Тема: Жанр жития. Житие Бориса и Глеба
Цели:
- Обучающие:
- дать понятие жития как жанра духовной литературы;
- познакомить учащихся с жизнеописанием русских князей Бориса и Глеба;
- выявить главные христианские заповеди «Жития Бориса и Глеба».
- Воспитательные:
- воспитывать патриотизм, нравственные ценности в детях (различение понятий добра и зла, долга и чести, правды и совести человека и смысла жизни);
- воспитывать эстетические взгляды, чувство прекрасного, используя произведения искусства.
- Развивающие:
- развивать приёмы наблюдения, аналитическое мышление;
- формировать умение выделять главное;
- развивать грамотную речь;
- пополнять словарный запас языка.
ХОД УРОКА
1. Предварительная беседа (проверка изученного материала).
Господи, что это за книга и какие
уроки!
Что за книга Священное Писание, какое чудо и
какая сила, данные с нею человеку!..
Ф.М.Достоевский
– О какой книге идёт речь? (О библии).
– «Библия» – это сказания и предания какого
народа? (Всех народов).
– Почему «Библия» выражает интересы всех
народов? (В «Библии» записаны заповеди, которые
можно считать общечеловеческими, независимо от
того, верит человек в Бога или нет).
– Для людей какой веры Библия является главной
книгой? (Для иудеев и христиан).
– А какие религии вы ещё знаете? (Буддизм,
мусульманство).
– У них тоже идеал Иисус Христос? (Нет. У
буддистов – Будда, священная книга – Типитака; у
мусульман – Аллах, священная книга – Коран).
– Какая религия у русских? (Православная, т.е.
христианская)
2. Новый материал
– Ребята, духовная литература – это не только
Библия. В русской духовной литературе есть свои
рассказы о святых людях.
– Кто же эти святые? Попробуйте ответить. (Учащиеся
высказывают различные мнения).
Слово учителя:
– Житие – жизнеописание святого. Запишите
определение: «Житие – это жанр литературы,
который художественно, легендарно воспроизводит
биографию исторического лица, причисленного
церковью к лику святых. (Определение
записывается и объясняется).
– Кто же такие святые? И где, как вы думаете, можно
увидеть святых? Жили они давно, фотографий ещё не
было. (Верно, святые, как и Иисус Христос, и
Богородица, изображались и изображаются на
иконах)
– Одно из первых житий, появившихся на Руси,
«Сказание о Борисе и Глебе». Мы будем читать
переложение этого жития, сделанного писателем
Е.Поселяниным.
Читать житие непросто. Но, внимательно прочитав
его, постарайтесь ответить на вопрос: почему
святые князья Борис и Глеб не оказали
сопротивления Святополку?
3. Чтение жития
«Радуйтесь, страстотерпцы Христовы, заступники Русской земли, подающие исцеление приходящим к вам с верою и любовью. Радуйтесь, небесные обитатели, были вы ангелами во плоти, единомысленными служителями Богу, единообразной четой, святым единодушной; поэтому и подаете вы исцеление всем страждущим».
– Святым князьям – страстотерпцам Борису и Глебу посвящается. (Учитель читает житие с небольшими комментариями).
4. Беседа по прочитанному
– Назовите главных героев.
– Кратко перескажем прочитанное.
«…И восприняли оба венец небесный, к которому стремились, и возрадовались радостью великой и неизреченной, которую и получили».
– Кто противопоставлен Борису и Глебу? (Святополк)
– Давайте заполним таблицу «Христианская
добродетель и пороки».
Борис и Глеб |
Святополк |
Правдивость, доверчивость, нестяжание, презрение к земным благам | Лживость, лицемерие, корысть, властолюбие |
Надежда на Бога | Упование на собственный разум |
Кротость, великое смирение, любовь к Богу и ближнему, в том числе, к врагу | Злоба, ненависть |
Доброта, сердечность, щедрость, блаженный плач, непрестанная молитва | Жестокосердие, черствость |
Способность радоваться успехам другого, открытость | Зависть |
Блаженные, святые | «Окаянный, треклятый» |
– Что такое «добродетель» и что такое «пороки»?
