Цель урока.
На примере произведения А.С. Пушкина «Медный всадник» произвести комплексный анализ текста, предполагающий всестороннее изучение объекта.
Задачи урока:
- Опираясь на имеющиеся знания и навыки учащихся способствовать углублению представлений об изучаемом объекте.
- Развивать межпредметные связи.
- Показать итог проектной деятельности учащихся 10 класса.
- Развивать творческую активность и стимулировать самореализацию каждого ребенка.
В ходе урока должен быть произведен комплексный анализ текста (литературоведческий и языковой). Используя межпредметные связи, рассмотреть одну из проблем, поднятых в произведении (наводнение в Петербурге) с точки зрения:
- Географии (природно-климатические условия данной местности).
- Физики (изменение уровня воды в сообщающихся сосудах).
- Экологии (последствия наводнения и современная стратегия защиты от стихии).
- ОБЖ (возможно ли прогнозировать наводнения, способы защиты при стихийных бедствиях).
- МХК (использование иллюстративного материала).
Основные формы работы:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- консультативная.
Оборудование:
- текст произведения А.С. Пушкина «Медный всадник»;
- сообщающиеся сосуды (для опыта по физике);
- иллюстрации, географическая карта.
Литература
Общие вопросы.
Учитель: Ребята, кто читал великое произведение А.С Пушкина «Медный всадник»? Вам оно понравилось? Все его поняли? Предлагаю разобрать его еще раз.
Главный герой.
Учитель: «Медный всадник» считается одним из самых ярких и необычных произведений в творчестве Пушкина. Споры вокруг него не утихают до сих пор. Например, один из них: кто является главным героем поэмы? А как вы считаете? Почему?
Ученики: Евгений, т. к. он единственный человек, чьи размышления приводятся в тексте, автор описывает именно его драму и т. д.
Учитель: Однако согласитесь, что Евгений написан не по-пушкински схематично. К тому же во вступлении о нем упоминаний нет вообще. А многие критики, в том числе Виссарион Григорьевич Белинский, полагали, что главным героем должен быть назван Петербург.
Пушкин и Петербург.
Учитель: Каким вам представляется Петербург? Может быть, там кто-нибудь был?
Ученики отвечают.
Учитель: А каким Пушкин видел Петербург? Кто может найти подтверждения в тексте?
Ученик читает отрывок наизусть.
Учитель: А вот каким Петербург видел знаменитый художник Бенуа.
Мировая художественная культура
Учитель: А. Н. Бенуа (1870 – 1960) родился в Петербурге. Он был живописцем, графиком, театральным художником. Плодотворно работал в жанре книжной графики и декоративно – прикладного искусства; оформлял театральные постановки. Его творчеству была близка романтическая идея противопоставления одинокого страдающего героя и мира, равнодушного к нему и убивающего его этим. Перед вами рисунок из цикла «Медный всадник». Вы узнали его? Цикл первого варианта состоит из 32 рисунков тушью и акварелью, имитирующих цветную гравюру на дереве. Главным героем его становится Петербург. Его улицы, каналы, архитектурные шедевры представляются нам то в холеной строгости тонких линий, то в драматическом контрасте ярких пятен.
Обратите внимание на эту картину. Какие ощущения она у вас вызывает? что вы видите на ней?
Ученики отвечают.
Учитель (дополняет): Черная полоса разорвала мрачное небо, темнота, стремящаяся ввысь вертикаль собора рождают ощущение трагедии. Чувством ужаса охвачена фигура убегающего Евгения. Как неумолимый рок, настигающий свою жертву, изображается медный всадник. Огромная тень и сама скульптура изображают страшную пасть, готовую поглотить малого человека – Евгения. В кульминационный момент трагедии, когда Евгений бежит от скачущего за ним громадного исполина – памятника Петру - мастер рисует город темными, мрачными красками.
