Литература
-
Сценарий урока "Герои романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в свете легенд о Тоггенбурге" 2009
Вашему вниманию представлен сценарий урока, который позволяет проследить, как в романе отражается литература эпохи Средневековья. В ходе урока раскрывается идейно-художественное своеобразие романа, у обучающихся развиваются умения сопоставительного анализа разных по жанру и идейному содержанию произведений.
-
Интегрированный гуманитарный урок литературы в 9-м классе "О красоте человеческих лиц" (Н.Заболоцкий) 2009
Урок должен донести до учащихся проблему внутренней и внешней красоты средствами литературы и искусства.
-
Урок литературы в 8-м классе "Диалог Гринева и Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»" 2009
Урок призван выявить основные черты образа Пугачёва, выяснить, что лежало в основе диалога Пугачёва и Гринёва, постараться ответить на вопрос: Пугачёв - человек чести?
-
Мультимедийный урок литературы в 9-м классе "Одноцветная жизнь бедна…" (Роль образных средств языка в создании художественного образа в рассказах А.Чехова) 2009
В ходе урока учитель помогает учащимся исследовать текст, выбирая из него изобразительные средства, которые используются автором для создания у читателя зримого образа художественного мира данного литературного произведения, и выразительные средства - для пробуждения у читателя личностного отношения к происходящему. Разнообразная система вопросов и заданий (индивидуальных и групповых), поисковая деятельность, способность перевоплощения (игровые элементы) мотивируют учащихся к дальнейшей познавательной деятельности.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Человек в футляре" 2009
На уроке объясняется смысл названия рассказа, совершенствуется умение анализировать эпический художественный текст. Работа над текстом рассказа строится как аналитическая беседа учителя с классом. Урок проводится в 6-м классе. Предполагается высокий уровень обученности у детей.
-
Методическая разработка урока внеклассного чтения для 9-х классов "Жизнь бессмертна и труд бессмертен!" (по повести Ч.Айтматова "Материнское поле") 2009
Побывав на этом уроке, приняв в нём активное участие, ребята по-иному начинают смотреть на мир, т.к. под влиянием мастерства автора открывают для себя такие фундаментальные для любой личности понятия, как Родина, Отчизна, боль утраты близкого человека, труд во имя всех людей, ответственность за свою жизнь, за жизнь окружающих людей.
-
Урок внеклассного чтения по литературе "Родная природа и мы" 2009
Урок внеклассного чтения направлен на развитие бережного и внимательного отношения к природе, а также творческого потенциала учащихся. На уроке предлагается чтение стихотворений, прослушивание музыкальных произведений. Дается анализ текста В.Бианки "Она", в ходе которого вырабатывается тема произведения: взаимоотношение человека с окружающей средой. Работа над текстом строится как беседа учителя с классом.
-
Урок-зачет по литературе в 10–11-х гуманитарных классах на тему "…Жизнь – она особенный предмет… без истины стыдно жить" 2009
Лингворечевой компонент по русской литературе включает всю речемыслительную деятельность учащихся, которую учитель организовывал 11 лет на уроках в связи с изучением предусмотренных программой литературных произведений. По окончании третьей четверти в выпускном классе в рамках контроля знаний и умений проводится урок-зачет. К такому открытому уроку готовятся заранее, получив руководство к действию на уроке-консультации.
-
Сценарий вечера "И новый мир увидел я…" (к истории взаимоотношений Ф.И. Тютчева и Е.А. Денисьевой) 2009
Учащиеся расширяют знания о взаимосвязи творчества Тютчева с его жизнью, изучают дополнительные материалы (письма, дневники) о жизни и творчестве поэта, знакомятся с некоторыми произведениями современных поэтов: А.Дементьева, В.Боровицкой, Е.Щетининой; развивают стремление к проникновению в мир поэтических образов с помощью произведений музыки и живописи.
