Цели:
- расширение представления о “чудесном” через анализ художественного произведения;
- развитие умения анализировать текст художественного произведения, вычленять главное, работать в команде;
- воспитание бережного отношения к слову, к искусству слова, уважительного отношения к чужому мнению, воспитание учащихся через ознакомление с биографией Н.И.Пирогова.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Стадия вызова.
1. Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим путешествие по страницам литературных произведений. Прежде чем приступим к работе, создадим эмоциональную атмосферу нашего занятия. Для этого, слушая поэтические строки, определим, какие чувства и ассоциации вызвали они у вас.
2. “Разминка”.
Задание.
Какие чувства и ассоциации вызвали у вас поэтические строки.
Ребята, надо верить в чудеса.
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И скрипка пропоёт над океаном.
Учитель, проведя фронтальный опрос, подводит итог, сообщая, что предметом обсуждения на этом уроке станет “чудесное”. Тему занятия преподаватель не озвучивает, её учащиеся определят самостоятельно в конце работы.
3. “Покопаемся в памяти”. Мозговой штурм.
- Мы определили, о чём пойдёт речь сегодня на занятии. А что мы знаем о “чудесном”? Поможет нам систематизировать и структурировать имеющиеся сведения о “чудесном” данная таблица.
Задание.
Заполните таблицу.
Работают учащиеся в течение 2 мин. в парах.
Таблица.
Определение | Словосочетание | Синонимы | Однокоренные слова |
Затем учащиеся представляют результаты своей работы, на данном этапе принимаются все версии, всё фиксирует в таблице, которая представлена на доске, учитель.
- В таблице мы зафиксировали ваше представление о “чудесном”. Далее мы продолжим работу с данным понятием, опираясь на текст рассказа “Чудесный доктор” замечательного русского писателя Александра Ивановича Куприна.
Учащиеся знакомы с текстом, это было домашним заданием.
III. Стадия осмысления.
1. Работа с текстом.
Задание.
Работая в группах, ответьте на вопросы, подготовьтесь представить свой ответ в устной и письменной форме.
В письменной форме должен быть представлен не собственно текст, а лишь ключевые слова, на основе которых, отвечающий у доски учащийся должен построить ответ на поставленный вопрос.
Задания группам.
1 гр. Опишите душевное состояние членов семьи
Мерцаловых до встречи с доктором.
2 гр. Как отреагировал доктор на рассказ
Мерцалова?
3 гр. Что изменилось в жизни семьи Мерцаловых
после встречи с Пироговым?
4 гр. Как вы понимаете смысл слов, произнесённых
доктором на прощание – “…главное никогда не
падайте духом”?
5 гр. Как повлиял поступок доктора Пирогова на
выбор жизненных принципов Григория Емельяновича
Мерцалова? Почему?
IV. Стадия рефлексии.
1. Представление работы в группах.
Учащиеся представляют результаты работы групп.
- На доску вывешиваются листы с ключевыми словами, один из представителей группы отвечает возле доски, остальные на местах зачитывают отрывки из произведения, подтверждающие правильность высказываемых предположений.
- Обсуждение представленных результатов.
- Беседа.
- Почему имя главного героя мы узнаём только в конце произведения? Как вы думаете, с какой целью автор не вынес его в заглавие?
2. Заполнение маркировочной таблицы.
Задание.
Проанализировав всё вышесказанное, заполните маркировочную таблицу.
Ответы учащихся учитель фиксирует в таблице, с которой работали в начале занятия, при этом всю новую информацию записывает мелом или маркером другого цвета. Если ответы совпадают с теми, что были уже отмечены, то их в таблицу вновь не записывает, а обводит те, что были.
- Опираясь на таблицу, расскажите, что нового вы узнали о “чудесном” после работы с текстом рассказа?
Сопоставление данных из маркировочной таблицы с определением, данным в толковом словаре.
- Наша таблица заполнена, таким мы увидели “чудесное” сегодня на занятии, но мы помним о том, что всегда соотносим свои ответы, определения с определениями, данными в толковом словаре. Сравним наши ответы со словарной статьёй. Какие выводы мы сделаем?
Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
Чудесный, -ая, -ое; -сен, -сна.
- Являющийся чудом, совершенно небывалый, необычный. Чудесное спасение.
- Чудный, очень хороший. Чудный день.// сущ. Чудесность, -и, ж.
- Ребята, сегодня на уроке мы узнали, что “чудесное” это не обязательно что-то сверхъестественное: это и неравнодушие к чужому горю, и отзывчивость, и бескорыстность - то есть самые обыкновенные вещи, но они способны творить чудеса.
3. Подведение итогов урока.
1. Определение темы урока.
Учитель помогает учащимся, если в этом есть необходимость, сформулировать тему занятия, а затем фиксирует её на доске.
2. Задание.
Прослушав сообщение, ответьте на вопрос: “Каким человеком был доктор Пирогов не на страницах художественного произведения, а в жизни?”
Сообщение учителя о докторе Пирогове (презентация).
3. Домашнее задание.
Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос:
“Как изменилось моё представление о “чудесном”
после прочтения рассказа А.И.Куприна “Чудесный
доктор”?”
4. Заполнение и презентация трансфертных листов.
Трансфертные листы:
- Моё настроение.
- Цветовая гамма, с которой ассоциируется урок.
- Что у меня сегодня получилось.
- Над чем нужно поработать.
5. Заключительное слово учителя. Оценка деятельности учащихся.