Иллюстрации Бенуа к поэме Пушкина по сей день остаются непревзойденными. Обратите внимание также на эту картину. На ней изображено наводнение на Сенной площади. Страх и отчаянье скользят буквально в каждом штрихе. На первом плане мы видим маленького ребенка. Вообще, дети в возрасте семи лет считаются ангелами, и гибель невинной души лишний раз подчеркивает демоническую сущность города, построенного на костях.
На втором плане мы видим гроб, наполовину погруженный в воду. Как вы думаете, откуда он здесь?
Ученики: Во время наводнений размывало кладбища.
Учитель: Верно. По легенде, во время этого наводнения, один из таких гробов потоком воды внесло в Зимний дворец. Император Александр I усмотрел в этом дурной для себя знак. Скажите, какая картина понравилась вам больше всех?
Русский язык и литература
Литературоведческий анализ.
Учитель: Давайте обратимся к вступлению. Разнится ли оно с остальными частями или стилистически похожи? К какому жанру можно отнести вступление?
Ученики: К оде.
Учитель: Дайте определение оде.
Ученики: Ода - торжественное стихотворение, посвященное какому-либо историческому событию.
Учитель: По каким признакам вы определили, что это ода?
Ученики: Рассчитано на публичные выступления, написано высоким штилем.
Учитель: Как вы определили, что это высокий штиль? Найдите примеры в тексте.
Ученики: Встречаются старославянизмы.
Учитель: Найдите примеры в тексте, поясните их значение.
Ученики: Думы, отсель, лампада, ликует и т. д.
Учитель: В произведении очень ярко описывается наводнения, мы как будто представляем эти картины перед собой. Как вы думаете, благодаря чему достигается такая динамика? Найдите примеры в тексте.
Ученики:
-
Восклицания («Осада! Приступ!»).
-
Сравнения («И вдруг, как зверь остервеняясь»).
-
Краткие формы прилагательных и причастий (гневна, бурлива, погружен).
Учитель: С какой целью автор использует перечисления и бессоюзные предложения?
Ученики: Для большей экспрессии.
Учитель: Какие символы вы можете найти в произведении?
Ученики: Беззаботный перевозчик – это, несомненно, Харон, перевозящий души мертвых. Таким образом, путешествие Евгения - еще живого человека к мертвой невесте - сразу приобретает характер античного мифа. Оказавшись за символическую плату на другом берегу Невы - в стране мертвых, - Евгений, казалось бы, сходит с ума. Страна мертвых не принимает живого и не отдает ему мертвой Параши. Живому место среди живых.
Учитель: Обратите внимание на следующие строки:
Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой!...
Это сравнение ассоциируется с народным бунтом. Ведь страну уже потрясло восстание Емельяна Пугачева. Это ли не стихия, сметающая все на своем пути? В «Медном всаднике» мы видим, что стихия природы сливается именно с бунтом народа, но это пока протест только одного его представителя – маленького человека Евгения. Кстати, вы знаете еще каких-нибудь представителей русской литературы, поднимающих проблему «маленького человека»?
Ученики: Гоголь, Достоевский...
Учитель: Правильно. Так вот, бунт Евгения подавлен, как подавлено и пугачевское восстание, но образ его, как и образ стихии, проходит через всю поэму. Разрушения в городе огромны, велико число жертв. Стихии наводнения ничто не может противостоять.
А теперь о том, почему наводнения характерны для этой области.
География
Учитель: Вы знаете, какие водные артерии проходят через Санкт – Петербург?
Ученики: Река Нева и Финский залив.
Учитель: Сколько русел у Невы и как они называются?
Ученик: Три - Малая Нева, Большая Нева и Большая Невка, от которой также отходят Средняя Невка и Малая Невка.
Учитель: Как вы думаете, какие природные катаклизмы наиболее часто случаются в Санкт – Петербурге?
Ученики: Наводнения.
