Цели:
- применение компьютерных технологий на уроках литературы;
- воспитание у подростков чувства милосердия, сострадания и уважения человека.
Задачи:
- расширить знания учащихся по теме «Творчество А.Платонова»;
- научить подростков сострадать и уважать человека;
- учить выразительному чтению литературного текста;
- учить видеть авторскую позицию.
Оборудование:
- портрет А.Платонова;
- слайды на компьютерном диске в программе PowerPoint;
- набор карточек.
Учитель. Добро и зло… за этими словами, казалось бы, очень простыми и знакомыми, скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история человечества – это история борьбы добра и зла.
Сегодня я приглашаю вас к серьёзному разговору о добре и зле, нравственном и безнравственном, о плохом и хорошем в людях. И поможет нам в этом книга Андрея Платоновича Платонова с негромким и коротким названием «Юшка». (слайд №1)
И начнём мы наш разговор с размышления: для чего рождается человек? Как вы считаете? (Ответы учеников.) Да, сколько людей - столько и мнений. Послушайте мнение современного поэта Дмитрия Голубкова, как он размышляет о назначении человека на Земле: (слайд №2)
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной , тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.
- В каких строчках поэт выразил своё мнение о назначении человека? (Ответы учеников.)
Вот так много лет назад на небосклоне зажглась новая звезда… родился человек, которому суждено было стать писателем. Это Андрей Платонович Платонов (Климентов) (слайд №3) Его имя нам немного знакомо по рассказам «Никита», «В прекрасном и яростном мире…»
- Кто напомнит, о чём эти рассказы? (Ответы учеников.)
Мы узнали, что для Платонова важно многое: и животные, и растения, и природа. Но самое главное – это человек, который по-отцовски относится ко всему, что находится рядом. Вспомните, как заканчивается рассказ «В прекрасном и яростном мире…»:
помощник Мальцева Костя доверил ослепшему машинисту вести состав и признался, что «боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира».
Как к своим родным детям относился Платонов ко всему живому.
Жизнь А. Платонова (Климентова А.П.) была недолгой и нелёгкой.
1 ученик. (слайд №4) Андрей Платонов родился в 1899 году в семье слесаря железнодорожных мастерских в слободе Ямская г. Воронежа (сейчас это район улицы Донбасской и виадука над железной дорогой). Мальчик учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Потом началась работа: с 13 лет Платонов работал на Воронежском паровозоремонтном заводе.
2 ученик. (слайды №5, 6) Его учёба в железнодорожном техникуме прервалась уходом в Красную Армию, но по возвращении продолжилась. До середины 1926 года А.Платонов живёт в Воронеже и работает по электрификации сельского хозяйства. В это время созданы первые книги «Электрификация», «Епифанские шлюзы», которые принесли автору известность.
3 ученик. Произведения А.Платонова были многим непонятны, поэтому на него обрушились беды: критика, непонимание, запреты, обыски. Писатель умер в одиночестве в 1951 году.
И только после смерти пришло признание. Платонов жил очень скромно, не пробуя кого-то перекричать, оглушить. Он был простым человеком. который пытался понять самое сокровенное – человека и его душу, его сердце. И начал об этом говорить в своих первых произведениях – сказках. Это самый любимый жанр детей. Кроме того, мы знаем, что «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». (слайд №7)
- Вспомните, какая борьба отражается в сказках? (Борьба между добром и злом.)
- А что в сказках всегда побеждает? (Добро.)
- А всегда ли так бывает в жизни?
(слайд №8, заглавие) Опираясь на текст, вспомните, кто такой Юшка, каким он был?
(Юшка был ростом мал и худ, в руках у него не было силы. Он плохо видел, и глаза у него были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы. Он не пил чай. Не покупал сахара, а одежду носил одну и ту же долгие годы.)
- Что за человек был Юшка? Какой его характер? Какие чувства он вызывает?
(Слабый, неказистый, невзрачный, тихий, незаметный, кроткий.) (Открывается левый столбик на 8 слайде со словами, на доске уже вывешены такие же слова, учитель поднимает карточки, где записаны значения этих слов, а дети должны найти, какому слову оно соответствует, учитель прикрепляет тоже на доску.)
Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка в мире? Как относятся к нему дети?
