Цель: познакомить учеников с особенностями творческого метода поэта; показать народность поэзии С. А. Есенина.
Задачи:
- Рассмотреть отражение народных традиций (праздники народного календаря) в творчестве поэта на примере книги «Радуница».
- Продолжить работу по анализу лирического произведения.
- Содействовать воспитанию патриотизма, любви и уважения к прошлому своего народа, к традициям предков.
Методические приемы: литературоведческий анализ стихотворений, беседа, сообщения учащихся, слово учителя.
Оснащение урока: аудиозапись романса на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», отрывок из художественного фильма «Есенин. История убийства», мультимедийное сопровождение сообщений учеников и учителя, портрет С. А. Есенина, инсценировка «Троицкие гуляния» с исполнением обряда кумления, кукла Купавка.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент: звучит романс на стихи С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».
Объявление темы урока, цели и задач: прозвучал романс на стихи С. А. Есенина, которому мы посвятим нашу с вами встречу. «Ой ты, Русь моя, родина кроткая…» - так звучит тема урока. Сегодняшний календарь будет представлен несколькими страницами, раскрывающими особенности творческого метода, народность и его лирики.
- Название первой страницы обозначено словами самого Сергея Александровича, который утверждал, что «все мое творчество пронизано чувством родины». Здесь мы попытаемся раскрыть корни и истоки таланта и творческого мастерства поэта.
- Вторую страницу урока-календаря мы посвятим народному празднику – Троица и отражению его традиций в творчестве Есенина.
- Третья страница – Иван Купала. Каким образом связывает Есенин свою личность с этим летним праздником народного календаря мы узнаем, познакомившись со стихотворением «Матушка в Купальницу по лесу ходила…» и рассмотрев некоторые традиции этого всем хорошо известного праздника.
- «Пахнет яблоком и медом / По церквам твой кроткий Спас…» – заключительная страница календаря. Мы увидим отражение в творчестве Есенина таких народных праздников, как медовый и яблочный Спас и узнаем об обычаях, существовавших в эти дни.
II. Работа по теме урока.
1. Биографическая справка:
Cлово учителя: Мы преступаем к работе и открываем первую страницу нашего календаря. Сергея Александровича Есенина представлять не надо – это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу. Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды. Есенин настолько свой, что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. Этот человек за свою короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит еще очень много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не понадобилось.
Вопрос: Ребята, а что вам известно о Сергее Есенине? Дополните, пожалуйста, мой рассказ.
Доклад-сообщение ученика 1: крестьянский сын Сергей Есенин пришел в этот мир, спустя почти 100 лет после рождения А. С. Пушкина. Новый поэт вышел из недр народных, из деревни, которая была единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем тайны связи самой природы и народного мышления. В поисках новых выразительных возможностей русского слова Есенин обращается к мифу и мифологии, ищет способы оживить мертвые слова и обогащает поэтическую речь живым народным словом. Рождение Есенина было отмечено историческим для России событием. 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года Рязань праздновала свое 800-летие. Во всех уголках Рязанщины звонили колокола и шумели народные гуляния – так земля русская приветствовала рождение своего гения. Есенин был крещен в Константиновской церкви иконы Божьей Матери и наречен Сергеем в честь Сергия Радонежского. В зрелые годы, вспоминая свое детство, Есенин признавал, что никто не имел для него такого значения, как дед, Федор Андреевич Титов. Бабушка Наталья Евтихиевна, была человеком кротким, набожным и ходила с внуком по церквям и монастырям. «Я рос, - вспоминал позже Есенин, - дыша атмосферой народной поэзии».
Вопрос: А что вам известно о начале творческого пути Есенина, об истоках его творчества?