Учитель: Как в Москве пожары, так в Питере – наводнения… И то и другое – настоящие стихийные бедствия! Хотя, конечно, все не так просто: и Москва была когда-то «славна» наводнениями, и в Питере случались большие пожары. Но питерские наводнения описаны знаменитыми писателями и поэтами, среди которых был сам Александр Сергеевич Пушкин. Петербург – «столица наводнений». Ибо на Руси всегда было так: что написано пером – не вырубишь топором!
Если все московские, а заодно и нижегородские, воронежские и иные наводнения являются просто весенними паводками, то невские «капризы» вызваны совсем другой причиной.
По-вашему мнению из-за чего могут происходить наводнения?
Ученики: Они связаны с циклонами, ветра которых сгоняют балтийскую воду к «горлу» Финского залива, образуя незаметную поначалу волну. Когда такая волна начинает двигаться к берегу со скоростью 50 км в час и выходит на мелководье, ее высота и скорость очень быстро растут. Под этим напором уровень воды в Невской губе и в самой реке поднимается со страшной скоростью – в город приходит очередное наводнение.
Учитель: Как вы думаете, сколько наводнений было в Петербурге за всю его историю?
Ученики: Более 300.
Учитель: За те 300 лет, что стоит на берегах Финского залива Санкт-Петербург, он более 300 раз становился жертвой разбушевавшейся водной стихии. Уже в год основания города, в ночь на 20 августа 1703 года, произошло первое на памяти очевидцев наводнение: за несколько часов вода поднялась на 2 метра. Наводнение происходили практически ежегодно, но большая их часть приходились на два осенних месяца – октябрь и ноябрь, причем 70 процентов наводнений случались ночью или ранним утром. Почему это происходит именно так – разговор особый.
Какие виды наводнений вы знаете?
Ученики: Мало опасные, опасные и очень опасные.
Учитель: Верно. К мало опасным относится подъем воды на 1,5 – 2 метра, к опасным – на 2 – 3 метра, и к очень опасным – на 3 и выше. Однако большинство разгулов стихии, пережитых городом, это – «семечки» по сравнению с тремя катастрофическими наводнениями, случившимися в 1777 (3,4 м) , 1824 (4,26 м) и 1924 годах(3,8 м ). Во времена Екатерины погибли все фонтаны Летнего сада, большая часть деревьев была вырвана с корнем, а многие деревянные дома сорвало с фундамента и унесло в море. Но известное всем по пушкинскому «Медному всаднику» наводнение 7 ноября 1824 года было еще более грозным.
И, наконец, третье катастрофическое наводнение случилось уже в XX веке, 23 сентября 1924 года. В этот день разбушевавшаяся Нева хлынула на город. Летний сад, Дворцовая и Исаакиевская набережные, Марсово поле, прилегающие к ним улицы и переулки были затоплены полностью – возвышались только дома-острова! Под водой практически целиком оказались Васильевский остров, Петроградская сторона, почти весь центр города. Вода покрыла 65 квадратных километра бывшей суши! Убытки были огромны, снесло 19 мостов, были повреждены более 5 тысяч домов, погибли многие люди… Чуть более слабые, но весьма впечатляющие наводнения случились в городе в октябре 1955 и в сентябре 1975 годов. Эти тревожные дни помнят многие старожилы Санкт-Петербурга.
Напоминаниями о былых бедах для жителей города служат памятные доски с датами наводнений 1752, 1777, 1788, 1824, 1924 и 1975 годов, которые можно увидеть под аркой Невских ворот Петропавловской крепости.
Физика
Учитель: Вам, наверное, интересно узнать, почему происходят наводнения.… А у вас есть какие-нибудь догадки?
Ученики: Уровень воды в каком-либо водоёме повышается и она разливается, затопляя всё вокруг.
Учитель: Если рассматривать данную ситуацию с физической точки зрения, то Финский залив и Нева являются сообщающимися сосудами. Вам, скорее всего, знаком этот термин. А вы можете объяснить его?
