Использование приемов технологии критического мышления на уроках литературы

Разделы: Литература


Цели:

  1. расширение представления о “чудесном” через анализ художественного произведения;
  2. развитие умения анализировать текст художественного произведения, вычленять главное, работать в команде;
  3. воспитание бережного отношения к слову, к искусству слова, уважительного отношения к чужому мнению, воспитание учащихся через ознакомление с биографией Н.И.Пирогова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Стадия вызова.

1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим путешествие по страницам литературных произведений. Прежде чем приступим к работе, создадим эмоциональную атмосферу нашего занятия. Для этого, слушая поэтические строки, определим, какие чувства и ассоциации вызвали они у вас.

2. “Разминка”.

Задание.

Какие чувства и ассоциации вызвали у вас поэтические строки.

Ребята, надо верить в чудеса.
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И скрипка пропоёт над океаном.

Учитель, проведя фронтальный опрос, подводит итог, сообщая, что предметом обсуждения на этом уроке станет “чудесное”. Тему занятия преподаватель не озвучивает, её учащиеся определят самостоятельно в конце работы.

3. “Покопаемся в памяти”. Мозговой штурм.

- Мы определили, о чём пойдёт речь сегодня на занятии. А что мы знаем о “чудесном”? Поможет нам систематизировать и структурировать имеющиеся сведения о “чудесном” данная таблица.

Задание.

Заполните таблицу.

Работают учащиеся в течение 2 мин. в парах.

Таблица.

Определение Словосочетание Синонимы Однокоренные слова

Затем учащиеся представляют результаты своей работы, на данном этапе принимаются все версии, всё фиксирует в таблице, которая представлена на доске, учитель.

- В таблице мы зафиксировали ваше представление о “чудесном”. Далее мы продолжим работу с данным понятием, опираясь на текст рассказа “Чудесный доктор” замечательного русского писателя Александра Ивановича Куприна.

Учащиеся знакомы с текстом, это было домашним заданием.

III. Стадия осмысления.

1. Работа с текстом.

Задание.

Работая в группах, ответьте на вопросы, подготовьтесь представить свой ответ в устной и письменной форме.

В письменной форме должен быть представлен не собственно текст, а лишь ключевые слова, на основе которых, отвечающий у доски учащийся должен построить ответ на поставленный вопрос.

Задания группам.

1 гр. Опишите душевное состояние членов семьи Мерцаловых до встречи с доктором.
2 гр. Как отреагировал доктор на рассказ Мерцалова?
3 гр. Что изменилось в жизни семьи Мерцаловых после встречи с Пироговым?
4 гр. Как вы понимаете смысл слов, произнесённых доктором на прощание – “…главное никогда не падайте духом”?
5 гр. Как повлиял поступок доктора Пирогова на выбор жизненных принципов Григория Емельяновича Мерцалова? Почему?

IV. Стадия рефлексии.

1. Представление работы в группах.

Учащиеся представляют результаты работы групп.

  1. На доску вывешиваются листы с ключевыми словами, один из представителей группы отвечает возле доски, остальные на местах зачитывают отрывки из произведения, подтверждающие правильность высказываемых предположений.
  2. Обсуждение представленных результатов.
  3. Беседа.

- Почему имя главного героя мы узнаём только в конце произведения? Как вы думаете, с какой целью автор не вынес его в заглавие?

2. Заполнение маркировочной таблицы.

Задание.

Проанализировав всё вышесказанное, заполните маркировочную таблицу.

Ответы учащихся учитель фиксирует в таблице, с которой работали в начале занятия, при этом всю новую информацию записывает мелом или маркером другого цвета. Если ответы совпадают с теми, что были уже отмечены, то их в таблицу вновь не записывает, а обводит те, что были.

- Опираясь на таблицу, расскажите, что нового вы узнали о “чудесном” после работы с текстом рассказа?

Сопоставление данных из маркировочной таблицы с определением, данным в толковом словаре.

- Наша таблица заполнена, таким мы увидели “чудесное” сегодня на занятии, но мы помним о том, что всегда соотносим свои ответы, определения с определениями, данными в толковом словаре. Сравним наши ответы со словарной статьёй. Какие выводы мы сделаем?

Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

Чудесный, -ая, -ое; -сен, -сна.

  1. Являющийся чудом, совершенно небывалый, необычный. Чудесное спасение.
  2. Чудный, очень хороший. Чудный день.// сущ. Чудесность, -и, ж.

- Ребята, сегодня на уроке мы узнали, что “чудесное” это не обязательно что-то сверхъестественное: это и неравнодушие к чужому горю, и отзывчивость, и бескорыстность - то есть самые обыкновенные вещи, но они способны творить чудеса.

3. Подведение итогов урока.

1. Определение темы урока.

Учитель помогает учащимся, если в этом есть необходимость, сформулировать тему занятия, а затем фиксирует её на доске.

2. Задание.

Прослушав сообщение, ответьте на вопрос: “Каким человеком был доктор Пирогов не на страницах художественного произведения, а в жизни?”

Сообщение учителя о докторе Пирогове (презентация).

3. Домашнее задание.

  1. Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: “Как изменилось моё представление о “чудесном” после прочтения рассказа А.И.Куприна “Чудесный доктор”?”
  2. Подготовьте сообщение о человеке, которого по какой-либо причине можно назвать чудесным.

4. Заполнение и презентация трансфертных листов.

Трансфертные листы:

  1. Моё настроение.
  2. Цветовая гамма, с которой ассоциируется урок.
  3. Что у меня сегодня получилось.
  4. Над чем нужно поработать.

5. Заключительное слово учителя. Оценка деятельности учащихся.

Приложение.