Цели:
предметные:
- овладение навыками самостоятельного изучения фактов из биографии поэта-фронтовика, подготовка учащихся к сочинению по литературе;
метапредметные:
- овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, формирование информационной культуры личности ребенка, формирование навыков творческой деятельности,
- развитие умений давать аргументированную оценку, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
личностные:
- формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через знакомство с событиями прошлого, судьбами людей, сохранение исторической памяти;
Задачи:
предметные:
- обучение исследовательской деятельности в области школьных предметов «Литература», «История», «Культура родного края»;
- практическое овладение научным стилем речи, создание текста учебно-исследовательской работы;
Обучающиеся научатся:
- самостоятельно определять цели исследования, в сотрудничестве с учителями ставить новые учебные задачи;
- работать с различными источниками информации;
- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, создавать обобщения, делать выводы, оформлять результаты исследовательской деятельности;
- проводить рефлексию своей деятельности.
Предварительная работа:
- обсуждение возможных тем исследования с учетом личных качеств учеников и их интересов;
- консультирование групп по вопросам формулирования цели, задач исследования, выбора методов;
- общее задание - знакомство с творчеством поэта-фронтовика К.М.Кольцова;
- индивидуальные задания - сбор фотографий, иллюстраций для мультимедийной презентации, посещение библиотек города, краеведческого музея г.Канаш и музея деревни Дальние Сормы Канашского района.
Объект исследования: жизнь и деятельность чувашского поэта, журналиста, члена Союза писателей СССР (1962, посмертно), участника Великой Отечественной войны К.М.Кольцова (Кестюк Кольцов).
Предмет исследования: исследования - архивные материалы и документы Канашского краеведческого музея, личный архив племянницы Ивановой А.А.
Методы исследования и тип деятельности на уроке - сбор и анализ материала по теме исследования, его систематизация и обобщение, метод практической деятельности в области учебных предметов «Литература», «История», «Культура родного края», архивный поиск.
Оборудование: тексты художественных произведений, экран, проектор, мультимедийная презентация, ксерокопии писем.
Ход урока
1 этап мотивации. Эмоциональный настрой на работу
- Ребята, объясните смысл эпиграфа урока (строчки из стихотворения Р.Рождественского):
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно не мёртвым!
Это надо - живым!
2. Вступительное слово учителя литературы
- Во всей истории нашей Родины не было более тяжелого и грозного испытания, чем Великая Отечественная война. Вместе со всеми народами на защиту Советской Родины поднялся и чувашский народ.
Священная традиция завещана дедами: когда над Родиной нависает смертельная опасность, в ряды ее защитников одними из первых встают и журналисты. В грозные годы Великой Отечественной войны редакции районных и республиканских газет остались без сотрудников. Многие журналисты ушли на фронт добровольцами.
3 этап постановки и обсуждение проблемы исследования. Актуализация знаний
- Многие деятели чувашской литературы в годы войны с оружием в руках сражались с врагом. Смертью храбрых пали в борьбе с фашистами М.Данилов-Чалдун, А.Петтоки, В.Бараев, Е.Еллиев, Ф.Ситта, М.Ястран, И.Думилин и др. Среди них наш выдающийся земляк, уроженец Канашского района, поэт-фронтовик Константин Кольцов.
- Один из учеников читает стихотворение поэта «С Карельского фронта»:
Карельская ночь, которой поэт любовался...
Карелия! Сердце, пробитое пулей...
Тебя не убили, тебя не согнули.
И сын твой на вражью милость не сдался.
Как ходит земля под ногами... Изранен
Снарядами каждый квадрат, каждый выступ.
Да, око - за око! Да, выстрел - за выстрел!
Зима в маскхалате и та - партизанит!
В пурге канонад, в перестрелках жестоких,
Сквозь шквалы разрывов, сквозь горе и беды
Мы видим дороги Великой Победы,
Мы кровью своей намечаем ей сроки.
Карелия! Ты для меня, как невеста.
В боях мы навеки с тобой обручились.
И жизнью, и правдой своей поручились -
Что в сердце пощаде нет места.
И враг наш пожнет ту беду, что посеял,
Ведь он надругался над нашей святыней.
Навек черный ворон, Карелия, сгинет
И больше кружить над тобой не посмеет.
