Интегрированное обучение на основе сюжетного построения учебных занятий. Тема "Всемирное природное наследие. Всемирное культурное наследие" (4-й класс)

Разделы: Математика, Русский язык, Литература, Технология, Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Познакомить с выдающимися достопримечательностями природы и культуры во всем мире.
  • Формировать умения проводить исследовательскую работу.
  • Учить работать с дополнительной литературой.
  • Воспитывать любовь к природе.
  • Формировать эстетическое отношение к культуре родной страны.

Темы по предметам:

  • Окружающий мир: Всемирное природное наследие. Всемирное культурное наследие.
  • Русский язык: Склонение имен существительных.
  • Математика: Единицы длины и массы.
  • Чтение: Бенедиктов В.Г. "Москва".
  • Изобразительное искусство: Древний русский город.

Образовательные задачи по предметам:

Окружающий мир:

1. Показать значимость охраны объектов природы и творения человека.

2. Учить работать с картой.

Русский язык:

1.Формировать навыки определения падежа у имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении.

2. Развивать умение делать выводы, размышлять, пересказывать текст.

Математика:

1. Закрепить знания учащихся об отношениях между изученными единицами массы и длины.

2. Учить заменять крупные единицы мелкими, и мелкие единицы крупными.

3. Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.

Изобразительное искусство:

1. Дать понятие об особенностях архитектуры средневековой русской городской крепости.

2. Формирование умения свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов.

3. Развитие восприятия произведений изобразительного искусства.

4. Формирование умения конструировать объемные формы, используя в качестве основы разнообразные баночки, бутылочки, усложняя их декоративными деталями.

Понятийный словарь: всемирный, наследие, Кремль, Башня, Абу-Симбел, Парфенон, каньон.

Оборудование: учебник Плешаков "Мир вокруг нас"-4 кл., I часть, видеокассеты, географическая карта, письменные сообщения учащихся, словари, перфокарты, тетради для правил, карточки для самостоятельной работы, слайдоскоп, инструменты и материал для ИЗО, дополнительная литература по сюжету урока.

1-й этап

Тема: Всемирное природное наследие.

I. Организационный момент.

- В мире столько много загадочного и незнакомого, как эти примеры. Решите их и отгадайте о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
(На доске зашифрованы слова. Их надо решить и отгадать слова "Всемирное наследие".)

II. Математика. Устный счет. Единицы дины и массы.

8 дм 4 см = 3 кг 400 г =
5 км = 500 кг =
15 дм = 8000 г =
6 см = 72 ц =
5 дм = 2000 кг =
8 км 400 м = 5000 кг =
6 м = 9 т 4 ц =
60 см = 20 ц =
150 см =

Ответы:

1м 5дм 84см 600см 50см 6дм 5000м 60мм 8400м
е В н и О с м р

 

3400г 94ц 8кг 7т2ц
е н и с д л а

(Эти примеры показаны на электрифицированной таблице. При правильном выборе ответа зажигается лампочка.)

III. Сообщение темы урока.

- Тема: Всемирное природное наследие. Всемирное культурное наследие

Сегодня мы узнаем лексическое значение этих слов, познакомимся с выдающимися достопримечательностями природы и культуры во всем мире.

IV. Русский язык. Работа со словарями. Словарная работа.

- Откройте толковые словари Ожегова и найдите лексическое значение

1 ряд слово "Всемирный", 2 ряд - "Наследие".

"Всемирный - распространяющийся на весь мир, относящийся ко всем странам мира.

"Наследие" - явление культуры, быта и т.п., полученное от предыдущих эпох, от прежних деятелей.

V. Подготовка к восприятию нового материала. Вступительный рассказ учителя. Окружающий мир.

- Когда-то, очень давно, у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было техники, современных жилищ. Жизнь людей зависела от капризов окружающей природы. Из-за неудачной охоты они голодали. Сильные морозы или засуха нередко грозила гибелью. Наши предки преклонялись перед силой природы. Но постепенно многое изменилось. Человек решил покорить природу. Вооруженный техникой, он вообразил себя всемогущим, решил, что ему все на планете подвластно. Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению лесов, почвы, исчезновению многих видов растений и животных. Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а попросту губят ее.

И еще что-то поняли люди. А что именно, вы узнает из сообщения Алины о храме АБУ_СИМБЕЛ.