Доклад-сообщение ученика 2: Стихи Есенин начал складывать рано, лет в 8–9. «К стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя, а отец мой даже слагал их. Стихи писал, подражая частушкам». Есенин не раз говорил о том, что для него, как поэта много значил образный строй русского фольклора, частушек, песен, сказок и духовных стихов. Взгляды Есенина развивались в духе народных традиций. Его любование Родиной было воспринято от отцов и дедов. В стихах Есенина нашло отражение все, чем жила его душа. Сначала образ матери, родственников, потом родное село и, наконец, вся необъятная земля русская… Главным событием в жизни Есенина стал выход его первой книги «Радуница». Само название книги вызывает ассоциации с народной жизнью, ведь Радуница – весенний обрядовый праздник встречи весны и поминовения усопших. В России в Радуницу приносят на кладбище лепешки, пироги, крашеные яйца, вино и поминают покойников. Простые женщины причитают и плачут. Потом, оставив на могиле наполовину очищенные 2–3 красных яйца и кусок пирога или чего-нибудь для покойника, уходят. Такое глубокое знание традиций народных праздников Есенин впитал от своей набожной бабушки. Особенно ярко традиции русского народа отразились в сборнике «Радуница», в который поэт включил 33 стихотворения, составляющие 2 раздела: «Русь» и «Маковые побаски». Побаска, или побасенка- это короткий рассказ, нечто среднее между частушкой и притчей. «Притча» на Руси означает волшебное слово, излечивающее от болезни, а «побасить» – значит «полечить».
2. Слово учителя: именно этим – врачеванием человеческих душ занимался Есенин, создавая свои произведения, посвященные народу, его традициям, народной жизни. А сейчас мы переходим ко 2 странице нашего календаря и сначала познакомимся с одним из его стихотворений из книги «Радуница», которое называется «Троицыно утро, утренний канон…».
3. Чтение учеником наизусть стихотворения Есенина «Троицыно утро, утренний канон…»
4. Работа по анализу стихотворения:
- Найдите эпитеты в этом стихотворении, с какой целью их использует автор?
- О каком времени года идет речь? Как вы пришли к этому выводу?
- Что вы можете сказать о композиции этого стихотворения?
- Почему Есенин использует такой прием организации стихотворения? Что он хотел показать?
- Традиции какого праздника показывает здесь поэт? Что такое канон, как вы думаете?
5. Сообщение учащегося о традициях праздника Троица: здесь мы видим, как поэт показывает традиции празднования Троицы. Канон – церковное песнопение в похвалу святого или в честь праздника, которое поют на заутрене или вечерне. В строках «Я пойду к обедне плакать на цветы…» чувствуется отзвук дохристианского магического обряда, согласно которому оплакивание цветов должно было вызвать дождь. К Троице перед каждым домом подметались улицы, и молодая зеленая трава становилась как будто еще зеленее. Оконные наличники и двери домов украшались березовыми ветвями, в церковь ходили с букетами цветов, на которые во время молитвы полагалось плакать.
6. Инсценировка «Троицкие гуляния».
1-я сказительница: в народном календаре седьмая неделя после Пасхи отмечается особо и носит название семиковой, русальной, зеленой.
2-я сказительница: в большинстве деревень Троицкие гуляния начинались в среду, накануне Семика, который, как известно, приходится на четверг. Девушки отправлялись в лес, выбирать – «заламывать» - березки.
1-я сказительница: на следующий день, в семицкий четверг, шли завивать ленточки и бумажки на березе.
2-я сказительница: после завивания березки обычно совершался обряд кумления. Девушки менялись венками и пели специальные песни. Покумившиеся считались близкими подругами.
Обряд кумления исполняется фольклорной группой.
1-я сказительница: Троицкая суббота, как правило, посвящалась умершим. Воскресенье же вновь проводили в лесу, вокруг березок.
2-я сказительница: завивали ее, а затем рубили под корешок, несли в село и продолжали водить вокруг хороводы.
1-я сказительница: к вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по веточке, а саму березку несли к реке, где бросали в воду.
2-я сказительница: прославленная в течение нескольких дней, березка должна была отдать всю свою силу начинающему зеленеть полю, способствовать урожаю и благополучию людей.
1-я сказительница: в этот же вечер у реки девушки гадали по венкам, предсказывали свои судьбы.
2-я сказительница:
Заглянули в старину мы –
Будто дождь омыл сердца.
Только не допели струны
Нашу песню до конца.
1-я сказительница:
Всех не спеть нам славных песен,
Не сказать всех добрых слов,
Край российский наш чудесен,
Вечно юн и вечно нов!
7. Слово учителя: большое спасибо. А кому известно, когда отмечается Троица и в честь какого события установлен этот праздник?