Ученики: Сообщающиеся сосуды - это сосуды, которые соединены между собой в нижней части. В сообщающихся сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одинаковом уровне.
Учитель: Приведите, пожалуйста, примеры сообщающихся сосудов в повседневной жизни.
Ученики: Примерами в повседневной жизни могут служить лейка, чайник, кофейник.
Учитель: Сейчас я вам продемонстрирую, как это происходит. Я закрепила две трубки в штативе. Жидкости в них находятся на одинаковом уровне. Если я одну трубку закреплю в штативе, а другую буду поднимать, опускать или наклонять в разные стороны, то и в этом случае, когда жидкость успокоится, её уровни в обеих трубках будут одинаковыми. Это правило можно обосновать, рассуждая так: жидкость покоится, не перемещается из одного сосуда в другой, значит, давления её в обоих сосудах на любом уровне одинаково. Когда поднимаем одну трубку и доливаем в неё жидкость, то давление в нем увеличивается и жидкость перемещается в другой сосуд до тех пор, пока давления не станут одинаковыми.
А теперь все это на примере Финского залива и Невы. Установлено, что в силу существующих законов циркуляции атмосферы на земном шаре циклоны чаще всего перемещаются с запада на восток. Они обычно сопровождаются сильными ветрами. Ветры циклона сгоняют воду к финскому заливу, и она растекается в стороны в виде свободной волны, высота которой обычно составляет 50 сантиметров. Когда волна, движущаяся со скоростью 50 километров в час и более, начинает проходить узкую и мелководную часть залива, высота и скорость ее возрастают. С огромным давлением волна, порой достигающая 5-метровой высоты, вкатывается в Невскую губу и устье реки Невы, вызывая быстрый подъем воды, и происходит наводнение. Вода перемещается в Неву до тех пор, пока давления в реке и Финском заливе не станут одинаковыми. И после этого вода в Неве перестанет подниматься и будет находиться на одном уровне с Финским заливом.
Физика - неотъемлемая часть нашей жизни. С ней непосредственно связаны все явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни.
Экология и ОБЖ
Учитель: Как вы знаете, в мире происходит множество стихийных бедствий, будь то наводнения, землетрясения или что-то другое, не менее важное. Какие стихийные бедствия вы знаете? Желательно назвать самые крупные.
Ученики: Ураган «Эндрю» в США, цунами у берегов Индонезии, извержение вулкана у Помпей.
Учитель: Как видите, наше наводнение тоже входит в состав наиболее сильных бедствий в истории, также он было самым крупным в истории Петербурга (см. график). На этом графике представлены 10 самых сильных наводнений в истории Санкт-Петербурга.
Как видите, самое сильное из них произошло в 1824 году, и оно сильно выделялось среди остальных, что свидетельствует о его аномальности. Именно о нем нам и рассказывает Пушкин.
Учитель: И все же, какой вред приносят наводнения? Как вы думаете, что от них страдает больше всего?
Ученики: Прежде всего страдает инфраструктура местности: разрушаются дороги, здания, размываются кладбища и канализации, что способствует развитию различных инфекций. И, конечно, самое ценное – человеческие жизни.
Учитель: Правильно. Так, наводнение 1824 года, когда вода поднялась более чем на четыре метра, было смыто около трехсот зданий, унесено 570 жизней, пострадали тысячи человек.
Учитель: Кто-нибудь может рассказать о том, как Петербург защищен от наводнений?
Ученики: Дамба в Финском заливе – это мега проект, конкурирующий с плотиной Гувера (на реке Колорадо, США) Завершение строительства этой дамбы – большая новость, потому что строилась она на протяжении 26 лет. 65% строительных работ было завершено к моменту распада СССР, когда стройка остановилась. Защита от наводнений будет функционировать с 2008 года.
Учитель: Но что же делать, если наводнение застало вас врасплох или до его приближения остались считанные часы? Что бы вы сделали?
