Урок по творчеству хакасского поэта Анатолия Кыштымова

Разделы: Литература

Ключевые слова: хакасский поэт Анатолий Кыштымов


Задача: проследить пути формирования творческой личности.

Цель:

  • знакомство с творчеством поэта;
  • формирование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков;
  • формирование навыков анализа стихотворения;
  • развитие речи, мышления, воображения учащихся;
  • создание условий для творческого самовыражения учащихся.

Эпиграф:

Где музыка берет начало.
В каком краю её рассвет?
В краю, где детство отзвучало,
В краю, где ты оставил след.
Юрий Энтин

Ход занятия

I этап. Постановка цели и задач. Мотивационный этап

Учитель: Ребята, мы провели с вами серьезную работу по подготовке к данному занятию. Как вы думаете, почему я употребила слово серьезную? (потому что серьезная тема, потому что нужно было больше узнать). А к какому занятию мы с вами готовились, как вы думаете, в результате подготовки вы смогли понять, какая тема нашей встречи?

(После предположений учащихся объявляется тема)

II этап. Актуализация знаний

Эпиграфом нашего занятия мы возьмем слова Ю.Энтина (Что такое эпиграф? Эпи́граф (от др.-греч. ἐπι-γρᾰφή - «надпись») - цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное.) В конце урока мы вернемся к нему, попытаемся ответить на вопрос, содержащийся в эпиграфе.

В результате нашей работы мы с вами должны приблизить к себе человека, который кажется нам недосягаемым, попробовать проникнуться его мыслями, понять, как рождаются стихи.

При подготовке мы были поделены на три группы: биографы, группа для разработки проектов и творческая группа, которая работала непосредственно с поэтическими произведениями. Все эти группы работали в тесном сотрудничестве и взаимопроникновении в проблемы и задачи каждого участника процесса.

А чтобы наша сегодняшняя встреча оставила не только эмоциональные воспоминания, но и была познавательной, предлагаю на специальных листах провести мониторинг своего участия в работе на данном занятии. (Лист мониторинга отражает этапы урока, ученики отмечают свое участие на данных этапах)

Презентация

Слово биографам. (слайды с 1 по 4)

В студеную ночь 10 февраля 1953 года в селе Московское Усть-Абаканского района родился у Марии и Петра Кыштымовых мальчик, которого назвали Анатолием. Вскоре родители переехали вглубь Боградской тайги в селеньице Пилорама. Все первые детские годы провел Толя в тайге, радуясь вечнозеленым хвойным деревьям, необычайно нежным в любую пору белоствольным березкам, где весной все полыхало от жарков, летом и осенью от ягод, грибов. В годы раннего детства Толя жил, удивляясь красоте окружающей природы: туманам, упавшим дождям, осенней листве, зимнему лесу, спящему под белоснежным пушистым покрывалом.

(Чтение стихотворения учеником из творческой группы)

Вот и зима…
Опять пришла, блондинка.
Кусты обсыпала мельчайшим серебром,
Чудесной девушкой подбросила снежинки
И резко крутанула подолом.
На снег с небес слетаются снежинки,
Заката кони бродят по снегам,
Жуют снега, хрустят
И звонко динькают
Под небом бубенцы по вечерам.

Красота природы Хакасии сформировала поэтический мир Анатолия, он с детства был воспитан гармонией природы, самым естественным образом он ощутил себя частицей этой красоты:

(Чтение стихотворения учеником из творческой группы)

В небе звездном, тонком
Над крестами мельниц
Золотым лисенком
Завернулся месяц.
Калачом свисает,
Не боясь упасть.
Рядом поспевает
Звездовая ряснь.
И с обложки-крыши
Звездный свет, огонь
Капает неслышно
На ночную сонь.
Пахнет спелой репой
Теплая земля…
Под подолом неба
Начинался я…

После переезда из Пилорамы в село Московское он увидел другую красоту: очарование озер, степей и понял: красота бесконечна, беспредельна. Яркая особенность его таланта - радость от увиденного великолепия. В поклонении красоте он и прожил всю свою короткую жизнь. Первые стихи им написаны в одиннадцатилетнем возрасте. Писал он всегда на русском языке, потому что не знал языка своего народа. Однако в своих стихах поэт воспевал душу хакасского народа.

