Литература
-
Зачем Чичиков скупает «мертвые души», или Афера Чичикова 2021
Представлена презентация по теме "Зачем Чичиков скупает «мертвые души», или Афера Чичикова"
-
Рассказ Н.С.Лескова «Человек на часах» на уроке литературы (к 190-летию со дня рождения Н.С.Лескова) 2021
Цели и задачи урока: рассмотреть нравственную проблематику рассказа через его анализ на разных уровнях (сюжет, композиция, система образов, жанр, язык); выявить в ходе анализа антиномии и парадоксы повествования; определить актуальность произведения для современного читателя-школьника.
-
Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы 2021
Мы говорим: дети мало читают, не понимают прочитанное, имеют маленький словарный запас, не всегда грамотно выстраивают свою речь. Мотивировать учащихся, направлять их на осмысленное и увлеченное чтение – задачи, которые может решить применение технологии смыслового чтения. Формирование смыслового чтения – процесс сложный. Известно, что чтение складывается из технического умения читать и смыслового. К окончанию начальной школы дети успешно овладевают навыками технического чтения, способами, темпом, правильностью, выразительностью. Навыки смыслового чтения формируются и развиваются не только в среднем и старшем звене школ, но и в дальнейшем вузовском образовании. В современном мире мало овладеть только техническим чтением, так как оно только обслуживает смысловое чтение, требующее понимания содержания прочитанного.
-
Формирование представлений о героизме и патриотизме на уроках литературы у учащихся средней школы на примере произведения Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке" 2021
В школьной программе на сегодняшний день по ФГОС не изучается «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. На мой взгляд, такой подвиг летчика не может оставаться в тени, поэтому данное произведение может быть проанализировано в рамках внеклассного чтения или на внеклассном мероприятии, посвященном Великой Отечественной войне. Задачей данной работы стало создание методической разработки урока, посвященной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого и ее практическое применение, оценка результативности проделанной деятельности.
-
Метод учебного проекта в практике преподавания русского языка и литературы 2021
В последние годы учителя-филологи часто сталкиваются с отсутствием интереса к чтению у учащихся, узким кругозором, неумением анализировать и обобщать. Организуя проектную деятельность на уроках и во внеурочное время, учитель дает ученикам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, проявить себя и раскрыть свою личность. Рассмотрим, что такое учебный проект для ученика и учителя и каковы особенности проектного метода в учебном процессе.
-
Е.А.Пермяк. Сказка «Березовая роща» 2021
Смысл сказки "Березовая роща" заключается в том, что всегда есть злые существа, завистники, но не нужно обращать на них внимание, если ты четко знаешь, кто ты, знаешь свою цель и миссию.
-
Урок литературы «Писать надо так, чтобы слова рвались, как патроны в костре». Творчество Василия Макаровича Шукшина 2021
Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством В.М.Шукшина, писателя, драматурга; показать лучшие нравственные качества русского народа, которые видел Шукшин, сам впитал в детстве, показал в произведениях; развить творческие способности учащихся, учить выразительному чтению, умению инсценировать текст; воспитывать нравственные качества: доброту, трудолюбие, любовь к малой родине.
-
Формирование навыка чтения младших школьников как психолого-педагогическая проблема 2021
Текст и работа над ним является средством формирования коммуникативных способностей учащихся, которые представляют собой выражение мыслей в письменной и устной форме. Учащиеся учатся отвечать на вопросы, направленные на контроль понимания прочитанного, комментировать содержание текста, высказывая собственное мнение по вопросу, а также составлять собственные письменные варианты текста с опорой на прочитанный. Все эти упражнения в совокупности направлены на формирование умения осознанного чтения, выражение собственных мыслей и непосредственного общения с другими людьми на английском языке.
-
Формирование навыков смыслового чтения при сопровождении итоговых индивидуальных проектов по литературе 2021
Говоря об особенностях смыслового чтения можно сказать, что смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
-
Презентация к открытому уроку литературы в 6-м классе "Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета" 2021
Цели урока: познакомиться со стихотворениями А.А.Фета; научится анализировать поэтические произведения, находить изобразительно-выразительные средства в тексте, видеть краски и слышать звуки; учиться любить родную природу.