(Сообщение Алины о храме АБУ-СИМБЕЛЕ. Алина провела исследовательскую работу об этом храме. Оформила реферат) См. Приложение 1.

VI. Сообщение нового материала. Окружающий мир.

- Люди смогли спасти храм АБУ-СИМБЕЛ. И тогда возникла идея объявить самые выдающиеся достопримечательности "Всемирным наследием". Этим занялась организация объединенных наций по вопросам образования науки и культуры. ЮНЕСКО -UNESSO.

Всемирное наследие включает объекты природы и объекты культуры, которые требуют обязательной охраны.

Всемирное культурное наследие - это объекты творения человека, которые очень ценны с исторической стороны или своей уникальностью изготовления.

Всемирное природное наследие - это объекты природы.

Эти две неразрывные части составляют одно целое. Их единство подчеркивается в эмблеме. Круг - символизирует природу, а квадрат - творения человека.

Появился Список Всемирного наследия, в котором сейчас уже несколько сотен объектов. Россия поддержала идею создания списка. Сейчас в него включен целый ряд объектов природы и культуры нашей страны. Ежегодно этот список пополняется новыми объектами.

Сегодня мы послушаем сообщения ребят о некоторых объектах. Начнем с природных объектов, которые находятся в других странах. В мире наиболее известны три водопада:

  1. Ниагарский водопад.
  2. Водопад Виктория.
  3. Водопад Игуасу.

- Послушаем Артема. Он узнал интересные факты о водопаде "Игуасу". См. Приложение 2.

- Женя нам расскажет о водопаде "Виктория". См. Приложение 3.

(Мальчики рассказывают о месторасположении водопадов, их особенностях, истории, интересных фактах)

VII. Физминутка.

Я проснулся (-лась), я здоров (-а), Друг без друга жить не сможем,
И к работе я готов (-а). И друг другу мы поможем.
Голова моя светла, Хватит места на земле
Отдохнул (-а) до утра. Людям всем, животным, мне.
Влево - вправо повернусь, Чтоб земля моя цвела,
Солнцу низко поклонюсь: Я желаю всем добра.
"Здравствуй, матушка - природа!
Мы с тобой одного рода,

VIII. Математика. Единицы длины. Работа в группах.

- Предлагаю поработать по группам и выполнить задания по карточкам.

1 группа: Перевести единицы длины в мелкие единицы длины водопада Игуасу.

- От места впадения ее в реку Парана 26 км = *м

- Общая высота падения - 72 м = * см

- Общая ширина обоих ступеней до 4 км = * м.

2 группа: Перевести единицы длины в мелкие единицы длины водопада Виктории.

- Ширина водопада -1800 м = * см

- Высота - 120 м = дм

- Шум от него слышен за 25 км = * м

3 группа: Сравнить единицы длины водопадов Игуасу и Виктории найти разницу.

  Игуасу Виктория
Ширина 4 км 1800м
Высота 72 м 120 м

(После самостоятельной работы проверить полученные результаты)

IX. Окружающий мир.

- Сейчас мы послушали сообщение ребят об объектах Всемирного природного наследия. Они находятся не в нашей стране. Можно еще назвать другие объекты - это "Большой каньон", "Большой барьерный риф". (Показ на карте и их изображения на картинках)

В Росси тоже есть объекты природы Всемирного наследия. Это озеро Байкал, горы Алтай, вулканы Камчатка. (Показ на карте и их изображения на картинках)

Саша нам расскажет об озере Байкал, что он интересного узнал о нем. См. Приложение 4.

X. Русский язык. Определения падежа у имен существительных. Работа над развитием речи.

(На каждой парте лежат карточки с предложениями)

- На карточках написаны предложения. Определите у слова "Байкал" падеж.

Положитете карточки в таком порядке, чтобы получился связный рассказ

- Байкал является самым глубоким озером в мире.

- На берегах Байкала пнаходятся прекрасные хвойные леса.

- Со всех сторон окружают Байкал высокие горы.

- Мы должны гордиться Байкалом и обязаны сохранить это уникальное озеро.

- По Байкалу ходят большие корабли с грузами и пассажирами.