8. Сообщение учащегося о традициях праздника Троица: Троица отмечается в воскресенье на 50-й день после Пасхи. Установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов. Этот праздник входит в число самых почитаемых праздников на Руси. Троица – это прощание с весной и встреча лета. А сейчас отгадайте загадку:
Стоят в поле сестрицы,
Платьица белены,
Шапочки зелены.
Да, символом праздника является береза, ее всегда почитали, в праздник украшали и рядили:
Пойдем, девчонки, завивать веночки…
Завьем веночки, завьем зеленые…
С наступлением праздничного вечера звучали отовсюду заклички:
Благослави меня, Троица,
Благослави на славнее дела…
Дальше праздник набирал силу: парни и девушки водили хороводы, ели пироги, пели веселые песни.
9. Слово учителя: в народе говорили:
Как у нас в году три праздника:
Первый праздник – Семик честной,
Другой праздник – Троицын день,
А третий праздник – Купальница.
Действительно, эти дни – одни из самых почитаемых на Руси, каждый из них сопровождался своими традициями, обрядами. Обычаи этих праздников Есенин очень умело вкрапляет в свое творчество. Итак, 3 страница календаря – Иван Купала. Но сначала ответьте на вопрос: каков идеал поэта для Есенина.
10. Сообщение учащегося: говоря о Есенине, можно заметить формирование его идеала поэта – врачевателя человеческих душ, который он провозгласил в стихотворении «Матушка в Купальницу по лесу бродила…» Тогда Есенин назвал себя внуком купальской ночи и символически связал свое появление на свет с Купальницей, или Аграфеной-купальницей. Название этого праздника, который приходится на канун Ивана Купалы, перекликается с именем бабушки Есенина по отцовской линии. Древний купальский обряд автор использует для развития поэтического подтекста о рождении поэта, которому родная земля дает свои чудодейственные силы, имея в виду, прежде всего, себя самого:
11. Слово учителя: вы упомянули еще об одном стихотворении из сборника «Радуница»- «Матушка в Купальницу по лесу ходила…». Давайте его прочтем.
12. Чтение учеником наизусть стихотворения Есенина «Матушка в Купальницу по лесу ходила».
13. Работа по анализу стихотворения:
- Какова тематика этого стихотворения?
- В чем идейный замысел поэта?
- Почему Есенин называет себя внуком купальской ночи, ведь день его рождения приходится на 3 октября?
- Что можно сказать о композиции этого стихотворения Есенина? Почему поэт выбрал двустишие для написания этого произведения, что хотел этим показать?
- О каком летнем празднике здесь упоминается?
- Что вам известно о празднике Ивана Купалы?
14. Сообщение учащегося: 7 июля во многих странах отмечают главный летний праздник: в Латвии – Лиго, в Литве – день Ионаса, на Украине – Купава, в Белоруссии и России он называется днем Ивана Купалы. По народным поверьям, роса, выпадающая в купальскую ночь, обладает живительными и целебными свойствами и передает их полевым цветам и травам. В Сибири Иванову росу использовали в случае заболевания глаз. Русские крестьяне использовали купальскую воду и росу не только для собственного омовения: мыли квашонки, крынки. Под Иванову росу клали лекарственные травы. Купальской росой кропили кровати и стены домов, чтобы не водились тараканы и клопы. Что еще делали на Руси в Иванов день мы сейчас узнаем. С принятием Христианства именно в этот день церковью отмечалось рождение Иоанна Крестителя – это проповедник, который предсказал пришествие Иисуса Христа и стал проповедовать его будущее учение. Знаком принятия веры Иоанн выбрал обряд Крещения или омовения людей в реке или озере. В память об обряде Крещения возник обычай купания в Иванов день. Праздник сопровождался собиранием целебных трав, цветов, обрядами с огнем и водой, песнями, играми, хороводами и гаданиями.
15. Сообщение учащегося: После торжественного утреннего молебна в церкви празднование продолжалось на улице. Всюду веселился народ, справляя многочисленные обряды. Некоторые девушки пускались на поиски травы счастья Иван-да-Марья. Ее название связано с красивой легендой. В старину рассказывали, что встретились однажды парень и девушка – Иван да Марья. Полюбили они друг друга и поженились. Однако, выяснилось, что они были братом и сестрой, разлученными в детстве. От горя или в наказание превратились они в траву с цветами разного цвета на одном стебле: Иван – синий, Марья – розовый. В этот день люди устраивали шуточные состязания: перетягивали канат, перепрыгивали через костер, бегали в мешках, скакали на одной ноге, а также водили хороводы, пели песни.
