Урок проводится в конце учебного года, рассчитан на два часа. На уроке в игровой форме обобщаются знания учащихся по литературе за курс 7 класса.
Уроку предшествует предварительная подготовка.
Совместно с учащимися за 3 недели до проведения урока был составлен проект. Выбрана форма проведения урока, намечены этапы подготовки к нему. Соответственно, изучена и введена военная терминология: литературное сражение - бой, отделение, противник, разведка, артподготовка, перестрелка, удар с фланга и т.д.
Класс поделён на три группы, т.е. отделения, в каждой воинской единице выбран свой наблюдатель. Каждое отделение получило соответствующее задание:
- для перестрелки: подготовить снаряды - составить по два вопроса для противников по изученным произведениям (каждое отделение составляет 4 вопроса);
- для привала: запастись литературой - подготовить художественное чтение отрывка из понравившегося произведения, аргументировать свой выбор;
- для перегруппировки сил: (скрытое передвижение отдельных воинских частей) - подготовить 2 "Живые картины", используя необходимые декорации и элементы костюма;
- для удара с фланга: скрытое накопление сил для атаки - нарисовать по 2 иллюстрации;
- для отдыха после боя (чаще всего это просмотр кинофильма или концерта) - подготовить рекламу-презентацию одного из изученных в 7 классе произведений.
С каждым "отделением" проведено по три консультации, на которых были распределены "должностные" обязанности, выбраны произведения, проведена проверка готовности отделений к предстоящему сражению.
Цели:
- закрепление и совершенствование учащимися изученного материала;
- развитие интереса к художественной литературе;
- воспитание культуры общения, умения вести диалог.
Оборудование: компьютер и презентация; иллюстрации художников и учащихся к произведениям, изученным в 7 классе; выставка лучших творческих работ.
Ход урока
1. Организационный момент. Знакомство команд с наблюдателями, выдача оценочных листов, проведение инструктажа.
2. Представление противников. Защита командами названия, эмблемы, девиза.
3. Разведка. Назвать произведение и его автора, прослушав описание пейзажа. (Каждая группа отвечает на свой вопрос; за ответ на вопрос соперника, не справившегося с заданием, можно получить дополнительный балл.)
А. "Сквозь иней на стеклах было видно, как горит крыша мастерской, а за открытой дверью ее вихрится кудрявый огонь. В тихой ночи красные цветы его цвели бездымно; лишь очень высоко над ними колебалось темноватое облако, не мешая видеть серебряный поток Млечного Пути. Багрово светился снег, и стены построек дрожали, качались, как будто стремясь в жаркий угол двора, где весело играл огонь, заливая красным широкие щели в стене мастерской, высовываясь из них раскаленными кривыми гвоздями. По темным доскам сухой крыши, быстро опутывая ее, извивались золотые, красные ленты; среди них крикливо торчала и курилась дымом гончарная тонкая труба; тихий треск, шёлковый шелест бился в стекла окна; огонь все разрастался; мастерская, изукрашенная им, становилась похожа на иконостас в церкви и непобедимо выманивала ближе к себе".
М.Горький. "Детство", Нижний Новгород.
Б. "Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев.
Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли.
Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы".
К.Г. Паустовский. "Корзина с еловыми шишками", (под Бергеном).
В. (Около оголившихся корней того дуба, под которым я сидел, по серой, сухой земле, между сухими дубовыми листьями, желудями, пересохшими, обомшелыми хворостинками, желто-зеленым мхом и изредка пробивавшимися тонкими зелеными травками кишмя кишели муравьи. Они один за другим торопились по пробитым ими торным дорожкам: некоторые с тяжестями, другие порожняком. Я взял в руки хворостину и загородил ею дорогу. Надо было видеть, как одни, презирая опасность, подлезали под нее, другие перелезали через; а некоторые, особенно те, которые были с тяжестями, совершенно терялись и не знали, что делать: останавливались, искали обхода, или ворочались назад, или по хворостинке добирались до моей руки и, кажется, намеревались забраться под рукав моей курточки. От этих интересных наблюдений я был отвлечён бабочкой с желтыми крылышками, которая чрезвычайно заманчиво вилась передо мною. Как только я обратил на нее внимание, она отлетела от меня шага на два, повилась над почти увядшим белым цветком дикого клевера и села на него".
