Цели:
Обучающие:
- выявление остаточных знаний учащихся;
- проверка знания текста, умения ответить на вопрос.
Развивающие:
- развитие речи учащихся, памяти, внимания;
- развитие умения отстаивать мнение, доказывать свою мысль.
Воспитательные:
- воспитание культуры устного и письменного общения.
Тип: урок систематизации знаний
Форма: литературный ринг
Оборудование: ПК, проектор, экран, слайды
Ход урока
1). Приветствие, обращение к учащимся. Ознакомление с условиями игры
- Сегодня у нас необычный урок, а именно встречаются 2 класса, 4 команды, которые сразятся на литературном ринге.
2). Последовательность туров
1 тур. Пословицы
Микроцели:
- выявление знаний учащихся о пословицах;
- формирование интереса к устному народному творчеству.
Задание: докончить пословицы
Слово не воробей, ...
Повторение - :
Не имей сто рублей, а :
Старый друг лучше :
Любишь кататься - :
Пустая бочка :
Близок локоть, да :
Не место красит человека, а :
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что :
2 тур. "Чей портрет?"
Микроцель: Проверка знаний биографий писателей
Задание: по портрету и по небольшой биографии учащиеся должны дать полное имя писателя
Детство его было невесёлое: отец - помещик, человек грубый - жестоко обращался с крестьянами, обижал жену. Играл с крестьянскими детьми, хотя отец запрещал бывать с ними. Много лет спустя посвятил крестьянским детям замечательные стихи
":Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?..."
Родился в семье бедного армейского офицера. Ему пришлось зарабатывать деньги для семьи переписыванием судебных бумаг. В наследство от отца ему достался сундук с книгами. Овладел французским и итальянским языками.
Жил на свете обыкновенный доктор. Он очень много помогал людям. Помогал не только микстурами, пилюлями, но самое главное - словами. Помогал и больным и здоровым. Потому что был не только доктор, но и замечательный писатель.
3 тур. "Узнай произведение"
Микроцель: узнавание произведения по сюжетным рисункам
Задание: рассмотрев иллюстрацию, учащиеся должны узнать героев, изображенных на ней, назвать произведение и автора
4 тур. "О ком идет речь?"
Микроцель: проверка знания текста
Задание: по описанию учащиеся узнают героя и называют автора
1. Она была слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачонку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами.
2. Девица не простая, дочь, вишь, Месяцу родная, да и Солнышко ей брат.
3. Все бока его изрыты, частоколы в рёбра вбиты, на хвосте сыр-бор шумит, на спине село стоит:
4. Мальчик десяти лет, на которого все кричали. Самый маленький из всех служащих в заведении.
5. Она была такой умницей, каких свет не видывал!
Она прочитала все газеты на свете и позабыла всё,
что в них было написано, - вот какая умница!
6. Много у него было всякого богатства, дорогих
товаров заморских, жумчугу, драгоценных
камениев, золотой и серебряной казны; и было у
него три дочери.
7. Мужчина двенадцати вершков роста. Жил один.
8. Женщина эта, необычайно прекрасная: Глаза её сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.
9. Человек в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Бывший управляющий домом на 25 рублей в месяц.
10. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединённо доживала последние годы своей скупой и скучающей старости.
3). Подсчет баллов
- А пока жюри подводит итоги, мы можем набрать дополнительные баллы (учитель задает вопросы по изученным произведениям).
4). Обобщение. Развитие речи
Микроцели:
- умение подбирать пословицы к тем или иным случаям;
- умение сочинять пословицы;
- развитие речи учащихся
Задание: подбери или сочини пословицы, которые помогли бы литературным героям рассмотреть поступки, отношение к чему-либо или прямо или косвенно относящиеся к герою, изученных вами произведений
Список героев:
- Кай;
- Герда;
- Иван из сказки П.П. Ершова "Конек-Горбунок";
- Лиса.
5). Подведение итогов. Награждение команд
Жюри объявляет результаты.
Вручаются номинации лучшим знатокам литературы.
6). Рефлексия
- Сегодня на уроке мы закрепили наши знания, развивали свою речь. Вам понравился урок? (учащиеся выражают свое мнение)
7). Релаксация
- Мы благодарим вас за активное участие. Сегодня вы все очень хорошо работали!