Эпиграф:
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Д. И. Фонвизин “Недоросль”.
Цели урока:
- развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение;
- развивать навыки сравнительного анализа характеров героев (Швабрина, Гринева, Пугачева, Маши Мироновой);
- помочь учащимся понять сложность и многогранность тематики повести;
- воспитывать способности к нравственному выбору.
Тип урока: обобщение изученного материала.
Вид урока: урок – беседа.
Вступительное слово учителя
:Мы прочли последнее большое произведение А. С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. Кому-то из вас книга показалась сложной, кому-то простой. А все ли так просто в повести, как кажется на первый взгляд?
Наша задача - разгадать некоторые загадки “Капитанской дочки”, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
Проблемные вопросы
:1. Какие сцены, эпизоды повести запомнились вам больше всего, представляются особенно яркими?
2. Изменилось ли ваше отношение к героям повести после разбора произведения или осталось тем же? Если изменилось, то в чем?
3. Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?
(Основной темой повести является народное восстание. В ней ставятся и вопросы внутренней политики, столкновение дворянства и крестьян. А поскольку это не только историческая, но и семейная повесть, Пушкин поднимает проблемы, связанные с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства.)
4. Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем?
(Мемуарист Петр Гринев – истинный дворянин, убежденный противник насильственных потрясений – в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Пугачеве. Таким образом, выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий.)
5. Как вы понимаете эпиграф к повести? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? Только ли верность воинской присяге?
Проблемная ситуация
:Среди предложенных на карточках слов, с помощью которых описывают обычно характеры людей, выберите те, которые относятся к Швабрину, Гриневу, Пугачеву.
Швабрин | Гринев | Пугачев |
подлость | впечатлительность | жестокость |
предательство | смелость | великодушие |
жестокость | храбрость | смелость |
властолюбие | решительность | доброта |
слабость духа | преданность | вспыльчивость |
трусость | верность | одиночество |
хитрость | искренность | властность |
изворотливость | потребность в любви | милосердие |
одиночество | прямодушие | благодарность |
властность |
6. Почему Швабрин вызывает наше презрение? Есть ли в его характере хотя бы одно “светлое пятнышко”?
7. Каких душевных качеств, в отличие от Гринева, начисто лишен Швабрин?
8. Жаль вам Швабрина или нет?
9. В литературоведении высказана мысль о том, что причиной измены Швабрина стала его страстная любовь к Маше Мироновой, нежелание “уступить” ее Гриневу. Согласны ли вы с этой мыслью? Свой ответ обоснуйте.
Один из историков, современников Пушкина, Броневский писал о Пугачеве: “Емелька Пугачев бесспорно принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рожденным; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают.
История сего злодея может изумить порочного и
вселить отвращение даже
в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем
доказывает, как низко может
падать человек и какою адскою злобою может быть
преисполнено его сердце”.
10. Сравните эту оценку Пугачева с отношением к Пугачеву Гринева.
Что понял и чего не понял Гринев в Пугачеве и крестьянском восстании?
(Отвечая на этот вопрос, наряду с другими фактами, припомните калмыцкую сказку Пугачева и слова Гринева после того, как он ее выслушал.)
11. Иногда Пугачев ведет себя воистину по-царски. В каком эпизоде находят свое выражение и его великодушие и душевная широта, и подлинно русский размах?
12. Какие нравственные открытия приносит Гриневу воспитание жизнью?
13. Как можно было бы изобразить герб дома Гриневых, учитывая нравственные уроки, которые преподнесла ему жизнь? (Проверка домашнего задания: уч-ся разделились на три группы и готовили дома герб семьи Гриневых, в классе защищали его у доски.)
14. А что увлекает нас в истории любви Маши и Гринева?
Проблемная ситуация
:М.И.Цветаева признавалась, что Маша Миронова чрезвычайно ее раздражала своими обмороками, слезами, бледностью. Разделяете ли вы такое отношение к капитанской дочке?
15. Некоторые литературоведы усматривают в образе Маши Мироновой сходство с женами декабристов. Есть ли между ними что–то общее, на ваш взгляд?
16. Почему, по-вашему, повесть, главными героями которой являются Гринев и Пугачев, названа “Капитанская дочка”? (В чем Маша Миронова проявила себя как подлинная дочь своего отца?)
Предполагаемый ответ учащихся:
Назвав повесть “Капитанская дочка”, Пушкин привлек внимание цензоров, читателей, критиков к семейной теме произведения, к любовной линии повести, и “отвлек” от “запрещенной” темы – восстания Пугачева. Этим Пушкин содействовал появлению повести в печати.
Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И эта борьба была лишена эгоистического начала. Она была достойной дочерью своего отца – преданного солдата и показала силу характера, спасая Гринева.
Проблемный вопрос:
Дайте аргументированный ответ, какая мысль романа вам кажется самой важной и почему.
Подведение итогов:
Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.
Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать?
Загадки жанра произведения, характера героев: Маши Мироновой, Пугачева, Гринева; учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.
Таким образом, загадки романа – это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.