Литература
-
Модульный урок литературы в 6-м классе. Проблемный анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Философская баллада 2020
Цели урока: расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, о средствах изобразительности; формировать умения анализировать стихотворения; составлять план.
-
Использование технологии работы с литературными произведениями Е.Н.Ильина на уроке родной литературы по рассказам Ю.Я.Яковлева 2020
В статье представлены принципы преподавания литературы педагогом Е.Н.Ильиным: идея «обучающего воспитания», выдвижение на первый план эмоционального воздействия произведения на учеников, посвящение уроков проблемам, способным вызвать отклик у детей. Это реализуется через поиск ярких деталей, а также введение в проблему с помощью системы вопросов, приоритетных для личности каждого ребенка. Применение технологии рассматривается на примере рассказов Юрия Яковлева, незаслуженно отсутствующих в школьной программе, но ставящих актуальные нравственные проблемы.
-
Практическая работа «Назначение человека и его ответственность перед будущим» (по сказке Н.Д.Телешова «Белая цапля») 2020
Цели урока: развивать уважительное отношение к русской литературе, родной культуре; развивать навык смыслового чтения, развивать умение управлять своим временем, планировать пути достижения целей; развивать умение строить письменное высказывание, рассуждать, адекватно использовать речь для решения коммуникативных задач; развивать умение наблюдать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать.
-
Речь как средство характеристики персонажа 2020
Может ли речь характеризовать героя, указывать на его нравственные качества.
-
Обрядовый фольклор. Обрядовые песни 2020
Представлена презентация по теме "Обрядовый фольклор. Обрядовые песни".
-
Фрагмент урока по литературному чтению в 3-м классе на тему «Что такое сравнение? Стихотворение В.В.Маяковского «Тучкины штучки» 2020
Представлен фрагмент урока по литературному чтению в 3-м классе по стихотворению В.В.Маяковского «Тучкины штучки».
-
Образы помещиков. Виртуальная экскурсия по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» 2020
Представлена презентация к поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Показаны образы помещиков.
-
Семейное чтение «Дорога в сказку» 2020
Цели мероприятия: воспитать уважение к истокам культуры своего народа, чувство ответственности, умение принимать решение, чувство гордости за свою дружную семью; обобщить и систематизировать знания о сказках, особенности их построения, языке героев; продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, умение доказать свою точку зрения.
-
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина 2020
Сюжет «Пиковой дамы» был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, вернул себе проигранное, поставив деньги по совету бабки на три карты, некогда подсказанные ей Сен-Жерменом. Эта бабка – известная в московском обществе «усатая княгиня» Н.П.Голицына, урождённая Чернышёва, мать московского губернатора Д.В.Голицына.
-
Памятка по определению стиля текста 2020
Данная памятка поможет определить стиль текста. Предназначена для учащихся школы.
-
Внеклассное мероприятие «Битва за Москву» 2020
Цель мероприятия: обобщение и систематизация знаний об одном эпизоде Великой отечественной войны – «Битва за Москву».
-
Эмоционально-оценочная лексика и авторское начало в ранней прозе А.П.Чехова 2020
Цель работы: изучение эмоционально-оценочных высказываний, их влияние на авторское начало ранней прозы А.П.Чехова.
-
Применение дистанционных технологий на уроках русского языка и литературы 2020
В статье рассмотрены основные аспекты применения дистанционных технологий на уроках русского языка и литературы в средней школе. Использование дистанционных образовательных технологий не является модной тенденцией того времени в связи с появлением современных гаджетов и, следовательно, новых способов коммуникации. По сути, это качественно новый уровень взаимодействия учителя и ученика. В этой ситуации учитель получает новую роль – роль проводника знаний, помощника и консультанта. Знание, однако, действует не как цель, а как способ личного развития.
-
Конспект урока по литературе "Главное слово на свете – любовь" (по сказке А.Платонова "Неизвестный цветок") 2020
Цель урока: доказать, что "Главное слово на свете – любовь", анализируя сказку А.Платонова "Неизвестный цветок".
-
Работа с одаренными детьми через реализацию внеурочного творческого проекта «Создание школьного литературного альманаха «Вдохновение» 2020
Формирование духовного мира учащихся – одна из основных задач учителей гуманитарного цикла. Решению данной задачи способствует использование в учебной и внеурочной деятельности учащихся метода проектов, который дает возможность построить учебный процесс так, чтобы он был наиболее эффективным в плане познания, так как только через деятельность ребенка осуществляется развитие творческого потенциала и формирование его духовно-эстетического мира. Поэтому, для реализации внеурочной деятельности необходимо учитывать мотивацию учащихся к проектной деятельности, опираться на природные задатки и дарования учащихся.
-
Методическая разработка. Конспект урока литературы в 9-м классе с элементами метапредметного подхода по теме «Анализ главы «Отрочество» из повести Л.Н.Толстого "Детство. Отрочество. Юность"» 2020
Цели урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, использовать их в новых условиях; на практике познакомиться с термином «самоанализ» и применить его к имеющимся у школьников знаниям.
