Литература
-
Самый лучший флаг 2009
В данной статье представлены стихи о гербе и знамени Российской Федерации.
-
"Колобок - положительный или отрицательный герой?" 2009
Сказка – один из лепестков цветка русского фольклора. Сказки бывают разные: бытовые, анималистические, волшебные, народные и литературные. В сказке всегда есть отрицательные и положительные герои. Любого героя мы оцениваем по внешнему виду, по характеру и поступкам.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) по повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера" 2009
Использование лексики и грамматики английского языка при анализе художественного произведения помогает в новых условиях применить ранее полученные знания и по-новому осмыслить прочитанное.
-
Урок по роману Д.Дефо "Приключения Робинзона Крузо" 2009
Урок, конспект которого представлен в данной статье, является интерактивным. На уроке учащиеся используют знания, полученные на уроках литературы, МХК, философии, английского языка.
-
Урок литературы на тему "Друзья и дружба в лирике и жизни А.С. Пушкина" 2009
На уроке были достигнуты цели, поставленные учителем: знакомство с лицейским периодом как порой ученичества, поисков самостоятельного пути, становления как поэта; знакомство с друзьями Пушкина - И.Пущиным; Кюхельбекером, Дельвигом; показать их значение в жизни поэта, познакомить со стихами Пушкина, посвященными его друзьям; познакомить с жанром дружеского послания.
-
"Проблематика романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри в романе" 2009
Цели урока: показать, как самостоятельное произведение, посвящённое ершалаимской истории, переплетено с главами о современности; роман, принадлежащий Мастеру, - стержень всего произведения; различие художественного произведения и богословского; выяснить, что такое истина.
-
Проектный метод на уроках литературы. М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" (9-й класс) 2009
В статье описан опыт применения проектного метода на уроках литературы. Реализация проекта позволяет организовать самостоятельные исследования учащихся, вовлечь каждого в образовательный процесс, заставляет школьников вчитываться в текст художественного произведения, обращаться к дополнительной литературе, реализует потребность в самовыражении.
-
Урок литературы (7-й класс) "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2009
Урок посвящен изучению творчества М.Ю. Лермонтова, его одному из ярчайших произведений. Учитель использует предварительную работу с целью изучения эпохи ХVI века, образа Ивана Грозного. Дается ученикам задание: нарисовать рисунки по заданному эпизоду. В ходе урока учащиеся составляют киноленту-презентацию из своих рисунков, сопровождая каждый кадр комментариями.
-
"Музыка в жизни и творчестве И.С. Тургенева". Интегрированный урок литературы и музыки 2009
В предлагаемой разработке урока «Тургенев и музыка», проведенного учителями литературы и музыки совместно, отрывки художественных произведений писателя чередовались с музыкальными произведениями, которые упоминались в текстах. В системе изучения творчества писателя интегрированный урок был итоговым по литературной теме.
-
Урок литературы в 11-м классе "Новые темы, проблемы, образы в поэзии периода «оттепели»" 2009
Предлагаемый урок имеет определённые цели - привлечь внимание учащихся к проблемам литературы 60-х годов, показать роль поэзии периода "оттепели" в общественной жизни страны. Урок должен содействовать творческому развитию личности, аргументированию своей точки зрения.
-
Литературная гостиная. Творческая встреча с рубцовским поэтом И.Ф. Селюковым "В свою страну зову я вас…" 2009
Представлен урок поэзии - "живого слова" - живущего и пишущего в г. Рубцовск поэта И.Ф. Селюкова для учащихся-осуждённых вечерней школы при исправительной колонии.
-
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе "Учиться понимать человека" (по рассказу В.Шукшина "Ванька Тепляшин") 2009
Художественная литература определяет нравственный мир человека. И от нас, преподавателей, зависит, каким вырастет будущее поколение. Поэтому, разрабатывая данный урок, я хотела привлечь внимание учащихся к тем проблемам, которые поднимает автор в рассказе, и выяснить, актуальны ли они в наши дни.
-
Урок по курсу "Литературное наследие Сибири". Праздник медведя. 5-й класс 2009
Курс "Литературное наследие Сибири" является региональным компонентом, который введён в учебные программы школ Томской области с 2004 года со 2-го по 6-й класс. Учителем представлен урок-обобщение после изучения раздела "Сказки и мифы народов Сибири". Данный материал позволяет соприкоснуться с родной природой, культурой наших предков, их обрядами.
-
"Что значит быть мужественным?". Литературно-музыкальный вечер по творчеству Э.Асадова и Р.Гардиева. 2009
Литературно-музыкальный вечер с целью познакомить учащихся с творчеством поэтов необычной судьбы и редкого мужества; формировать у учащихся умение размышлять и делать выводы по прочитанному и услышанному; воспитывать в детях чувство любви к Родине, воспитывать такие нравственные качества, как честность, верность, мужество и героизм.
-
Иисус Христос и силы добра 2009
Урок предполагает знакомство с Библией, а также с поэтическими произведениями о Деве Марии и Иисусе Христе. В ходе урока создаются ситуации развития духовно-нравственных качеств личности: доброты, человечности, отзывчивости, милосердия, а также формируется умение воспринимать текст Библии, понимать слова «волхвы», «искушение», «корысть», «бескорыстие». Ребятам предлагается проследить борьбу сил добра и зла вокруг Иисуса Христа, понять суть его величия.
