий) 2009
Программа элективного курса «Постигая глубину поэтического текста…» предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ; рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Курс посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению творческому письму в процессе анализа поэтического текста (работа с теоретико-литературными понятиями); ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по литературе; даёт школьникам возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области и реализовать их в процессе создания творческой письменной работы.
-
"Русь изначальная" в творчестве А.Блока (цикл стихотворений "На поле Куликовом"). Метод аналитического чтения 2009
Урок раскрывает разнообразие блоковской концепции Родины с помощью анализа цикла стихотворений "На поле Куликовом", формирует у учеников умение целостно анализировать поэтический текст, выделяя доминирующую идею и проблемы, основные особенности поэтики.
-
Добрая старая сказка "Репка" на новый лад 2009
Дети очень любят, когда на урок приходят герои любимых сказок. Им очень нравится участвовать в них. Я предлагаю инсценировку сказки "Репка" на новый лад на уроках. Эту сказку можно использовать и во внеклассной работе, где дети встречаются с устным народным творчеством.
-
Сценарий урока "Герои романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в свете легенд о Тоггенбурге" 2009
Вашему вниманию представлен сценарий урока, который позволяет проследить, как в романе отражается литература эпохи Средневековья. В ходе урока раскрывается идейно-художественное своеобразие романа, у обучающихся развиваются умения сопоставительного анализа разных по жанру и идейному содержанию произведений.
-
Интегрированный гуманитарный урок литературы в 9-м классе "О красоте человеческих лиц" (Н.Заболоцкий) 2009
Урок должен донести до учащихся проблему внутренней и внешней красоты средствами литературы и искусства.
-
Урок литературы в 8-м классе "Диалог Гринева и Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»" 2009
Урок призван выявить основные черты образа Пугачёва, выяснить, что лежало в основе диалога Пугачёва и Гринёва, постараться ответить на вопрос: Пугачёв - человек чести?
-
Мультимедийный урок литературы в 9-м классе "Одноцветная жизнь бедна…" (Роль образных средств языка в создании художественного образа в рассказах А.Чехова) 2009
В ходе урока учитель помогает учащимся исследовать текст, выбирая из него изобразительные средства, которые используются автором для создания у читателя зримого образа художественного мира данного литературного произведения, и выразительные средства - для пробуждения у читателя личностного отношения к происходящему. Разнообразная система вопросов и заданий (индивидуальных и групповых), поисковая деятельность, способность перевоплощения (игровые элементы) мотивируют учащихся к дальнейшей познавательной деятельности.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Человек в футляре" 2009
На уроке объясняется смысл названия рассказа, совершенствуется умение анализировать эпический художественный текст. Работа над текстом рассказа строится как аналитическая беседа учителя с классом. Урок проводится в 6-м классе. Предполагается высокий уровень обученности у детей.
-
Методическая разработка урока внеклассного чтения для 9-х классов "Жизнь бессмертна и труд бессмертен!" (по повести Ч.Айтматова "Материнское поле") 2009
Побывав на этом уроке, приняв в нём активное участие, ребята по-иному начинают смотреть на мир, т.к. под влиянием мастерства автора открывают для себя такие фундаментальные для любой личности понятия, как Родина, Отчизна, боль утраты близкого человека, труд во имя всех людей, ответственность за свою жизнь, за жизнь окружающих людей.
-
Урок внеклассного чтения по литературе "Родная природа и мы" 2009
Урок внеклассного чтения направлен на развитие бережного и внимательного отношения к природе, а также творческого потенциала учащихся. На уроке предлагается чтение стихотворений, прослушивание музыкальных произведений. Дается анализ текста В.Бианки "Она", в ходе которого вырабатывается тема произведения: взаимоотношение человека с окружающей средой. Работа над текстом строится как беседа учителя с классом.
-
Урок-зачет по литературе в 10–11-х гуманитарных классах на тему "…Жизнь – она особенный предмет… без истины стыдно жить" 2009
Лингворечевой компонент по русской литературе включает всю речемыслительную деятельность учащихся, которую учитель организовывал 11 лет на уроках в связи с изучением предусмотренных программой литературных произведений. По окончании третьей четверти в выпускном классе в рамках контроля знаний и умений проводится урок-зачет. К такому открытому уроку готовятся заранее, получив руководство к действию на уроке-консультации.