-
Презентация к урокам внеклассного чтения «"Малахитовая шкатулка" Павла Бажова» 2021
Представлена презентация к урокам внеклассного чтения по теме «П.Бажов "Малахитовая шкатулка"».
-
Конспект урока по литературе в 9-м классе по теме «Образ автора в романе «Евгений Онегин» 2021
Цель урока: формирование коммуникативной компетенции через обучение анализу поэтического произведения.
-
Конспект интегрированного урока литературного чтения и музыки в 1-м классе по теме «Сказка ложь, да в ней урок!» 2021
Представленный конспект интегрированного урока разработан для обучающихся 1-го класса. Целью данной работы является создание условий для знакомства обучающихся с основными признаками малого фольклорного жанра «сказка» и музыкальным образом сказочного героя в произведении русского композитора-классика П.И.Чайковского. Интегрированный урок нацелен на всестороннее развитие личности обучающихся. Посредством связи музыки и литературного чтения получаемые знания соединятся в единое целое и смогут повысить интерес детей к данным предметам.
-
Особенности дистанционного обучения при изучении русского языка и литературы 2021
Представленная статья посвящена особенностям дистанционного обучения при изучении русского языка и литературе в средне школе № 19 города Читы.
-
Урок по литературе. Развитие связной речи. Обучение-рассуждению на тему "Картина жизни города N в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»" 2021
Цель урока: отработать умение построения сочинения-рассуждения на литературную тему обобщающего характера; отработать навыки по составлению плана сочинения; совершенствовать навыки подбирать эпиграф, вводить в сочинение цитаты.
-
Методическое пособие "Текстовый материал как средство развития речи" 2021
Современная методическая литература предлагает нам самые разнообразные технологии, направленные на всестороннее развитие речи учащихся. Не секрет, что однообразие видов работы создаёт скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, учитель, наряду с традиционными подходами, должен применять более творческие, креативные виды работ по развитию речи, активно применяя ИКТ.
-
Внеклассное мероприятие «Строки, опаленные войной» (по страницам фронтового альбома Кузьмы Михайловича Власова) 2021
Внеклассное мероприятие посвящено 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В основу его легла книга забайкальского писателя Кобякова Г.Г. «Обелиски», одна из глав которой «Строки, опаленные войной» рассказывает о боевом пути нашего земляка Власова Кузьмы Михайловича и его фронтовом альбоме, а также собранный учащимися исследовательский материал о ветеранах 65 (102) гвардейской дивизии. Цель мероприятия: сохранение памяти о земляках, участниках Великой Отечественной войны, воспитание патриотических чувств.
-
Интеллектуальная игра как способ диагностики образовательных результатов по литературному чтению в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова 2021
В статье представлен один из методов диагностики образовательных результатов по литературному чтению в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова – интеллектуальная игра. Нами выделены ключевые понятия, предметные и метапредметные результаты, которые можно диагностировать, представлены примеры заданий и сделаны соответствующие выводы.
-
Интегрированный урок чтения и музыки на тему «Русские народные песни» 2021
Цели урока: формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа; ознакомить учащихся с жанрами русских народных песен; расширять кругозор учащихся через знакомство с художественными особенностями русских народных песен;
-
Сценарий литературно-экологического Форума "Синяя птица" 2021
Представлен сценарий проведения литературно-экологического Форума "Синяя птица".
-
"Земля родная" Д.С.Лихачёва как духовное напутствие молодёжи. 7-й класс 2021
Цели урока: знакомство с публицистическим очерком Д.С.Лихачёва «Земля родная»; развитие умений вдумчиво читать, анализировать произведения, делать выводы и создавать собственные тексты; воспитывать чувство уважения к истории и культуре Отечества.
