Надо ли стремиться к тому, чтобы эта поэзия сразу стала «понятной»? Может быть, важнее сделать её очевидной… видимой для внутреннего и внешнего зрения. К этим стихам, надо привыкнуть, как привыкали мы ко всем знакомым ныне предметам мира. Ведь и мир не ждёт мгновенного описания, он открыт для нашего пребывания в нем.
В.Аристов
1. Словарная работа
- Что означает слово метареализм?
- На основе каких двух слов построено название?
- Как вы объясните сочетаемость двух слов (метафора и реализм) в одном? Вспомните, что такое метафора и реализм. Попробуйте сформулировать свое определение метареализма.
Метареализмом принято называть литературное течение, изображающее нарочито усложненную картину окружающего мира с помощью развернутых взаимопроникающих метафор.
2. Реализм как художественный метод
Рассмотрим на примере стихотворения И.А.Бунина.
Соединение двух слов в данном понятии необычно, потому что реализм как художественный метод предполагает воспроизведение подлинной сущности, окружающей человека реальности и самой личности человека. С этой целью реалисты прибегают к принципу жизнеподобия, создавая иллюзию реальности, понятную каждому читателю. Реалистическая поэзия создавала широкую картину действительности и показывала, насколько тесно связан с ней человек. Не стоит думать, что реализм копирует действительность - он отображает её образно, в зависимости от индивидуальной творческой манеры художника
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
И.А.Бунин. «Листопад»
Беседа по тексту:
- С помощью каких изобразительно-выразительных средств и приёмов рисуется поэтом картина осени?
- Как сочетается в тексте высокая поэтическая и бытовая лексика? Как преображаются знакомые приметы реальности? Как конкретизируются метафоры?
- Можем ли мы сказать, какие чувства испытывает лирический герой?
Выводы. В реалистической поэзии слово не условный символ, не поэтическая абстракция, оно предметно, реалистично. Такая реалистичность создается за счет сочетания конкретных деталей с высокой поэтической лексикой.
3. Метареалистическая поэзия. Её отличие от реалистической
Рассмотрим на примере стихотворения И.Жданова «Неразменное небо».
Метареалистическая поэзия также предполагает наличие определенной предметности, но на наших глазах преображается до неузнаваемости. Метареализм не отрицает реализм, а расширяет его, усложняет само понятие реальности. Поэты видят не только конкретный, зримый мир, но и много тайных, невидимых вооруженным глазом вещей.
Неразменное небо
Раздвигая созвездья, как воду над Рыбой ночной,
ты глядишь на меня, как охотник с игрушкой стальной,
направляющей шашки в бессвязной забаве ребёнка -
будто всё мирозданье - всего лишь черта горизонта,
за которым известно, что было и будет со мной.
На обочине неба, где нету ни пяди земли,
где немыслим и свод, потому что его развели
со своим горизонтом, - вокруг только дно шаровое,
только всхлип бесконечный, как будто число даровое
набрело на себя и его удержать не смогли.
И я понял, как небо в себе пропадает - почти,
как синяк, как песок заповедный в последней горсти,
если нет и намёка земли под твоими ногами,
если сердце, смещённое дважды, кривясь, между нами,
вырастает стеной, и её невозможно пройти.
На обочине неба, где твой затаён Козерог
в одиночной кошаре, как пленом объятый зверёк,
где Медведицы воз укатился в другие просторы,
заплетая созвездья распляской в чужие узоры,
мы стоим на пороге, не зная, что это порог.
Коготь Льва, осеняющий чашу разбитых Весов,
разлучает враждой достоверных, как ген, Близнецов -
разве что угадаешь в таком мукомольном угаре?
Это час после часа, поймавший себя на ударе
по стеклянной твердыне запёкшихся в хор голосов.
И тогда мы пойдём, соберёмся и свяжемся в круг,
горизонт вызывая из мрака сплетением рук,
и растянем на нём полотно или горб черепахи,
долгополой рекой укрепим и доверимся птахе,
и слонов тяготенья наймём для разгона разлук.
И по мере того, как земля, расширяясь у ног,
будет снова цвести пересверками быстрых дорог,
мы увидим, что небо начнёт проявляться и длиться,
как ночной фотоснимок при свете живящей зарницы, -
мы увидим его и поймём, что и это порог.
Беседа по тексту:
- С помощью каких сложных метафор описывается поэтом окружающий мир? Почему он проявляется не сразу? Присутствуют ли в описании конкретные образы, помогающие представить изображаемую автором картину? Что описывается в стихотворении?
- Как показано соотношение внутреннего мира лирического героя и внешнего мира?
- Сравните изображение мира в этом стихотворении и в стихотворении А.С.Пушкина «Пророк». В чем сходство в восприятии поэтами действительности? Заметили ли различие? Попытайтесь его объяснить.
Выводы. В поэзии метареализма внутренняя, неявная реальность не заслоняет собой реальный мир, но преображает его так, что читателю трудно догадаться о сущности изображаемого, но интересно постигать другие представления о вещном мире.