"В чем смысл жизни?" (по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудный пескарь")

Разделы: Литература


Цели:

  • Раскрыть художественное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина;
  • Развивать умение работать с текстом художественного произведения, анализировать, давать характеристику литературному герою;
  • Воспитывать вдумчивого читателя, обогащать речь учащихся.

Тип урока: Урок-рассуждение с мультимедийной поддержкой.

Словарь урока: Милосердие, себялюбец, эгоист, ирония, гротеск, аллегория, гипербола, порок, равнодушный человек, благородство, честь, смелость

Оборудование: Мультимедийный проектор, слайдовая презентация, слова из рубрики “Словарь урока”, смайлы, графики.

Ход урока

1. Организационный момент

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда –
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.

2. Объявление темы и целей урока

Учитель. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать не только, но и, в первую очередь, за других людей – создают основу человеческого счастья. Человек, дающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец. Эгоист – несчастлив. Иван Сергеевич Тургенев писал: “Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает. Словно одинокое бесплодное дерево”.

(1 слайд – слова Тургенева. См. Приложение)

– Насколько справедливы слова Тургенева, разберём на уроке, на примере сказки “Премудрый пескарь”.

(2 слайд – тема урока)

“В чём смысл жизни?” – тема нашего урока. Этот вопрос волнует людей на протяжении всей жизни.

(Пример одной работы ученицы 7-го класса.)

Я думаю, что смысл жизни
У всех по-разному, он свой.
Не надо затрудняться мыслить
Легко ответить на вопрос такой.
Кому-то хочется работать, большие деньги получать.
Кому-то – жить, любить, и в общем,
Семью прекрасную создать.
А кто-то как, пескарь премудрый,
Один живёт…
Да что живёт?
Он существует – жалкий, нудный
И очень тихонько помрёт.
В чём смысл жизни?
Я отвечу:
“Оставить яркий след в веках.
И между прочим, я замечу,
Не надо жить так, как пескарь!”

– Ребята как надо прожить жизнь? В чём вы видите смысл своей жизни?

3. Проверка домашнего задания

1. Сочинение-рассуждение или стихотворный текст “В чём смысл жизни?”

Вспомните, что побудило автора создавать сказки?

(Сказка была понятна и близка простому народу, именно к ней обратился писатель, чтобы обмануть бдительность цензуры. Ведь сказки создавались в эпоху жесточайшей реакции.)

4. Аналитическая беседа по содержанию сказки

– Каждая сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина посвящена определённому общественному явлению. Чем же вызвана к жизни эта сказка?

(3 слайд – “историческая справка” – сказка написана в 1881-1882 годах, после покушения народовольцев на царя Александра 2 (1 марта 1881 года)

(4 слайд)

“Уж очень худое время наступает,” – отмечает Салтыков-Щедрин в один из первых мартовских дней 1881 года. В атмосферу русской жизни проникают подозрительность и трусость”).

– Но, страшнее всего, считал автор, малодушие. И в это время он берётся напомнить своим современникам о человеческом достоинстве, о чести, стыде, о мудрости, истинной и мнимой. Своему герою писатель дал определение “премудрый”.

– Каково значение этого эпитета? Подберите синонимы к этому слову “премудрый”

( 5 слайд)

Умный
Толковый
Башковитый
Разумный
Рассудительный
Мозговитый

– А теперь подберите антонимы.

Глупый
Неумный
Бестолковый

– Какой смысл вкладывает писатель в это слово?

– Действительно ли пескарь “премудрый”?

(Автор говорит с насмешкой.)

(6 слайд – ирония)

– Как называется этот приём в литературе?

– Итак, в устах автора “премудрый” звучит насмешливо, язвительно. Но ведь если посмотреть на начало сказки, автор абсолютно без иронии говорит, именует молодого пескаря умным, зачитайте.

(“И отец, и мать у него были умные…)

(“А у молодого пескаря ума палата была”)

– Не впервые в русской литературе мы сталкиваемся с эпизодом, когда родители дают своим детям заветы, наказы, как надо жить.

– А какой наказ дали пескарю?

(Со слов “Гляди в оба…”.)

– Но чего же боялся пескарь-отец, учивший уму-разуму сына?

(Эпизод ловли пескарей “целой артелью, во всю ширину реки невод растянули”, “страсть, сколько рыбы попалось”.)

– А что же самое страшное для пескаря- сына в жизни?

