Литература
-
Урок литературы в 11-м классе "Новые темы, проблемы, образы в поэзии периода «оттепели»" 2009
Предлагаемый урок имеет определённые цели - привлечь внимание учащихся к проблемам литературы 60-х годов, показать роль поэзии периода "оттепели" в общественной жизни страны. Урок должен содействовать творческому развитию личности, аргументированию своей точки зрения.
-
Литературная гостиная. Творческая встреча с рубцовским поэтом И.Ф. Селюковым "В свою страну зову я вас…" 2009
Представлен урок поэзии - "живого слова" - живущего и пишущего в г. Рубцовск поэта И.Ф. Селюкова для учащихся-осуждённых вечерней школы при исправительной колонии.
-
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе "Учиться понимать человека" (по рассказу В.Шукшина "Ванька Тепляшин") 2009
Художественная литература определяет нравственный мир человека. И от нас, преподавателей, зависит, каким вырастет будущее поколение. Поэтому, разрабатывая данный урок, я хотела привлечь внимание учащихся к тем проблемам, которые поднимает автор в рассказе, и выяснить, актуальны ли они в наши дни.
-
Урок по курсу "Литературное наследие Сибири". Праздник медведя. 5-й класс 2009
Курс "Литературное наследие Сибири" является региональным компонентом, который введён в учебные программы школ Томской области с 2004 года со 2-го по 6-й класс. Учителем представлен урок-обобщение после изучения раздела "Сказки и мифы народов Сибири". Данный материал позволяет соприкоснуться с родной природой, культурой наших предков, их обрядами.
-
"Что значит быть мужественным?". Литературно-музыкальный вечер по творчеству Э.Асадова и Р.Гардиева. 2009
Литературно-музыкальный вечер с целью познакомить учащихся с творчеством поэтов необычной судьбы и редкого мужества; формировать у учащихся умение размышлять и делать выводы по прочитанному и услышанному; воспитывать в детях чувство любви к Родине, воспитывать такие нравственные качества, как честность, верность, мужество и героизм.
-
Иисус Христос и силы добра 2009
Урок предполагает знакомство с Библией, а также с поэтическими произведениями о Деве Марии и Иисусе Христе. В ходе урока создаются ситуации развития духовно-нравственных качеств личности: доброты, человечности, отзывчивости, милосердия, а также формируется умение воспринимать текст Библии, понимать слова «волхвы», «искушение», «корысть», «бескорыстие». Ребятам предлагается проследить борьбу сил добра и зла вокруг Иисуса Христа, понять суть его величия.
-
Урок литературы в 11-м классе. Урок-мастерская "Модель мира В. Маяковского" 2009
Урок нацелен на создание целостной концепции изучения творчества Маяковского в аспекте Нового времени. Обращение к авангардистской живописи ХХ столетия – интеграция литературы и МХК, что поможет выпускникам глубже постичь сложные явления российской культуры ХХ века. Эстетика авангардизма позволяет взглянуть на творчество поэта целостно, модель мира, построенная в его творчестве, позволяет увидеть истоки многих болезней века, сориентировать учащихся среди осколков ценностей уходящей культуры.
-
Русское народное творчество (фольклор). Потешки 2009
Урок посвящен знакомству с одним из жанров устного народного творчества - потешками. На уроке рассматриваются жанровые особенности потешек, их историческая и обучающая ценности. Инсценируя потешки, мы убеждаемся в мудрости народного творчества, в необходимости изучения этой народной мудрости.
-
Тема борьбы добра и зла в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2009
Автором представлен урок, цель которого - учить детей выделять сюжетные линии в романе, определять их стилевые особенности, изучить роль хронотопа; развивать логическое мышление, умение работать с опорной схемой. Формировать нравственные качества, воспитывать любовь к художественному слову, прививать эстетическое отношение к миру.
-
Игра, посвященная творчеству Н.В. Гоголя 2009
Мероприятие представлено в форме игры. Её можно провести после знакомства с биографией Н.В. Гоголя и последующего изучения произведений писателя.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Природа родного края в стихотворениях М.П. Смирновой" 2009
В ходе урока учащиеся узнают, что творческая мастерская поэтессы богата лаконичностью, эмоциональностью, богатством духовного мира. Она наделена божественной творящей силой и в то же время это обычный земной человек. Дети показывают свое творческое мастерство, проникаются чувством любви к Родине, углубляя знания о творчестве поэтессы.
-
Урок в 9-м классе. Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Пророк". Тема: "Духовной жаждою томим" 2009
Учитель ставит своей целью проникновение в тайны стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», воспользовавшись не академическим анализом, который часто подводил исследователей, а соотнесением произведения с жизнью, с ее ценностями. Занятие помогает через композиционный анализ стихотворения постичь его идейно-образную структуру, овладеть проблемно-диалоговым методом как главным приемом в системе духовно-нравственного воспитания.
-
Поэтический медиачас "Сражаюсь, верю, люблю" 2009
Поэтический медиачас – новая форма массовой работы, которая сочетает показ презентации и выразительное чтение. Мероприятие «Сражаюсь, верю, люблю» посвящено 85-летию поэта Эдуарда Асадова. Презентацию дополняют тексты шестнадцати стихотворений поэта. Участники медиачаса – ученики 5-х классов, но можно привлечь детей более старшего возраста.
-
Мастерская "Стихотворные размеры" 2009
Мастерская проводится в 6-м классе после изучения творчества М.Ю. Лермонтова по программе под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. Учащиеся работают индивидуально и в группе; они лучше обучаются творчески мыслить, фантазировать, четко и в образной форме выражать свои мысли. Проведение занятия помогает избежать затруднений в определении размера стиха, увидеть ритмические особенности каждого стихотворного размера сразу.