XI. Подведение 1 урока. Домашнее задание.

- О других природных объектах вы узнаете в учебнике с. 56-57. Что нового вы узнали на этом уроке? Что особенно понравилось? Что хотели бы еще узнать?

1-й этап

Тема: Всемирное культурное наследие

I. Организационный момент. Повторение пройденного. Окружающий мир.

Мы продолжим изучать Всемирное наследие. Что это такое? На какие части оно делится? На 1 уроке мы познакомились с природным наследием. На этом уроке мы познакомимся с объектами культурного наследия.

Всемирное культурное наследие - это объекты творения человека, которые очень ценны с исторической стороны или своей уникальностью изготовления.

Мы с вами будем путешествовать по миру и знакомиться с достопримечательностями стран. В основном частью культурного наследия является архитектура. Объясните, пожалуйста, что значит слово "архитектура"?

II. Изобразительное искусство.

Архитектура - это искусство строить и украшать здания. Это особый вид искусства. Зданиями не только любуются, в них проходит вся человеческая жизнь. За годы своего сосуществования люди создали много построек. Из глубокой древности до нас дошли многие постройки. Все они разные и несут на себе печать своего времени, отражают вкусы, взгляды, обычаи, создавших их людей. В каждой стране есть замечательные памятники архитектуры. Самые знаменитые обозначены на этой карте. (На доске висит географическая карта. Находят некоторые памятники, которые известны детям)

III. Окружающий мир

- Более подробно о некоторых из них мы сейчас узнаем. Сережа нам расскажет, что он нашел о Великой Китайской стене. См. Приложение 5.

IV. Математика. Решение задачи

Через каждые 100 метров были сооружены сторожевые башни. Всего было около 60 башен. Длина Великой Китайской стены около 6 км. Докажи, почему столько получилось башен.

(6 км = 6000м. 6000м : 100 = 60 б.)

V. Физминутка для глаз. Упражнение для укрепления мышц глаз. Выполнять упражнение детям помогает солнечный зайчик. Каждое движение дети делают 5-6 раз.

-Глазки, глазки, где вы были?
-В гости к зайчикам ходили.
Мы увидели зайчат,
Стали быстро догонять.
Влево - вправо, влево - вправо,
Кругом ходят глазки друг за другом.
Вправо - влево, вправо - влево
Побежали глазки смело.
Опустились на карниз.
А потом восьмёрки пишем:
Кто подальше, кто повыше?
Плавно глазками моргаем,
С силой глазки закрываем.
Повторим ещё мы раз
И рукой закроем глаз.
На нос посмотрим, потом вдаль
Как ленивых деток жаль
Играть с нами не хотели
У них глазки заболели. Снизу вверх, сверху вниз-.

VI. Изобразительное искусство.

- Продолжим путешествие по древней Руси - стране наших предков.На предыдущем уроке вы уже познакомились с памятниками древней архитектуры. Объясните, пожалуйста, что значит слово "архитектура"?

Архитектура - это искусство строить и украшать здания. Архитектура - это особый вид искусства. Зданиями не только любуются, в них проходит вся человеческая жизнь. За годы своего сосуществования люди создали много построек. Из глубокой древности до нас дошли многие постройки. Все они разные и несут на себе печать своего времени,отражают вкусы, взгляды, обычаи, создавших их людей.

- Сейчас мы побеседуем по картине. (Включается слайд репродукции А.Васнецова "Старая Москва".)

Дети, посмотрите внимательно на картину. Придумайте название этой картины. Говорят свои варианты названия картины.

Учитель строит беседу по картине с использованием технологии программы "Образ и мысль".

Блок вопросов технологии:

  1. Что вы видите на картине?
  2. Что вы видите здесь такого, о чем ещё никто не говорил?
  3. Что вы видите здесь такого, что позволяет вам так думать (говорить)?
  4. Что происходит на этой картине?
  5. Кто эти люди?
  6. Где это происходит?
  7. Когда это происходит?

Учитель принимает высказывания каждого ребёнка, используя парафраз. (повторение).)