-
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: человек, гражданин, учёный, публицист... 7-й класс 2021
Цели урока: расширение знаний о Д.С.Лихачёве как человеке, гражданине, учёном, публицисте; развитие умений самостоятельно мыслить, делать выводы из прочитанного, формулировать собственные суждения; воспитание уважения к Родине, выдающимся личностям России, к русскому слову и русской культуре. Анализ жизненных обстоятельств и событий, повлиявших на формирование личности Д.С.Лихачёва.
-
Иван Сергеевич Тургенев «Муму». Обобщающий урок по рассказу 2021
Цель урока: все ученики смогут анализировать систему образов в произведении, структуру, оформить свое представление с помощью стратегий «Рафт», «Фишбоун», вспомнят содержание повести. Большинство – смогут анализировать систему образов, поймут структуру, раскроют стратегии «Рафт», «Фишбоун», «Паспорт героя» некоторые учащиеся смогут анализировать систему образов, усвоить углубленный сюжет повести, подобрать аргументы, примеры для доказательства тезисов, сделать выводы.
-
Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования (стандарты второго поколения) 2021
Цель программы: создание экономически-правовых, организационных и учебно-методических условий для непрерывного процесса воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных стандартов.
-
Интегрированный урок в 5-м классе (математика + литература) «Статистический анализ на стихотворении С.А.Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями» 2021
Цель урока: познакомить детей со стихотворениями С.Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями» и провести статический анализ текстов.
-
Урок литературного чтения. Ю.Н.Кушак "Почтовая история". 3-й класс 2021
Цели урока: создание условий для активизации мыслительной деятельности обучающихся через остановку проблемы.
-
Жанры утопии и антиутопии. Тема будущего в романах Н.Г.Чернышевского «Что делать?» и Е.И.Замятина «Мы» 2021
В данной статье представлен способ конструирования урока литературы на основе таксономии Бенджамина Блума. Целью предложенной конструкции урока является формирование у учеников основной компетенции – «умение учиться». Такой урок, на наш взгляд, способен пробудить интерес обучающихся к художественному произведению как на уроке литературы, так и к чтению в целом. Чтение художественной литературы в последние годы теряет приоритет с необыкновенной быстротой. Негативные последствия этого факта налицо: ученик порой не в состоянии осмыслить и понять даже содержание учебника – и не только учебника по литературе. Предложенный способ конструкции урока является попыткой применения проблемно-диалогических технологий, с помощью которых ученик становится непосредственным участником образовательного процесса.
-
Коляда, Коляда! Отворяй ворота 2021
Внеклассное мероприятие «Коляда, Коляда! Отворяй ворота» предназначено для учащихся 6–7-х классов. Цель – расширение представлений об обрядовом фольклоре как жанре устного народного творчества. Мероприятие воспитывает интерес к истории родной страны, уважение к её традициям; систематизирует и обогащает знания детей о праздниках и традициях русского народа; развивает творческие способности обучающихся.
-
Применение новых педагогических технологий на уроках литературы 2020
Технология развития критического мышления на уроках литературы направлена на то, чтобы заинтересовать ребенка, пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к технологии развития критического мышления и работать с учениками любого возраста.
-
Нестандартные формы работы на уроках литературы в 6–9-х классах как средство формирования личностных качеств и мотивации к чтению у учащихся 2020
Современные дети представляют особое поколение, по-особенному воспринимающее и обрабатывающее информацию. Их личности формируют интернет, медиа сфера, социальные сети. Если в советское время дети хотели быть похожими на литературных героев, известных космонавтов, ученых, в первые постсоветские десятилетия – на персонажей из литературы и героев фильмов, то ученики 2010- и 2020-х выбирают для себя ориентирами лиц из медиа-пространства (блогеры, рэперы, звезды YouTube). То есть литература у современных детей ушла даже не на второй, а на очень далекий план. Поэтому все труднее выбрать формы работы на уроках литературы, которые были бы интересны ученикам и при этом позволяли бы учителю решать поставленные задачи. Ведь именно эти уроки объясняют и воспитывают в детях человечность, милосердие, сочувствие, бескорыстность, честность и другие основополагающие качества сильной личности.