Урок литературы в 11-м классе "Тема любви в творчестве А.Ахматовой и М.Цветаевой"

Разделы: Литература


Цели:

  • углубить знания ребят о жизни и творчестве М.Цветаевой и А.Ахматовой;
  • продолжить эстетическое и нравственное воспитание учащихся на поэтических текстах художественной литературы;
  • повысить познавательный интерес к творчеству поэтесс.

Эпиграфы:

…Пусть сердце рвётся от любви на части.
А.Ахматова

Между любовью и любовью распят
Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.
М.Цветаева.

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока. Обращение к доске.

2. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о любви. Мы уже говорили с вами, как изображали это чувство в своей поэзии А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев. Кого-то из вас уже посетило это чувство, у кого-то всё ещё впереди. Говорить мы будем о творчестве двух поэтесс: А.Ахматовой и М.Цветаевой, которые своим творчеством смогли глубоко проникнуть в души многих людей. Мы живём в начале XXI века, они жили в первой трети XX, но их поэзия до сих пор задевает за живое, не оставляет человека равнодушным. И неслучайно в качестве одного из эпиграфов к уроку я выбрала слова А.Ахматовой: “…Пусть сердце рвётся от любви на части”.

3. Результаты мини-опроса.

- Накануне мы провели мини-опрос: “Что такое любовь?”. Вам предложили продолжить фразу: “Любовь – это…”. (Показ видеозаписи с размышлениями ребят).

Это были ваши размышления, а теперь давайте послушаем, как об этом писали А.Ахматова и М.Цветаева. (Звучит стихотворение А.Ахматовой “Любовь”).

- А с чем сравнивает любовь в этом стихотворении поэтесса?

Ведь Ахматова входила в поэзию в ту пору, которая известна теперь как серебряный век в истории русского искусства. Её стихи вызывали желание говорить об открывшемся в них мире женской души, страстной, нежной, гордой.

4. Чтение и анализ стихотворений А.Ахматовой учащимися.

Стихотворение “А ты думал – я тоже такая…”

- О чём это стихотворение? Назовите метафоры, сравнения, используемые автором.

Стихотворение “То пятое время…”

- В одном из своих стихотворений Анна Ахматова назвала любовь “пятым временем года”.

- Да, стихи Ахматовой вызывают желание говорить о мире, рамки которого были очерчены любовью-чувством, составлявшим в её стихах содержание человеческой души.

Стихотворение “Сердце к сердцу не приковано”.

- В своих стихах поэтесса является в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставленной.

Стихотворение “Столько просьб у любимой всегда…”

- В стихах о любви она говорит о том, какими переживаниями живёт сердце героини. Когда Ахматова говорила о любви, она говорила о том, что, по её мнению, составляет ценность человеческого существования. Поэтому мир любовной лирики поэтессы предстаёт перед нами реальным.

Стихотворение “Разлука”

-Ребята, а вам понравилось это стихотворение? Содержание одного стихотворения перекликается с содержанием другого?

5. Слово учителя и М.Цветаевой.

- Вспомним, что одновременно с Анной Ахматовой вошла в литературу Марина Цветаева. Даже их первые книги назывались сходно: “Вечерний альбом” у Цветаевой, “Вечер” у Анны Ахматовой.

(Обращение к эпиграфу, слова М.Цветаевой)

Для полного выражения обуревавших её чувств Цветаевой не хватало даже её громкой, захлёбывающей речи, и она говорила: “Безмерность моих слов – только слабая тень безмерности моих чувств”. Она была женщиной с головы до пят отчаянной в любви. (Звучит песня “Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…” на стихи М.Цветаевой в исполнении И.Аллегровой)

6. Чтение и анализ стихотворений М.Цветаевой учащимися.

- А теперь пусть звучит поэзия М.Цветаевой.

Стихотворение “Вчера ещё в глаза глядел”.

Она не только умела быть счастливой, но умела и страдать, как самая обыкновенная женщина.

Стихотворение “Как правая и левая рука”.

И всё-таки счастью подчинённости в любви она предпочитала несчастье свободы. Мятежница просыпалась в ней, и “цыганская страсть разлуки бросала её в бездомное куда-то.

(Звучит романс на стихи М.Цветаевой в исполнении А.Пугачёвой “Мне нравится, что вы больны не мной”)

7. Чтение отрывка из школьного сочинения.

- Я хочу прочитать вам отрывок из школьного сочинения, написанного выпускником прошлых лет:

“Я не знаю ни одного поэта в мире, который бы столько писал о разлуке, как М.Цветаева. Она требовала достоинства в любви и требовала достоинства в расставании, гордо забивая свой женский вопль внутрь и лишь иногда его не удерживая”.

- Изображение чувства любви у А.Ахматовой похоже на изображение чувства любви у М.Цветаевой?

8. Заключительное слово учителя.

- Эти два поэта мощью своего творчества показали, что женская любящая душа – это не только хрупкая свечка, не только прозрачный ручеёк, но и пожат души, похожий на чудовищный костёр.

Будь вечно с ним: пусть верности научат
Тебя печаль его и нежный взор.
Но если сны безгрешностью наскучат,
Сумей зажечь чудовищный костёр!

9. Обзор выставки книг.

10. Итог.

(на фоне песни В.Высоцкого “Баллада о любви”)

-Сегодняшний урок мне хотелось закончить словами великого Гёте:

Мой друг, для счастья,
Любя, живи, -
Найдёшь ты счастье
В своей любви!