Учитель доходчиво объясняет учащимся эти понятия, руководствуясь определениями Толкового словаря: «Добродетель» – положительное нравственное качество человека; «пороки» – недостаток нравственный, духовный; всё, что противно истине и добру.
– Вернёмся к вопросу, который я задала вам перед прочтением жития: почему святые князья Борис и Глеб не оказали сопротивления Святополку? Подтвердите текстом. («…Удивительна высота их нравственного совершенства: презрение к смерти, вера в Бога, смирение и правда, покорность старшим…)
– Итак, князья Борис и Глеб стали святыми,
потому что приблизились к Богу. Давайте
рассмотрим схему «Механизм врастания в
святость».
“Механизм врастания в святость” образно
показал св. Авва Дорофей – восточный подвижник
конца VI начала VII века: “Представьте себе круг,
средину его – центр, и из центра исходящие
радиусы – лучи. Эти радиусы, чем дальше от центра,
тем более расходятся и удаляются друг от друга;
напротив, чем ближе к центру, тем больше
сближаются между собою. Представьте теперь, что
круг сей, есть мир, самая средина круга – Бог, а
прямые линии (радиусы), идущие от центра
окружности или от окружности к центру, суть пути
жизни людей. Насколько Святые входят внутрь
круга к средине онаго, желая приблизиться к Богу,
настолько по мере вхождения они становятся ближе
и к Богу, и друг к другу… Так разумейте и об
удалении. Когда удаляются от Бога и обращаются ко
внешнему, то очевидно, что в той мере, как они
отходят от средоточия и удаляются от Бога, в той
же мере удаляются и друг от друга”. (Монашеское
деяние: Сб. поучений святых отцов и подвижников
благочестия – М., 1991)
– Что же стало со Святополком Окаянным?
«С того времени, — пишет летописец, — затихла на
Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями
ради предотвращения междоусобных распрей,
явилась тем благодатным семенем, которое
укрепляло единство Руси. Благоверные
князья-страстотерпцы не только прославлены от
Бога даром исцелений, но они — особые
покровители, защитники Русской земли.
Сообщение учащихся о чудотворениях,
связанных свв. Борисом и Глебом (по
учебнику и дополнительной литературе.)
– Составьте духовный портрет князей Бориса и
Глеба.
Русские князья Борис и Глеб
праведники
защитники
благочестивые горячая вера в Бога мудрые
смиренные кроткие мученики
радели
за
защищали землю
православную веру русскую
(Куликовская битва)
– Можно ли на основании житийного духовного
портрета отнести кн. Бориса и Глеба к святым?
«…Велико значение дивного подвига свв. кн.
Бориса и Глеба, явившихся первым цветом русского
православия, первыми угодными жертвами, которые
выставила Богу Русская земля…»
5. Итоги урока
– Вам понравилось житие? Что именно?
– Чем житие может быть интересно нам, живущим в 21
веке? (Задумываемся о добре и зле, о том, что
нужно уважать старших. Борис и Глеб жили по
божьим заповедям, и если мы будем стараться так
жить, то на земле прекратятся войны, исчезнет
насилие…)
– Ребята, мы познакомились с вами только с одним
житием, но их написано много. Наши предки очень
любили читать духовную литературу. И у нас с вами
это не последняя встреча с житиями. Я надеюсь,
что вы теперь самостоятельно захотите
познакомиться с другой житийной литературой.
6. Домашнее задание: перечитать житие, нарисовать иллюстрацию к «Житию свв. Бориса и Глеба».
Используемая литература:
1. Литература.5 кл. Поурочные планы (по программе
А.Г.Кутузова). Составитель Л.М.Серёгина.
2. Приложение к журналу «Литература в школе» №
2 – 2005
3. http://www.days.ru/Life/life6757
4. http://www.days.ru/php/upps_jpg.php?id=103
5. http://days.pravoslavie.ru/Life/life6471.htm
6. http://www.kv.orthodoxy.ru/
7. http://icona.ru/
8. http://www.wax.com.ua/gallery/history/mudriy/
9. http://animator.sitecity.ru/
10. М.М.Дунаев. Вера в горниле сомнений. –
М.: Издательский Совет Русской Православной
Церкви, 2003.