Оборудование и оформление зала.
Стенды:
- «Вами, россиянки, дорожу – вашей вечной славою солдатской».
- «Заговорили семейные альбомы».
Выставка книг под рубриками: «Память и поэзия продолжают свой долгий путь», «Правда сущая, в душу бьющая», «Поэзия моя, ты – из окопа».
Выставка документов: фотодокументы; «письма-треугольники»; ксерокопии страниц книги «Память» (хранится в областном краеведческом музее), где говорится о подвигах родственников студентов ТПТ; записи интервью с ветеранами войны, родственницами студентов. («Я прошел по той войне», «Не лечит время ран», «Они прикрыли жизнь собою», «Высокое счастье Победы»).
Выставка репродукций картин о войне под рубриками: «Я участник большого огня», «Обвиняем фашизм». (Приложение 1)
Выставка творческих работ студентов: конкурсных сочинений, отзывов о книгах, бюллетеней, стенгазет, рефератов, альбомов, рисунков. Рукописи сборников лучших сочинений уч-ся «Прикоснись к Победе», «Славя весну и Победу».
Аудиозаписи песен военных лет, фрагментов Седьмой симфонии Д. Шостаковича, «Реквиема» Моцарта, «Вокализа» С.В. Рахманинова, сообщений Совинформбюро.
Кадры кинохроники о войне, презентация «У войны не женское лицо».
Воздушные шары (наполненные гелием) со словами благодарности для вручения гостям и шары со стихотворными строками (шары свисают с потолка зала).
Белые «журавлики» (около 300 шт. Их будут выпускать в композиции дважды).
Метроном, свечи.
Плакаты:
«В глубоком, философски точном анализе духовно-нравственных последствий нацизма заключается непреходящая ценность «военных» повестей В. Быкова, книг В. Семина, К. Воробьева, В. Кондратьева и других прозаиков. Их книги – это не только повествования о прошедшей войне, но и размышления о современных проблемах, о природе зла…» (Ю.И. Сохряков)
«Умирая, не умрет герой.
Мужество останется в веках». (М. Джалиль)
«Что бы я хотел видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую, необходимую правду, для того чтобы человечество, узнав её, было благоразумней». (В. Астафьев)
Ход занятия
Посредине сцены – Вечный огонь. У края сцены расстелены плащ-палатки, на которых лежат военные атрибуты (каска, котелок, фляжка), букет цветов.
В глубине сцены – несколько пней. На авансцене – плакат Тоидзе «Родина – мать зовет!» и гравюра литовского художника Статиса Красаускаса (из цикла «Вечно живые»).
На фоне музыки «Реквиема» Моцарта звучит голос диктора (из репродуктора):
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала… Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет!
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
(С. Михалков «Стон земли».)
Во время исполнения стихотворения Мать, вся в длинном черном одеянии, медленно идет по сцене, опускается на колени перед гравюрой литовского художника Статиса Красаускаса (из цикла «Вечно живые»), кладет живые цветы. Цветы кладет и у Вечного огня.
Звучит Седьмая симфония Д. Шостаковича. Выходят 4 ведущих в военных формах.
Ведущий: Дорогие друзья! Давайте сегодня перелистаем лишь некоторые фронтовые страницы нашей истории, вспомним «роковые, свинцовые, пороховые», попытаемся рассмотреть «страны родной минувшую судьбу» во всей истине, отделяя правду от огромной черной лжи.
Поговорим о солнце, земле, законах материнства, о чести, достоинстве, славе, подвиге, о подлинных и мнимых ценностях, о цене победы и доверии к человеку.
Давайте вместе мысленно пройдем версты омрачения войной, версты мужества. Заглянем вглубь истории страны, вглубь своей памяти, вглубь себя.
Песня «Память». Муз. М. Таривердиева, сл. Д. Самойлова.
Ведущий: Здесь, в зале, сидят солдаты, солдатки, участники Великой Отечественной войны, и те, «кто родом из войны». Те, кого война коснулась и касается огненным крылом. Это те, кому Россия доверила судьбу свою в злое лихолетье. Их судьбы, слитые воедино, спаялись с буревым, огневым временем, с судьбой всего народа. Мы благодарны погибшим, умершим и ныне живущим самой горячей, пронзительной признательностью, неизбывной памятью. С сердечным трепетом склоняем головы перед величием подвига Женщины на войне.
Дорогие наши скромные труженики фронта и тыла! Вы для нас являетесь эталоном Чести, Совести, Славы. Национальным патентом на мужество, благородство, милосердие.
С вами рядом мы живо чувствуем отдаленное, но живое прошлое. Вы будто принесли с собой в этот зал вечную эстафету жизни. Рядом с вами сидят ваши дети, внуки, правнуки. Ваши «кровиночки», лучшая частица вас самих.
