Общественные запросы, школьная практика рождают новые проблемы, требующие научного осмысления и методического решения. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире все больше поднимается вопрос о читательской культуре подрастающего поколения. Школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения. Поэтому в настоящее время навык чтения у детей младшего школьного возраста приобретает бессознательный характер. Появляется необходимость формирования навыка осознанного чтения.
Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы становятся предметом пристального внимания со стороны государства. «Наше общество стало катастрофически мало читать. Снижение читательского интереса регистрируют во всем мире, но это вовсе не значит, что Россия должна следовать такому тренду» - заявил в одном из своих выступлений Президент РФ Владимир Владимирович Путин.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования называет в качестве одной из главной задач образования - научить детей беглому, сознательному, выразительному и правильному чтению. В документе перечислены задачи обучения и развития младших школьников в соответствии с которыми педагогам требуется сформировать у обучающихся универсальные учебные действия. Формирование навыков смыслового чтения актуально в наше время, так как это необходимое условие развития метапредметных компетенций обучающихся. Федеральный государственный стандарт начального общего образования включает в метапредметные результаты в качестве основного компонента усвоение навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Появляется необходимость формирования смыслового чтения на всех уроках. Потенциалом для формирования этого навыка является урок литературного чтения.[2, с. 35]
Была проведена опытно-педагогическая деятельность по формированию у младших школьников навыков смыслового чтения.
Исследование проводилось на базе МБОУ ООШ № 54 с. Новый Егорлык им. Е.И.Игнатенко во 2 классе. В классе 15 обучающихся (от 8 до 9 лет), из них 3 девочки и 12 мальчиков.
Класс по успеваемости средний. Качество обученности - 100%. Уровень обученности учащихся 2 класса по литературному чтению - 60 %: оценку «5» имеют 3 обучающихся, 6 обучающихся учатся на «4». Данный класс обучается по программе «Школа России». Изучение литературного чтения во втором классе проводится на основе учебников «Литературное чтение» в 2-х частях, разработанных авторами Л.Ф.Климановой и В.Г.Горецким и др. Содержание учебника строится на основе художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого принципов.
Деятельность по формированию осознанного чтения у младших школьников осуществлялась в три этапа: начальный, основной и заключительный.
На начальном этапе нашей опытно-педагогической деятельности с целью выявления уровня сформированности навыков смыслового чтения была применена методика, разработанная А.Н.Корневым «Стандартизированная методика исследования навыков чтения», которая включала экспериментальное задание, разработанное для учащихся 2-го класса и методика Л.А.Ясюковой «Тест на оценку сформированности навыков чтения».
В соответствии с данными, полученными в результате проведения диагностики, была осуществлена опытно-педагогическую деятельность по проблеме исследования, разработала и проведено 11 уроков литературного чтения с использованием заданий, которые направлены на формирование навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста. В основу разработанных технологических карт уроков была взята «Технология продуктивного чтения» Н.Н.Светловской.
Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом. Рассмотрим их подробно.
Работа с текстом до чтения (антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе). Целью данного этапа является развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главной задачей педагога на данном этапе является вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
Работа с текстом во время чтения (первичное чтение текста, использование приёма «активный читатель», перечитывание текста, беседа по содержанию в целом). Целью данного этапа является понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача, которую должен осуществить педагог на данном этапе является обеспечение полноценного восприятия текста всеми доступными средствами. Первичное чтение, обеспечивающее максимально возможное для конкретного читателя погружение в текст, - вот задача, которую необходимо решать при работы с текстом. Диалог с автором через текст и комментированное чтение рассматриваются как ведущие приёмы обеспечения понимания основных смыслов текста, «погружения» в текст читателей.
Работа с текстом после чтения концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся), тестовые задания, контрольно-измерительные материалы. Целью данной задачи является корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. На данном этапе педагог осуществляет следующую задачу обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
В данной технологии не только последовательность шагов в процессе чтения обеспечивает успешность использования данной технологии. Важным является диалоговый характер чтения текста ребёнком.
Автор технологии Светловская Н.Н. считает, что для организации диалога читателей с текстом необходимо учить младших школьников ставить вопросы к тексту во время чтения, выдвигать предполагаемые ответы на эти вопросы.[1]
Рассмотрим один из уроков, разработанный и проведённый на основе технологии продуктивного чтения.
На этапе актуализации опорных знаний был применён приём «восстановление»: была предложена игра «Продолжи название сказки», где обучающиеся дополняли название и распределяли сказки на 2 группы: народные, авторские. Все обучающиеся были включены в деятельность, с большим удовольствием продолжали все названия сказок.
После определения темы обучающимся предлагалось заполнить первую графу таблицы для определения уровня знаний по новой теме. Для этого был применён приём «знаю - хочу узнать - узнал», мотивирующий обучающихся на повышение своего уровня понимания данной темы. После обсуждения полученных результатов обучающиеся сами сформулировали цель урока.
Приём «прогнозирование» использовался на этапе открытия нового знания с целью понимания сказки по названию до её чтения. Для анализа произведения на этапе первичного закрепления проводилась беседа по содержанию прочитанной сказки. Обучающиеся отвечали на вопросы, искали ответы в учебнике. Для этого был применён метод мозгового штурма и приём «тонкие и толстые вопросы». Вопросно-ответная форма работы была знакома детям и не вызывала никаких трудностей. В то же время содержание вопросов заставляло учащихся больше задумываться над тем, что они читают, интерпретировать текст, соотносить содержание произведения с реальным миром и выражать собственное мнение к прочитанному.
На самостоятельной работе обучающимся предлагалось написать характеристики главным героям. Многие обучающиеся сразу дали характеристику героям сказки, а некоторые затруднялись. Для этого мы обсуждали каждую характеристику героя, прослеживали где говориться об этом в тексте. После того, как обучающиеся охарактеризовали героев, нами было предложено задание на сопоставление сходств и различий главных героев. Для этого был применён приём «нахождение сходств и различий». Это задание не вызывало у детей трудностей.
На этапе повторения и включения в систему знаний обучающиеся находили к иллюстрации часть текста из сказки, который подходил к иллюстрации. Для этого был использован приём «перекодировка информации».
На заключительном этапе было проведено повторное диагностирование обучающихся и выявлена положительная динамика уровня сформированности навыков смыслового чтения. Это позволяет констатировать продуктивность использования методов и приёмов, способствующих формированию навыков смыслового чтения, в процессе опытно-педагогической деятельности.
Из педагогического исследования можно сделать вывод о том, что использование технологии продуктивного чтения, интерактивных методов, различных приёмов при систематическом использовании будет способствовать успешному развитию и формированию навыка смыслового чтения. Применение комплекса методических средств формирования универсального действия смыслового чтения позволяет сделать уроки в начальной школе более интересными, а процесс чтения для детей увлекательным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Титова Т.И. Использование технологии продуктивного чтения для формирования читательских умений у учащихся 2-4 классов / Т.И.Титова; - Беларусь, 2018. - Режим доступа: https://multiurok.ru /files/opisanie-opyta-raboty-po-tekhnologii-produktivnogo.html - (Дата обращения: 19.11.20.) - Текст: непостредственный.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2016. - 47 с. Текст: непосредственный.