4. Объявление темы урока-исследования (ученики называют урок, используя строчки из стихотворения): «Сердце, пробитое пулей»
5. Этап формулирования цели исследования
1) Работа с карточками в парах:
2) Общая формулировка цели урока-исследования (с учетом разных мнений): изучение жизни и творчества земляка, чувашского поэта Кольцова Константина Михайловича.
6. Этап формулирования задач и гипотезы исследования
- работа двух групп «теоретиков», в каждой из которых учитель являются консультантом;
- представление результатов на слайдах электронной презентации.
«Теоретики 1» (формулируют задачи):
- изучить литературу по теме исследования;
- изучить архивные материалы Кольцова К.М.
- выявить особенности характера и личных качеств поэта на основе переписки его брата, Кольцова Аркадия Михайловича с сослуживцами.
«Теоретики 2» (формулируют актуальность исследования):
- История страны, её судьба складывается из историй отдельных людей.
- Человеку нужна память о прошлом, чтобы, связав прошлое и настоящее, стремиться к счастливому будущему.
Обобщение учителя: Сохранить, приумножить и передать следующему поколению культурные ценности нашего народа (куда в полной мере можно отнести жизнь и деятельность К. М. Кольцова) - задача каждого из нас.
7. Этап сбора и систематизации материала. Обработка полученных результатов
Выступления «исследователей-практиков»:
1-я группа представляет карту поискового маршрута:
№ |
Поиск необходимого для исследования материала |
Адрес |
Результат |
1. |
Учебные пособия по культуре родного края |
МБОУ
|
Необходимая информация не обнаружена |
2. |
Библиотека школы |
МБОУ
|
Необходимая информация не обнаружена |
3. |
Краеведческая библиотека г. Канаш |
ул. Трудовая дом № 5 |
Необходимая информация не обнаружена |
4. |
Краеведческий музей г. Канаш |
ул. Железно-
|
Личный архив К.М. Кольцова, состоящий из нескольких писем и отдельных документов (Приложение 1) |
5. |
Музей в д. Дальние Сормы Канашского района (в музей выехали вместе со своими учителями) |
д. Дальние Сормы |
1. Познакомились с выставкой «Мы сражались за Родину», где представлены книги, фотографии, копии писем и воспоминаний Кестюка Кольцова (Приложение 2)
|
2-я группа выступает с информацией по биографии поэта-фронтовика К.М.Кольцова:
Будущий поэт, К. Кольцов, родился в 1916 году в д. Дальние Сормы Цивильского уезда Казанской губернии (ныне Канашский район Чувашской Республики) в крестьянской семье. После окончания школы колхозной молодежи, как активный корреспондент и комсомолец, был направлен Канашским райкомом комсомола на работу в редакцию районной газеты «Социализмшǎн» (За социализм). Здесь увидели свет его первые стихи «Сывǎ пул, савниçěм» (До свидания, любимая), «Юрǎ» (Песня), «Этем çурални» (Рождение человека), «Ял каччи» (Деревенский парень) и др.
В 1937-1940 гг. молодой поэт служил в рядах Советской Армии, где продолжал заниматься литературно-творческой деятельностью. В стихах «Два письма», «На Днепре», «В твоих руках играет», «На границе», «Воздушная песня», «Сын», «Песня девушки», «На Немане», «Другу-кавалеристу» поэт воспевал солдатские будни мирного времени.
В 1940-1941 годах К. Кольцов работал в редакции газеты «Çамрǎк коммунист» (Молодой коммунист). В печати он выступал и с очерками и рассказами.
С первых же дней Великой Отечественной войны поэт встал в ряды защитников Родины. После окончания военного училища служил на Карельском фронте, где проявил себя мужественным воином. Даже в годы войны он не переставал писать. Лучшие стихи поэта - «Ровесникам», «Клятва», «Двое», «Проводы», «Отряд», «Людмиле», «Сестре», «Будь героем» - вошли в золотой фонд чувашской поэзии.
Погиб наш земляк, старший лейтенант К. Кольцов, в мае 1943 года и похоронен в братской могиле в пос. Сосновка Лаухского района Карелии.
