Тема урока: «Волшебная сказка. Волшебная цифра
Цели:
- раскрыть волшебную роль цифр в сказках;
- выявить лучшего знатока сказок;
- выявить лучшего математика.
Тип урока: интегрированный: литература + математика, урок в «чужом» классе.
Подготовительный этап.
1. Прочитать волшебные сказки.
2. Разбиться на группы: актёры (репетиции
театральных отрывков), художники, оформители,
фотограф.
ХОД УРОКА
Класс красиво и празднично оформлен рисунками к сказкам. На доске – яркие цветные цифры. У доски парта для занятий Мальвины с Буратино.
Первый вариант:
Детям до урока раздаются листы бумаги, на которых они пишут свою фамилию и имя, и заполняют ответы на вопросы во время урока: автор сказки, её название, число – ответ.
Второй вариант:
Вместо листов за каждый правильный ответ
выдается открытка – жетон, с надписью
«Победителю», которые считаются в конце урока.
Урок проводится на площадке «чужого» класса,
поэтому рекомендуем пятиклассникам иметь
бейджики.
Волшебные сказки, волшебные мысли,
Волшебные звуки, волшебные числа…
I. Вступительное слово Феи Сказки
– Ребята! Мы сегодня собрались с вами на очень необычный урок. Он будет посвящён сказке. На уроках литературы мы прочитали много волшебных сказок и узнали, что большую роль в сказках играют волшебные предметы. Какие? Назовите их (яблоко, зеркало, колечко, туфелька и т.д.). Но кроме волшебных предметов в сказках встречается много … об этом загадка.
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
– Что это за братья? Это – цифры.
– Наш сегодняшний урок посвящён роли волшебных
цифр в сказках. А необычный он потому, что его
проведут не учителя, а Феи. Фея Сказки и Фея Цифр
(Чисел).
II. Творческие задания (проводит Фея Сказки)
– В названиях каких сказок встречаются цифры? («3 апельсина», «3 орешка для Золушки», «3 поросёнка», «3 медведя», Ю. Олеша «3 толстяка», С. Маршак «12 месяцев», Зденек Слабый «3 банана, или Петр на сказочной планете», В. Катаев «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», Г. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Али – баба и сорок разбойников».)
– Как звучит цифровое начало сказки? («В тридевятом (тридесятом) царстве, в тридевятом (тридесятом) государстве…»)
III. Викторина по сказкам
Вопросы Феи Сказок сопровождаются иллюстрациями или рисунками учащихся к данной сказке.
- А. С. Пушкин:
- Сколько лет жили старик со старухой в своей землянке «у самого синего моря»? (33)
- Сколько раз приплывала рыбка к старику? (6)
- Сколько братьев – богатырей было у царевны – лебедь? (33)
- Сколько раз князь Гвидон летал к отцу? (3)
- Сколько раз приплывали заморские гости к острову князя Гвидона «в царство славного Салтана»? (3)
- Сколько раз злая царица спрашивала зеркальце о своей красоте? (5)
- А. Волков «Волшебник Изумрудного города»
- Сколько желаний было у Страшилы? (3)
- Сколько волшебных стран прошла Элли? (5)
- Дж. Родари «Приключения Чиполлино»
- Сколько братьев и сестёр было у Чиполлино? (7)
- Ш. Перро. Сказки.
- Сколько лет длился сон спящей красавицы? (100)
- Сколько ударов пробили часы, когда Золушка была на балу? (12)
- В. Гауф «Карлик Нос»
- Сколько лет в услужении у старухи провёл Карлик Нос? (7)
- Г. Х. Андерсен. Сказки.
- Сколько пуховиков и тюфяков положила королева на горошину? (20+20)
- Сколько оловянных солдатиков было в коробке? (25)
- Сколько братьев было у Элизы? (11)
- Сколько собак увидел солдат в подземелье? (3)
IV. Инсценированные отрывки «Занимательная арифметика»
а) А. Толстой. «Приключения Буратино»
Мальвина: Мы займёмся арифметикой. У
вас в кармане два яблока.
Буратино: Врёте, ни одного.
Мальвина: Я говорю, предположим, что у
вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно
яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
Буратино: Два.
Мальвина: Подумайте хорошенько.
Буратино: Два.
Мальвина: Почему?
Буратино: Я же не отдам некту яблоко,
хоть он дерись!
б) В. Губарев «Королевство кривых зеркал»
Топсед: На 100 площадях по 100 зеркал.
Сколько же это будет всего зеркал?
Оля: 10000.
в) Слабый «Три банана, или Пётр на сказочной планете»
Тау решал примеры.
3 + 2 = 6 6 + 5 =12 |
12 + 1 = 14 14 + 4 = 19 |
19 + 6 = 27 27 + 9 = 45 |
Исправьте ошибки Тау.
V. Шуточные вопросы
Задаёт Фея Цифр.
– Какую денежку в поле нашла Муха – Цокотуха? (1
копеечку, ребята могут назвать любую монету)
– А теперь, решив данные примеры, вы узнаете, о
каком персонаже мы поговорим дальше.
1) 364 +36;
2) 527 – 27;
3) 100 * 54;
4) 428 : 2;
5) 12000 : 30;
6) 700 – 40;
7) 20 * 25;
8) 7000 : 100;
9) 350 + 420;
10) 430 – 5
11) 60 * 90
12) 15000 : 30;
13) 10 * 40.
Б |
У |
К |
Н |
О |
Ё |
Г |
Р |
770 |
425 |
400 |
5400 |
500 |
214 |
660 |
70 |
– Молодцы ребята! Правильно! Это – Конёк-Горбунок. А теперь ответьте на следующий вопрос: Конёк-Горбунок был ростом 3 вершка. Какого он был роста, если вершок 44 мм? (44 мм * 3 = 132 мм = 13 см 2 мм)
VI. Весёлая таблица умножения из сказки Дж. Родари «Как придумывают числа»
Читает Фея Цифр, а ответы по очереди дают дети.