-
Урок-семинар в форме деловой игры "Заседание художественного совета" по теме "Объединяющее, злободневное начало в рассказах А.Платонова и Е.Носова" 2009
Урок комплексного применения знаний имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Такая форма урока дает возможность выявить творческие способности учащихся, развить их самостоятельность, ответственность, расширяет кругозор. Урок помогает учащимся прийти к осмыслению художественной идеи произведения; продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст.
-
Открытый урок чтения. Приглашение к чтению "Великие читают, рассуждают, советуют…", 11-й класс 2009
На уроке учащиеся узнают, как и что читали и читают знаменитые люди, какие книги близки им. Урок развивает у школьников мотивацию к чтению, воспитывает уважение к книге .
-
Урок внеклассного чтения по творчеству Байрона "Поэзия надорванного сердца…" 2009
Урок проводится в 9-м классе. Используются тексты поэм Байрона "Гяур", "Корсар", "Лара" и драматической поэмы "Манфред". Задания связаны с анализом таких особенностей художественного мира поэта, как пейзаж, способ существования героев, их сущность (исключительность, одиночество, гордость, мрачность, несовместимое сочетание добра и зла); с углублением знаний содержания понятий "романтизм", "романтический герой".
-
Преподавание литературы по теме "Сюжет как способ создания образа персонажа саги (по первой главе повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба")" 2009
Урок по повести Гоголя проводится на материале первой главы. Неискушенному читательскому восприятию школьника она представляется закрытой с точки зрения реализации жанра. Учитель помогает перейти от уровня содержания повести (пересказ, выделение границ эпизодов) к уровню правильной идентификации жанра, обостряя эстетическую наблюдательность через систему вопросов и заданий.
-
Роль и место информационных технологий в курсе русского языка и литературы 2008
Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы и русского языка позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий.
-
Урок-размышление "А что есть красота?" (по сказке О.Уайльда "Мальчик-звезда"), 5-й класс 2008
Урок-размышление имеет целью привлечь внимание обучающихся к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, семье, проблеме отцов и детей. Урок построен с учетом возрастных особенностей и учебных навыков пятиклассников. На уроке использованы различные виды деятельности: диалог, исследовательская, творческая работа, рассуждение, построение ассоциативного ряда и работа над художественной деталью.
-
Литературно-музыкальная композиция "В стране счастливого детства", посвященная творчеству А.Барто 2008
Мероприятие было проведено учащимися 4-го класса для дошкольников и первоклассников. Дети познакомились с жизнью и творчеством А.Л. Барто.
-
Вырвавшиеся из ада. Размышление по рассказу Б.Екимова "Продажа" 2008
Материалом для урока-размышления может стать художественное произведение малой формы, например, рассказ, анализ которого лучше построить по композиционному варианту - "вслед за автором". В структуре такого урока находит своё выражение композиция текста-рассуждения. Здесь и обозначается поднятая проблема, и проводится работа с фактическим материалом, встроенным в сюжет произведения, и делаются определенные обобщения и выводы. Поэтому анализируемое произведение должно быть с ярко выраженной авторской позицией, где ясно очерчен образ автора, строящего повествование по принципу размышления.
-
Урок по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в 10-м классе. Свидригайлов и Раскольников 2008
Проведение этого урока позволит школьникам более глубоко и полно понять основные проблемы романа, наиболее точно рассмотреть теорию Родиона Раскольникова. Целесообразно посвятить весь урок идейно-художественной функции образа Свидригайлова в романе, так как этот характер очень сложен и противоречив, принципиально важен в системе образов.
-
Заключительный урок по литературе XVIII и XIX в. в 9-м классе 2008
Урок открывает простор для развития разнообразных творческих способностей: рисование, оформление, режиссура, актерская игра, писательское и поэтическое мастерство. Каждый ученик имеет возможность проявить себя и получить высокую оценку.
-
Урок литературы в 5-м классе "Андерсен – великий сказочник" 2008
Урок знакомит учащихся с одним из самым известных сказочников Г.Х. Андерсеном и героями его сказок при помощи технологического приема "ЗХУ".
