Учебная деятельность ученика не ограничивается только присутствием его на уроках и выполнением домашних заданий. Продолжением этой деятельности является внеклассная работа.
Внеклассная работа способствует пополнению полученных знаний, повышает интерес к литературе, совершенствует у учащихся навыков анализа, классификации, развитию связной устной и письменной речи учащихся.
Эта форма работы имеет в виду не какую-либо часть учащихся, выделяемую по успеваемости или степени подготовленности, а всех учащихся, проявивших свою заинтересованность данным предметом. участие в проводимых внеклассных мероприятиях может послужить средством к тому, чтобы пробудить интерес к литературе.
Как известно, форм организации и видов внеклассной работы много. Среди них можно выделить такие, как кружки по предмету, выпуск стенгазет и журналов, тематические выставки, конференции, олимпиады, викторины, экскурсии, литературные вечера и т.д.
Результаты опросов учащихся подтверждают, что проведение внеклассной работы по предмету позволяют повысить творческую и познавательную активность школьников. В жизни школьника такие мероприятия занимают особое место, так как отличительная черта их психики - усиленная острота восприятия, стремление к самовыражению.
Среди множества видов организации внеклассной работы по предмету следует обратить внимание на проведение литературных праздников, гостиных, салонов, направленных на духовное развитие ребенка, обогащение словарного запаса, пробуждение интереса к чтению.
Организация литературных праздников требует больших усилий и серьезного отношения от учителя. К работе нужно отнестись творчески, учитывая интересы и психологические особенности ребят. Это очень важно при раздаче индивидуальных заданий, помогающих обрести уверенность, завоевать уважение товарищей. Индивидуальные задания используются и для вовлечения в работу всех участников.
Подготовка к празднику - большая и серьезная работа. Правильно подготовленный и проведенный праздник принесет много радости и надолго запомнится всем участникам.
К 115- летию поэтессы Марины Цветаевой методическое объединение учителей русского языка и литературы подготовила и провела литературный праздник, посвященный ее юбилею. Целью данного мероприятия являются: систематизировать знания учащихся о личности и творчестве М. Цветаевой; развивать умения успешного общения; воспитывать интерес к поэтическому творчеству. Перед нами поставлены такие задачи, как отработка умственных действий анализа и обобщения, осмысливая основные факты биографии поэта, ее творчества; создание необходимых условий благополучного взаимодействия в аудитории; пополнение знаний учащихся о творчестве поэтов начала XX века
Работа по подготовке и проведению этого праздника была разделена на несколько стадий. Первая стадия - выбор темы праздника, бесед с детьми. Перед нами стояла задача заинтересовать ребят предстоящей работой.
Следующая стадия - организация подготовительной работы. Учащиеся самостоятельно решили в чем будет заключаться их участие в празднике. На этом этапе планировали и провели викторины, выполнили работы по изготовлению костюмов, оформлению зала, пригласительных билетов. Кроме того каждый класс выпустил стенгазету, посвященную жизни и деятельности поэтессы.
При подготовке к празднику нужно учитывать все - материалы, оборудование, оформление. Была создана компьютерная презентация, раскрывающая Марину Цветаеву как личность и как поэт. Библиотекарем организована книжная выставка о ее творчестве. Особое значение уделялась оформлению класса, который помогал восприятию учащимися обстановки эпохи.
В литературно- музыкальной композиции были включены и стихотворения Марины Цветаевой, и рассказ об ее жизни, что повысило интерес учащихся к творчеству поэтессы, пониманию особенностей стихотворений.
Проводилась викторина, где были включены вопросы познавательного характера не только о Марине Цветаевой, но и других поэтов ее поколения. Учащиеся показали заинтересованность творческой деятельностью поэтов, особенностями, обстановкой в стране в начала XX века.
После праздника участникам была дана возможность обменяться мнениями, высказать свои впечатления. Такой анализ праздника помогает учителю в его дальнейшей работе с детьми.
Коллективная деятельность по подготовке к празднику способствует устранению конфликтных ситуаций в школе, что делает школьный праздник эффективным средством сплочения детского коллектива.
Проведение литературного праздника помогает осуществлению нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников путем вовлечения их в разнообразные внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к сокровищнице русского языка и литературы; развивает творческие способности учащихся, удовлетворяет их индивидуальные запросы, интересы, склонности; активизирует познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Воспитывает уважительное отношение друг к другу, умение общаться в коллективе, культуру общения.