Образ главного героя в романе И.Гончарова "Обломов". Понятие "обломовщина". 10 класс

Разделы: Литература


…капитальная вещь, какой равных давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова: перечитываю его еще раз: но что приятнее ему будет – это то, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временный в настоящей публике.

Л. Толстой.

Обломова изучил и узнал целый народ, по преимуществу богатый обломовщиной, - мало того, что узнал, но полюбил его всем сердцем, потому что невозможно узнать Обломова и не полюбить его глубоко.

А. Дружинин.

Задача: выявить причины, условия появления “обломовщины”, причины, которые сгубили главного героя, мотивы жизненной апатии героя и сопоставить развитие образа, черт характера Обломова с известными в русской литературе типами.

Цели:

Образовательные: помочь учащимся осмыслить образ героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной. Осознать истоки русского национального характера, его особенности. Подвести к обобщению, “что такое обломовщина”.

Развивающие: развитие навыка самостоятельного подхода к анализу произведения литературы; пробудить интерес к исследовательской деятельности, творческому осмыслению исторической действительности; формирование навыков ведения дискуссии, умения убеждать, уважать мнение собеседника; развитие речи (диалога, монолога), развитие навыков самоанализа; развитие способности к творчеству.

Воспитательные: воспитание высокого чувства самосознания своей принадлежности к русскому народу, гордости за свой народ; воспитание у учащихся самостоятельности, активности, умения сотрудничать с другими при выполнении общего задания, формирование социальных качеств учащихся.

Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся

Знания, на которые нацелен результат: культура и история XXI века, характеристика личности.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

1.Стенгазета “История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа…” М.Ю. Лермонтов.
2. Стенгазета “В них сквозит много близкого и разного автору…” (Симбирские прототипы И.А. Гончарова.)
3. Портрет И. А. Гончарова.
4. Раздаточный материал с заданиями по группам.
5. Роман И. А. Гончарова “Обломов”.
6. Индивидуальные карточки с высказываниями русских критиков о романе.

Интерпретация статей:

Вариант № 1

Н. А. Добролюбов писал о герое романа Гончарова “Обломов”: В типе Обломова и во всей этой обломовщине вы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени…

Как вы понимаете слова критика, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.

Вариант № 2

Д. И. Писарев писал о герое романа И. А. Гончарова: Люди, подобные Обломову, суть “… неизбежные явления переходной эпохи; они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской, и не могут решительно шагнуть из одной в другую. В этой нерешительности, в этой борьбе двух начал заключается драматичность их положения”.

Как вы понимаете слова критика, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.

Вариант № 3

Н. А. Добролюбов писал о герое романа Гончарова “Обломов”:  В чем заключается главные черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития…

Как вы понимаете слова критика, согласны ли с ним?

Ход урока.

1. Запись темы урока.

Дается задание: выбрать и записать эпиграф (высказывание Л. Толстого или А.Дружинина), выбор обосновать. Проверка – в конце урока.

2. Слово учителя.

“Когда на душе Обломова было спокойно и тихо, когда жизнь его не трогала и Штольц не звал к деятельности, вставая с постели, он, не глядя, привычным движением попадал ногами прямо в туфли”. Но в нем пробудились сомнения, заговорило раскаяние. “Теперь или никогда!”, “Быть или не быть!”- рассуждает он. И вот Илья Ильич “приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю и сел опять”.

Каждый из характеров, созданных Гончаровым, - идеальное обобщение человеческой природы. Скрытая идея поднимает на недостижимую высоту мелкие подробности быта, делает их прекрасными и ценными.

Гончаров показывает нам не только влияние характера на среду, на все мелочи бытовой обстановки, но и обратно – влияние среды на характер.