Биограф (слайды 5, 6)

1972 году Анатолий поступил в Абаканский педагогический институт, где продолжил писать стихи и начал печатать их в студенческой газете «Народный учитель». Через четыре года он окончил институт, и тут его обступили многочисленные проблемы. Он никак не мог найти работу по специальности, которую дал институт (учитель русского языка и литературы), пришлось работать оформителем в школе № 11, 10, во Дворце пионеров, на железнодорожной станции Абакан. Стихи его не брал и печатать республиканские газеты, не хотели издавать отдельным сборником, коллеги по писательской организации обвиняли его в том, что он не пишет на родном языке, не принимали в Союз писателей.

Учитель: (слайд 7) Анатолий сам издавал свои сборники, назвал свой орган издания «Сампич» - сам пишу, издаю и читаю. Щедро раздавал своим друзьям родившиеся внезапно строки. Многие его товарищи предоставили для публикации эти исписанные мелким почерком листы.

После смерти поэта вышли несколько его сборников, которые представляют поэтическое наследие автора.

Поэтическое наследие. Слово биографам (слайды 8,9,10.11)

Поэтическое наследие

1.Первый сборник стихов "Я не прощаюсь" вышел в городе Абакане в 1993 году, после смерти поэта, и сразу нашел своего читателя. Тема его поэзии- природа, любовь, размышления о смысле жизни. Доверительная интонация лирики Кыштымова заставляет читателя вновь и вновь возвращаться к его стихам.

2. Вторая книга стихов "Избранное" вышла в 1998 году в городе Абакане. Она интересна тем, что содержит, кроме стихов, воспоминания родных, близких, друзей. Эти воспоминания - размышления позволяют больше узнать о личности поэта, чертах его характера, душевных качествах.

3.Листозвон золотой" Третья книга поэта «Листозвон золотой" вышла в 2000 году в Абакане. Особенностью издания является публикация большинства текстов по рукописям, оригиналам, не тронутым правкой. Ряд стихотворений публикуется впервые.

4.Четвертая книга «Звездное» вышла в 2007 году со вступительной статьей Ларисы Катаевой, при финансовой поддержке администрации муниципального образования Алтайский район ( глава района М.А. Богданов)

5.К 60-летию со дня рождения в Абакане вышел сборник стихов Анатолия Кыштымова «Жарки растут в твои ладони». В книгу вошли как ранее опубликованные произведения, так и не известные стихи. Большинство текстов напечатано по авторским рукописям и без цензурных ограничений - в этом особенность данного сборника.

III этап. Реализация проектов

Учитель: Для того. Чтобы ответить на главный вопрос сегодняшней нашей встречи мы предоставим возможность создателям проектов познакомить нас со своими работами ( две минуты на подготовку)

Проекты.

1. Рисованные куклы. (Создание куклы и демонстрация одежды для неё)

2. Открытка ко дню рождения. (Представление современного ребенка, о том, какую открытку можно подарить поэту, после знакомства с его творчеством).

3. Домик. (Домик был подарен на день рождения сестре поэта)

4. Фильмоскоп (Как проводили время в семье по вечерам)

Учитель: Ребята, какие черты характера раскрыли нам данные проекты? Стал ли этот человек нам ближе и почему?

IV этап. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Учитель: (слайд 12) Как вы думаете, с чего начинается формирование внутреннего мира человека? (с семьи, с того, как человек относится к родителям). Сейчас мы послушаем стихотворения, посвященные самым близким людям

Мама моя милая,
В платье том же ты,
На котором вылиняли
Алые цветы.
Люлькою колышется
Сито на руках.
Песни твои слышатся
Мне в любых углах.
Коль глаза закроются,
Надавит потолок,
Знаю, сразу вспомнится:
«Не болей, сынок…»
Вспомнится трескучее
В пляске у стола
Веретено певучее-
Мамина юла.

