Урок-игра в 6-м классе. Н.В. Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Разделы: Литература


Цель: выявить знатока творчества Н.В. Гоголя.

Тип урока: урок-игра, урок-соревнование.

В основу урока положен принцип игры «Поле чудес».

Предварительная работа.

1. Чтение повестей Н.Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
2. Просмотр кинофильма «Ночь перед Рождеством».
3. Работа творческой группы. Актеры. Репетиции отрывков.
4. Распределение на команды: а) участников; б) зрителей.

ХОД УРОКА

Класс оформлен в украинском стиле. На магнитной доске – репродукция с картины Т.Шевченко «Катерина». Ребята наряжены в национальные украинские костюмы.

I. Слово учителя

«Как изумились мы русской книге, которая заставила нас смеяться… все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего, этим свежим картинам малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой. Мы так были благодарны молодому автору».

А.С. Пушкин

Учитель показывает на портрет Н.В.Гоголя.

II. Ролевая игра

Рудный Панько приглашает всех в Диканьку «Это что за невидаль: «Вечера на хуторе близ Диканьки»? Что это за «Вечера»?
… у нас, на хуторах, водится издавна: как только окончатся работы в поле, мужик залезет отдыхать на всю зиму на печь… – тогда, только вечер, уже наверно где-нибудь в конце улицы брезжит огонек, смех и песни слышатся издалеча, бренчит балалайка, а подчас и скрыпка, говор, шум… Это у нас вечерницы!... подымется крик, … пойдут танцы и заведутся такие штуки, что и рассказать нельзя.
… как будете, господа, ехать ко мне, то прямехонько берите путь по столбовой дороге на Диканьку. … Приехавши же в Диканьку, спросите…: «А где живет пасичник Рудый Панько?»
– А вот там!..
Зато уж как пожалуете в гости, то дынь подадим таких, каких вы отроду, может быть, не ели; а меду …лучшего не сыщете на хуторах…А какими пирогами накормит моя старуха! Что за пироги, если б вы только знали: сахар, совершенный сахар!  А масло так вот и течет по губам, когда начнешь есть… Пили ли вы когда-либо, господа, грушевый квас с терновыми ягодами или варенуху с изюмом и сливами? Или не случалось ли вам подчас есть путрю с молоком? Боже ты мой, каких на свете нет кушаньев!.. Приезжайте только, приезжайте поскорей…».

III. Инсценировка отрывков

1. «Ночь перед Рождеством» (Оксана и Вакула).

Оксана. Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша?
…до слов:
Оксана. Достань, кузнец, царицыны черевички, выйду за тебя замуж.

2. «Майская ночь, или Утопленница» (Ганна и Левко)

Левко. Галю! Галю! Нет, видно крепко заснула моя ясноокая красавица!
…до слов:
Левко. …Прощай, Галю! Спи спокойно; да не думай об этих бабьих выдумках!

3. «Сорочинская ярмарка». Глава IV (Черевик и Хивря)

Звучит гопак.

Черевик. Ну, жинка! а я нашел жениха дочке!
…до слов:
Черевик. Туда к черту! Вот тебе и свадьба!

IV. Игра-соревнование

1. Отрывки из каких повестей вы сейчас увидели? (Каждая команда дает свой ответ)

Вопросы к первой команде:

– Как называются ленты на голове у девушки? (Стрички)
– Как называется мужик на Украине (Кацап)

Вопросы ко второй команде:

– Как называется небольшой свадебный хлеб? (Шишка)
– Как называют обозника на Украине? (Чумак)

2. Игра со зрителями

Вопросы к первой команде:

– Что такое синица? (Ассигнация синего цвета в пять рублей)
– Назовите имя девушки, ради которой Петро продал душу Басаврюку? (Пидорка)

Вопросы ко второй команде:

– Кто такой москаль? (Московский мужик)
– Назовите имя парубка, который залепил мачехе Параски ком земли в лицо. (Грицко)

3. Игра на победителя

– Как называется женский головной убор? (Кораблик)

4. Суперигра.

– Как называются деньги, червонцы?  (Цацки)

Возможен другой вопрос для суперигры:

– Кто последним пришел к Солохе? (Свербыгуз)

V. Итог урока

Объявляются победители:

а) из команды актеров;
б) из команд-участниц игры;
в) из команд зрителей.

Объявляется победитель суперигры. Вручаются сувениры и сладкие призы.