-
Внеклассное мероприятие "Преданья старины глубокой" 2008
Урок закрепляет и углубляет знания, полученные в процессе изучения темы "Мифы и легенды древних славян"; способствует повышению у ребят интереса к литературе; формировать у них навыки внимательного, вдумчивого чтения; воспитывает интерес к истории родной страны, чувство гордости за ее прошлое.
-
Литературная гостиная на тему "Блокадные дни Ленинграда" 2008
При написании сценария поставили перед собой цель: сформировать у учащихся культуру мира понимания и осознать исторического прошлое и будущее в нем; привить чувство гражданской ответственности, достоинства, уважение к истории и культуре своей страны; уважению старшему поколению. Знать и понимать значение слов: война, хлеб, холод. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Не зная истории, мы не сможем узнать настоящего, а тем более будущего нашей Родины.
-
"И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл" 2008
Внеклассное мероприятие проводилось после изучения в 11-м классе темы "Серебряный век русской поэзии". Учащиеся, выступая в роли представителей течений акмеистов, футуристов, символистов, представили материал, изученный на уроках, на более высоком уровне. Большая часть декламируемых стихотворений не изучалась на уроках. Даны дополнительные сведения о сонете, акростихе.
-
Интегрированный урок литературы и ИЗО "Осенние посиделки" 2008
Основная задача урока - показать тесную взаимосвязь человека и природы в прошлом, объяснить, что результатом этого взаимодействия явилось рождение мифологии, которая послужила причиной создания ДПИ и музыкальных образов.
-
Проект "Родничок" 2008
У детей сельской глубинки наблюдается низкая мотивация к изучению русского языка. В рамках урока учитель не имеет достаточных возможностей для повышения коммуникативной культуры детей. С целью повышения интереса к предмету "русский язык", для формирования языковой, коммуникационной, лингвистической компетенции мы составили данный проект. Кружок "Родничок" может стать востребованной формой внеклассной работы для повышения интереса и мотивации к владению правильной русской разговорной речью, с использованием информационных технологий.
-
С природой одною жизнью живя. Игры и упражнения на природе 2008
С древнейших времен природа считается источником добрых мыслей и прекрасных чувств. Развить у учащихся способность наслаждаться природой, тонко чувствовать её величие, удивляться тому, что на первый взгляд кажется обычным, и выражать свои впечатления помогут специально подобранные игры и упражнения. Использовать их можно не только на уроках природоведения и биологии, но и русского языка, литературы и изобразительного искусства.
-
Личность М.Ю. Лермонтова сквозь восприятие современников. Трагизм судьбы поэта. Урок литературы в 9-м классе с использованием ИКТ 2008
Дать школьникам почувствовать писателя как живого человека, во всем богатстве и родстве его духовного мира с его любовью и ненавистью, скорбью радостью, исканиями и сомнениями едва ли не самое главное при изложении материала биографии. Что поможет учителю воссоздать на уроке неповторимый творческий стиль писателя? Этой цели могут служить воспоминания современников, письма, дневники, автобиографии, записные книжки писателя.
-
Литературно-музыкальная композиция "Все начинается с любви" 2008
Литературно-музыкальная композиция "Все начинается с любви" предназначена для проведения в старших классах (10–11-й классы). Она знакомит учащихся с лучшими образцами мировой любовной лирики, начиная с поэзии Данте и Петрарки и до лучших образцов поэзии Серебряного века. Огромное значение имеет музыкальное сопровождение: романсы и песни на стихи поэтов.
-
Выступление на педагогических чтениях. Межпредметная интеграция при изучении романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" (литература, психология, живопись) 2008
Творчество Ф.М. Достоевского, несомненно, - богатый материал для психологического исследования. Сам автор определяет роман "Преступление и наказание" как "психологической отчет одного преступления", тем самым указывает путь читательского анализа.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Тропа к Тургеневу" 2008
Форма проведения урока - творческая мастерская. Урок помогает ребятам приблизиться к миру И.С. Тургенева, увидеть истоки его духовной стойкости.