Мама…
Это мир воспоминаний..
В пище вдруг какой-то чесночок
Мне напомнит блюдо её, мамино:
«Ешь, пока горяченько, сынок»…
В травы ляжешь, силами оставленный,
И сквозь век - кумач, полдневный жар,
Снова рядом голос её, мамин,
С нею ты, и овцы у кашар…
А когда под краном умываешься,
В нос вода случайно попадет,
Вспомнится, как летом ты купаешься:
Вынырнул - она у бревен ждет…

Учитель: Какое основное чувство передано в этих стихотворениях?

Какие средства выразительности помогают еще глубже прочувствовать содержание?

(Метафоры:

И сквозь век - кумач, полдневный жар,
Люлькою колышется
Сито на руках.
Сравнения: Веретено певучее - Мамина юла.)

Учитель: У Анатолия очень рано умер отец, семья осталась без главного кормильца и помощника. Память о своем отце он оставил в стихотворении «Папы»

Папы.

Пусть во сне меняет папа лица…
Только пусть вернется он домой…
Только бы он смог опять присниться,
Потому что это папа мой!

И не важно, кем когда-то был он:
Летчик, конюх или сталевар.
Важно, что он был и что любил он.
На руках до неба поднимал…

Он придет, он все-таки не канул,
Будет скоро, через пять минут…
Ждут отцов в России мальчуганы,
Ждут отцов…и все-таки растут.

Учитель: Ребята, вы увидите особенность этого стихотворения, если обратите внимание на героев, показанных автором. Что изменилось к концу стихотворения? (от образа своего отца поэт переходит к собирательному образу всех отцов. Учитель говорит о том, что еще очень близка многим тема ВОВ 1941-1945 гг.)

Воспоминания сестры Анатолия Кыштымова Галины Кыштымовой-Каратаевой

Биограф. В школе, где мы учились, классы делили по рядам. Так как сестра Люба уже училась в школе, Толе тоже хотелось, хотя ему и не было шести лет. Как его ни удерживали, он вес равно убегал в школу, стал учиться. Мама переживала за него: слишком мал.

Небольшое поселение пилораму, где мы жили, вскоре закрыли, и нам пришлось вернуться к родным. Маме говорили, что с тремя детьми легче будет жить возле своих. Шло время, мы росли. Двадцать лет тяжелого шахтерского труда дали о себе знать, мама часто болела. Единственный мужчина в семье, Толя помогал ей, как мог, выполняя любую мужскую работу. Каждое лето мы пасли овец, зарабатывая на одежду в школу. Однажды Толя принес домой щенка. Мухтар вырос в большого пса. Он был наш верный друг. Я помню, как Толя построил ему конуру. Она была такая большая, что мы, несколько детей, могли играть в ней или прятаться от дождя. Когда я пошла в школу, брат сделал мне парту, как настоящую, только одноместную

Спал он мало. Свет в нашей комнате горел допоздна. А утром на столе лежали стихи, рисунки, письма - целые манускрипты. Толя читал мне свои стихи, хотя я не совсем их понимала, но внимательно слушала. Он был добрый, заботливый, словно сестра, мог заплести мне косы, поделиться сокровенными мыслями, постоянно шутил, смешил нас с мамой. Ласково называл меня Гальчой. Был очень внимательный. Мог поздравить нас с мамой с первым снегом, с первой грозой, с первой ласточкой... Дома всегда стояли полевые, луговые, таежные цветы или букет желтых листьев. Зимой - веточка пихты.

Учитель: (проекция фото сестры) У нас в классе есть ученик, который мечтает в будущем стать корреспондентом, сейчас мы попробуем связаться по телефону с Галиной Петровной и Никита задаст ей несколько вопросов.

Беседа с сестрой автора.

