Урок-исследование "Сердце, пробитое пулей". 8-й класс

Разделы: Литература, Краеведение, Патриотическое воспитание, Конкурс «Путь к Великой Победе»

Класс: 8

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг., поэт-фронтовик Кольцов Константин Михайлович


Цели:

предметные:

  • овладение навыками самостоятельного изучения фактов из биографии поэта-фронтовика, подготовка учащихся к сочинению по литературе;

метапредметные:

  • овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, формирование информационной культуры личности ребенка, формирование навыков творческой деятельности,
  • развитие умений давать аргументированную оценку, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

личностные:

  • формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через знакомство с событиями прошлого, судьбами людей, сохранение исторической памяти;

Задачи:

предметные:

  • обучение исследовательской деятельности в области школьных предметов «Литература», «История», «Культура родного края»;
  • практическое овладение научным стилем речи, создание текста учебно-исследовательской работы;

Обучающиеся научатся:

  • самостоятельно определять цели исследования, в сотрудничестве с учителями ставить новые учебные задачи;
  • работать с различными источниками информации;
  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, создавать обобщения, делать выводы, оформлять результаты исследовательской деятельности;
  • проводить рефлексию своей деятельности.

Предварительная работа:

  • обсуждение возможных тем исследования с учетом личных качеств учеников и их интересов;
  • консультирование групп по вопросам формулирования цели, задач исследования, выбора методов;
  • общее задание - знакомство с творчеством поэта-фронтовика К.М.Кольцова;
  • индивидуальные задания - сбор фотографий, иллюстраций для мультимедийной презентации, посещение библиотек города, краеведческого музея г.Канаш и музея деревни Дальние Сормы Канашского района.

Объект исследования: жизнь и деятельность чувашского поэта, журналиста, члена Союза писателей СССР (1962, посмертно), участника Великой Отечественной войны К.М.Кольцова (Кестюк Кольцов).

Предмет исследования: исследования - архивные материалы и документы Канашского краеведческого музея, личный архив племянницы Ивановой А.А.

Методы исследования и тип деятельности на уроке - сбор и анализ материала по теме исследования, его систематизация и обобщение, метод практической деятельности в области учебных предметов «Литература», «История», «Культура родного края», архивный поиск.

Оборудование: тексты художественных произведений, экран, проектор, мультимедийная презентация, ксерокопии писем.

Ход урока

1 этап мотивации. Эмоциональный настрой на работу

- Ребята, объясните смысл эпиграфа урока (строчки из стихотворения Р.Рождественского):

Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно не мёртвым!
Это надо - живым!

2. Вступительное слово учителя литературы

- Во всей истории нашей Родины не было более тяжелого и грозного испытания, чем Великая Отечественная война. Вместе со всеми народами на защиту Советской Родины поднялся и чувашский народ.

Священная традиция завещана дедами: когда над Родиной нависает смертельная опасность, в ряды ее защитников одними из первых встают и журналисты. В грозные годы Великой Отечественной войны редакции районных и республиканских газет остались без сотрудников. Многие журналисты ушли на фронт добровольцами.

3 этап постановки и обсуждение проблемы исследования. Актуализация знаний

- Многие деятели чувашской литературы в годы войны с оружием в руках сражались с врагом. Смертью храбрых пали в борьбе с фашистами М.Данилов-Чалдун, А.Петтоки, В.Бараев, Е.Еллиев, Ф.Ситта, М.Ястран, И.Думилин и др. Среди них наш выдающийся земляк, уроженец Канашского района, поэт-фронтовик Константин Кольцов.

- Один из учеников читает стихотворение поэта «С Карельского фронта»:

Карельская ночь, которой поэт любовался...
Карелия! Сердце, пробитое пулей...
Тебя не убили, тебя не согнули.
И сын твой на вражью милость не сдался.
Как ходит земля под ногами... Изранен
Снарядами каждый квадрат, каждый выступ.
Да, око - за око! Да, выстрел - за выстрел!
Зима в маскхалате и та - партизанит!
В пурге канонад, в перестрелках жестоких,
Сквозь шквалы разрывов, сквозь горе и беды
Мы видим дороги Великой Победы,
Мы кровью своей намечаем ей сроки.
Карелия! Ты для меня, как невеста.
В боях мы навеки с тобой обручились.
И жизнью, и правдой своей поручились -
Что в сердце пощаде нет места.
И враг наш пожнет ту беду, что посеял,
Ведь он надругался над нашей святыней.
Навек черный ворон, Карелия, сгинет
И больше кружить над тобой не посмеет.

