Содержание:
Введение
Глава 1. Социальная адаптация учителей
- Использование возможностей новых технологий
- Применение ИКТ – условие для развития образовательного пространства
- Цель и задачи подготовки учителя русского языка и литературы к использованию ИКТ
Глава 2. Деятельность учителя по использованию ИКТ
- Кабинет информатики – информационно-образовательный центр Школы
- Применение ИКТ в педагогической деятельности
- Внедрение ИКТ в предметную область
- Совершенствование профессиональной компетентности в сфере ИТ
- Компьютерный урок
- Электронный учебник – успех в индивидуальном обучении
Заключение
Использованная литература
Доклад
Введение
«Я знаю то, что вижу» или «Я вижу то, что знаю»
(по следам «Алисы в стране чудес»)“Bis dat, qui ceto dat”
(«Вдвойне дает тот, кто дает скоро»)
латинская пословица
На рубеже XXI века – века технологий – все более явной становится технологизация образовательных систем – объективный процесс, вектор которого определяется технологизацией общества. Приметы и требования грядущего века – изменение форм и методов организационно-коммуникационной деятельности учащихся и педагогов.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) становятся стабильным компонентом образовательной системы. Такое внедрение ИКТ в образование произошло в связи с широким распространением этих технологий в обществе. Сегодня мы имеем дело с ситуацией, когда новая система целей образования стала особо приоритетной в обществе, и далее рассматривает эти цели в качестве обязательной добавки к традиционной системе образования.
Настоятельной потребностью для нынешнего времени стала всеобщая ликвидация компьютерной безграмотности. Компьютерная «немота» учителей грозит обернуться серьезной проблемой, т.к. новые потребности общества и новые цели образования ведут к серьезным изменениям в положении и функций роли преподавателя.
Глава 1. Социальная адаптация учителей
1.1. Использование возможностей новых технологий
Чтобы воспользоваться обширнейшими возможностями, предоставляемыми новыми технологиями во всех сферах человеческой деятельности, нужно быть достаточно подготовленным, обладать набором знаний и умений. Чтобы быть подготовленным, человек обучается под влиянием среды. Обучение происходит путем адаптации. К такого метода есть свои достоинства, как, например, естественность, демократичность, но и свои недостатки, такие как неосознанность и запаздывание.
Щеглова С.Н. в своей статье «Адаптация учителей к информации» говорит, что «Учитель в процессе адаптации к информации выступает как личность со всеми её сформированными к данному моменту свойствами. Адаптация взрослых людей к информации требует ресоциализации. Им приходится проходить процесс инкультурации, аналогичный принятию культуры другой страны». Конечно, взрослый человек уже владеет приемами самообразования, самоконтроля, саморегуляции и самосоциализации, и это способствует его вхождению в информационную культуру. Но, с другой стороны, возникают трудности, прежде всего ценностного характера, когда нормы и правила, стереотипы иного рода жизнедеятельности затрудняют освоению нового.
В информатизации образования констатируют этап распространения нововведения путем его частичного внедрения. В развитии процессов информатизации преобладает этап компьютеризации и технического программного оснащения. В основном используется командно-административный ресурс: идет поставка компьютеров и компьютерных классов. Но информатизация школы не может быть результативной без успешной социальной адаптации учителей. Под социальной адаптацией учителей к процессу информатизации понимается процесс активного включения в многообразные формы социального взаимодействия, в результате которых осваивается ИКТ и согласуются требования информационной среды и ожидания субъектов адаптации.
Важнейший фактор успешной адаптации – «инновационная предрасположенность». Это та мера изменчивости, обновления поведения индивида, которая обусловлена его внутренней, культурной и психологической готовностью изменяться. И.С.Василенко в своей работе в 2006 году классифицировал педагогов по отношению к любому инновационному процессу на: новаторов – 6,6%; передовиков – 44,7%; умеренные – 17,7%; предпоследние – 8% и последние – 22,7%. И выделил 5 уровней адаптации учителей, характеризующихся постепенным возрастанием уровня активности субъектов к применению новых ИКТ:
- очень низкий (негативный) характеризуется отрицательным отношением ко всем элементам информации; отсутствием навыков овладения методам и приемам ИКТ;
- низкий (пассивный) уровень характеризуется безразличным отношением к элементам информации; формальным освоением методов и приемов ИКТ (на уровне игр);
- средний (активный) – стремлением в совершенстве овладеть методами и приемами ИКТ, средней познавательной активностью, но недостаточной результативностью внедрения ИКТ в свою трудовую и повседневную жизнь;
- высокий (активно-продуктивный) – глубоким освоением ИКТ, умением быстро корректировать свою деятельность; высокой продуктивностью применения ИКТ;
- очень высокий (творческий) – творческим освоением ИКТ; высокой познавательной, исследовательской и общественной активностью в области информации.