- Галина Петровна, скажите, пожалуйста, отличался ли ваш брат в детстве от своих ровесников? Если отличался, то чем?

- Самое любимое его занятие в детстве?

- Какие он читал книги, какие любил песни? (любимые песни «Огромное небо», «Мальчишки»)

Исполнение песни «Мальчишки» (авторы: А.Островский, И.Шаферан)

Учитель: Никита, глядя на эту фотографию, какой вопрос задал бы проницательный корреспондент? (На фотографии вместе с сестрой - учитель)

Ученик: что связывает этих двух людей?

Учитель: чтение стихотворения

Московское

Над домами,
Над крышами старыми,
Над старушкой,
Над стайкой ребят,
Над деревьями и над канавами
Тихо птицы к закату летят...
Мама вышла,
Чуть дверью хлопнула,
На крыльцо присела.
Глядит
Как к закату минута теплая,
Словно птица, тихо летит...
Н ад прекрасным и вечным,
Не вымышленным,
Над потерями, болью обид,
Над бараком - животным вымершим
Та же стая к закату летит...

Слово учителя об авторе (На доске листок календаря с изображением сибирской ягоды - красной смородины и датой - 10 февраля 1968 год, суббота. Рассказ о детстве поэта, о дружбе двух хакасских семей, общении с Анатолием Кыштымовым, личных переживаниях)

V этап. Применение знаний и умений в новой ситуации

17. Учитель: Ребята, сейчас прозвучит ряд стихотворений в исполнении наших одноклассников - ребят из творческой группы-, а вы, пожалуйста, обратите внимание, какие темы затронуты в данных произведениях, Сделайте в своих записях соответствующие пометки.

Чтение стихотворений учащимися из творческой группы

1-й ученик

Ранняя весна.

Но весна!
Как всегда, как прежде,
Пусть февраль за окном.
Но уже тяжелее одежда-
Отмечаем мы с каждым днем.

Да, одежда все тяжелее.
Завтра в полночь прибудет март…
Пацаны, прощаясь с хоккеем,
На ворота свои глядят.

2-й ученик

Завяло и выстыло лето,
Где день голубел сквозь дым,
Где солнце плескалось в небе
Мячиком золотым…
Дожди перемерзли в прутья
И с неба да нас дошли.
Земля невесома утром,
Когда еще в думах дожди…

3-й ученик

Здравствуй, здравствуй, золотая,
Здравствуй, золото земли!..
Листьев стаи, листьев стаи
Ветер носит… Посмотри!
За свинцовым ровным прудом,
Там, где ветер стих хмельной,
Листьев груда, листьев груда -
Словно замок золотой…

4-й ученик

Листопад вертикальный,
Листолет наискос,
На мостках музыкальных-
Листопляс, листосброс…
Ты прислушайся… Слышишь,
Как вверху, над тобой,
Вниз по ржавчине крыши-
Листозвон золотой?!
Брошь к осеннему платью,
Раззолоченный нимб…
На земле, на асфальте
Уж вовсю листолип

5-й ученик

Берёзы - легкое белье-
Развешано в полях России.
И ветер плавный, ветер синий
Колышет по утрам его.
Телята бродят среди них,
Рубах, сорочек с кружевами,
Что чуть засинены ветрами,
Что дарят родины мотив.

Учитель: Как вы думаете, на какие темы прозвучали сегодня стихотворения во время нашего мероприятия? Что вы можете сказать о стихотворениях?

VI этап. Формирование выводов

Учитель: Ребята, как вы думаете, что же формирует человека как личность? Какие важные ценности жизни становятся темой для творчества? А теперь обратимся к эпиграфу нашего внеклассного урока. Вы сейчас можете ответить на вопрос, содержащийся в эпиграфе?

VII этап. Рефлексия

Продолжить предложения:

  • Я сегодня понял, что…
  • Я думаю, что теперь я смогу…
  • Я думаю, что поэзия - это…

Итог. Создание своего сборника из любимых стихотворений поэта.

(Оценивание участия детей в работе после проверки листов мониторинга).