Литература
-
Урок литературы в 11-м классе "Содружество поэзии и живописи: В.В. Маяковский и кубофутуризм" 2009
Замыслом этого урока было максимально воздействовать на душевные качества ребят посредством прикосновения к поэзии и живописи, что благотворно повлияет на усвоение одной из самых непростых тем в курсе литературы выпускного класса. Содержательным стержнем урока является восприятие раннего творчества Маяковского в контексте с творчеством художников-кубистов.
-
Материал для урока внеклассного чтения по творчеству М.Ю. Лермонтова (по рассказу Д.Голубкова "Кузен Мишель") 2009
Как заинтересовать детей, увлечь, привить любовь к художественной литературе, увидеть ее не как "устаревший источник информации", а как один из источников формирования Человека, вернуть уважение к книге? Эффективным приемом может быть использование художественных текстов, рассказывающих о жизни и творчестве писателей.
-
Интегрированный урок истории, МХК и русской литературы в 10-м классе "Завершение Отечественной войны 1812 года. Освободительный поход русской армии" 2009
На данном уроке целью было сформировать представление о партизанской войне, завершении Отечественной войны 1812 г. и заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг.; познакомить учащихся с памятниками архитектуры, воздвигнутыми в честь победы в Отечественной войне 1812 г.
-
Урок-игра "До свидания, сказка!" 2009
Знают ли наши дети сказки? Это выяснит наша викторина.
-
"От Эзопа до наших дней" 2009
В системе уроков по изучению басен И.А. Крылова данный урок является первым. В процессе урока ученики занимаются исследованием, определяя жанровые признаки басни, сравнивают произведения баснописцев, отмечая превосходство басен И.А. Крылова. Электронная презентация помогает подвести учащихся к проблемному вопросу, который станет основным на последующих уроках: «Почему басня живёт?»
-
Внеклассное мероприятие по литературе в 6-м классе. Познавательный КВН по былинам "На заставе богатырской". 2009
Предлагаемый сценарий КВН может быть использован как урок для одного класса или как внеклассное мероприятие для параллели по литературе для учеников 6-го класса. Основная цель занятия: привлечение внимания учащихся к былинному эпосу через активные формы работы (участие в сценках, составление загадок, стилизация речевого высказывания и др.).
-
Урок литературы в 7-м классе. Встреча с Антоном Павловичем Чеховым. Живая картина нравов в рассказе "Хамелеон" 2009
Урок заставляет ребят задуматься над проблемой "хамелеонства" в современном обществе. Учит видеть художественные детали и определять их роль в литературном произведении.
-
Разработка урока внеклассного чтения в 8-м классе на тему "Художественные особенности рассказов А.Вампилова" 2009
Данный урок - ещё один шаг на пути познания творчества писателя-земляка А.Вампилова. Знания, полученные на уроке, станут опорными при изучении пьес А.Вампилова в старших классах. Содержание и форма урока позволяют развивать навыки анализа художественного произведения, приобщать учащихся к работе над литературно-критическими статьями, формировать навыки работы над опорными записями.
-
Литературно-музыкальная композиция "Узнают голос мой…" (А.Ахматова) 2009
Анна Ахматова - целая эпоха в поэзии нашей страны. Она, спутница нескольких поколений, щедро одарила своих современников человеческим достоинством, своей свободой и крылатой поэзией - от первых книг о любви до стихов стоящего под огнем Ленинграда. Познакомить учащихся с нелегкой судьбой и творчеством поэтессы призвана данная композиция.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Русский классицизм, отражение его в литературе, живописи, скульптуре и архитектуре" 2009
Учитель делится опытом проведения интегрированных уроков (литература + история + изобразительное искусство). Представленный материал будет интересен учителям русского языка и литературы.