16. Сообщение учащегося: Если рядом была река или озеро, купались и пускали по воде венки с зажженными свечами и куклу Купавку, которая олицетворяла начало купаний. Тесемки, привязанные к ее рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды. В эту ночь самые смелые отправлялись в лес за волшебным цветком папоротника, который якобы должен зацвести в эту ночь и способен творить чудеса. Кроме того, ночь на Ивана Купалу в народе считалась страшной. Говорили, что это – время разгула всякой нечестии – ведьм, леших, водяных. А сейчас – загадки: не шмель, не пчела, а жалит. Сама холодная, а людей обжигает. Именно крапивой, а еще полынью защищались люди от нечистой силы. Через праздники народного календаря Сергей Есенин показал образ всей необъятной земли русской.
17. Слово учителя: Итак, мы переходим к последней странице нашего календаря, которая названа строками из стихотворений Есенина «Пахнет яблоком и медом/ По церквам твой кроткий Спас…»
18. Фрагмент из фильма «Есенин» (чтение стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!» в исполнении главного героя фильма).
19. Работа по анализу стихотворения.
- Каким чувством проникнуто стихотворение?
- Каким предстает перед нами Есенин, смотря на красоту России «…как захожий богомолец…»?
- Чем можно объяснить чувства поэта к родной земле?
- О каком времени года идет речь? Почему вы так решили?
- С упоминаниями каких праздников мы сталкиваемся в этом стихотворении?
20. Сообщение учащегося: в стихотворении мы сталкиваемся с упоминанием церковных праздников, которые в народе называют первым, или медовым, Спасом и вторым, яблочным, Спасом или Преображением. Спас первый – медовый празднуется 14 августа. К этому времени поспевает малина, черемуха, рожь. Называли Спас медовым потому, что в этот день принято было пробовать первый мед. 19 августа отмечался большой праздник Преображения. На Руси в этот день происходит освещение овощей и фруктов (в основном – яблок), после этого их разрешается употреблять в пищу. Оттого в народе этот Спас называют яблочным.
21. Слово учителя: а кому известны традиции и обычаи, которые сопровождали этот праздник?
22. Сообщение учащегося: На яблочный Спас существовал обычай приносить плоды в храмы. Кроме того, была традиция в этот день наделять всех бедных яблоками, а больным людям посылали их домой с пожеланиями скорейшего исцеления.
III. Подведение итогов урока
1. Беседа по вопросам:
- С каким сборником С. Есенина мы работали сегодня на уроке? Из каких частей он состоит и сколько стихотворений включает в себя?
- Что становится главным предметом изображения в этой книге?
- Чем можно объяснить близость поэта к природе, к русскому народу и его традициям?
- О каких праздниках народного календаря мы сегодня узнали, прочитав ряд стихотворений Сергея Есенина?
- Что позволило поэту так хорошо разбирать в народном календаре и в традициях своих предков, кто ему помог в этом?
2. Заключительное слово учителя: таким образом, мы видим, что в книге Сергея Есенина «Радуница» Русь предстала традиционной для крестьянской поэзии. Поэт верил в возрождение национального искусства, внеся немалый вклад в это дело. Нередко Есенина называли деревенским крестьянским поэтом, но с годами становилось все яснее, что такое представление о нем – неполное. Есенин – великий русский национальный поэт 20 века. Его неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения, русской культуры и истории. Есенин ничего не отвергал и ни от чего не отказывался. Он обращался к истокам русской мифологии, выражал самые разные уровни национального сознания. В своем творчестве Есенин наиболее полно отразил различные лики своей любимой Руси и самые разные стороны национального характера и русской души. Это и определяет роль Есенина, поэта не только национального, но и мирового значения.
IV. Домашнее задание
*выучить наизусть любое стихотворение из сборника С. А. Есенина «Радуница».
V. Чтение учителем стихотворения «Потонула деревня в ухабинах…»
Презентация к уроку. Приложение.