Цель урока: формирование понятия “судьба (на примере литературных произведений М. Шолохова, Э. Асадова).
Задачи:
- раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба человека”
- формировать коммуникативные и информационные компетентности;
- способствовать воспитанию духовно-нравственной личности;
Человек не рождается, а становится тем, кто он есть.
ГельвецийСледите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу.
Народная мудрость
Ход урока
2-й слайд. Называется цель урока, комментируется основная задача. <Приложение 1>
3-й слайд. Учитель литературы: Начать наш урок хочу словами великого философа Гельвеция “Человек не рождается, а становится тем, кто он есть”.
Психолог: Я хочу продолжить мысль народной мудростью “Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу”.
Беседа с классом о том, что такое характер. Ребята называют черты характера, которыми обладают люди.
Обсуждение 4-го слайда.
6, 7-й слайд знакомит ребят и присутствующих с результатами опроса, который провели ученики класса под руководством психолога школы. Опрошены были взрослые люди от 25 до 40 лет. Ребята задавали им вопрос: “Что может кардинально повлиять на вашу жизнь”.
Что может кардинально изменить вашу судьбу? | Мужчины | Женщины |
Жить в одиночестве | 16% | 18% |
Потерять близких | 47% | 48% |
Быть брошенным любимым человеком | 17% | 10% |
Страдать от неизлечимой болезни | 44% | 47% |
8-й слайд. Учитель литературы: И потеря близкого человека, и неизлечимая болезнь может сломить человека, а может его закалить. От чего это зависит? (От его характера, от его жизненной цели.)
Мы не раз читали стихотворения Э. Асадова. А сегодня на уроке я не случайно выбрала стихотворение именно этого поэта. (Ученик рассказывает биографию Э. Асадова (презентация)) <Приложение 4>
9-й слайд. Ученик читает стихотворение под музыкальное сопровождение.
Спешишь, кипишь в каком-то бурном раже!
А годы мчат суровой чередой.
И вот однажды не заметишь даже,
Как ты уже – на финишной прямой…
А в прошлые, упрямые годы
Душе хотелось и дерзать, и сметь,
Спешить, не остывая никогда,
Всего достичь, добиться и успеть!
А вот теперь, когда посыпал снег,
Ты дни как будто пробуешь сберечь,
Чтобы подольше, замедляя бег,
Той финишной черты не пересечь…
Почему стихотворение написано от 2-го лица (наставление писателя читателю).
- Что значит “посыпал снег”? (Старость.)
- Подберите контекстные синонимы. (Финишная черта.)
- Найдите смысловые слова стихотворения. (Достичь, добиться, успеть, дерзать, сметь.)
- Благодаря каким чертам характера преодолел все жизненные трудности поэт?
(Целеустремленность, напористость, трудолюбие, стойкость и др.)
10-й слайд. Еще раз обращаемся к результатам опроса, отмечая, что потеря близких может кардинально изменить судьбу.
11-й слайд. После вступительного слова учителя ученик рассказывает присутствующим биографию М.А. Шолохова (презентация). <Приложение 3>
- Кто является главным героем рассказа “Судьба человека”? (Андрей Соколов.)
- На сколько логических частей делится жизнь главного героя? (3 части: до войны, во время войны, после войны.)
12-й слайд. Работа в группах. Учащиеся составляют кластер. (1-я группа: А. Соколов до войны; 2-я группа: А. Соколов во время войны, после войны).
13-й слайд. Психолог. Наше состояние передается и через музыку. Какому периоду жизни главного героя соответствует данный музыкальный отрывок? (До войны, музыка спокойная, мелодичная.)
Учитель литературы.
- В чем видит счастье А. Соколов до войны? (Семья, работа, дом, дети.)
- Чему радуется главный герой? (Дому, работе, уважению.)
- Назовите черты характера А. Соколов в довоенное время. (Трудолюбие, любовь, забота, уважение и др.)
В его жизни гармония, спокойствие, ему большего и не надо.
14-й слайд. <Приложение 1>
- Что меняет быт главного героя? (Война.)
- Почему рассказ о войне А. Соколов начинает с рассказа о мирной жизни? (Он прошел через трудности. И то, что было для него привычным, обыкновенным, стало дорогим.)
- Какие черты характера помогли главному герою во время войны и после? (Стойкость, храбрость, самоотверженность, патриотизм, щедрость.)
- Что произошло с ним во время войны? (Попал в плен.)
- Какие черты он проявил в плену? (Достоинство.)
- Что ожидает А. Соколова после плена, о чем он думает? (Он стал думать о доме в Воронеже, о семье, о счастье, о любви.)
- А что же его ждет впереди? (Зачитываем отрывок из произведения.)
- Что значит для человека дом? (Это очаг, крепость, защита.)
Вместе с домом человек теряет надежду, смысл жизни, счастье. В жизни А. Соколова наступает момент разочарования, пустоты, он остался один на один со своей жестокой судьбой.
- Как может измениться человек, который попал в такую ситуацию? (Может ожесточиться, возненавидеть окружающих, спиться, лишить себя жизни.)
Но наш герой не ожесточился. Но Шолохов скупо пишет про этот период жизни Соколова: работал, начал выпивать.
- Что изменило жизнь А. Соколова? (Встреча с мальчиком.)
- Кто кого нашел? (Андрей Соколов обратил внимание на “оборвыша”.)
15-й слайд. В чем смысл названия рассказа?
Разбираем значение слова “судьба” по словарю Ожегова.
- Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;
- Доля, участь;
- История существования кого-чего-нибудь;
- Будущее, то, что случится
Судьба – многозначное слово.
- В каком значении оно использовано в названии рассказа? (Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу характера.)
- Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять, преодолеть трудности. (Стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта и т. д.)
16-й слайд. Вручение М. А. Шолохову нобелевской премии.
17-й слайд.
Психолог с ребятами анализируют отрывок из произведения Алексея Черкасова и Полины Москвитиной “Конь рыжий”.
Судьбы, как тропы в глухолесье, – всегда разные.
Найдет человек сохатиную иль медвежью стежку – и пошел по ней. Потом удивляется: какая нечистая сила понесла его по такой дремучести, где сам черт ногу сломит?
Многие идут по наторенным дорогам, но не след в след, каждый по-своему.
Случается: человек долго ищет судьбу. Набьет ноги, не раз умоется горькою слезою; брызнет седина в голову, а ему все еще кажется - жизнь впереди!..
Другой, не успев пожить, вдруг вспыхнет огнем, да так ярко, что многим возле него хоть водой окатывай: невмоготу припекает. Сгорит, а про него долго еще будут говорить, поминая добром и лихом.
Есть судьбы легкие. Век проживет иной, ни разу не охнув. Есть трудные, когда, как говорят в народе, на бедного Макара все шишки валятся.
Сколько людей – столько судеб, все не охватишь.
18-слайд. Составляется копилка судьбы. (Ребята на интерактивной доске записывают черты характера, которые являются главными в жизни человека).
19-й слайд. Ученик рассказывает о судьбе Героя Великой Отечественной войны Ленкина Александра Николаевича, показывая презентацию. <Приложение 2>
20-й слайд. Заканчиваю урок стихотворением Ю. Левитанского.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себе.Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Мера окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.Каждый выбирает по себе.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает по себе.
Подводятся итоги урока.
Домашнее задание. Прочитать по книге “Вокруг тебя - мир” отрывки из книги С. Алексиевич “Последние свидетели”, написать сочинение по теме “Война в судьбе ребенка”.
Приложение: презентация “Судьба человека”, “Биография Э. Асадова”, “Биография М. А. Шолохова”.