Верьте нам, верьте им. Мы будем вас достойны, мы возьмем эстафету жизни у вас.
Звучит 1-й куплет песни «День Победы». Муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.
Поблагодарим поименновсех гостей, участников Великой, Священной, Отечественной.
Зал встает. Ведущие называют участников, вручают именные гелевае шары, цветы, сувениры. В зале летают «белые журавлики».
Ведущий: Женщина и война – понятия несовместимые. А что с войной, с «противным человеческому разуму состоянием», как сказал Л.Н. Толстой, совместимо?! У войны не женское лицо? а детское? а стариковское?
Женщина – мать, жена, невеста, дочь…
Издревле красивая и хрупкая женщина – Пленира, Берегиня, Лада, Любушка – создавала и берегла семейный очаг, уют. Растила детей, сады, писала книги. И вот, захваченная смертельным ураганом войны, понимая, что ей не место на кровопролитнейшей войне, что у войны не женское лицо, она встала на защиту Родины – матери, на защиту солнца, земли, детей, могил предков. На защиту будущего человечества, на защиту самой жизни. Суровая необходимость мобилизовала её. И стало у войны лицо и женским, и детским, и стариковским. И заалела кровь народа в том страшном июне. И всколыхнул Россию женский плач.
Аудиозапись. Сообщение Совинформбюро о начале войны.
Ведущий: Со сказочных времен амазонок не было армии и не было войны, где женщины играли бы столь огромную, как в Красной - Советской армии во время Великой Отечественной. За века изменилось оружие войны. Стрела – пуля – снаряд – бомба – ракета. Вот как видоизменился и продолжился выстрел.
А характер войны?! Более неумолимого, неразборчивого, всепожирающего огня войны человечество не знало.
Ведущий: Вот почему Женщина – источник жизни, созидания – беспощадно бьющему, бреющему с крыла, таранящему, кровавому, самому убойному железу врага противопоставила железо сердечное. И оно взяло верх над железом фашистов, этих нибелунгов XX века. Яростная справедливость взяла верх над яростным вероломством. Женщина «прикрыла жизнь собою».
1-й куплет песни «Священная война». Муз. А. Александрова, сл. Лебедева-Кумача.
Ведущий: «Второй фронт открыли наши женщины», - пишет Ф. Абрамов. Открыли своим воистину героическим трудом на заводах и фабриках, на полях и фермах. Они дежурили в ПВО, тушили пожары, рыли противотанковые рвы. Стояли в голодных очередях. Пухли с голода. И все равно, стиснув зубы, изнемогая и падая, женщина вставала. Через огонь скорбей, смертей вставала, чтобы кормить, одевать всю страну.
Поле, пашня остались без своего пахаря, сеятеля – мужика. И женщина впрягалась в плуг, а рядом ставила своих малых детей. Подставляла ящики, чтобы сын-малец дотянулся до станка. «Дни и ночи у мартеновских печей / Не смыкала наша Родина очей». Работала женщина на огонь, на наш карающий, праведный огонь Победы. Снаряды, бомбы, патроны – это почти целиком дело её чутких, милых рук. И она останавливала раскаленный каток войны, хаоса. И спасала погибающий мир. Ибо «материнства не взять у земли, / Не отнять, как не вычерпать моря» (В. Высоцкий).
На фоне «Вокализа» С.В. Рахманинова.
Чтец:
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым,
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим…
Рубила, возила, копала, -
Да разве же всё перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву
И встретить готовый её,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твоё.
(М. Исаковский. «Русской женщине».)
Во время чтения стихотворения на экран проецируются слайды.
Песня «В землянке». Муз. К. Листова, сл. А. Суркова.
Ведущий: В грозный час истории голосами русских женщин выговаривались муки, страдания, надежды русской земли. Во всех женщинах видели Ярославну, Марковну, жену неистового Аввакума. И каждая из них готова была полететь загадочной зегзицей к любимому, чтобы омыть его раны, принять его боль на себя. И совершала она подвиг народосбережения.
Ведущий: Женщина отлично понимала, что нынче лежит на весах. На весах лежало самое дорогое, самое святое – Жизнь. Понимала она, что совершается страшное святотатство – насилие над мыслью, любовью, молодостью.
В смертельной тревоге за чужих и своих детей женщина, прикрывая всех крылом, как Богородица – Покровом, с мольбой обращалась к Всевышнему: «Спаси! Защити!». Вслед за ней и её дети все чаще обращали свои помыслы к небу. На войне атеистов не бывает.
Фрагмент из рассказа А. Платонова «Взыскание погибших». Звучит музыка Дж. Каччини «Ave, Maria». На экран проецируется презентация.