(Когда против его норы полдня стоял рак, его поджидал, или, когда щука “тоже целый день его стерегла”.)

– В завете пескаря нет какой-то агрессии, наступательности. А какими пословицами можно выразить его жизненную позицию?

(Моя хата с краю, ничего не знаю; всякий сверчок должен знать свой шесток.)

– В этих деталях отражается обстановка времени, показаны те, кто боялся жизни, подобно тому, как пескарь боится солнечного луча, быстрого течения, острых ощущений. Пескари сами себя считают премудрыми, а какие они у Салтыкова- Щедрина?

Жалкие
Несчастные

– Да, в своей жизни они не сделали никому и никогда ничего дурного, они безвредны, но в чём же обвиняет их автор?

(Они прожили жизнь без порывов, без полноты существования – “лучше не есть, не пить, нежели с набитым желудком жизни лишиться”.)

– Автор в сказке показал три стороны жизни:

(7 слайд – исторический, бытовой, сказочный)

– Докажите это примерами из сказки.

– Такая жизнь слепого, глухого, голодного пескаря – это одно из самых страшных, сильных обвинений автора. Равнодушным пескарям на всё наплевать: гибни всё, только меня не троньте.

(Просмотр фильма по сказке “Премудрый пескарь”.)

– “Какие были у него радости? Кого утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нём? Кто об его существовании вспомнил? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: никому, никого”.

“Неправильно полагают те, кто думает, что лишь пескари могут считаться достойными гражданами. Кои, обезумев от страха, сидят в своих норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере, бесполезные пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия…живут, даром место занимают, да корм едят…”

– Кто это говорит – автор или пескарь?

(Это мысли, внезапно посетившие самого пескаря, автор просто разделяет их, показывая, что забытые слова о чести и бесчестии, славе не умерли, потому как в предсмертный час их вспоминает пескарь.)

– Лишь на мгновение наступило прозрение “вылезти из своей норы и гоголем по всей реке проплыть” – но это теперь невыполнимая мечта.

  • Каковы черты характера пескаря?
  • Кого высмеивает автор в сказке?
  • Каков главный порок их?
  • Осуждает автор пескаря или жалеет его?
  • К чему склонны присоединиться вы лично?
  • Так можем ли мы согласиться с тем, что “премудрые пескари” безвредны?
  • Справедливы ли слова И.С.Тургенева?

(8 слайд – слова И.С. Тургнева “Себялюбец…”)

– В книге Б.Ясенского “Заговор равнодушных” есть слова:

(9 слайд – не опасайся друга – он может только предать. Не бойся врага – он может только убить. А бойся равнодушных. Это с их молчаливого согласия происходят на земле предательства и убийства)

– Каков же итог жизни пескаря? (“Жил дрожал, и умирал дрожал”.)

– Сказка содержит главный нравственный урок – трусость, равнодушие ко всему на свете, кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла.

Чему учит эта сказка?

(10 слайд)

Честности
Благородству
Смелости

– Говорит о смысле человеческой жизни

5. Итог урока

Тестовый контроль “Верное-неверное утверждение” (11 слайд)

(Учащиеся отвечают словами “верно”, “неверно”.)

Я утверждаю…

– сказки Салтыкова-Щедрина написаны только для детей;

– в его сказках используется только разговорный стиль;

– автор прямо указывает на недостатки своих героев;

– в сказке используются черты народных сказок и реальной жизни;

– для сказки характерно использование гротеска, аллегории, гиперболы;

– в сказке показан добрый авторский смех.

Взаимопроверка

(11 слайд – ответы)

6. Занимательная лингвистика

(12 слайд)

– Обратимся к названию сказки, попробуйте объяснить написание слова “пескарь”.

(Учитель обращает внимание учащихся к статье этимологического словаря.)

7. Оценка результатов

(У каждого ученика график – координатная плоскость, задача – проставить баллы от 1–5.)

мне было интересно на уроке…
я узнал новое…
я работал…
я ставлю себе за урок…
а учитель ставит мне…

(Выставление оценок.)

8. Рефлексия

– С каким настроением уходите с урока? (Смайлы красного, зелёного, синего цвета на столе каждого.)

Красный – всё прекрасно
Зелёный – хорошее
Синий – плохое.

Урока время истекло,
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно!

9. Домашнее задание

– Известно, что сказки Салтыкова-Щедрина иллюстрировали Кукрыниксы, Черепанов.

Подготовить иллюстрацию на стенд “Гении. Таланты и мы среди них…”