-
Урок литературы в 11-м классе. Урок-мастерская "Модель мира В. Маяковского" 2009
Урок нацелен на создание целостной концепции изучения творчества Маяковского в аспекте Нового времени. Обращение к авангардистской живописи ХХ столетия – интеграция литературы и МХК, что поможет выпускникам глубже постичь сложные явления российской культуры ХХ века. Эстетика авангардизма позволяет взглянуть на творчество поэта целостно, модель мира, построенная в его творчестве, позволяет увидеть истоки многих болезней века, сориентировать учащихся среди осколков ценностей уходящей культуры.
-
Русское народное творчество (фольклор). Потешки 2009
Урок посвящен знакомству с одним из жанров устного народного творчества - потешками. На уроке рассматриваются жанровые особенности потешек, их историческая и обучающая ценности. Инсценируя потешки, мы убеждаемся в мудрости народного творчества, в необходимости изучения этой народной мудрости.
-
Тема борьбы добра и зла в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2009
Автором представлен урок, цель которого - учить детей выделять сюжетные линии в романе, определять их стилевые особенности, изучить роль хронотопа; развивать логическое мышление, умение работать с опорной схемой. Формировать нравственные качества, воспитывать любовь к художественному слову, прививать эстетическое отношение к миру.
-
Игра, посвященная творчеству Н.В. Гоголя 2009
Мероприятие представлено в форме игры. Её можно провести после знакомства с биографией Н.В. Гоголя и последующего изучения произведений писателя.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Природа родного края в стихотворениях М.П. Смирновой" 2009
В ходе урока учащиеся узнают, что творческая мастерская поэтессы богата лаконичностью, эмоциональностью, богатством духовного мира. Она наделена божественной творящей силой и в то же время это обычный земной человек. Дети показывают свое творческое мастерство, проникаются чувством любви к Родине, углубляя знания о творчестве поэтессы.
-
Урок в 9-м классе. Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Пророк". Тема: "Духовной жаждою томим" 2009
Учитель ставит своей целью проникновение в тайны стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», воспользовавшись не академическим анализом, который часто подводил исследователей, а соотнесением произведения с жизнью, с ее ценностями. Занятие помогает через композиционный анализ стихотворения постичь его идейно-образную структуру, овладеть проблемно-диалоговым методом как главным приемом в системе духовно-нравственного воспитания.
-
Поэтический медиачас "Сражаюсь, верю, люблю" 2009
Поэтический медиачас – новая форма массовой работы, которая сочетает показ презентации и выразительное чтение. Мероприятие «Сражаюсь, верю, люблю» посвящено 85-летию поэта Эдуарда Асадова. Презентацию дополняют тексты шестнадцати стихотворений поэта. Участники медиачаса – ученики 5-х классов, но можно привлечь детей более старшего возраста.
-
Мастерская "Стихотворные размеры" 2009
Мастерская проводится в 6-м классе после изучения творчества М.Ю. Лермонтова по программе под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. Учащиеся работают индивидуально и в группе; они лучше обучаются творчески мыслить, фантазировать, четко и в образной форме выражать свои мысли. Проведение занятия помогает избежать затруднений в определении размера стиха, увидеть ритмические особенности каждого стихотворного размера сразу.
-
Изучение русской народной сказки на уроках литературы по программе Т.Ф. Курдюмовой 2009
Автор представляет систему уроков по изучению русской народной сказки и выделяет 4 этапа: знакомство с жанром, аналитическая работа с текстом, самостоятельное осмысление художественного произведения и создание учениками своих сказок по предложенным образцам. Разработка поможет учителю создать у учащихся представление о жанре и подготовить к написанию домашнего сочинения.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею произведения. Обличительная сила рассказа" (рассказ Л.Н. Толстого "После бала") 2009
Урок построен по рассказу Л.Н. Толстого "После бала". Он является итоговым по изучению рассказа. Учащиеся знакомятся с композиционным приёмом контраст, с помощью которого раскрывается идея произведения.
-
Образ Мастера в сказках П.П. Бажова (5-й класс) 2009
Авторы представляют цикл уроков литературы по программе 5-го класса. На примере изучаемых произведений – "Каменный цветок", "Горный мастер", "Хрупкая веточка" – раскрывается своеобразие и уникальность образа Мастера.
-
Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П.П. Бажова 2009
Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы.
-
Святое чувство материнства (по рассказу А.Платонова "Корова") (6-й класс) 2009
Автор предполагает анализ литературного произведения в сопоставлении с близкими по идейному содержанию произведениями других видов искусства. На уроке используется технология холистического обучения, основанная на природосообразности ученика, в основе которой лежат методы, сочетающие работу обоих полушарий головного мозга. Кроме аналитической работы и речевой деятельности, дети сами создают живописные образы, слушают музыку, погружаются в ситуацию, представленную автором в произведении.
-
Конспект урока литературы в 9-м классе "Что в имени тебе моем?" (Современные поэты о Пушкине) 2009
Конспект урока уместен как заключительный урок по творчеству по А.С. Пушкина. Цель работы - выяснить, почему мы вновь и вновь обращаемся к А.С. Пушкину, что в имени великого поэта привлекает наших современников.
-
Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму" 2009
Обобщающий урок, сопровождаемый презентацией, дает полную характеристику образа Герасима, показывает его нравственную силу, превосходство над другими героями, демонстрирует уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрывает трагизм судьбы крепостных.