Конспект урока литературы в 5-м классе по теме "Житие Бориса и Глеба"

Разделы: Литература


Тема:  Жанр жития. Житие Бориса и Глеба

Цели:

  • Обучающие:
    • дать понятие жития как жанра духовной литературы;
    • познакомить учащихся с жизнеописанием русских князей Бориса и Глеба;
    • выявить главные христианские заповеди «Жития Бориса и Глеба».
  • Воспитательные:
    • воспитывать патриотизм, нравственные ценности в детях (различение понятий добра и зла, долга и чести, правды и совести человека и смысла жизни);
    • воспитывать эстетические взгляды, чувство прекрасного, используя произведения искусства.
  • Развивающие:
    • развивать приёмы наблюдения, аналитическое мышление;
    • формировать умение выделять главное;
    • развивать грамотную речь;
    • пополнять словарный запас языка.

ХОД УРОКА

1. Предварительная беседа (проверка изученного материала).

  Господи, что это за книга и какие уроки!
Что за книга Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!..

Ф.М.Достоевский

– О какой книге идёт речь? (О библии).
– «Библия» – это сказания и предания какого народа? (Всех народов).
– Почему «Библия» выражает интересы всех народов? (В «Библии» записаны заповеди, которые можно считать общечеловеческими, независимо от того, верит человек в Бога или нет).
– Для людей какой веры Библия является главной книгой? (Для иудеев и христиан).
– А какие религии вы ещё знаете? (Буддизм, мусульманство).
– У них тоже идеал Иисус Христос? (Нет. У буддистов – Будда, священная книга – Типитака; у мусульман – Аллах, священная книга – Коран).
– Какая религия у русских? (Православная, т.е. христианская)

2. Новый материал

– Ребята, духовная литература – это не только Библия. В русской духовной литературе есть свои рассказы о святых людях.
– Кто же эти святые? Попробуйте ответить. (Учащиеся  высказывают различные мнения).

Слово учителя:

– Житие – жизнеописание святого. Запишите определение: «Житие – это жанр литературы, который художественно, легендарно воспроизводит биографию исторического лица, причисленного церковью к лику святых. (Определение записывается и объясняется).
– Кто же такие святые? И где, как вы думаете, можно увидеть святых? Жили они давно, фотографий ещё не было. (Верно, святые, как и Иисус Христос, и Богородица, изображались и изображаются на иконах)
– Одно из первых житий, появившихся на Руси, «Сказание о Борисе и Глебе». Мы будем читать переложение этого жития, сделанного писателем Е.Поселяниным.
Читать житие непросто. Но, внимательно прочитав его, постарайтесь ответить на вопрос: почему святые князья Борис и Глеб не оказали сопротивления Святополку?

3. Чтение жития

«Радуйтесь, страстотерпцы Христовы, заступники Русской земли, подающие исцеление приходящим к вам с верою и любовью. Радуйтесь, небесные обитатели, были вы ангелами во плоти, единомысленными служителями Богу, единообразной четой, святым единодушной; поэтому и подаете вы исцеление всем страждущим».

– Святым князьям – страстотерпцам Борису и Глебу посвящается. (Учитель читает житие с небольшими комментариями).

4. Беседа по прочитанному

– Назовите главных героев.
– Кратко перескажем прочитанное.

«…И восприняли оба венец небесный, к которому стремились, и возрадовались радостью великой и неизреченной, которую и получили».

– Кто противопоставлен Борису и Глебу? (Святополк)
– Давайте заполним таблицу «Христианская добродетель и пороки».

Борис и Глеб

Святополк

Правдивость, доверчивость, нестяжание,  презрение к земным благам Лживость, лицемерие, корысть, властолюбие
Надежда на Бога Упование на собственный разум
Кротость, великое смирение, любовь к Богу и ближнему, в том числе, к врагу Злоба, ненависть
Доброта, сердечность, щедрость, блаженный плач, непрестанная молитва Жестокосердие, черствость
Способность радоваться успехам другого, открытость Зависть
Блаженные, святые «Окаянный, треклятый»

– Что такое «добродетель» и что такое «пороки»?

Учитель доходчиво объясняет учащимся эти понятия, руководствуясь определениями  Толкового словаря: «Добродетель» – положительное нравственное качество человека; «пороки» – недостаток нравственный, духовный; всё, что противно истине и добру.

– Вернёмся к вопросу, который я задала вам перед прочтением жития: почему святые князья Борис и Глеб не оказали сопротивления Святополку? Подтвердите текстом. («…Удивительна высота их нравственного совершенства: презрение к смерти, вера в Бога, смирение и правда, покорность старшим…)

– Итак, князья Борис и Глеб стали святыми, потому что приблизились к Богу. Давайте рассмотрим схему «Механизм врастания в святость».
“Механизм врастания в святость” образно показал св. Авва Дорофей – восточный подвижник конца VI начала VII века: “Представьте себе круг, средину его – центр, и из центра исходящие радиусы – лучи. Эти радиусы, чем дальше от центра, тем более расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе к центру, тем больше сближаются между собою. Представьте теперь, что круг сей, есть мир, самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. Насколько Святые входят внутрь круга к средине онаго, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе и к Богу, и друг к другу… Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и обращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они отходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга”. (Монашеское деяние: Сб. поучений святых отцов и подвижников благочестия – М., 1991)
– Что же стало со Святополком Окаянным?
«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным   семенем, которое укрепляло единство  Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога  даром  исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли.
Сообщение учащихся о чудотворениях, связанных   свв. Борисом и Глебом (по учебнику и дополнительной литературе.)
– Составьте духовный портрет князей Бориса и Глеба.

Русские князья Борис и Глеб
праведники                    защитники

благочестивые      горячая вера в Бога    мудрые

смиренные                  кроткие                  мученики

радели за                         защищали землю
православную веру        русскую (Куликовская битва)

– Можно ли на основании житийного духовного портрета отнести кн. Бориса и Глеба  к святым?
«…Велико значение дивного подвига свв. кн. Бориса и Глеба, явившихся первым цветом русского православия, первыми угодными жертвами, которые выставила Богу Русская земля…»

5. Итоги урока

– Вам понравилось житие? Что именно?
– Чем житие может быть интересно нам, живущим в 21 веке? (Задумываемся о добре и зле, о том, что нужно уважать старших. Борис и Глеб жили по божьим заповедям, и если мы будем стараться так жить, то на земле прекратятся войны, исчезнет насилие…)
– Ребята, мы познакомились с вами только с одним житием, но их написано много. Наши предки очень любили читать духовную литературу. И у нас с вами это не последняя встреча с житиями. Я  надеюсь, что вы теперь самостоятельно захотите познакомиться с другой житийной литературой.

6. Домашнее задание: перечитать житие, нарисовать иллюстрацию к  «Житию свв. Бориса и Глеба».

Используемая литература:

1. Литература.5 кл. Поурочные планы (по программе А.Г.Кутузова). Составитель Л.М.Серёгина.
2. Приложение к журналу «Литература  в школе» № 2 – 2005
3. http://www.days.ru/Life/life6757
4. http://www.days.ru/php/upps_jpg.php?id=103
5. http://days.pravoslavie.ru/Life/life6471.htm
6. http://www.kv.orthodoxy.ru/
7. http://icona.ru/
8. http://www.wax.com.ua/gallery/history/mudriy/
9. http://animator.sitecity.ru/
10. М.М.Дунаев. Вера в горниле сомнений. –  М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.