Чтец:«Она снова припала к могильной мягкой земле, чтобы ближе быть к своим умолкшим сыновьям. И молчание их было осуждением всему миру-злодею, убившему их, и горем для матери, помнящей запах их детского тела и цвет их живых глаз.
…Возле креста, связанного из двух ветвей, красноармеец увидел старуху, приникшую к земле лицом. Он склонился к ней и послушал её дыхание, а потом повернул тело женщины навзничь и для правильности приложился ещё ухом к её груди. «Её сердце ушло, - понял красноармеец и покрыл утихшее лицо покойной чистой холстинкой, которую он имел при себе как запасную портянку. - Ей и жить-то уж нечем было: ишь как тело её голод и горе сглодали – кость сквозь кожу светится наружу.
- Спи пока, - вслух сказал красноармеец на прощанье. – Чьей бы ты матерью ни была, а я без тебя тоже остался сиротой».
Ведущий: На глазах у женщины-кормилицы, хранительницы памяти и житейской мудрости – расстреляли целое поколение её сыновей рождения 1924-1925 годов. Только 3% их осталось в живых! Страшная статистика: 3%!!! Сколько же мыслителей, художников, поэтов ушло в холодные объятия земли!
На глазах у матерей расстреляли детство. Книги белорусской писательницы Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» и «Последние свидетели» - страшный обвинительный акт фашизму.
В предисловии к своей документальной повести «Последние свидетели» она пишет: «На вопрос: кто же герой этой книги? – я бы ответила – детство, которое сжигали, расстреливали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной».
Вот несколько фрагментов повести - воспоминаний ныне взрослых людей о своём военном детстве: «…Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зелёной травы, расстреливали…»
«…Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…»
Вся книга С. Алексиевич «Последние свидетели» - из такого обжигающего огня правды.
Ребёнок, прошедший через ужасы войны, - ребёнок ли? Кто возвратит ему детство? Когда-то Ф.М. Достоевский поставил проблему общего счастья в зависимость от страдания одного – единственного ребенка. А в 1941-1945 годах таких было тысячи.
Кадры из кинохроники «В блокадном Ленинграде».
Ведущий: А сейчас мы послушаем наших гостей, участниц Великой Отечественной войны. Они в те страшные огненные годы на себе ощутили несовместимость войны и жизни. Дорогая №…! Расскажите, что помогло Вам, такой юной в то время, выдержать, вынести непосильное бремя, когда, казалось, уже все силы, физические и духовные, исчерпаны, даже и из аварийного фонда.
Выступления родственниц студентов ТПТ, участниц Великой Отечественной войны.
Вручение цветов, сувениров.
Дорогие наши гостьи! Может быть, согреют вам сердца стихотворение и фронтовая песня как воспоминание о том далеком времени.
Чтец:
Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину, -
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес.
Конечно, мы смотрим иными глазами,
Такими же, полными слез.
(Ю. Поляков «Ответ фронтовику».)
Песня Б.Окуджавы «Ах, война, что ты сделала, подлая…».
Ведущий: Женщина на передовой... Женщина в самом пекле войны. Женщина, прошедшая через все круги дантовского ада. 17-летние девушки ежесекундно смотрели в глаза смерти, видели ознобные могилы – блиндажи, решали сложнейшие пограничные ситуации, ежеминутные «или-или»…
Женщины – фронтовички не только сами отважно воевали, но одновременно были и душой фронта, его, так сказать, милосердным теплом. Их сердца в самую страшную пору нежно стучали рядом: мы тут! мы тут!
Милая женственность без преувеличения была и дважды, и трижды мужественной, непобедимой женственностью там, на войне.
Ведущий: Стогорлый рев пушек они побеждали верой, надеждой, любовью…
Смертельно раненному другу дать глоток живой воды, украдкой смахивая слезу. И слышать отовсюду:
- Сестра, сестричка! Помоги!
Написать письмо матери раненого бойца… И опять взоры сильных мужчин с надеждой и благодарностью смотрят на сестричку, на сестру милосердную, в которой сейчас воплотились вся страна, все милосердие планеты. Женщина, что цветка нежней и железа тверже, помогала понять, что мир зыбок и прочен, что героизм – это преодоление самого себя и высокая человечность. И что человеческая жизнь – самое ценное на земле.
На фоне «Вокализа» С.В. Рахманинова на экран проецируются слайды.
Чтец:
Я помню, будто было всё вчера:
Далекий фронт и госпиталь походный.
На сломанную веточку похожа,
В палате умирала медсестра.
Была она белее, чем бинты,
Глаза, как тени, на лице синели…
И мальчики в продымленных шинелях
Ей после боя принесли цветы.