-
Урок-мастерская по рассказу И.Э. Бабеля "Переход через Збруч" 2009
Выбор формы работы обусловлен сложностью изучаемого текста. Урок-мастерская (или урок с элементами мастерской) позволяет, обращаясь в первую очередь к чувствам ученика, разбудить его личную заинтересованность в изучении темы, раскрыть и реализовать творческий потенциал каждого. Работа в группе снимает синдром тревожности, активизирует деятельность учащихся, позволяет выполнять максимальный объём работы.
-
План–конспект урока по литературе "Лирическое стихотворение". 6-й класс 2009
После темы "Родная природа в русской поэзии ХХ века" в 6-м классе проводится урок по национально-региональному компоненту по изучению творчества хакасской поэтессы Н.М. Ахпашевой. Цель урока: интерпретация лирического стихотворения "Мне снятся запахи степные". В ходе урока проводится частичный анализ стихотворения, работа в группах по определению картинного и музыкального ряда, цветовой гамме.
-
Урок по литературе по теме "Лев Николаевич Толстой. Очерк жизни и творчества" 2009
Цель урока - познакомить с особенностями биографии и мировоззрения писателя; совершить заочное путешествие в усадьбу Ясная Поляна. Жизненное кредо Толстого "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость". На уроке используется презентация, учащиеся работают с дневниковыми записями писателя.
-
Путешествие по страницам "Памятных записок И.И. Лажечникова" 2009
Урок проводится после самостоятельно прочитанной книги И.И. Лажечникова «Новобранец 1812 года» (отдельных глав). Учащиеся идут вслед за событиями 1812 года, истории России, вспоминают отдельные детали, размышляют над проблемами. Цель данного урока - обучение частичному анализу художественного произведения через исследование текста, совершенствование навыков выразительного чтения, воспитание любви к родной истории, литературе.
-
Урок, посвященный жизни и творчеству В.С. Высоцкого, "Я, конечно, вернусь…" 2009
Урок дополнен презентацией со звуковыми файлами песен В.С. Высоцкого и буклетом. Урок нестандартный, занимает по времени 55 минут. У учащихся сформировано представление о творчестве В.Высоцкого, выявлены черты его индивидуальности.
-
Урок русского языка по теме "Эпистолярный жанр" 2009
Основные цели данного урока: знакомство с понятием «эпистолярный жанр» и его разновидностями; развитие творческих способностей учащихся, умения писать сочинение в эпистолярном жанре; формирование культуры общения.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Надо человеком быть" (по творчеству В.М. Шукшина). 9—11-е классы 2009
Представлен урок литературы для учащихся 9—10-х классов, на котором они знакомятся с биографией и творчеством писателя В.М. Шукшина.
-
Новое осмысление старых историй. "Иуда Искариот" Л.Андреева 2009
Данная работа представляет собой анализ произведения Л.Андреева "Иуда Искариот". Традиционное противопоставление "неверного" Иуды одиннадцати верным апостолам вызывало у Андреева особенно сильное сомнение. Образ Иуды, по свидетельству современников писателя, был загадочен и потому особенно притягателен для Андреева. Именно мотивы поведения Иуды стали главным объектом авторского внимания.
-
Урок литературы в 11-м классе "Концепция нового человека" в литературе 20-х годов (по сатирическим рассказам М.Зощенко) 2009
Предлагаемый урок в литературе 20-х годов является разработкой урока-исследования по сатирическим рассказам Михаила Зощенко. Этот урок продолжает цикл уроков, объединенных темой "концепции нового человека" в сатирических произведениях периода 20-х годов (Булгакова "Собачье сердце" и рассказов Зощенко). На уроках исследовался механизм создания смешного и меткость языка зощенковской сатиры.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Есенин – чудо поэзии…" (Работа по группам с применением проектной технологии) 2009
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями творчества поэта С.А. Есенина, с основными направлениями лирики поэта. На уроке ведется работа по группам с применением элемента проектной технологии. Каждая из четырех групп, получив задание, работает по плану, написанному на доске по своей теме. Итогом урока являются отчеты групп - защита тех проектов, которые они составили.
