…капитальная вещь, какой равных давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова: перечитываю его еще раз: но что приятнее ему будет – это то, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временный в настоящей публике.
Л. Толстой.
Обломова изучил и узнал целый народ, по преимуществу богатый обломовщиной, - мало того, что узнал, но полюбил его всем сердцем, потому что невозможно узнать Обломова и не полюбить его глубоко.
А. Дружинин.
Задача: выявить причины, условия появления “обломовщины”, причины, которые сгубили главного героя, мотивы жизненной апатии героя и сопоставить развитие образа, черт характера Обломова с известными в русской литературе типами.
Цели:
Образовательные: помочь учащимся осмыслить образ героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной. Осознать истоки русского национального характера, его особенности. Подвести к обобщению, “что такое обломовщина”.
Развивающие: развитие навыка самостоятельного подхода к анализу произведения литературы; пробудить интерес к исследовательской деятельности, творческому осмыслению исторической действительности; формирование навыков ведения дискуссии, умения убеждать, уважать мнение собеседника; развитие речи (диалога, монолога), развитие навыков самоанализа; развитие способности к творчеству.
Воспитательные: воспитание высокого чувства самосознания своей принадлежности к русскому народу, гордости за свой народ; воспитание у учащихся самостоятельности, активности, умения сотрудничать с другими при выполнении общего задания, формирование социальных качеств учащихся.
Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся
Знания, на которые нацелен результат: культура и история XXI века, характеристика личности.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:
1.Стенгазета “История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа…” М.Ю. Лермонтов.
2. Стенгазета “В них сквозит много близкого и разного автору…” (Симбирские прототипы И.А. Гончарова.)
3. Портрет И. А. Гончарова.
4. Раздаточный материал с заданиями по группам.
5. Роман И. А. Гончарова “Обломов”.
6. Индивидуальные карточки с высказываниями русских критиков о романе.
Интерпретация статей:
Вариант № 1
Н. А. Добролюбов писал о герое романа Гончарова “Обломов”: В типе Обломова и во всей этой обломовщине вы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени…
Как вы понимаете слова критика, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.
Вариант № 2
Д. И. Писарев писал о герое романа И. А. Гончарова: Люди, подобные Обломову, суть “… неизбежные явления переходной эпохи; они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской, и не могут решительно шагнуть из одной в другую. В этой нерешительности, в этой борьбе двух начал заключается драматичность их положения”.
Как вы понимаете слова критика, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.
Вариант № 3
Н. А. Добролюбов писал о герое романа Гончарова “Обломов”: В чем заключается главные черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития…
Как вы понимаете слова критика, согласны ли с ним?
Ход урока
.1. Запись темы урока.
Дается задание: выбрать и записать эпиграф (высказывание Л. Толстого или А.Дружинина), выбор обосновать. Проверка – в конце урока.
2. Слово учителя.
“Когда на душе Обломова было спокойно и тихо, когда жизнь его не трогала и Штольц не звал к деятельности, вставая с постели, он, не глядя, привычным движением попадал ногами прямо в туфли”. Но в нем пробудились сомнения, заговорило раскаяние. “Теперь или никогда!”, “Быть или не быть!”- рассуждает он. И вот Илья Ильич “приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю и сел опять”.
Каждый из характеров, созданных Гончаровым, - идеальное обобщение человеческой природы. Скрытая идея поднимает на недостижимую высоту мелкие подробности быта, делает их прекрасными и ценными.
Гончаров показывает нам не только влияние характера на среду, на все мелочи бытовой обстановки, но и обратно – влияние среды на характер.