3-я группа рассказывает о работе с личным архивом К.М.Кольцова и представляет её в виде исследовательской таблицы
- К сожалению, подлинных документов в местном доме-музее в деревне Дальние Сормы не оказалось, поэтому мы отправились в гости к его племяннице, Ивановой Авелине Аркадьевне, у которой находился личный архив К.Кольцова. (Приложение 4)
№ |
Архивные материалы |
Результат |
1. |
Блокнот №1 |
Знакомство с творчеством поэта: произведениями, которые были созданы в 1935-1937гг., а также во время прохождения службы в Белоруссии в 1937-1940 гг. |
2. |
Блокнот №2 |
Знакомство с произведениями, созданными в 1940-1941гг. |
3. |
Переписка брата, Аркадия Кольцова, с сослуживцами поэта-фронтовика: А.Ткаченко, В. Видякиным |
Информация о фронтовых буднях и последних минутах жизни старшего лейтенанта Константина Кольцова |
8. Анализ документов из личного архива поэта-фронтовика
(на уроке используются ксерокопии писем)
Задача данного этапа - выявить особенности характера и личных качеств нашего земляка на основе писем его сослуживцев к брату Аркадию. (Приложение 5)
№ |
Краткое содержание письма |
Выводы учеников на основе прочитанного письма |
1. |
|
К.Кольцов был настоящим патриотом своей родины и своего народа. Он неоднократно участвовал в вылазках на «нейтралку» для поимки «языка». |
2. |
|
Начальник штаба, Константин Кольцов, несмотря на молодость, был примером для молодых солдат: подтянутый, аккуратный, грамотный, уверенный. |
3. |
К.Кольцов был строгим, но справедливым по отношению к своим бойцам. Он старался найти подход к каждому из них, подбадривая в нужный момент, подавая собственный пример. |
9. Этап обобщения и выводов
1-й ученик: Проделав исследовательскую работу по теме «Сердце, пробитое пулей», мы выявили особенности характера и личные качества К.М.Кольцова на основе переписки его брата с однополчанами, а также изучив его биографию.
2-й ученик: На основе нашего исследования Константин Михайлович Кольцов предстаёт перед как ответственный и грамотный начальник штаба, товарищ, которого всегда отличала особая скромность.
3-й ученик: Терпеливо учил он своих разведчиков военному мастерству, не переставал писать стихи.
4-й ученик: В годы войны поэзия Кольцова совершенствовалась и достигла цельности. В золотой фонд чувашской поэзии вошли его стихи "Жди меня", "На фронте", "Клятва", "Наши герои" и многие другие.
5-й ученик: Работа с архивными материалами К.М.Кольцова даёт большие возможности для изучения жизни и деятельности поэта-фронтовика.
6-й ученик: Собранный материал по теме исследования воодушевил меня на создание стихотворения, которое посвящено поэту-фронтовику К.М.Кольцову. (Приложение 6)
10. Заключительное слово учителя
- Ребята, мы с вами не ставили перед собой задачу полного анализа профессиональной деятельности поэта-фронтовика, журналиста Кольцова К.М., но проделали большую работу: побывали в музеях, изучили архивные документы поэта, переписку его брата Кольцова Аркадия Михайловича с сослуживцами и составили своё личное представление о Константине Михайловиче Кольцове как о человеке, с оружием и пером, защищавшем нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.
11. Этап рефлексирования, самооценки
Учитель проводит анкетирование:
- Достигнута ли в ходе работы поставленная цель?
- Чему вы научились, занимаясь данным исследованием?
- Что нового узнали?
- Для чего сможете использовать полученный опыт?
- Что вам принесло наибольшее удовлетворение на занятии?
- Чем вы остались недовольны?
12. Домашнее задание
Написать тезисы к исследовательской работе по теме «Сердце, пробитое пулей».
Библиографический список
- Дедушкин Н. Перо и штык / Николай Дедушкин // Дружба. - 1977. - № 28. - С. 3-12.
- Димитриева Н.И. Никитин В.П. Мир чувашской культуры. Чебоксары: Новое время, 2007.-304 с.
- Иванов В.П., Матвеев Г.Б. и др. Культура чувашского края. Часть I.: Учебное пособие. Чебоксары: Чув. Книжное издательство, 1995.-350 с.
- Кольцов К.С. Карельского фронта: [стихотворение] / Кестюк Кольцов; перевод В.Г.Мурашковского // Сердце, пробитое пулей. - Чебоксары, 1975. - С. 46-47.
Информационные ресурсы
- Википедия
- www.sovch.chuvashia.com (Сайт газеты «Советская Чувашия»)
- http://nasledie.nbchr.ru/personalii/pisateli/koltsov/
- http://www.lib.cap.ru/w_160506.asp