1.2. Применение ИКТ – условие для развития образовательного пространства
Изменение образовательной парадигмы, связанное с переходом от монокультурной традиции к диалоговой культуре, повлекло за собой серьезные трансформации в технологиях преподавания. Данный процесс ознаменовался появлением разнообразных инновационных технологий, развитие которых выстраивалось на основе новых принципов взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предметы русский язык и литература не являются исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о чем-нибудь.
Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы. Современные учебные пособия, созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), а также содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.
Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить следующие задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.
Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении литературы. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся.
Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны гуманитарных предметов, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.
1.3. Цель и задачи подготовки учителя русского языка и литературы к использованию ИКТ
Основной целью подготовки учителей-языковедов является содействие формированию готовности и способности педагога использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности. Компоненты ИКТ (технический, программный, методический и информационный) позволяют определить систему задач при планировании процесса подготовки учителей.
- Совершенствование и развитие навыков использования ПК, периферийных устройств, локальных и глобальных сетей.
- Ознакомление с программами общего и учебного назначения, моделирующими средами, а так же с возможностями их использования в учебном процессе.
- Ознакомление и овладение методиками преподавания гуманитарных предметов с использованием ИКТ.
- Усовершенствование навыков работы с электронной информацией (поиск, анализ, систематизация, конвертация и пр.)
Глава 2. Деятельность учителя по использованию ИКТ
2.1. Кабинет информатики – информационно-образовательный центр школы
Было время, когда не было возможности иметь персональный компьютер, ноутбук в домашних условиях, и потому проблемы использования ИКТ в педагогическом процессе существовало во многих школах. Для каждой школы эта проблема решалась с учетом её особенностей и специфики.
Для нашей школы это, прежде всего, стала системой традиций, достижений и педагогического опыта по использованию ИКТ, накопленная за последние десятилетия. Целью этой работы стала: ИТ должна стать обычным инструментарием
- для учителей – для расширения возможностей УВП;
- учащихся – для индивидуализации их работы на каждой ступени обучения;
- администрации – для эффективной административно-хозяйственной деятельности.
В 2000-м году наша школа приобрела кабинет информатики, который стал одним из главных учебных кабинетов по отношению преобразования УВП, по созданию единого информационного пространства в школе, включая учащихся, учителей, администрации и родителей в последнее время.
На сегодняшний день в школе создана материально-техническая база, отвечающая на простые элементарные запросы обычной сельской школы – компьютерный класс, оснащенный необходимыми комплектующими. С появлением в школе компьютерного класса включение администрации в единое информационное пространство школы произошло достаточно быстро, с пониманием необходимости и актуальности вопроса по информатизации учителей, где главной задачей для учителя информатики стало проведение курсов, занятий, консультаций по умелому использованию ПК. Многие учителя нашей школы в 2000 году одними из первых в улусе получили Свидетельства об окончании «Курса пользователей ПК». Позднее в этот процесс переподготовки включились и воспитатели, работники ДОУ. С 2003 года продолжили курс пользователей по использованию Интернета под руководством своего выпускника, студента ЯГУ ИМИ, Васильева А.В. Все это способствовало повышению ИКТ-компетентности каждого учителя.
В итоге проведенной работы кабинет информатики превратился в образовательный Центр обучения учителей, самообразования учащихся и получил определенную организационную структуру информационно-образовательного пространства школы, которую можно представить в таком виде:
Ознакомиться с полным текстом работы – Приложение 1.
Презентация к работе – Приложение 2.