Чем же интересен для нас образ главного героя романа? Жизнь и судьба И. И. Обломова заставляет размышлять о сложнейших вопросах свободы воли и необходимости жить “как нужно” или “как хочу”? Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от нее, не съеживался от ее прикосновений? В чем залог полноценного, деятельного бытия? Или жизнь и угасание Обломова – это допустимый, возможный, законный ее вариант? Роман не дает прямых ответов на эти вопросы. Но подробный и неторопливый рассказ о жизни человеческой будит сознание, тревожит чувства. Вспомним по этому поводу замечательную Лермонтовскую фразу: “История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа…”. Для чего приходит в этот мир человек, в чем смысл его жизни? Попытайтесь ответить на этот вопрос.
Любая эпоха, любой народ ищут свой путь и свои ответы на вопросы предназначения и национальной самоидентификации человека. В романе “Обломов”, автор пытается выявить корни национального характера, осмыслить особенности национальных черт и подходов к жизни и ответить на вечные вопросы с позиций русских людей.
Перед тем, как приступить к работе в группах и выяснить условия появления “обломовщины”, причин, которые сгубили главного героя; выслушайте сообщения учащихся по статье Д. С. Лихачева “О национальном характере русских”.
Д. С. Лихачев (1906 – 1999) “О национальном характере русских”:
“Бессмысленно спорить о том, что принадлежит ли Россия Европе или Азии. К сожалению, этот вопрос изредка поднимается в Германии, Польше или других ближайших к нам странах, в которых наблюдалась определенная склонность изобразить себя пограничными стражами Европы. Русская культура распространяется на огромную территорию. Эта культура едина.
Русская культура – культура универсальная и терпимая к культурам других народов. Она всегда в своей глубочайшей основе предана идее свободы личности.
Большинство людей на Западе до сих пор убеждены, что русским свойственна не только терпимость, но и терпение, а вместе с тем – покорность, безличность, низкий уровень духовных запросов. Нет, нет, нет! Русским свойственно стремление к воле.
Одна черта, замеченная давно, действительно, составляет несчастье русских: это во всем доходить до крайностей, до пределов возможного.
…Петр Великий перенес столицу государства на самый опасный рубеж - к морю. Столица – на самой границе огромной страны – думаю, это единственный случай в мировой истории. А что говорить о многочисленных монастырях, которые все время двигались дальше и дальше в леса и на острова к студеному морю.
Хорошо это или плохо? Не берусь судить. Но что Россия из – за этой своей черты всегда находилась на грани чрезвычайной опасности – это, вне всякого сомнения, как и то, что в России не было счастливого настоящего, а только заменяющая его мечта о счастливом будущем.
Черт русского национального характера очень много. Существование их непросто доказать, особенно если каждой черте противостоят как некие противовесы и другие черты: щедрости – скупость (часто неоправданная), доброте – злость (опять таки неоправданная), любви к свободе – стремление к деспотизму …
Надо понять черты русского характера. Правильно направленные, эти черты - бесценное свойство русского человека”.
3. Далее работа по группам (5- 6 человек), время – 15 минут.
В каждой группе выбирается ответственный и учащийся, записывающий на доске привлекательные черты характера героя, его слабости.(Сопоставительная характеристика Обломова и Щтольца).
4. Заполняется таблица
Привлекательные черты |
Слабости |
||||||
Обломов |
Штольц |
Обломов |
Штольц |
||||
1. |
Образ жизни |
||||||
2. |
Отношения в семье |
||||||
3. |
Образование |
||||||
4. |
Поведение в обществе и на службе |
||||||
5 |
Восприятие любви. |
5. Итог урока.
Выступающий от каждой группы отвечает на вопрос: что же победит в Обломове- жизненные, деятельные начала или сонная “обломовщина”?
При ответе анализируется таблица. Учитываются мнения групп: кто вам ближе из героев: Обломов или Штольц? Кто из героев вам понравился?
Оценки получает вся группа.
6.
Каждому из учащихся даны высказывания критиков о романе. Как вы понимаете слова критика, согласны ли с ним. Обоснуйте свою точку зрения.
7. Домашнее задание.
Создание проектов учащимися: графическая схема “Восхождение к дивану”, “Проект сценария 1 части фильма”, эскизы к 1 части.