-
Изучение русской народной сказки на уроках литературы по программе Т.Ф. Курдюмовой 2009
Автор представляет систему уроков по изучению русской народной сказки и выделяет 4 этапа: знакомство с жанром, аналитическая работа с текстом, самостоятельное осмысление художественного произведения и создание учениками своих сказок по предложенным образцам. Разработка поможет учителю создать у учащихся представление о жанре и подготовить к написанию домашнего сочинения.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею произведения. Обличительная сила рассказа" (рассказ Л.Н. Толстого "После бала") 2009
Урок построен по рассказу Л.Н. Толстого "После бала". Он является итоговым по изучению рассказа. Учащиеся знакомятся с композиционным приёмом контраст, с помощью которого раскрывается идея произведения.
-
Образ Мастера в сказках П.П. Бажова (5-й класс) 2009
Авторы представляют цикл уроков литературы по программе 5-го класса. На примере изучаемых произведений – "Каменный цветок", "Горный мастер", "Хрупкая веточка" – раскрывается своеобразие и уникальность образа Мастера.
-
Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П.П. Бажова 2009
Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы.
-
Святое чувство материнства (по рассказу А.Платонова "Корова") (6-й класс) 2009
Автор предполагает анализ литературного произведения в сопоставлении с близкими по идейному содержанию произведениями других видов искусства. На уроке используется технология холистического обучения, основанная на природосообразности ученика, в основе которой лежат методы, сочетающие работу обоих полушарий головного мозга. Кроме аналитической работы и речевой деятельности, дети сами создают живописные образы, слушают музыку, погружаются в ситуацию, представленную автором в произведении.
-
Конспект урока литературы в 9-м классе "Что в имени тебе моем?" (Современные поэты о Пушкине) 2009
Конспект урока уместен как заключительный урок по творчеству по А.С. Пушкина. Цель работы - выяснить, почему мы вновь и вновь обращаемся к А.С. Пушкину, что в имени великого поэта привлекает наших современников.
-
Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму" 2009
Обобщающий урок, сопровождаемый презентацией, дает полную характеристику образа Герасима, показывает его нравственную силу, превосходство над другими героями, демонстрирует уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрывает трагизм судьбы крепостных.
-
Урок по литературе на тему "Фольклорные традиции в "Прологе" поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" 2009
Урок-исследование по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» направлен на раскрытие своеобразия таланта и художественного мастерства поэта в изображении необычайно богатого духовного мира простого крестьянина, воспитание интереса к народным истокам, традициям русского народа. Урок посвящен исследованию народных фольклорных мотивов в поэме через языковое своеобразие.
-
Использование элементов сценического искусства при изучении повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2009
Гоголь собирал предания, поговорки, песни русского и украинского народа. Читая повесть, ещё раз убеждаемся: всё в ней согрето теплом гоголевского смеха: и события, и персонажи, мастерски описанные автором. Да разве может что-то подобное произойти в другом месте и в другое время, как не в рождественскую ночь на милой Украине!
-
Басни И.А. Крылова как творческое наследие потомкам 2009
Использование метода проектов на уроках литературного чтения (и вообще на уроках) в начальных классах - это современный подход к преподаванию. Метод проектов способствует решению многих целей и задач образования, обучения, развития учащихся. А именно: формирует активную, нравственную, любознательную, конкурентоспособную личность, умеющую высказывать, отстаивать, обосновывать свою точку зрения.
-
"Кубань песенная", урок литературы 2009
Знакомство с биографией и творчеством кубанского композитора, народного артиста России и Украины, руководителя Кубанского казачьего хора В.Г. Захарченко; развитие интереса к кубанскому народному творчеству, поэтам-песенникам, литературе Кубани.
-
Литературно-музыкальная гостиная "Такую жизнь нельзя считать короткой" 2009
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная жизни и творчеству Сергея Есенина, может использоваться к юбилейным датам со дня рождения поэта (в 2010 году исполнится 115 лет со дня рождения поэта) или для литературного вечера. Данное мероприятие направлено на пробуждение у ребят интереса к творчеству Есенина, знакомит с некоторыми фактами биографии поэта. В разработку включены не только стихотворения, но и романсы на стихи поэта.
-
"Человек спасается достоинством" (Ж.Нива). Средства создания образа героя в повести А.Солженицина "Один день Ивана Денисовича" 2009
На уроке раскрывается сущность образа Ивана Денисовича с помощью основных элементов художественного стиля Солженицына; показана принципиальная новизна героя для русской литературы XX века и важнейшие особенности языковой манеры писателя.
-
Урок-проект по рассказу В.Тендрякова "Хлеб для собаки" 2009
Главный вопрос, решаемый на уроке,– какое значение имеет понятие "совесть", тревожащее как самого писателя, так и его читателей.
-
Урок литературы в 9-м классе "Серебряный век русской поэзии" 2009
Урок не только знакомит учащихся 9-го класса с понятием "Серебряный век", но и позволяет благодаря нетрадиционной форме проведения - "литературное кафе" - и элементам проектной деятельности получить представление об основных направлениях модернизма, их своеобразии и ярких представителях.
-
Литературный праздник "Последний герой", посвященный роману Д.Дефо "Робинзон Крузо" в 6-7-м классе 2009
Что бы ни говорили о вредном воздействии телевидения на неокрепшее детское сознание врачи, психологи, учителя, родители, какие бы запреты ни вводили, современные школьники всё равно смотрят телевизор чаще, чем читают, и, естественно, хорошо знакомы с разными телевизионными играми. Это можно использовать во внеклассной работе по литературе, создавая литературные праздники, в основу которых положен сценарий популярной на телевидении игры или передачи.