4. Объявление темы урока-исследования (ученики называют урок, используя строчки из стихотворения): «Сердце, пробитое пулей»

5. Этап формулирования цели исследования

1) Работа с карточками в парах:

2) Общая формулировка цели урока-исследования (с учетом разных мнений): изучение жизни и творчества земляка, чувашского поэта Кольцова Константина Михайловича.

6. Этап формулирования задач и гипотезы исследования

- работа двух групп «теоретиков», в каждой из которых учитель являются консультантом;

- представление результатов на слайдах электронной презентации.

«Теоретики 1» (формулируют задачи):

  • изучить литературу по теме исследования;
  • изучить архивные материалы Кольцова К.М.
  • выявить особенности характера и личных качеств поэта на основе переписки его брата, Кольцова Аркадия Михайловича с сослуживцами.

«Теоретики 2» (формулируют актуальность исследования):

- История страны, её судьба складывается из историй отдельных людей.

- Человеку нужна память о прошлом, чтобы, связав прошлое и настоящее, стремиться к счастливому будущему.

Обобщение учителя: Сохранить, приумножить и передать следующему поколению культурные ценности нашего народа (куда в полной мере можно отнести жизнь и деятельность К. М. Кольцова) - задача каждого из нас.

7. Этап сбора и систематизации материала. Обработка полученных результатов

Выступления «исследователей-практиков»:

1-я группа представляет карту поискового маршрута:

Поиск необходимого для исследования материала

Адрес

Результат

1.

Учебные пособия по культуре родного края

МБОУ
«СОШ №6»

Необходимая информация не обнаружена

2.

Библиотека школы

МБОУ
«СОШ №6»

Необходимая информация не обнаружена

3.

Краеведческая библиотека г. Канаш

ул. Трудовая дом № 5

Необходимая информация не обнаружена

4.

Краеведческий музей г. Канаш

ул. Железно-
дорожная, 85

Личный архив К.М. Кольцова, состоящий из нескольких писем и отдельных документов (Приложение 1)

5.

Музей в д. Дальние Сормы Канашского района (в музей выехали вместе со своими учителями)

д. Дальние Сормы

1. Познакомились с выставкой «Мы сражались за Родину», где представлены книги, фотографии, копии писем и воспоминаний Кестюка Кольцова (Приложение 2)
2. Прочитали статьи в газете «Вайла тырпулшан» №11 от 03.02.1955; «Коммунизамшан» от 16.05.1972. Газеты хранятся в музее (Приложение 3)
3. Сделали фотографии экспонатов музея

2-я группа выступает с информацией по биографии поэта-фронтовика К.М.Кольцова:

Будущий поэт, К. Кольцов, родился в 1916 году в д. Дальние Сормы Цивильского уезда Казанской губернии (ныне Канашский район Чувашской Республики) в крестьянской семье. После окончания школы колхозной молодежи, как активный корреспондент и комсомолец, был направлен Канашским райкомом комсомола на работу в редакцию районной газеты «Социализмшǎн» (За социализм). Здесь увидели свет его первые стихи «Сывǎ пул, савниçěм» (До свидания, любимая), «Юрǎ» (Песня), «Этем çурални» (Рождение человека), «Ял каччи» (Деревенский парень) и др.

В 1937-1940 гг. молодой поэт служил в рядах Советской Армии, где продолжал заниматься литературно-творческой деятельностью. В стихах «Два письма», «На Днепре», «В твоих руках играет», «На границе», «Воздушная песня», «Сын», «Песня девушки», «На Немане», «Другу-кавалеристу» поэт воспевал солдатские будни мирного времени.

В 1940-1941 годах К. Кольцов работал в редакции газеты «Çамрǎк коммунист» (Молодой коммунист). В печати он выступал и с очерками и рассказами.

С первых же дней Великой Отечественной войны поэт встал в ряды защитников Родины. После окончания военного училища служил на Карельском фронте, где проявил себя мужественным воином. Даже в годы войны он не переставал писать. Лучшие стихи поэта - «Ровесникам», «Клятва», «Двое», «Проводы», «Отряд», «Людмиле», «Сестре», «Будь героем» - вошли в золотой фонд чувашской поэзии.

Погиб наш земляк, старший лейтенант К. Кольцов, в мае 1943 года и похоронен в братской могиле в пос. Сосновка Лаухского района Карелии.