-
Сценарий вечера "И новый мир увидел я…" (к истории взаимоотношений Ф.И. Тютчева и Е.А. Денисьевой) 2009
Учащиеся расширяют знания о взаимосвязи творчества Тютчева с его жизнью, изучают дополнительные материалы (письма, дневники) о жизни и творчестве поэта, знакомятся с некоторыми произведениями современных поэтов: А.Дементьева, В.Боровицкой, Е.Щетининой; развивают стремление к проникновению в мир поэтических образов с помощью произведений музыки и живописи.
-
Урок-семинар в форме деловой игры "Заседание художественного совета" по теме "Объединяющее, злободневное начало в рассказах А.Платонова и Е.Носова" 2009
Урок комплексного применения знаний имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Такая форма урока дает возможность выявить творческие способности учащихся, развить их самостоятельность, ответственность, расширяет кругозор. Урок помогает учащимся прийти к осмыслению художественной идеи произведения; продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст.
-
Открытый урок чтения. Приглашение к чтению "Великие читают, рассуждают, советуют…", 11-й класс 2009
На уроке учащиеся узнают, как и что читали и читают знаменитые люди, какие книги близки им. Урок развивает у школьников мотивацию к чтению, воспитывает уважение к книге .
-
Урок внеклассного чтения по творчеству Байрона "Поэзия надорванного сердца…" 2009
Урок проводится в 9-м классе. Используются тексты поэм Байрона "Гяур", "Корсар", "Лара" и драматической поэмы "Манфред". Задания связаны с анализом таких особенностей художественного мира поэта, как пейзаж, способ существования героев, их сущность (исключительность, одиночество, гордость, мрачность, несовместимое сочетание добра и зла); с углублением знаний содержания понятий "романтизм", "романтический герой".
-
Преподавание литературы по теме "Сюжет как способ создания образа персонажа саги (по первой главе повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба")" 2009
Урок по повести Гоголя проводится на материале первой главы. Неискушенному читательскому восприятию школьника она представляется закрытой с точки зрения реализации жанра. Учитель помогает перейти от уровня содержания повести (пересказ, выделение границ эпизодов) к уровню правильной идентификации жанра, обостряя эстетическую наблюдательность через систему вопросов и заданий.
-
Роль и место информационных технологий в курсе русского языка и литературы 2008
Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы и русского языка позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий.
-
Урок-размышление "А что есть красота?" (по сказке О.Уайльда "Мальчик-звезда"), 5-й класс 2008
Урок-размышление имеет целью привлечь внимание обучающихся к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, семье, проблеме отцов и детей. Урок построен с учетом возрастных особенностей и учебных навыков пятиклассников. На уроке использованы различные виды деятельности: диалог, исследовательская, творческая работа, рассуждение, построение ассоциативного ряда и работа над художественной деталью.
-
Литературно-музыкальная композиция "В стране счастливого детства", посвященная творчеству А.Барто 2008
Мероприятие было проведено учащимися 4-го класса для дошкольников и первоклассников. Дети познакомились с жизнью и творчеством А.Л. Барто.
-
Вырвавшиеся из ада. Размышление по рассказу Б.Екимова "Продажа" 2008
Материалом для урока-размышления может стать художественное произведение малой формы, например, рассказ, анализ которого лучше построить по композиционному варианту - "вслед за автором". В структуре такого урока находит своё выражение композиция текста-рассуждения. Здесь и обозначается поднятая проблема, и проводится работа с фактическим материалом, встроенным в сюжет произведения, и делаются определенные обобщения и выводы. Поэтому анализируемое произведение должно быть с ярко выраженной авторской позицией, где ясно очерчен образ автора, строящего повествование по принципу размышления.
-
Урок по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в 10-м классе. Свидригайлов и Раскольников 2008
Проведение этого урока позволит школьникам более глубоко и полно понять основные проблемы романа, наиболее точно рассмотреть теорию Родиона Раскольникова. Целесообразно посвятить весь урок идейно-художественной функции образа Свидригайлова в романе, так как этот характер очень сложен и противоречив, принципиально важен в системе образов.
-
Заключительный урок по литературе XVIII и XIX в. в 9-м классе 2008
Урок открывает простор для развития разнообразных творческих способностей: рисование, оформление, режиссура, актерская игра, писательское и поэтическое мастерство. Каждый ученик имеет возможность проявить себя и получить высокую оценку.
-
Урок литературы в 5-м классе "Андерсен – великий сказочник" 2008
Урок знакомит учащихся с одним из самым известных сказочников Г.Х. Андерсеном и героями его сказок при помощи технологического приема "ЗХУ".