Чем же интересен для нас образ главного героя романа? Жизнь и судьба И. И. Обломова заставляет размышлять о сложнейших вопросах свободы воли и необходимости жить “как нужно” или “как хочу”? Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от нее, не съеживался от ее прикосновений? В чем залог полноценного, деятельного бытия? Или жизнь и угасание Обломова – это допустимый, возможный, законный ее вариант? Роман не дает прямых ответов на эти вопросы. Но подробный и неторопливый рассказ о жизни человеческой будит сознание, тревожит чувства. Вспомним по этому поводу замечательную Лермонтовскую фразу: “История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа…”. Для чего приходит в этот мир человек, в чем смысл его жизни? Попытайтесь ответить на этот вопрос.

Любая эпоха, любой народ ищут свой путь и свои ответы на вопросы предназначения и национальной самоидентификации человека. В романе “Обломов”, автор пытается выявить корни национального характера, осмыслить особенности национальных черт и подходов к жизни и ответить на вечные вопросы с позиций русских людей.

Перед тем, как приступить к работе в группах и выяснить условия появления “обломовщины”, причин, которые сгубили главного героя; выслушайте сообщения учащихся по статье Д. С. Лихачева “О национальном характере русских”.

Д. С. Лихачев (1906 – 1999) “О национальном характере русских”:

“Бессмысленно спорить о том, что принадлежит ли Россия Европе или Азии. К сожалению, этот вопрос изредка поднимается в Германии, Польше или других ближайших к нам странах, в которых наблюдалась определенная склонность изобразить себя пограничными стражами Европы. Русская культура распространяется на огромную территорию. Эта культура едина.

Русская культура – культура универсальная и терпимая к культурам других народов. Она всегда в своей глубочайшей основе предана идее свободы личности.

Большинство людей на Западе до сих пор убеждены, что русским свойственна не только терпимость, но и терпение, а вместе с тем – покорность, безличность, низкий уровень духовных запросов. Нет, нет, нет! Русским свойственно стремление к воле.

Одна черта, замеченная давно, действительно, составляет несчастье русских: это во всем доходить до крайностей, до пределов возможного.

…Петр Великий перенес столицу государства на самый опасный рубеж - к морю. Столица – на самой границе огромной страны – думаю, это единственный случай в мировой истории. А что говорить о многочисленных монастырях, которые все время двигались дальше и дальше в леса и на острова к студеному морю.

Хорошо это или плохо? Не берусь судить. Но что Россия из – за этой своей черты всегда находилась на грани чрезвычайной опасности – это, вне всякого сомнения, как и то, что в России не было счастливого настоящего, а только заменяющая его мечта о счастливом будущем.

Черт русского национального характера очень много. Существование их непросто доказать, особенно если каждой черте противостоят как некие противовесы и другие черты: щедрости – скупость (часто неоправданная), доброте – злость (опять таки неоправданная), любви к свободе – стремление к деспотизму …

Надо понять черты русского характера. Правильно направленные, эти черты - бесценное свойство русского человека”.

3. Далее работа по группам (5- 6 человек), время – 15 минут.

В каждой группе выбирается ответственный и учащийся, записывающий на доске привлекательные черты характера героя, его слабости.(Сопоставительная характеристика Обломова и Щтольца).

4. Заполняется таблица

   

Привлекательные черты

Слабости

   

Обломов

Штольц

Обломов

Штольц

1.

Образ жизни

       

2.

Отношения в семье

       

3.

Образование

       

4.

Поведение в обществе и на службе

       

5

Восприятие любви.

       

5. Итог урока.

Выступающий от каждой группы отвечает на вопрос: что же победит в Обломове- жизненные, деятельные начала или сонная “обломовщина”?

При ответе анализируется таблица. Учитываются мнения групп: кто вам ближе из героев: Обломов или Штольц? Кто из героев вам понравился?

Оценки получает вся группа.

6.

Каждому из учащихся даны высказывания критиков о романе. Как вы понимаете слова критика, согласны ли с ним. Обоснуйте свою точку зрения.

7. Домашнее задание.

Создание проектов учащимися: графическая схема “Восхождение к дивану”, “Проект сценария 1 части фильма”, эскизы к 1 части.