3-я группа рассказывает о работе с личным архивом К.М.Кольцова и представляет её в виде исследовательской таблицы

- К сожалению, подлинных документов в местном доме-музее в деревне Дальние Сормы не оказалось, поэтому мы отправились в гости к его племяннице, Ивановой Авелине Аркадьевне, у которой находился личный архив К.Кольцова. (Приложение 4)

Архивные материалы

Результат

1.

Блокнот №1

Знакомство с творчеством поэта: произведениями, которые были созданы в 1935-1937гг., а также во время прохождения службы в Белоруссии в 1937-1940 гг.

2.

Блокнот №2

Знакомство с произведениями, созданными в 1940-1941гг.

3.

Переписка брата, Аркадия Кольцова, с сослуживцами поэта-фронтовика: А.Ткаченко, В. Видякиным

Информация о фронтовых буднях и последних минутах жизни старшего лейтенанта Константина Кольцова

8. Анализ документов из личного архива поэта-фронтовика

(на уроке используются ксерокопии писем)

Задача данного этапа - выявить особенности характера и личных качеств нашего земляка на основе писем его сослуживцев к брату Аркадию. (Приложение 5)

Краткое содержание письма

Выводы учеников на основе прочитанного письма

1.

К.Кольцов был настоящим патриотом своей родины и своего народа. Он неоднократно участвовал в вылазках на «нейтралку» для поимки «языка».

2.

Начальник штаба, Константин Кольцов, несмотря на молодость, был примером для молодых солдат: подтянутый, аккуратный, грамотный, уверенный.

3.

К.Кольцов был строгим, но справедливым по отношению к своим бойцам. Он старался найти подход к каждому из них, подбадривая в нужный момент, подавая собственный пример.

9. Этап обобщения и выводов

1-й ученик: Проделав исследовательскую работу по теме «Сердце, пробитое пулей», мы выявили особенности характера и личные качества К.М.Кольцова на основе переписки его брата с однополчанами, а также изучив его биографию.

2-й ученик: На основе нашего исследования Константин Михайлович Кольцов предстаёт перед как ответственный и грамотный начальник штаба, товарищ, которого всегда отличала особая скромность.

3-й ученик: Терпеливо учил он своих разведчиков военному мастерству, не переставал писать стихи.

4-й ученик: В годы войны поэзия Кольцова совершенствовалась и достигла цельности. В золотой фонд чувашской поэзии вошли его стихи "Жди меня", "На фронте", "Клятва", "Наши герои" и многие другие.

5-й ученик: Работа с архивными материалами К.М.Кольцова даёт большие возможности для изучения жизни и деятельности поэта-фронтовика.

6-й ученик: Собранный материал по теме исследования воодушевил меня на создание стихотворения, которое посвящено поэту-фронтовику К.М.Кольцову. (Приложение 6)

10. Заключительное слово учителя

- Ребята, мы с вами не ставили перед собой задачу полного анализа профессиональной деятельности поэта-фронтовика, журналиста Кольцова К.М., но проделали большую работу: побывали в музеях, изучили архивные документы поэта, переписку его брата Кольцова Аркадия Михайловича с сослуживцами и составили своё личное представление о Константине Михайловиче Кольцове как о человеке, с оружием и пером, защищавшем нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.

11. Этап рефлексирования, самооценки

Учитель проводит анкетирование:

  1. Достигнута ли в ходе работы поставленная цель?
  2. Чему вы научились, занимаясь данным исследованием?
  3. Что нового узнали?
  4. Для чего сможете использовать полученный опыт?
  5. Что вам принесло наибольшее удовлетворение на занятии?
  6. Чем вы остались недовольны?

12. Домашнее задание

Написать тезисы к исследовательской работе по теме «Сердце, пробитое пулей».

Библиографический список

  1. Дедушкин Н. Перо и штык / Николай Дедушкин // Дружба. - 1977. - № 28. - С. 3-12.
  2. Димитриева Н.И. Никитин В.П. Мир чувашской культуры. Чебоксары: Новое время, 2007.-304 с.
  3. Иванов В.П., Матвеев Г.Б. и др. Культура чувашского края. Часть I.: Учебное пособие. Чебоксары: Чув. Книжное издательство, 1995.-350 с.
  4. Кольцов К.С. Карельского фронта: [стихотворение] / Кестюк Кольцов; перевод В.Г.Мурашковского // Сердце, пробитое пулей. - Чебоксары, 1975. - С. 46-47.

Информационные ресурсы

  1. Википедия
  2. www.sovch.chuvashia.com (Сайт газеты «Советская Чувашия»)
  3. http://nasledie.nbchr.ru/personalii/pisateli/koltsov/
  4. http://www.lib.cap.ru/w_160506.asp