(Прочитать от слов «Когда Юшка рано утром шёл в кузницу….» до слов «…что он твёрдый и живой».)
- Дети терзали Юшку! Они «удивлялись, что он живой, а сам не серчает на них». Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку?
(Детей удивляло, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не хватает хворостину и не погонится за ними, как это делали другие взрослые. Дети хотели, чтобы он рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка молчал и не трогал ребятишек. Тогда они старались сделать ему больнее, толкали его и смеялись над ним.)
«Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно всё сделать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Согласны ли вы с Юшкой?
- Какие чувства вызвал у вас этот эпизод? (Дети высказывают своё мнение, и разговор обязательно должен выйти на следующий вопрос.)
- А почему дети не научились любить? (В результате размышлений надо сделать вывод о том, что их не научили любить взрослые.)
- А как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение?
(Дети повторяли поступки взрослых, которых Юшка раздражал своей непохожестью на них. Горе и обиду они вымещали на беззащитном человеке. Молчание Юшки превращалось в его вину, а кротость приводила людей в большое ожесточение. Даже Даша, хозяйская дочь, говорила ему: «Лучше бы ты умер».)
(Открывается правая половина слайда №8, и выполняется такая же словарная работа.)
- Мы сказали, что дети не научились любить Юшку. А что значит, любить человека? (заголовок слайда №9) Что отвечал Юшка на слова Даши: «Лучше бы ты умер»? («Меня, Даша, народ любит. Сердце в людях бывает слепое») (Открывается левая половина этого слайда.)
- «Сердце в людях бывает слепое». Как вы понимаете эти слова?
(Слепое сердце бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро, не испытывающего жалости и сострадания к другим.)
(Открывается правая половина этого же слайда, и проводится словарная работа.)
- Вернёмся к тексту и прочитаем описание природы. Как отрывок помогает лучше понять Юшку?
(Читаем от слов «В июле или августе…» до слов «…как здоровый человек».)
- Мы уже настолько привыкли к Юшке, что стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все от него так долго ждали, - он осерчал. Случайно ли это слово? Можно было сказать, что Юшка рассердился, разозлился, разгневался. А Платонов употребляет именно: осерчал. Почему?
(Нельзя Юшку представить разгневанным. Слово как нельзя лучше подходит к образу.)
- Как вы понимаете слова Юшки: «А по надобности мы все равны»?
(Люди рождаются, чтобы жить.)
- Почему прохожий с сильной злобой толкнул Юшку в грудь?
(Впервые Юшка защитил себя.)
- Переживает ли прохожий за содеянное?
(Нет, пошёл домой со спокойной душой пить чай.)
- Произошло то, чего хотели люди, - Юшка осерчал и ушёл из жизни. Признали ли его своим, похожим? Раскаялись?
(Простить с Юшкой пришли все, похоронили и забыли.)
- У Юшки, без сомнения, было большое, доброе сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем. Такой человек способен изменить мир? (слайд №10) Не будем пока однозначно отвечать на этот вопрос.
- Нужен ли Юшка всему свету? Что изменилось в жизни людей после смерти Юшки?
(Стало ещё хуже, теперь вся злоба оставалась среди них, теперь её не на ком выместить.)
- Неужели весь смысл Юшки в том, чтобы принимать злобу и глумление на себя? Когда и почему ещё раз вспомнили о Юшке?
(О приёмной дочери, ради которой Юшка не пил чай, не покупал сахара, чтобы «она его ела». Юшкина добрая душа жила теперь в этой кроткой, тихой девушке.)
- Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. (слайд №11) Платонов читал, что главное предназначение всего живого, прежде всего человека, - «из смерти работать жизнь». А жизнь – это самое дорогое, что есть у человека. Юшка выполнил своё предназначение, и теперь мы ещё лучше понимаем его слова: «Я тоже всему свету нужен».
Значит, способен что-то изменить даже тихий, кроткий, безответный Юшка? (слайд №12) Значит и жизни Добро побеждает зло.
Сегодня мы прикоснулись к сердцу прекрасного человека, который болел душой за всех людей, который понимал, что всем людям нужнее человеческая теплота и человеческое внимание при жизни, на после смерти. И ещё Платонов точно знал (слайд №13): «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…».
Домашние задание.
Написать сочинение-размышление «Какие чувства вызвал во мне рассказ Платонова «Юшка»?