Л.Н. Толстой. "Детство". Деревня Петровское.
4. Перестрелка. Обмен команд вопросами, составленными при подготовке к мероприятию.
5. Артподготовка. Угадайте литературный персонаж по его описанию. (Герой, произведение, автор.)
А. "Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоение он видел в битве. Пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах всё мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и в собственном жару, нанося всем удары и не слыша нанесенных".
Н.В.Гоголь. "Тарас Бульба". Андрий.
Б. " ...я при свете подфарников разглядел его. Здоровенный рыжеволосый детина. Стандартная стеганка коротка ему. Наверно, неудобно лазить в карманы: приходится высоко задирать локти. Впрочем, стеганка расстёгнута,. клетчатая рубаха тоже, голенища резиновых сапог загнуты. От этого ноги кажутся еще длинней. А сам он весь как восклицательный знак: чем выше, тем шире и здоровее.
Силой и уверенностью повеяло от рыжего богатыря. Не было бы ничего чудного, если бы он потянул за трос да сам же и вытащил мою машину на твердое место".
В.А.Солоухин. "Мочёные яблоки". Серёга - шофёр.
В. "Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка упёрся руками в бока и остановился передо мною".
И.С.Тургенев. "Бирюк". Лесничий.
6. Наступление. Атака. Угадайте литературного героя по его реплике.
А. - Гм:мужика... но где же его взять, этого мужика, когда его нет?
- Как нет мужика - мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!
Салтыков-Щедрин. "Как один мужик двух генералов прокормил". Генералы.
Б. - В тюрьму... Было б за что, пошел бы, а то так... здорово живешь... За что? И не крал, кажись, и не дрался... А ежели вы насчёт недоимки сомневаетесь, ваше благородие, то не верьте старосте: Вы господина непременного члена спросите... Креста на нем нет, на старосте-то...
А.П.Чехов. "Злоумышленник". Денис.
В.
"Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его вольной волею,
А за что, про что - не скажу тебе,
Скажу только Богу единому.
Прикажи меня казнить - и на плаху несть
Мне головушку повинную;
Не оставь лишь малых детушек,
Не оставь молодую вдову
Да двух братьев моих своей милостью..."
М.Ю.Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова". Калашников.
7. Привал. Художественное чтение, подготовленных отрывков.
Школьники выбрали отрывки из поэтических произведений:
- М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова";
- А.С.Пушкина "Полтава";
- А.К.Толстова "Василий Шибанов".
8. Перегруппировка сил. Рассмотреть "Живые картины", назвать автора и произведение, эпизод.
Были подготовлены "Живые картины" по произведениям:
- К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками", И.А.Крылова "Урок дочкам";
- Н.С.Лескова "Человек на часах", А.С.Пушкина "Полтава";
- А.П.Чехова "Хамелеон", М.Горький "Детство".
9. Удар с фланга. Рассмотрев иллюстрации, созданные школьниками, назвать автора и произведение.
Были подготовлены иллюстрации к произведениям:
- Л.Н.Толстого "Детство", В.А.Солоухина "Закон набата";
- Н.А.Некрасова "Орина, мать солдатская", Ф.М.Достоевского "Мальчики";
- И.С.Тургенева "Бирюк", Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".
10. Окружение противника. Разгром. Аукцион художественных произведений, изученных в 7 классе.
Каждый игрок команды по очереди называет автора и его произведение. Побеждает команда, последней назвавшая произведение.
11. Отдых после боя. Реклама-презентация одного из художественных произведений, изученных в 7 классе.
12. Подведение итогов. (При подведении итогов каждая команда оценивает вклад каждого ученика и выставляет первичную оценку, наблюдатели вносят свои коррективы, аргументируя их).