Цели урока: познакомить учащихся с изображением природы в повести М.М. Пришвина, со значение лекарственных растений в жизни человека, развивать интерес к изучению природы и литературы, воспитывать любовь к природе, стремление охранять её.
Ход урока
I.Оргмомент. Сообщение целей и задач урока.
Учитель литературы. Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с повестью Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» и поговорим о значении богатств растительного мира в жизни людей.
Учитель биологии. А спутником нашим станет мир растений с его многообразием и особенностями.
II.Беседа по повести М.М. Пришвина.
Учитель..
- Кто является главными персонажами повести «Кладовая солнца»? (Настя и Митраша).
- Где живут ребята? (В деревне, недалеко от города Перееславль-Залесский.)
- Когда происходят события? (Вскоре после окончания Великой Отечественной войны,)
- С кем живут ребята? (Одни, потому что они осиротели.)
- Лёгкая ли у них жизнь? (Нет, им приходится самим заниматься домашним хозяйством и помогать колхозу.)
- Как Настя и Митраша относятся к трудностям жизни? (Они не унывают, делают всё охотно, с хорошим настроением, за это их любят все жители деревни и стараются им во всём помочь.)
- Зачем ребята отправляются в лес? (Они хотели набрать клюквы. Все говорили, что эта ягода очень полезная.)
Ш. Знакомство с биологическими особенностями растения –клюква.
Учитель .
1. Ребята, а что вы знаете о клюкве? (Это очень кислая ягода, она растёт в лесу, зимует под снегом и сладкой становиться только после морозов. В ней много витаминов.)
2. Знаете ли вы, к какому семейству, роду, классу относится это растение? (Нет.)
Учитель биологии.
- Клюква относится к классу двудольных, семейству брусничные. Это вечнозелёный стелющийся полукустарник, широко распространённый в Европе, Азии и Северной Америке. Это растение встречается далеко на Севере, в некоторых районах доходит до Полярного круга.
-В России клюква популярна с самых давних времён. В 18-19веке в Европе о клюкве почти не знали, один французский путешественник рассказывал, что в России он сидел «под сенью величественной клюквы». На самом деле болотная клюква (Oxycoccus palustris) замечательна не размером (это стелющийся кустарничек), а ягодами, которых в урожайных местах можно собрать по полторы тонны с гектара; на плантациях в США собирали 10 и даже 22 тонны. Сбор ведут с помощью особых гребешков до самого снега. А к весне «болотный виноград» только слаще становится. Портиться клюкве не даёт содержащаяся в ней бензойная кислота, убивающая микробов.
IV. Клюква в повести М.М. Пришвина.
Учитель .
- Ребята, давайте прочитаем отрывки, посвящённые клюкве. (Чтение текста.)
Учитель биологии.
-Какие ещё ягоды, кроме клюквы, упоминаются в отрывке? (Черника, брусника, голубика, костяника.)
- Все эти ягоды относятся к семейству брусничных, произрастают в смешанных лесах средней полосы и в тундре, заходя далеко на север –даже на Новую Землю.
Учитель литературы.
- Вспомните, что называется эпитетами? (Красочные определения.)
- Найдите их в тексте. (Брусника, кровяно-красная ягода; костяника, красно-рубиновая ягода.)
- Что такое метафора? (Скрытое красочное сравнение.)
- Приведите примеры метафор? (Листочки, как крылышки; чернички сидят мелким горошком; место кажется кровью полито; рубинчик в зелёной оправе; зелёная ниточка со многими клюквинками; ожерелье крупных кровяно-красных ягод.)
V. Роль лекарственных растений в жизни человека.
Учитель .
- Ребята, Михаил Михайлович Пришвин очень красочно и поэтично описал растения наших лесов, но они не только украшают природу, но и приносят много пользы людям.
- Как называются растения, используемые в медицине?( Лекарственные.)
- Растения семейства брусничных очень широко используются для лечения различных заболеваний. Особенно популярна именно клюква, её назначают при гипо- и авитоминозах, поскольку в ней содержится очень много витамина С. Ягоды обладают мочегонными и противомикробными свойствами, клюкву используют для лечения и профилактики различных заболеваний почек и желудка.
- А вы когда-нибудь лечились клюквой? (Да, при простуде клюквенное питьё утоляет жажду и снижает температуру.)
- Не забывайте о том, что растения приносят очень много пользы, относитесь к ним бережно, не собирайте лишних, только то количество, которое вам может понадобиться.
VI.Викторина.
1. Из списка растений выписать:
I ряд –ягоды;
II ряд –травы;
III ряд –деревья.
Зверобой, черника, берёза, ромашка, брусника, липа, клюква, рожь, каштан, земляника.
2. Запишите не менее 10 известных вам лекарственных растений.
3. Разгадайте кроссворд:
- растение из зерна которого делают пшено (просо);
- синий цветок, сорняк (василёк);
- лекарство, используемое для заживления ран, растущее вдоль дорог (подорожник);
- очень красивый и душистый весенний цветок (ландыш);
- весенний цветок с необычными листьями, одна сторона которых холодная и гладкая, другая неровная и бархатистая, используется для лечения кашля (мать-и-мачеха).
VII.Итог урока. Итак, ребята, сегодня мы поговорили с вами о роли лекарственных растений в жизни человека и о произведении писателя-натуралиста Михаила Михайловича Пришвина, который очень хорошо знал и любил родную природу, и старался в своих произведениях привлечь к ней своих читателей.
VIII.Домашнее задание: Подготовить пересказ отрывка о сборе клюквы Настей и Митрашей.