Откуда там, на выжженной земле,
Под пулями, под взрывами, откуда
Взялось это оранжевое чудо
На тоненьком изогнутом стебле?
На нестерпимой белизне бинтов –
Два мака, пересаженные в каску.
И в мире лучше не было лекарства
Нежнее и целебнее цветов!
Тогда я понял, как цветы сильны.
Они – как нежность, как любовь, как дети!
Сильнее зла. Сильней всего на свете.
Сильнее смерти и сильней войны.
(Жанэ Киримидзе «Цветы, как люди».)
Ведущий: Повседневной, всепроникающей и поистине могучей была тогда роль поэтического слова.
И через всю страну
Струна
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души, и тела топтала, - писал поэт Александр Межиров.
В голосах женщин – поэтов (Юлии Друниной, Вероники Тушновой, Ольги Берггольц, Анны Ахматовой) творчество и подвиг слились воедино. В чистозвонном слове живет душа подвига, светлая, верная. Юлия Друнина стала «соловьиным чудом» России. Невыцветающие краски её палитры рисуют то трагическое время в незабываемых образах, интонациях.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне, - пишет Друнина.
Сколько выстраданной боли, слез несбывшихся надежд в этих строках!
Узнали юные, хрупкие девчата окопные дали со всею круговертью атак. Они держали оборону колючей проволокой жил.
Ведущий: Ольга Берггольц была душой блокадного Ленинграда, была тоже Солдатом, ковавшим Победу. Ей выпало великое и трудное счастье стать поэтической музой, поэтическим знаменем блокадного Ленинграда.
Это её стихотворные строки «Никто не забыт, и ничто не забыто» высечены над входом на Пискаревское кладбище.
Стучит метроном, зажигаются свечи. Звучит «Реквием» Моцарта. Мать в черном одеянии проходит на авансцену, кладет на плащ-палатку несколько кусочков хлеба в 125 гр., ставит зажженную свечу.
Минута молчания.
Ведущий:
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово, - клялась от имени своего героического поколения Анна Ахматова.
И победило русское Слово, русская Духовность. Победили высокая нравственность, чистота помыслов. И огромная любовь к Родине.
Ведущий: Женщина отважна в бою, настойчива в труде, верна в любви.
Знаковым произведением, написанным на войне о войне, явилось стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Все солдатские письма-треугольники заканчивались словами «Жди меня». В них - просьба, мольба, заклинание, оберег, молитва…
Чтец:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
(К. Симонов «Жди меня».)
Ведущий: Вот уже 67 лет наша литература пишет о той трагической эпохе. Она создала прижизненный памятник Солдату, его чести, благородству, бессмертной славе. Создан и блистательной красоты трагический портрет женщины на войне. Имя её неизвестно. Подвиг её бессмертен.
Ведущий: Герой повести Виктора Астафьева «Пастух и пастушка».
Корней Ланцов с болью спрашивает: «Неужели это кровопролитие ничему не научит людей? Эта война должна быть последней! Последней! Или люди недостойны называться людьми!.. Недостойны жить на земле!.. Одна истина свята на земле: материнство, рождающее жизнь, и труд хлебопашца, вскармливающий её».
Земля устала от войны… Устала… Почему мы забываем о том, что люди рождаются для жизни, для созидания, для любви?
Ведущий: Очернители, свежеватели истории всех мастей сейчас льют потоки грязи на эту славную страницу нашей Отчизны. Объявляют Победу случайной, ненужной и напрасной.
Необходимо сейчас разобраться в опыте скрытых и открытых трагедий. Сегодня необходим объективный, исторический взгляд на характер, на отдельные этапы, на политические и нравственные итоги той войны.
Ведущий: Дорогие гости! Дорогие ребята! Все дальше от нас уходят годы войны. Вот уже 63 года прошло с Салюта Победы. А ведь он звучит для нас радостно, как и тогда.
Сообщения Совинформбюро о
- Капитуляции Германии (фрагмент).
- С парада Победы на Красной площади.
Звучит последний куплет песни «День Победы». Муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.
Ведущий: А есть ли место подвигу в нашем, казалось бы, негероическом, прагматичном времени? Спрашивай себя чаще, юный друг: что такое честь, достоинство, свобода, Отчизна. Мы верим, что ты поступишь в нужный час так, как поступали твой дедушка, как твоя бабушка. Ты же «родом из России».
Ведущий: Память… Память и ответственность. Люди, помните, какой ценой завоевано счастье!
По сцене идет Женщина в черном одеянии и вновь кладет цветы к гравюре и Вечному огню.
Люди! Покуда сердца стучатся! Помните!..
Взлетают «белые журавлики». Зал встает и аплодирует гостям.