- Взгляните ещё раз на картину. (Далее учитель подводит итоги, обобщая ответы детей.) Итак, на светлом фоне неба выделяются, освещенные солнцем красновато-розовые постройки Древнего кремля. Мы видим высокие сторожевые башни, мощные крепостные стены, за которыми блестят на солнце купола церквей и соборов. Это старая Москва.На первом плане картины художник изобразил группу людей. Одни из них играют на музыкальных инструментах, другие пляшут. Возможно это какой-то праздник. Люди улыбаются, веселятся. Художник А. Васнецов - автор этой картины передал не только архитектуру древнего города, но и жизнь, быт населения и даже его настроение. Он заглянул вдаль веков. Придумайте ещё раз название картины.

(Учащиеся говорят свои варианты названия.)

Учитель: Города на Руси начали строить давным-давно. Кто из вас знает, что значит "город", чем он отличается от сельского поселения? В городах живут люди, главным занятием которых является не обработка земли, а ремесло и торговля. Но главным отличием древнерусского города являлось еще и то, что он был хорошо укреплён. Это были настоящие крепости. В центре обычно строили Кремль, в нем за каменной стеной стояли разные постройки (дворцы, терема, соборы, церкви). Кремли сохранились до наших дней во многих городах нашей Родины. Например, в Москве, Нижнем Новгороде, Пскове, Ростове Великом, Смоленске. (Включаются слайды: "Новгородский Кремль" и "Кремль Ростова Великого".)

Над гладью воды как бы вырастает Ростовский Кремль. Высокие белые стены, уступы башен, серебро и золото куполов церквей - все это сливается в какую-то светлую, радостную музыку красок и архитектуры. Представьте себе, что мы перенеслись с вами на 5 столетий назад в город Москву. Что же предстанет перед нашим взором?

(Учащиеся фантазируют. Учитель помогает им.)

Учитель: Вообразите, что мы подходим к городу в ясную лунную ночь. По левую и правую сторону от нас плавно текут, сверкая в лунном свете, две реки. Наши предки, славяне ставили свои города обычно у слияния двух рек, под защитой их берегов, на высоких холмах. Какие реки защищали Московский Кремль? Москва - река. Вторая река - Неглинка.За стенами города мы бы увидели темнеющие постройки - дворцы, сады, колодцы - журавли. Это городской посад, он примыкает к крепости. В Кремле находились княжеские дворцы, терема, а в посаде жил ремесленный и торговый люд. На посаде находилась и главная торговая площадь. Как она называлась? Красная площадь.

Мы с вами на прошлом классном часе говорили о Кремле.Посмотрим видеофильм.

VII. Русский язык. Работа со словарем.

- Теперь я проверю, что вы узнали нового. Ответьте на мои вопросы:

1. Какое обычно место выбирали для строительства города?

2. Зачем строили крепости?

3. Для чего служили башни?

- Откройте, пожалуйста, словари по ИЗО и запишите новые слова.

Кремль - крепость внутри города, со стенами и башнями.

Башня - сооружение, высота которого больше его сторон.

VIII. Трудовое обучение.

- Вы уже создавали русские старинные постройки, используя в качестве основы разнообразные баночки и бутылочки. Перед нами здесь соборы, терема, дворцы. Я думаю, что наши городские жилые постройки надо защитить. Как? Построить крепостные стены, воздвигнуть башни.

Разделимся на 3 группы. Сережу С. Назначаю главным архитектором.

1 группа будет моделировать башни. 2 группа лепить стены крепости. Мне кажется, что в городе должны быть сады. Девочки будут садоводами - это 3 группа.

Используем в работе пластилин. Для декоративных деталей применяем разные виды круп, бусинки, фольгу. Основа крепости - картонная коробка. Приступаем к моделированию башен, стен крепости, деревьев на основе знакомых вам готовых форм.

(В конце практической части урока разнообразные постройки (соборы, терема и т.д.) размещаются внутри крепости.)

IX. Подведение итогов.

- Теперь вы представляете как выглядели древнерусские города. Подведем итоги.

  1. Зачем нужен был Кремль?
  2. Какие постройки были в древнерусском городе?
  3. Назовите 3 главные части русского средневекового города.

Для проверки понимания пройденного на уроке выдаются анкеты.

- Что тебе понравилось на уроке?

- Все ли было понятно на уроке?

- О чем хотелось бы еще узнать?

X. Домашнее задание.

  • 1 ряд - узнать о Санкт - Петербурге.
  • 2 ряд - о Кижи - деревянных церквях.
  • 3 ряд - о вулканах Камчатки