-
Методический материал для проведения уроков литературы по принципу "вертушки" 2009
Автором поднимается извечная проблема: как сделать так, чтобы все читали изучаемые в школе произведения и чтобы это чтение было осознанным. Предлагает несколько форм уроков-зачетов по тексту изучаемого материала. Это кроссворды, письменные работы с элементами опережающего анализа, письменные задания, основанные на интересе к художественной детали, уроки-путешествия, а также зачеты по принципу "вертушки".
-
Урок-викторина "В начале жизни школу помню я…" (лицейский период в жизни А.С. Пушкина) 2009
Нетрадиционная форма урока предполагает творческий подход со стороны учителя и учащихся. Участники имеют равные права и возможность проявить собственную инициативу. Для учителя, с одной стороны, это возможность оценить индивидуальные особенности учеников, с другой - возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
-
Заключительный урок по предмету "Литература Красноярского края" в 6-м классе 2009
На уроке учащиеся представляют результаты работы над итоговым творческим заданием, выполнение которого предусмотрено «Примерной программой по учебному предмету Литература Красноярского края для общеобразовательных учреждений (5—8-е классы). Длительная подготовка к уроку и сам урок – работа по формированию у школьников познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной компетенций.
-
Урок литературы в 11-м классе по повести М.Булгакова "Собачье сердце" на тему "Каждый человек ответственен за добро и зло" 2009
Урок помогает учащимся увидеть многоплановость проблематики произведения, раскрыть философский и нравственный подтекст, актуальность затрагиваемых тем, выявить принципы соединения бытовой конкретики и фантастики в творчестве писателя.
-
Программа элективного курса по литературе "Секреты поэтического мастерства" 2009
Элективный курс предназначен для учащихся 10—11-х классов, которые выбрали гуманитарный профиль дальнейшего обучения, а также может быть использован в качестве средства духовной самореализации отдельной личности в сложных жизненных обстоятельствах современной действительности.
-
Урок пропаганда "Вечен труд безвестных зодчих". Творения искусства и духовная жизнь народа. (По творчеству Д.Кедрина) 2009
Урок литературы, обозначенный мною как урок-пропаганда, помогает учителю привлечь внимание учащихся к острым проблемам духовной жизни человека и общества. Учитель на таком уроке является пропагандистом определенных идей, относящихся к области культуры. Он использует монологи агитационного характера, организует диалоги, дискуссии, опираясь на яркий литературный материал.
-
Урок литературы по теме: "Писатели русского зарубежья. Л.Н. Андреев "Кусака". 2009
Данный тип урока соединяет в своей структуре и содержании элементы диалогического уровня педагогического общения с установкой на творческий характер работы, предполагающий развитие учеников. Такое обучение способствует повышению уровня гуманитарного образования школьника, развитию нравственности, воспитанию чувства прекрасного, патриотизма, бескорыстия, глубокого внимания к окружающим и пытливости мысли.
-
Интегрированный урок литературы и истории "Религия как отражение общественных отношений в древнегреческом обществе" 2009
На уроке ученики получают новую информацию, пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом, акцентируют своё внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы, стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
-
Урок внеклассного чтения в 9-м классе по публицистическим произведениям А.Вампилова 2009
Данный урок предлагает исследование публицистических произведений А.Вампилова с точки зрения изображения в них времени грандиозного строительства в Иркутской области и проблем, порожденных этим временем.
-
Урок внеклассного чтения в 7-м классе по теме "А.С. Пушкин. "Маленькие трагедии". "Скупой рыцарь" 2009
Изучение данной драмы выводит на серьезный разговор об идейном содержании произведения, о том, насколько важно понимать творческий замысел писателя, позволяет познакомить учеников с особенностями стиха и стиля поэта, композиции драматического произведения. Можно не только выразительно по ролям читать трагедию, но и попробовать инсценировать некоторые её эпизоды.