Цель урока: развитие читательских умений с использованием стратегий технологии критического мышления (чтение с остановками).
Задачи:
- Учить высказывать свою точку зрения на поставленные вопросы.
- Воспитывать любовь к русской литературе.
- Развивать читательские умения обучающихся.
Ход урока
1. Организационный момент.aa
2. Вступительное слово о А.П.Чехове. (Сообщение).
3. Работа с текстом.
– О чем речь пойдет в произведении с названием “Хамелеон”?
(Обучающиеся высказывают свои предположения).
– Кто такой хамелеон?
4. Словарная работа.
Хамелеон – 1. ящерица, меняющая свою окраску при цветовых изменениях в окружающей среде.
5. Чтение с остановками.
Текст разбит на 10 частей. Текст делится на 9 смысловых частей. Читается часть текста, ставится вопрос, ученики высказывают предположительные ответы, которые фиксируются на доске, затем читается следующая часть текста и т.д. В конце делается вывод, в чем точка зрения автора и ребят совпали, а в чем разница и почему.
Читается 1 часть текста.
– Что происходит? ( обучающиеся высказывают предположения: Кого-то укусила собака)
-Можно предположить почему?
Читается 2 часть текста.
– Что делает полицейский надзиратель? (Идет, пытается разобраться).
3 часть текста.
– Что рассказал Хрюкин? (Он шел, собака выскочила, укусила его, он не виноват).
4 часть текста.
– Что предпримет Очумелов? (Как представитель закона выяснит, чья собака, примет меры, накажет виновных).
5 часть текста.
– Чья может быть собака? (бродячая, бедняка, барина, богатого человека).
– Как поступит Очумелов, если собака генерала? (накажет генерала, будет обвинять Хрюкина).
6 часть текста.
– Что произойдет дальше? (предположение, что собака не генерала).
7 часть текста.
– Как поступит Очумелов, узнав, что собака не генерала? (обвинит собаку и ее хозяина).
8 часть текста.
– Что произойдет дальше?
9 часть текста.
– Что ответит повар? (собака генерала, собака не генерала).
Зачитать концовку рассказа.
– Почему рассказ называется “Хамелеон”? (Очумелов постоянно меняет свое мнение в зависимости от того, чья это собака).
6.Словарная работа.
Хамелеон – слово имеет 2 –е переносное значение. Человек, который приспосабливается к обстановке, легко меняет свое поведение, взгляды, симпатии.
– О чем говорит фамилия героя?
Очумелов – очуметь – потерять соображение, одуреть.
Очумелов – очень умелый.
– В чем он соответствует своей фамилии?
– О чем говорит фамилия второго героя?
Хрюкин – поступает по-свински. Сам виноват, а пытается свалить вину на собаку, ищет выгоду.
– Над какими качествами человека смеется А.П.Чехов? (преклонение перед чином, ложь, лицемерие).
– В чем совпала ваша точка зрения и точка зрения автора? (анализ записи на доске).
Обмен читательскими впечатлениями.
– Понравился ли рассказ Чехова?
– Захотелось ли еще почитать его рассказы?
Вывод: В своих произведениях Чехов поднимает проблемы нравственные. Что такое хорошо, а что такое плохо. Как должен и как не должен поступать человек. Поднимает темы: человек и чин, хамелеонство, невежество чиновников.
7. Домашнее задание.
Прочитать рассказы Чехова (2-3), ответить на вопрос: “О чем заставили меня задуматься произведения Чехова?”.
8. Итог урока.
Самоанализ урока
Класс: 7.
Тема урока: Рассказы Антоши Чехонте. “Хамелеон”.
Тип урока и его структура: урок изучения нового материала
- Каково место данного урока в теме? Как урок связан с предыдущим уроком? Как этот урок работает на следующие уроки? В 5-6 классах обучающиеся знакомились с творчеством А.П.Чехова. В 7 классе это 1 урок по его творчеству, но предполагается провести урок внеклассного чтения по его рассказам. Урок продолжает работу по обучению чтению литературного произведения, учит высказывать свою точку зрения.
- Краткая психолого-педагогическая
характеристика класса (количество
слабоуспевающих, сильных учащихся).
В классе 26 обучающихся. 7 в класс достаточно подготовлен по литературе. Более половины обучающихся имеют хорошие и отличные оцени по предмету. Несколько человек плохо читают, слабая техника чтения. - Какова триединая дидактическая цель урока (его
обучающий, развивающий, воспитывающий объект),
дать оценку в успешности достижении ТДЦ урока,
обосновать показатели реальности урока.
Цель урока: развитие читательских умений с использованием стратегии технологии развития критического мышления (чтение с остановками). Учить высказывать свою точку зрения на поставленные вопросы. Воспитывать любовь к русской литературе.
Развивать читательские умения обучающихся.. - Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать ему полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
- Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли “связки” между этими этапами? Показать, как другие этапы урока работали на главный этап.
- Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.
- Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществляется? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
- Психологическая атмосфера в классе на уроке и
общение учащихся и учителя.
Психологическая атмосфера на уроке хорошая, данная технология позволяет не боясь высказывать свою точку зрения, учит выслушивать мнения товарищей, позволяет соглашаться или не соглашаться с автором.
На уроке применялась стратегия технологии критического мышления чтение с остановками, которая позволила учащимся высказывать свою точку зрения на поставленные вопросы, заставила их задуматься над тем, почему иногда точка зрения их и точка зрения автора не совпадает (каждый человек имеет свое суждение). Проводилась работа с текстом, развивались навыки чтения во время чтения текста обучающимися и учителем.
Время, отведенное на все этапы урока распределялось рационально. Все этапы урока связаны между собой. Данная работа предполагает продолжение виде урока внеклассного чтения по рассказам Чехова и доманяя работа нацеливает на это.
Портрет писателя, т.к. повторяются биографические сведения, выставка книг с рассказами А.П.Чехова.
Контроль за усвоением материала предполагает письменный ответ на поставленный вопрос в качестве домашнего задания. Если обучающиеся затрудняются , то на уроке внеклассного чтения по рассказам Чехова будет еще раз акцентироваться внимание на тех проблемах, которые Чехов поднимает в своих произведениях.
- Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли
реализовать все поставленные результаты урока?
Если не удалось, то почему?
На уроке были реализованы поставленные задачи, цель достигнута.
- Наметить перспективы своей деятельности.
Продолжить работу по использованию на уроках литературы стратегий технологии критического мышления. Развивать читательские умения обучающихся.