Трижды один – Паолина и Мартин!
Трижды два – вкусная халва!
Трижды три – нос скорей утри!
Трижды четыре – шоколад, вкуснейший в мире!
Трижды пять – ошибся опять!
Трижды шесть – я хочу есть!
Трижды семь – никогда суп не ем!
Трижды восемь – милости просим!
Трижды девять – мир слезам не верит!
Трижды десять – ничего не весят!
VII. Многоногая загадка
Читает Фея Цифр.
Две ноги на трёх ногах,
А четвёртая в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с одною убежали.
Подскочили две ноги,
Ухватили три ноги,
Закричали на весь дом –
Да тремя по четырём!
Но четыре завизжали
И с одною убежали.
К. Чуковский
– Сколько было ног и у кого? (Две – у мальчика, три – у табуретки, четыре – у собаки, одна – куриная нога.)
VIII. Творческое задание: «Смешные названия сказок»
Проводит Фея Сказок.
Задание классу: вспомнить правильное название сказки.
Смешное название |
Правильное название |
а) Лампочка Ряба |
Курочка Ряба |
а) Рябенький принц |
Маленький принц |
Кладовая колодца |
Кладовая солнца |
Тёплый хлев |
Тёплый хлеб |
12 сорванцов |
12 месяцев |
Сурепка |
Репка |
Горячий пламень |
Горячий камень |
Златосказка |
Златовласка |
Серебряное корытце |
Серебряное копытце |
Мальчик Хоттабыч |
Старик Хоттабыч |
Золотой корешок |
Золотой петушок |
Синяя волчица |
Синяя птица |
Мальчик-маяк |
Мальчик-звезда |
Золотой замочек |
Золотой ключик |
Волк и семеро утят |
Волк и семеро козлят |
Спящая луковица |
Спящая красавица |
Красная кепочка |
Красная шапочка |
Руслан и Мальвина |
Руслан и Людмила |
Рыбак и батрачка |
Рыбак и рыбачка |
Крошечка-Терёшечка |
Крошечка-Хаврошечка |
Приключения Карантино |
а) Приключения Буратино |
Али Бах-Бах и сорок разбойниц |
Али-Баба и сорок разбойников |
Свинопляс |
Свинопас |
Маленький Сук |
Маленький Мук |
Принцесса на бобах |
Принцесса на горошине |
Гадкий телёнок |
Гадкий утёнок |
Золотой груздь |
Золотой гусь |
Бегунок |
Колобок |
Алёнушка и козлик Иванушка |
Аленушка и братец Иванушка |
Конёк-Прыгунок |
Конёк-Горбунок |
Цветик-лепесток |
Цветик-семицветик |
Пятеро из одного совка |
Пятеро из одного стручка |
Оловянный пузатик |
Оловянный солдатик |
Босоножка и семь хулиганов |
Белоснежка и семь гномов |
Бременские негритята |
Бременские музыканты |
Карлик хвост |
Карлик Нос |
Айкричит |
Айболит |
Трое из Морковкино |
Трое из Простоквашино |
Аленький песочек |
Аленький цветочек |
Мальчик с мизинец |
Мальчик с пальчик |
Кот в ботфортах |
Кот в сапогах |
Волшебная папка Алладина |
Волшебная лампа Алладина |
Царевна-квакушка |
Царевна-лягушка |
Ёжик в капкане |
Ёжик в тумане |
Краденое оконце |
Краденое солнце |
Три косяка |
Три толстяка |
Золотая зыбка |
Золотая рыбка |
Дикие вредители |
Дикие лебеди |
Снежная мегера |
Снежная королева |
Подземное коварство |
Подземное царство |
Королевство косых зеркал |
Королевство кривых зеркал |
Волшебник изуродованного города |
Волшебник изумрудного города |
Крыса в стране чудес |
Алиса в стране чудес |
Огород мастеров |
Город мастеров |
Сугробочка |
Снегурочка |
Шпаргалочка |
Русалочка |
Волк и Краса |
Волк и Лиса |
Зубастик |
Щелкунчик |
Рикки с петушком |
Рикки с хохолком |
Поводок в табакерке |
Городок в табакерке |
Холодок |
Морозко |
Голый пароль |
Голый король |
Орлиная шкура |
Ослиная шкура |
Синяя сковорода |
Синяя борода |
Шмакодявочка |
Дюймовочка |
Приключения жёлтого вулканчика |
Приключения жёлтого чемоданчика |
Вини-Пух и те-те-те |
Вини-Пух и вс-все-все |
Хрустальный хомячок |
Хрустальный башмачок |
Иван-царевич и Серый Смог |
Иван-царевич и Серый Волк |
Скелет Бессмертный |
Кощей Бессмертный |
Храбрый дворняжка |
Храбрый портняжка |
Каменный свисток |
Каменный цветок |
Хозяйка вредной горы |
Хозяйка медной горы |
Малахитовая каталка |
Малахитовая шкатулка |
Правша |
Левша |
Сказка о затерянном времени |
Сказка о потерянном времени |
Баба-Нога |
Баба-Яга |
IX. Итог урока
Инсценировка (или выразительное чтение Феей
Сказок) стихотворения С. Маршака «Про одного
ученика и 6 единиц».
Фея Сказки задает итоговый вопрос классу:
«Какова же роль волшебных цифр в сказках?»
Фея Цифр и ребята-консультанты из старших
классов осуществляют проверку работ или подсчёт
жетонов «Победителю» и объявляют победителя.