Цели урока:
- Познакомить учащихся с содержанием стихотворения “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”, дать ему лингвистическую характеристику, познакомить с лексическим составом слов, лингвистическим своеобразием.
- Провести сравнительный анализ со стихотворением “Памятник” Горация и “Памятник” Г.Р.Державина.
- Закреплять навыки практической работы со словарями.
- Воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина.
Оборудование: фотография “Александрийский столп”, толковый словарь Ожегова, словарь синонимов, словарь антонимов, словарь иностранных слов, раздаточный материал (тексты стихотворений “Памятник” Горация, Державина), портрет Горация.
Ход урока
I. Сообщение темы урока и его задач.
1.Выяснение значения слова “памятник”.
а) Где вы встречали памятники?
б) Какие памятники есть у нас в селе?
в) Что обозначает слово памятник?
(Точное значение слова выясняем в толковом словаре Ожегова)
Памятник – это скульптурное или архитектурное изображение в память о выдающихся людях или событиях.
Вопрос: Сколько значений у слова “памятник”? (многозначное)
II.
Чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (читает подготовленный ученик).
III.
Повторение изученного материала.- Что такое стих?
- Что такое строфа?
- Какая в стихотворении “ Памятник” А.С.Пушкина рифма? Какие рифмы вы ещё знаете?
IV.
Работа над языком стихотворения “Памятник”1.Чтение учителем 1 строфы стихотворения наизусть.
Учитель:
1) В первой строфе встретилось слово
“нерукотворный”, что оно обозначает?
2)Что такое Александрийский столп?
2. Рассказ учителя истории об истории открытия Александровской колонны.
Александровский Столп был возведён в 1834 году в центре Дворцовой площади в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Ришаром Монфераном по заказу императора Николая I в память о победе его старшего брата - императора Александра I над Наполеоном. Монферан создал монумент, представляющий из себя огромную колонну из розового гранита, стоящую на гранитном пьедестале. Венчает колонну скульптура работы Орловского, изображающая позолоченного ангела с лицом Александра I. В левой руке ангел держит крест, а правую воздевает к небу.
Высота Столпа вместе со статуей – 47,5 метра, диаметр Столпа – 3,66 метра. Пьедестал колонны с четырёх сторон украшен бронзовыми барельефами с орнаментами из воинских доспехов, а также аллегорическими изображениями побед русского оружия. Отдельные барельефы изображают древнерусские кольчуги, шишаки и щиты, хранящиеся в оружейной палате в Москве, а также шлемы Александра Невского и Ермака.
Гранитный монолит, послуживший основой для создания колонны, был добыт в одном из карьеров около Выборга и перевезён в 1832 году на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт – Петербурге, где и подвергся дальнейшей обработке. Для установки колонны в вертикальном состоянии на площади были привлечены силы 2000 солдат и 400 рабочих.
Александрийский столп является чудом инженерного расчёта. Вот уже более 150 лет он стоит ничем не закреплённый, удерживаемый в вертикальном состоянии исключительно тяжестью собственного веса, составляющего 600 тонн. В первые годы после его возведения жители столицы испытывали опасения: а вдруг колонна однажды упадёт. Чтобы разубедить их, Монтеран завёл себе привычку каждый день начинать с прогулки под колонной и совершал их почти до самой смерти.
Блицвопрос: Верите ли вы, что Александровская колонна была поставлена за 2 часа и никак не закреплена? (Да, поднимали колонну с помощью специальной системы лесов и лебёдок, изобретённой Бетанкуром А. А. Держится она только благодаря собственной тяжести и точным инженерным расчётам.)
3. Дополнение учителя литературы.
Сначала Александрийский столп назывался Александровская колонна. Почему же Пушкин написал Александрийский столп? Стихотворение им написано за год до смерти и вовсе не для печати. Отношения с правительством были напряжённые. А так он замаскировал слишком откровенный характер своего стихотворения, ведь это был открытый вызов царю. В день открытия 28.10. 1934 года Пушкина не было в Санкт- Петербурге, он уехал за 5 дней до события, чтоб не присутствовать и не видеть, как раболепствуют его некоторые товарищи. Александрийская колонна существует, но не в Петербурге, а в Александрии (Рим), воздвигнута в честь Помпея (римского императора) и называется Помпеева колонна.
Вопрос: Какие слова в 1 строфе говорят, что Пушкина не сломили царь и его окружение?
4. Повторение знаний по русскому языку.
Работа учащихся в группах над лексическим значением слов. (Учащиеся работают группами по словарю Ожегова, значение слов записывают в тетрадь)
1 группа: прах, тленье, подлунном, доколь, хвалу,
приемли;
2 группа: сущий, калмык, пиит, любезен, муза;
3 группа: лирой, милость, падшим, венец;
Вопросы:
- Какие слова называются устаревшими? Найдите их (доколь, пиит, сущий, приемли)
- Какие слова называются однозначными, многозначными? Найдите их.
- Что такое метафора? Найдите метафоры в стихотворении.
- Что такое омонимы? Найдите их.
- Найдите синонимы в словаре синонимов к словам: [2]
1 группа: тропа (путь, дорога), воздвиг (построил, соорудил)
2 группа: вознесся (поднялся, взлетел)
3 группа: тленье (гниение, разрушение)
- Что такое эпитеты? Найдите их (главою непокорной, добрые чувства, заветная лира) Обозначить главное слово, определить вид связи
- Что такое антонимы? Найдите антонимы в последней строфе (хвала и клевета).
- Что такое морфема? Сделать морфемный разбор слов нерукотворный, милость, памятник. Одинаков ли состав слов?
- Найдите глаголы повелительного наклонения в 5 строфе (будь, приемли, не оспоривай).
V.
Сравнение стихотворения А.С.Пушкина “Памятник” с переделанными строками В.А.Жуковского:1 строфа: …Наполеонова Столпа
4 строфа: И долго буду тем народу я любезен,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что прелестью живой стихов я был полезен…(смягчил перед царём)
Вопрос: Каких мыслей Пушкина лишается переделка В.А.Жуковского? [1]
VI.
Сравнение стихотворений Квинта Горация Флакка, Г.Р. Державина и А.С.Пушкина.1) Рассказ учащегося о Горации. [3]
2) Чтение учащимися стихотворения Горация
“Памятник”.
Вопрос: Что общего в стихотворениях? (Тема, идея, количество строф, герой – поэт, композиция). [1]
VII. Задание на дом.
Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”.
VIII. Подведение итога урока.
Учитель: Стихотворение “Памятник” есть у 3 поэтов. Назовите их фамилии и инициалы.
Вопросы:
- Знал ли А.С.Пушкин о существовании первых 2 стихотворений?
- Почему к А.С.Пушкину не зарастает народная тропа?
- О каком памятнике идёт речь в стихотворении А.С.Пушкина?
- О чём мечтает каждый из поэтов?
IX.
Демонстрация памятников А.С.Пушкину. (В Москве, в Санкт – Петербурге, в Болдино, в Старом Осколе).Использованная литература:
- Беленький Г.И. Читаем. Думаем. Спорим. Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе.9 класс. М., “Просвещение”, “Учебная литература”,1996.С.110-117.
- Журнал “Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины”. Методический журнал Министерства народного образования Украины. № 12.1991 С.23-26.
- Прохоров А.М.Советский энциклопедический словарь. Издание третье.М., “Советская энциклопедия”, 1985.С.322.