-
Первый сон Р.Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление наказание», его значение 2020
Цель урока: выявить значение сна Р.Раскольникова, то, как он раскрывает душу героя.
-
Урок литературы "Первый сон Р.Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление наказание», его значение". 10-й класс 2020
Цель урока: выявить значение сна Р.Раскольникова, то, как он раскрывает душу героя.
-
Иркутская летопись 2020
Своё начало город Иркутск ведёт с острога, заложенного отрядом Якова Похабова по заданию енисейского воеводы 6 июля 1661 года. Место на берегу Ангары при впадении в неё реки Иркут оказалось пригодным для земледелия и скотоводства, водный путь обеспечивал сообщение с Енисеем и Байкалом.
-
Типология уроков внеклассного чтения в начальной школе 2020
Тип урока внеклассного чтения зависит от этапа обучения, от цели и учебных задач, от характера деятельности учителя и учеников, от используемого учебного материала и пр. В современной методике внеклассного чтения принято выделять три основных типа урока.
-
«Здесь был я счастлив» (виртуальная экскурсия в Государственный музей-заповедник С.А.Есенина (с.Константиново) 2020
Цель экскурсии: проникнуть в атмосферу жизни С.А.Есенина, подготовить учащихся к восприятию его стихотворений.
-
Изучение творчества И.А.Крылова на уроках литературы (из опыта работы) 2020
Иван Андреевич Крылов – один из русских поэтов, наиболее любимых учащимися младшего и среднего возраста. Язык басен Крылова сложен и самобытен по словарю и строю, но уже при первом прочтении басен школьники вникают в общий смысл произведения, чувствуют тонкую иронию автора. Подготовку учащихся к изучению басен И.Крылова я начинаю заранее, используя межпредметные связи на уроках русского языка: предложения с прямой речью из басен И.Крылова, диалоги, слова оценочной лексики, написание крыловских афоризмов, рассказы-миниатюры. Произведения И.А.Крылова помогают воспитывать в школьниках человеческие и гражданские качества, учат добру.
-
Становление характера Васютки в рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро» 2020
Цели урока: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия при анализе рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: литературный герой, автобиографический рассказ; Чтение и идейно-художественный анализ рассказа; формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что трудности всегда можно преодолеть.
-
Использование герменевтических приёмов анализа и интерпретации художественного произведения в технологии проблемного обучения 2020
Использование герменевтических приёмов в технологии проблемного обучения позволяет погружать в глубинный смысл художественного произведения. Это ориентирует учащихся на творческую и самостоятельную деятельность, на проблемно-поисковый характер обучения, создает высокую мотивацию учения, формируя личность с высокими интеллектуальными и духовными запросами. Важно показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках русского языка и литературы, учить анализировать прочитанное, видеть проблему текста, мыслить широко, перспективно, видеть роль, место и значимость языка и литературы в общечеловеческой культуре.
-
Воспоминания участников войны (Книга о войне) 2020
В сборнике представлены творческие работы учащихся о своих родственниках, воевавших на полях Великой Отечественной войны.
-
Технологическая карта урока по литературе на тему "Сила любви и преданности в рассказе О.Генри «Дары волхвов» 2020
Цели урока: познакомить учащихся с писателем О.Генри; проанализировать рассказ «Дары волхвов»; сформировать умение выявлять авторскую позицию; развивать диалогическую и монологическую устную речь; развивать творческие способности путем составления интеллект-карты; воспитывать нравственные качества личности учащихся на примере героев.
-
Литературная гостиная «Е.Ю.Кузьмина-Караваева как героиня Французского Сопротивления времен Второй мировой войны» 2020
Цель мероприятия: знакомство учащихся с личностью матери Марии, а также формирование высоконравственной культуры через личность выдающегося человека.
-
Компетентностно-ориентированное задание по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "Береги честь смолоду" 2020
Задания направлены на формирование компетентностей.
-
Методическая разработка урока создания анимационного фильма по литературным произведениям 2020
Данная методическая разработка отражает новое видение урока в системе внедрения ФГОС ООО в организацию урочной деятельности. Показывает особенность построения урока смыслового чтения по технологии развития критического мышления (ТРКМ) как средство развития умения работать с текстом, понимать его и в результате освоения теоретической и практической частей – создание анимационных фильмов по изученным художественным произведениям 5–9-х классов.
-
Национально-региональный компонент на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) 2020
Изучение литературы родного края – это одно из важных направлений преподавания литературы в школе, главная цель которого, я считаю, изучить и пробудить чувство любви к своей «малой» родине, помочь учащимся открыть для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой они живут, дать почувствовать, какая яркая и разнообразная культурная жизнь существовала во все времена в краю отцов, дедов и прадедов. Если по правилам народной медицины тело нужно лечить травами той местности, в которой живешь, то, может быть, душу – литературой, культурным наследием своего края, своего народа.