Ученики:
- Если у нас есть время, то перед тем как покинуть дом, следует выключить газ и электричество, собрать с собой необходимые документы, вещи первой необходимости и небольшой запас продуктов (дня на два-три), медикаменты, перевязочные материалы.
- Если наводнение застало вас на открытом месте или в лесу, необходимо быстро постараться выйти на возвышенное место, забраться на дерево или попытаться уцепиться за те предметы, которые способны удерживать человека на воде.
- Если на вашем пути разлившаяся река, проявите максимум осторожности, когда будете переправляться через нее.
Литература
Итоги. Личность Петра.
Учитель: Как Пушкин относится к личности Петра, основателя Петербурга? (дискуссия)
Позиция 1: Создание Петербурга – своеобразное олицетворение
деятельности Петра I, всей его эпохи. «Грозный царь» построил город
(как, впрочем, и свое государство) на костях и крови людей. Он заложил Петербург
«назло надменному соседу», уничтожив то, что было дорого «финскому рыболову,
печальному пасынку природы». Интересы простых людей не вписываются в его планы
величия.
Во времена, когда происходит действие поэмы, человеческая сущность Петра становится уже достоянием истории. Остался лишь медный Петр - объект поклонения, символ державности, горделивый истукан, кумир на бронзовом коне. А насилие, которое он совершил, теперь, во времена Евгения, возвращается в виде буйства стихии, мстя не своему обидчику, а его потомкам - невинным жителям города.
Создание Петербурга - своеобразное олицетворение всей деятельности Петра I, всей его эпохи. Все, что он совершил, было в той или иной степени насилием. «Грозный царь» построил мощное государство, но он создавал его на костях и крови людей, пренебрегая ими, их жизнями, их желаниями. А ведь любое насилие влечет за собой возмездие. Волевым, насильственным образом Петр утвердил среди дикой природы город, который вечно теперь будет подвергаться атакам стихии, И как знать, возможно, Евгений- это микроскопическая капелька гнева русского народа, огромная волна которого может и смести «кумира с простертою рукою». Ведь невозможно длительное и благополучное существование государства, которое бесконечно подавляет подданных и пренебрегает ими во имя своих целей. Ведь, по мысли Пушкина, и наводнение, и народный бунт, «бессмысленный и беспощадный», - это проявление Божьего гнева, который обрушился на город пока в виде природной стихии.
Позиция 2: Страна нуждалась в реформах, Петр реформировал Россию по образу и подобию Европы, это объясняется тем, что гораздо лучше строить новое общество, опираясь на чужой опыт – это дает возможность избежать каких – то ошибок.
Что касается того, что после правления Петра народ, оставленный царем, подвергался бесконечным стихийным бедствиям – да, эта мысль есть в произведении, однако, обратимся ко второй части. Она представляет собой продолжение темы наводнения 1824 года, соединенное с рассказом некого майора Батурина: Император в ожидании штурма наполеоновскими войсками северной столицы предлагал вывезти вместе с другими ценностями и статую Петра. Майор Батурин утверждал, что ему постоянно снится один и тот же сон: будто бы он стоит на Сенатской площади и смотрит на памятник Петру.
Вдруг майор замечает, что конь сходит с гранитного постамента и вместе с всадником направляется по улице в сторону Каменного острова, где тогда жил император Александр I. Оглушенный топотом медных копыт по булыжной мостовой, Батурин спешит вслед за истуканом. Во дворе каменноостровского дворца к истукану выходит император Александр Павлович. К нему обращен укор Петра Великого: «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию! Но пока я на месте, - моему городу нечего опасаться». Пораженный пересказом майорского сна, Александр I не посмел тронуть статую.
И поныне ходит легенда, что перед наводнениями Петр сходит со своего постамента и, объезжая на коне город, предупреждает людей об опасности.
Даже после своей смерти царь остался с народом.
Подводим итоги урока.